Специфика мультимедийных образовательных порталов (на примере портала «ДезинФЕЙКция»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ В МУЛЬТИМЕДИЙНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1. Образовательные порталы в России: исторический аспект и проблема
терминологии 6
1.2. Алгоритмы производства образовательных порталов 12
1.3. Специфика использования мультимедийных инструментов в
образовательных интернет-проектах 21
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛОВ НА
ПРИМЕРЕ ПОРТАЛА «ДЕЗИНФЕЙКЦИЯ»
2.1. Выбор и изучение тематики мультимедийного образовательного портала «ДезинФЕЙКция»
2.2. Концепция мультимедийного образовательного портала
«ДезинФЕЙКция»
2.3. Этапы производства мультимедийного образовательного портала
«ДезинФЕЙКция»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ В МУЛЬТИМЕДИЙНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1. Образовательные порталы в России: исторический аспект и проблема
терминологии 6
1.2. Алгоритмы производства образовательных порталов 12
1.3. Специфика использования мультимедийных инструментов в
образовательных интернет-проектах 21
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛОВ НА
ПРИМЕРЕ ПОРТАЛА «ДЕЗИНФЕЙКЦИЯ»
2.1. Выбор и изучение тематики мультимедийного образовательного портала «ДезинФЕЙКция»
2.2. Концепция мультимедийного образовательного портала
«ДезинФЕЙКция»
2.3. Этапы производства мультимедийного образовательного портала
«ДезинФЕЙКция»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
Эволюция высшего образования отражает эволюцию развития общества. Важнейшую роль в этом играют образовательные порталы. На современном этапе развития перед системой образования стоит проблема медиатизации учебного процесса. Особенно остро её ощутили в связи с пандемией, из-за которой система образования была вынуждена перейти на дистанционное обучение.
Создание мультимедийного учебного портала позволяет школьникам и студентам плодотворно и в кратчайшие сроки подготовиться к тестам и экзаменам, повысить качество своих знаний, а также расширить свой кругозор. У каждого пользователя сети Интернет, проживающего в любой точке страны, есть возможность слушать уроки лучших педагогов, смотреть качественные обучающие видеоролики, выполнять тестовые задания и изучать новую информацию в различных форматах. Сегодня активно разрабатываются различные образовательные технологии, изучаются и внедряются в школьную, университетскую и научную систему, все чаще используются информационные и мультимедийные технологии.
Актуальность. В связи с активным ростом популярности интернет- образования актуализировалась проблема качества образовательных проектов. Наблюдается перенасыщение просветительскими веб-сайтами пространства Рунета, в связи с этим и рост фейков в образовательной среде. В настоящее время является особенно важным отбор информации. Поэтому представляется особенно актуальным разработка современных подходов к созданию качественного образовательного контента в сети и повышение уровня грамотности пользователя Интернета.
Объектом данного исследования стали отечественные образовательные порталы.
Предметом исследования - специфика и алгоритмы производства мультимедийного контента для образовательных порталов.
Целью настоящей работы стало выявление специфических особенностей мультимедийных образовательных порталов и алгоритмов их производства для дальнейшего проектирования собственного портала «ДезинФЕЙКция», мультимедийной площадки обучения аудитории основам фактчекинга.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. раскрыть семантическую наполненность понятия
«образовательный портал»;
2. выявить, структурировать и описать особенности и виды
образовательных порталов;
3. выявить, структурировать и описать алгоритмы создания
мультимедийных образовательных порталов;
4. обосновать выбор темы для собственного портала «ДезинФЕЙКция», изучить её;
5. создать концепцию портала «ДезинФЕЙКция»;
6. представить собственный алгоритм создания мультимедийного образовательного портала «ДезинФЕЙКция» и реализовать проект.
Степень разработанности проблемы. Феномен образовательных порталов рассматривают Ю. Граванова, В. А. Малинников, Е. С. Полат, А. В. Соловов, Т. А. Ожерельева, И. В. Роберт, собственную специфику и классификацию выделяют Г. Г. Тупикина, А. Г. Абрамов, В. А. Касторнова и другие. В нашей работе, рассматривая термины «портал» и «образовательный портал» мы опираемся на работы П. В. Веденеева.
