Политическая сатира в современной отечественной публицистике
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПУБЛИЦИСТИКА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ,
МЕТОДЫ 7
1.1. Понятие «публицистика»: история термина и варианты
интерпретации 7
1.2. Сатирические приемы в отечественной журналистике и
публицистике 14
1.3. Колумнистика как современный формат сатирической
публицистики 22
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА В ТВОРЧЕСТВЕ
СОВРЕМЕННЫХ КОЛУМНИСТОВ 30
2.1. Сатирические приемы в творчестве Виктора Шендеровича... 30
2.2. Категория «Власть» в политической сатире Бориса
Вишневского 41
2.3. Сатира в колумнистике Михаила Шевчука 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 73
ГЛАВА 1. ПУБЛИЦИСТИКА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ,
МЕТОДЫ 7
1.1. Понятие «публицистика»: история термина и варианты
интерпретации 7
1.2. Сатирические приемы в отечественной журналистике и
публицистике 14
1.3. Колумнистика как современный формат сатирической
публицистики 22
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА В ТВОРЧЕСТВЕ
СОВРЕМЕННЫХ КОЛУМНИСТОВ 30
2.1. Сатирические приемы в творчестве Виктора Шендеровича... 30
2.2. Категория «Власть» в политической сатире Бориса
Вишневского 41
2.3. Сатира в колумнистике Михаила Шевчука 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 73
Любое общество по мере своего развития и становления сталкивается с определенными трудностями, которые так или иначе влияют на его будущее. Политические конфликты, крушение экономических систем, общественные волнения - все это сказывается на государстве и людях, которые в нем живут. Однако существует независимая область общественной деятельности, которая имеет возможность контролировать и влиять на разного рода конфликты. Публицистика всегда представляла собой особую область общественной деятельности, благодаря которой общество имело представление о важных проблемах своего времени. Общество любого государства всегда интересовалось политикой и на прямую или косвенно было связано с ней. Публицисты все чаще затрагивают темы касающиеся государства и правления, благодаря этому политика и публицистика становятся единым целым. А в том обществе, где активно развивается политическая публицистика присутствует такое понятие как политическая сатира. Особую актуальность приобретает изучение современной политической сатиры и публицистики в связи с запросами аудитории. Однако она не просто хочет знать суть проблемы и желает узнать мнение автора на тот или иной счет, она хочет распознать сатирический подтекст, который закладывает публицист в своем материале. Авторы публицисты всех времен не только пытались уделять проблемам пристальное внимание и решить вопрос, они пытались донести до своей аудитории ироничность и сумбурность той или иной ситуации.
Объект нашего исследования являются современные публицистские тексты.
Предмет исследования - сатирические приемы, используемые авторами в современных публицистических текстах.
Цель данного исследования - изучение современной сатирической публицистики России.
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
1) рассмотреть историю и варианты интерпретации термина «публицистика»;
2) разобраться с понятием «Сатирический прием», определить его место и значение в журналистике и публицистике;
3) определить значение формата «колонки» для современной сатирической публицистики;
4) выявить и проанализировать сатирические приемы в публикациях В. Шендеровича на «Эхо Москвы»;
5) проанализировать и определить категорию «власти» в сатире Бориса Вишневского;
6) проанализировать сатирические приемы в колумнистике Михаила Шевчука.
Степень изученности проблемы. Для изучения темы курсовой работы были взяты различные источники. Теоретической разработкой и изучением термина «публицистика» занимались такие ученые как: А. К. Бобков [Бобков 2005], В. М. Горохов [Горохов 1975], Г. В. Колосов [Колосов 1984], Л. Е. Кройчик [Кройчик 2000], Т. Ж. Машарипова [Машарипова 2015], Г. Я. Солганик [Солганик 2001]. Любая наука или же область деятельности имеет свою историю и уходит корнями в прошлое. В. В. Ученова [Ученова 1985], З. В. Сенук [Сенук 1993], Б. В. Вишневский [Вишневский] изучают публицистику с исторической точки зрения, они рассматривают публицистику на разных этапах ее становления, начиная с древней руси, заканчивая современным миром. В наше время популярностью среди читателей пользуется сатирическая публицистика. Ее характеризуют такие авторы и ученые: А. Ландерова [Ландерова 2013], А. Н. Тепляшина [Тепляшина 2004], А. А. Тертычный [Тертычный 2015], С. В. Курлядская [Курлядская 1967], Б. О. Дземедок [Дземедюк 1974]. Для того, чтобы сатирическая публицистика достигала своей главной цели - обличение пороков, авторы-публицисты активно используют в своих текстах сатирические приемы (приемы комического). Изучением таких приемов занимаются. Ю. Б. Борев [Борев1975], М. В. Джагарян [Джагарян 2009, www], А. С. Айнутдинов [Айнутдинов 2010]. На сегодняшний день медиа наполнены разного рода контентом, жанрами и формами. Среди которых особое место занимает колумнистика. Изучением и анализом этой формы занимаются многие российские ученые: В. С. Виноградский [Виноградский 1994], Ю. А. Гордеев [Гордеев 2010], Е. М. Деяк-Якобишина [Деяк-Якобишина 2013], Е. М. Пак [Пак 2001], С. С. Успенская [Успенская 2007], С. С. Ярцева [Ярцева 2007]. Необычайно полезными оказались работы зарубежных журналистов- теоретиков и практиков, среди которых особо выделяются S. Twomey [Twomey 2005], M. J. Casals Carro [Casals Carro 2000], T. Abate [Abate 2003].