Методы исследования: для выявления специфических черт
образовательных порталов применены функциональный и структурный методы, для определения типов порталов, видов фейков - метод классификации, также использовался метод контент-анализа - для выявления тематических особенностей образовательного медиаконтента. В процессе исследования применялся и метод включённого наблюдения.
Новизна работы в её творческой, проектной составляющей. Фейки и основы фактчекинга - популярные темы отдельных материалов, лайф -хаков, интервью и видеороликов, есть специальные порталы фактчекинга, проекты
по разоблачению фейков, например, некоммерческий сайт
«Лапшеснималочная», передача «Fake News» на телеканале «Дождь», компания Gооgle запустила бета-версию сервиса Fact Check Еоок, для проверки информации. Однако площадок, где была бы аккумулирована в краткой и познавательной, но основанной на научных знаниях форме информация о том, что такое фейки и как их распознать рядовому пользователя, практически нет.
Теоретическая значимость: работа может быть полезна
исследователям, занимающимся проблематикой мультимедийного образования как уточняющая специфику образовательных порталов.
Практическая значимость: портал «ДезинФЕЙКция» мультимедийным учебным пособием для курсов по основам фактчекинга, быть полезным для любого пользователя сети.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Создание мультимедийного учебного портала позволяет школьникам и студентам плодотворно и в кратчайшие сроки подготовиться к тестам и экзаменам, повысить качество своих знаний, а также расширить свой кругозор. У каждого пользователя сети Интернет, проживающего в любой точке страны, есть возможность слушать уроки лучших педагогов, смотреть качественные обучающие видеоролики, выполнять тестовые задания и изучать новую информацию в различных форматах. Сегодня активно разрабатываются различные образовательные технологии, изучаются и внедряются в школьную, университетскую и научную систему, все чаще используются информационные и мультимедийные технологии.
Актуальность. В связи с активным ростом популярности интернет- образования актуализировалась проблема качества образовательных проектов. Наблюдается перенасыщение просветительскими веб-сайтами пространства Рунета, в связи с этим и рост фейков в образовательной среде. В настоящее время является особенно важным отбор информации. Поэтому представляется особенно актуальным разработка современных подходов к созданию качественного образовательного контента в сети и повышение уровня грамотности пользователя Интернета.
Объектом данного исследования стали отечественные образовательные порталы.
Предметом исследования - специфика и алгоритмы производства мультимедийного контента для образовательных порталов.
Целью настоящей работы стало выявление специфических особенностей мультимедийных образовательных порталов и алгоритмов их производства для дальнейшего проектирования собственного портала «ДезинФЕЙКция», мультимедийной площадки обучения аудитории основам фактчекинга.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. раскрыть семантическую наполненность понятия
«образовательный портал»;
2. выявить, структурировать и описать особенности и виды
образовательных порталов;
3. выявить, структурировать и описать алгоритмы создания
мультимедийных образовательных порталов;
4. обосновать выбор темы для собственного портала «ДезинФЕЙКция», изучить её;
5. создать концепцию портала «ДезинФЕЙКция»;
6. представить собственный алгоритм создания мультимедийного образовательного портала «ДезинФЕЙКция» и реализовать проект.
Степень разработанности проблемы. Феномен образовательных порталов рассматривают Ю. Граванова, В. А. Малинников, Е. С. Полат, А. В. Соловов, Т. А. Ожерельева, И. В. Роберт, собственную специфику и классификацию выделяют Г. Г. Тупикина, А. Г. Абрамов, В. А. Касторнова и другие. В нашей работе, рассматривая термины «портал» и «образовательный портал» мы опираемся на работы П. В. Веденеева.
Методы исследования: для выявления специфических черт
образовательных порталов применены функциональный и структурный методы, для определения типов порталов, видов фейков - метод классификации, также использовался метод контент-анализа - для выявления тематических особенностей образовательного медиаконтента. В процессе исследования применялся и метод включённого наблюдения.
Новизна работы в её творческой, проектной составляющей. Фейки и основы фактчекинга - популярные темы отдельных материалов, лайф -хаков, интервью и видеороликов, есть специальные порталы фактчекинга, проекты
по разоблачению фейков, например, некоммерческий сайт
«Лапшеснималочная», передача «Fake News» на телеканале «Дождь», компания Gооgle запустила бета-версию сервиса Fact Check Еоок, для проверки информации. Однако площадок, где была бы аккумулирована в краткой и познавательной, но основанной на научных знаниях форме информация о том, что такое фейки и как их распознать рядовому пользователя, практически нет.
Теоретическая значимость: работа может быть полезна
исследователям, занимающимся проблематикой мультимедийного образования как уточняющая специфику образовательных порталов.
Практическая значимость: портал «ДезинФЕЙКция» мультимедийным учебным пособием для курсов по основам фактчекинга, быть полезным для любого пользователя сети.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Проведенное в нашей работе исследование, цель которого заключалась в выявлении специфических особенностей мультимедийных образовательных порталов и алгоритмов их производства для дальнейшего проектирования собственной мультимедийной площадки обучения аудитории основам фактчекинга «ДезинФЕЙКция», позволило получить следующие результаты.
Опираясь на исследования Веденеева, нами было дано определение понятию «образовательный портал» - программно-технический комплекс, аккумулирующий в разнообразных формах и объемах территориально распределенные сведения о научно-методических информационных ресурсах, современных технологиях обучения, государственных образовательных стандартах и любой другой информации, поддерживающей индивидуальный уровень образования и интереса к непрерывному его повышению. [Веденеев, с. 110-114].
Нами были выявлены, структурированы и описаны особенности и виды образовательных порталов:
• по структуре и способу организации;
• в соответствии с целевой пользовательской аудиторией;
• по типу содержимого и средствах, предоставляемых пользователю;
• по организационной структуре;
• по функциональности.
Также мы выявили, структурировали и описали алгоритмы создания мультимедийных образовательных порталов. В данной работе мы опираемся на следующий порядок алгоритмов создания портала:
1. выбор темы, её изучение, определение вида образовательного портала: его функций, аудитории и другого;
2. техническая разработка: выбор платформы, конструктора и прочих инструментов для разработки;
3. разработка собственного дизайна и пользовательского
интерфейса: работа с художниками, иллюстраторами,
фотографами, шрифтовиками, видеографами и другими специалистами, составление макетов образовательного портала;
4. вёрстка страниц образовательного портала;
5. наполнение портала информацией: тестом, видеозаписями, фотографиями, иллюстрациями и другим.
Учитывая всю вышеперечисленную теоретическую основу данной работы, мы перешли к практической части. В настоящее время бороться с фейками и распознавать их становится всё труднее, поэтому нам было так важно изучить проблему фейковых новостей и разработать собственный мультимедийный образовательный портал «ДезинФЕЙКция» по этой теме.
Мы дали определение понятию «фейковые новости» и выделили, описали виды фейковых новостей: по источникам, целям распространения, способам распространения и формату. Мы создали и описали схему создания и распространения фейковых новостей «Фейковая паутина». А также разработали рекомендации по идентификации фейков :
1) Найти информацию в нескольких источниках.
2) Проверить факты текста.
3) Проанализировать полноту информации.
4) Определить первую дату публикации.
5) Узнать об авторитетности и репутации источника.
6) Проверить информацию на наличие противоречий.
7) Ознакомиться с комментариями читателей и очевидцев.
8) Не поддаваться эмоциям.
9) Осуществить проверку медиаконтента на оригинальность.
10) Воспользоваться сервисами.
Изучив выбранную тему, мы представили концепцию нашего мультимедийного образовательного портала. Цель которого заключается в объединении, структурировании и описании информации по проблеме фейковых новостей, а именно: истории возникновения, видов фейков, их особенностей, источниках, механизме создания и распространения, идентификации. Определили целевую аудиторию - школьники и студенты. Описали структуру ресурса:
• история появления фейков и их определение;
• виды и особенности фейков;
• цели, источники и способы распространения, механизм «Фейковой паутины»;
• способы идентификации, «Команда верификации»;
• тест.
После чего мы поэтапно рассмотрели алгоритмы производства мультимедийного образовательного портала «ДезинФЕЙКция»:
1. Для технической разработки мы выбрали конструктор «Readymag».
2. На этапе дизайна мы представили собственных персонажей портала: Дезинфейктора, Хайпушника, Пропагандника, сервисы, экспертов, логику и других.
3. Описали особенности использовании нами мультимедийных инструментов на этапе вёрстки: слайд-шоу, hotspot, GIF- изображений, собственных тестов и других.