Эмпирическую базу исследования составили 46 публикаций: 17 текстов В. Шендеровича из «Эхо Москвы», 15 текстов Б. Вишневского с «Новой газеты» и 14 текстов Михаила Шевчука со «Сноба» за период с июня 2020 года по январь 2021 года.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: современные авторы-публицисты в своих текстах чаще всего используют такие сатирические приемы как: преувеличение, анахронизмы, эпитеты, вульгаризмы, метафоры, ирония, сравнения, сарказм и перифраз.
Методы исследования:
1) метод анализа научной литературы;
2) контент-анализ 17 текстов В. Шендеровича из «Эхо Москвы», 15 текстов Б. Вишневского с «Новой газеты» и 1 4 текстов Михаила Шевчука со «Сноба» за период с июня 2020 года по январь 2021 года.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении современной российской политической публицистики, сатиры, и анализ текстов Виктора Шендеровича, Бориса Вишневского и Михаила Шевчука. Исследование дает представление о важности публицистики, значимости сатиры для современных публицистов и необходимости создания колонок в СМИ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут представить интерес для публицистов, как теоретиков, так и практиков. А также для журналистов, работающих в жанре публицистика. Данные могут быть использованы для повышения их профессионального мастерства, для обоснования стратегических направлений в работе СМИ.
Структура и объем ВКР. Работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения и библиографического списка. Объем работы 77 страниц. Использовано 63 литературных и электронных источников.
Объект нашего исследования являются современные публицистские тексты.
Предмет исследования - сатирические приемы, используемые авторами в современных публицистических текстах.
Цель данного исследования - изучение современной сатирической публицистики России.
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
1) рассмотреть историю и варианты интерпретации термина «публицистика»;
2) разобраться с понятием «Сатирический прием», определить его место и значение в журналистике и публицистике;
3) определить значение формата «колонки» для современной сатирической публицистики;
4) выявить и проанализировать сатирические приемы в публикациях В. Шендеровича на «Эхо Москвы»;
5) проанализировать и определить категорию «власти» в сатире Бориса Вишневского;
6) проанализировать сатирические приемы в колумнистике Михаила Шевчука.
Степень изученности проблемы. Для изучения темы курсовой работы были взяты различные источники. Теоретической разработкой и изучением термина «публицистика» занимались такие ученые как: А. К. Бобков [Бобков 2005], В. М. Горохов [Горохов 1975], Г. В. Колосов [Колосов 1984], Л. Е. Кройчик [Кройчик 2000], Т. Ж. Машарипова [Машарипова 2015], Г. Я. Солганик [Солганик 2001]. Любая наука или же область деятельности имеет свою историю и уходит корнями в прошлое. В. В. Ученова [Ученова 1985], З. В. Сенук [Сенук 1993], Б. В. Вишневский [Вишневский] изучают публицистику с исторической точки зрения, они рассматривают публицистику на разных этапах ее становления, начиная с древней руси, заканчивая современным миром. В наше время популярностью среди читателей пользуется сатирическая публицистика. Ее характеризуют такие авторы и ученые: А. Ландерова [Ландерова 2013], А. Н. Тепляшина [Тепляшина 2004], А. А. Тертычный [Тертычный 2015], С. В. Курлядская [Курлядская 1967], Б. О. Дземедок [Дземедюк 1974]. Для того, чтобы сатирическая публицистика достигала своей главной цели - обличение пороков, авторы-публицисты активно используют в своих текстах сатирические приемы (приемы комического). Изучением таких приемов занимаются. Ю. Б. Борев [Борев1975], М. В. Джагарян [Джагарян 2009, www], А. С. Айнутдинов [Айнутдинов 2010]. На сегодняшний день медиа наполнены разного рода контентом, жанрами и формами. Среди которых особое место занимает колумнистика. Изучением и анализом этой формы занимаются многие российские ученые: В. С. Виноградский [Виноградский 1994], Ю. А. Гордеев [Гордеев 2010], Е. М. Деяк-Якобишина [Деяк-Якобишина 2013], Е. М. Пак [Пак 2001], С. С. Успенская [Успенская 2007], С. С. Ярцева [Ярцева 2007]. Необычайно полезными оказались работы зарубежных журналистов- теоретиков и практиков, среди которых особо выделяются S. Twomey [Twomey 2005], M. J. Casals Carro [Casals Carro 2000], T. Abate [Abate 2003].
Эмпирическую базу исследования составили 46 публикаций: 17 текстов В. Шендеровича из «Эхо Москвы», 15 текстов Б. Вишневского с «Новой газеты» и 14 текстов Михаила Шевчука со «Сноба» за период с июня 2020 года по январь 2021 года.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: современные авторы-публицисты в своих текстах чаще всего используют такие сатирические приемы как: преувеличение, анахронизмы, эпитеты, вульгаризмы, метафоры, ирония, сравнения, сарказм и перифраз.
Методы исследования:
1) метод анализа научной литературы;
2) контент-анализ 17 текстов В. Шендеровича из «Эхо Москвы», 15 текстов Б. Вишневского с «Новой газеты» и 1 4 текстов Михаила Шевчука со «Сноба» за период с июня 2020 года по январь 2021 года.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении современной российской политической публицистики, сатиры, и анализ текстов Виктора Шендеровича, Бориса Вишневского и Михаила Шевчука. Исследование дает представление о важности публицистики, значимости сатиры для современных публицистов и необходимости создания колонок в СМИ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут представить интерес для публицистов, как теоретиков, так и практиков. А также для журналистов, работающих в жанре публицистика. Данные могут быть использованы для повышения их профессионального мастерства, для обоснования стратегических направлений в работе СМИ.
Структура и объем ВКР. Работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения и библиографического списка. Объем работы 77 страниц. Использовано 63 литературных и электронных источников.
Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование, цель которого заключалась в изучении современной сатирической публицистики России, позволило получить следующие результаты. Рассмотрели историю происхождения термина «публицистика» и варианты его интерпретации можно сказать, что не существует единого определения публицистики, ученые до сих пор разняться в определении данного термина. Кто-то утверждает, что это вид творчества, а кто-то говорит, что это тексты или высший жанр журналистского творчества, в той или иной мере каждый прав. Вариантов его интерпретации достаточно много и каждый автор или ученый интерпретирует его по-своему, основываясь на собственном опыте и опыте предшественников. С самого начала своего существования публицистика изучала проблемы общественности и основывалась на актуальных проблемах своего времени. История публицистики уходи своими корнями в древнюю Грецию и Рим, в то время, когда ораторы стремились убеждать аудиторию и поднимали важные политические вопросы. Русская же публицистика зародилась еще в Киевской Руси, она брала свое начало из древних летописных текстов и писаний.
Определили сатирические приемы в журналистике и публицистике. Благодаря которым авторы выражают свое отношение к той или иной ситуации. Сатира, по своей природе, предполагает отрицательное отношение автора к определенному объекту. Среди сатирических приемов, которые чаще всего используют современные публицисты отметили окарикатуривание, метафору, преувеличение, иронию, сарказм, эпитеты и перифраз. С помощью сатирических приемов автор способен регулировать эмоциональный накал в тексте, выражать свою позицию и обличать пороки общества или же определенного человека.
Определили значение такой формы журналистского творчества как «колумнистика». Колумнистикой, в данной работе, мы называем способ подачи информации. Люди, которые стремятся создавать свои колонки чаще всего имеют твердую позицию, авторский подчерк и желание донести до читателей свою точку зрения. Ведение колонки помогает журналистам собрать материалы воедино, упаковать их и представить аудитории. Говоря о принципах колумнистики стоит отметить следующие: периодичность, использование различных жанров и выраженная позиция автора. Потребность аудитории в аналитических материалах растет с каждым годом, именно поэтому колумнистика продолжает занимать прочные позиции в современной публицистике.