4. Наполнили портал текстовой информацией.
Итогом нашей работы стал собственный мультимедийный образовательный портал «ДезинФЕЙКция»:
https://readymag.com/u2265400679/dezinfeykciya/. В дальнейшем планируется обновлять ресурс актуальной информацией, применять новые мультимедийные технологии и расширять пользовательскую аудиторию.
Опираясь на исследования Веденеева, нами было дано определение понятию «образовательный портал» - программно-технический комплекс, аккумулирующий в разнообразных формах и объемах территориально распределенные сведения о научно-методических информационных ресурсах, современных технологиях обучения, государственных образовательных стандартах и любой другой информации, поддерживающей индивидуальный уровень образования и интереса к непрерывному его повышению. [Веденеев, с. 110-114].
Нами были выявлены, структурированы и описаны особенности и виды образовательных порталов:
• по структуре и способу организации;
• в соответствии с целевой пользовательской аудиторией;
• по типу содержимого и средствах, предоставляемых пользователю;
• по организационной структуре;
• по функциональности.
Также мы выявили, структурировали и описали алгоритмы создания мультимедийных образовательных порталов. В данной работе мы опираемся на следующий порядок алгоритмов создания портала:
1. выбор темы, её изучение, определение вида образовательного портала: его функций, аудитории и другого;
2. техническая разработка: выбор платформы, конструктора и прочих инструментов для разработки;
3. разработка собственного дизайна и пользовательского
интерфейса: работа с художниками, иллюстраторами,
фотографами, шрифтовиками, видеографами и другими специалистами, составление макетов образовательного портала;
4. вёрстка страниц образовательного портала;
5. наполнение портала информацией: тестом, видеозаписями, фотографиями, иллюстрациями и другим.
Учитывая всю вышеперечисленную теоретическую основу данной работы, мы перешли к практической части. В настоящее время бороться с фейками и распознавать их становится всё труднее, поэтому нам было так важно изучить проблему фейковых новостей и разработать собственный мультимедийный образовательный портал «ДезинФЕЙКция» по этой теме.
Мы дали определение понятию «фейковые новости» и выделили, описали виды фейковых новостей: по источникам, целям распространения, способам распространения и формату. Мы создали и описали схему создания и распространения фейковых новостей «Фейковая паутина». А также разработали рекомендации по идентификации фейков :
1) Найти информацию в нескольких источниках.
2) Проверить факты текста.
3) Проанализировать полноту информации.
4) Определить первую дату публикации.
5) Узнать об авторитетности и репутации источника.
6) Проверить информацию на наличие противоречий.
7) Ознакомиться с комментариями читателей и очевидцев.
8) Не поддаваться эмоциям.
9) Осуществить проверку медиаконтента на оригинальность.
10) Воспользоваться сервисами.
Изучив выбранную тему, мы представили концепцию нашего мультимедийного образовательного портала. Цель которого заключается в объединении, структурировании и описании информации по проблеме фейковых новостей, а именно: истории возникновения, видов фейков, их особенностей, источниках, механизме создания и распространения, идентификации. Определили целевую аудиторию - школьники и студенты. Описали структуру ресурса:
• история появления фейков и их определение;
• виды и особенности фейков;
• цели, источники и способы распространения, механизм «Фейковой паутины»;
• способы идентификации, «Команда верификации»;
• тест.
После чего мы поэтапно рассмотрели алгоритмы производства мультимедийного образовательного портала «ДезинФЕЙКция»:
1. Для технической разработки мы выбрали конструктор «Readymag».
2. На этапе дизайна мы представили собственных персонажей портала: Дезинфейктора, Хайпушника, Пропагандника, сервисы, экспертов, логику и других.
3. Описали особенности использовании нами мультимедийных инструментов на этапе вёрстки: слайд-шоу, hotspot, GIF- изображений, собственных тестов и других.
4. Наполнили портал текстовой информацией.
Итогом нашей работы стал собственный мультимедийный образовательный портал «ДезинФЕЙКция»:
https://readymag.com/u2265400679/dezinfeykciya/. В дальнейшем планируется обновлять ресурс актуальной информацией, применять новые мультимедийные технологии и расширять пользовательскую аудиторию.