Проанализировали материалы В. Шендеровича на «Эхо Москвы» и выявили в них сатирические приемы. Проведя анализ текстов Шендеровича можно сказать, что чаще всего автор прибегает к использованию таких сатирических приемов как метафора, преувеличение, сарказм и ирония, реже перифраз, анахронизмы, вульгаризмы и сравнение. Данные приемы используются Виктором Шендеровичем для того, чтобы показать аудитории полную картину мира, выразить собственное отношение к описываемым в текстах вещам. Сатирические приемы служат своего рода языком автора, с помощью которого он общается со своей аудиторией.
Определили категорию «власти» в публицистике Б. Вишневского на интернет-портале «Новой газеты». Проведя исследование можно сказать, что «власть» Борис Вишневский описывает в мрачных красках, акцентирует внимание на ее несменяемости, используя при этом такой сатирический прием как понятийно-образное отражение действительности. В своих материалах автор делит категорию «власти» на четыре основные категории: единоличная власть Путина, партийная власть, исполнительная власть и власть политических элит в целом. Автор выражает свое негативное отношение к действующей власти и обличает ее пороки.
Выявили сатирические приемы и объекты сатирического воздействия в творчестве Михаила Шевчука на Интернет-ресурсе «Сноб». Сатира Шевчука прежде всего направлена на обличение пороков общества и власти.
Основными темами на которое обращает свое внимание журналист можно назвать: российское общество, президент, политическая власть в целом и соседние государства. Комического эффекта в своих материалах автор достигает благодаря умелому использованию сатирических приемов: метафоры, иронии, сарказма, эпитетов, неологизмов, жаргонизмов и анахронизмов.
Современная сатирическая публицистика России прежде всего направлена на выявление и обличение общественных и государственных пороков, которые присутствуют в любом обществе. Авторы стараются писать свои тексты простым языком, чтобы они были понятны широкому кругу лиц, а также разбавляют их мультимедией (для большей наглядности). Помимо этого, в своем творчестве, они активно используют различные сатирические приемы, главная функция которых оценка и критика проблемы. В современной России публицисты чаще всего затрагивают политические или же социальные темы, касающиеся народа и власти, пытаясь привлечь аудиторию к существующим проблемам.
Перспективы дальнейшего исследования данной темы обширны, возможно анализировать российскую публицистику или сатиру в целом, ее проблемы или тенденции развития. Также брать во внимание других авторов, работающих в этом жанре, отдельные информационные проекты или же СМИ.
Определили сатирические приемы в журналистике и публицистике. Благодаря которым авторы выражают свое отношение к той или иной ситуации. Сатира, по своей природе, предполагает отрицательное отношение автора к определенному объекту. Среди сатирических приемов, которые чаще всего используют современные публицисты отметили окарикатуривание, метафору, преувеличение, иронию, сарказм, эпитеты и перифраз. С помощью сатирических приемов автор способен регулировать эмоциональный накал в тексте, выражать свою позицию и обличать пороки общества или же определенного человека.
Определили значение такой формы журналистского творчества как «колумнистика». Колумнистикой, в данной работе, мы называем способ подачи информации. Люди, которые стремятся создавать свои колонки чаще всего имеют твердую позицию, авторский подчерк и желание донести до читателей свою точку зрения. Ведение колонки помогает журналистам собрать материалы воедино, упаковать их и представить аудитории. Говоря о принципах колумнистики стоит отметить следующие: периодичность, использование различных жанров и выраженная позиция автора. Потребность аудитории в аналитических материалах растет с каждым годом, именно поэтому колумнистика продолжает занимать прочные позиции в современной публицистике.
Проанализировали материалы В. Шендеровича на «Эхо Москвы» и выявили в них сатирические приемы. Проведя анализ текстов Шендеровича можно сказать, что чаще всего автор прибегает к использованию таких сатирических приемов как метафора, преувеличение, сарказм и ирония, реже перифраз, анахронизмы, вульгаризмы и сравнение. Данные приемы используются Виктором Шендеровичем для того, чтобы показать аудитории полную картину мира, выразить собственное отношение к описываемым в текстах вещам. Сатирические приемы служат своего рода языком автора, с помощью которого он общается со своей аудиторией.
Определили категорию «власти» в публицистике Б. Вишневского на интернет-портале «Новой газеты». Проведя исследование можно сказать, что «власть» Борис Вишневский описывает в мрачных красках, акцентирует внимание на ее несменяемости, используя при этом такой сатирический прием как понятийно-образное отражение действительности. В своих материалах автор делит категорию «власти» на четыре основные категории: единоличная власть Путина, партийная власть, исполнительная власть и власть политических элит в целом. Автор выражает свое негативное отношение к действующей власти и обличает ее пороки.
Выявили сатирические приемы и объекты сатирического воздействия в творчестве Михаила Шевчука на Интернет-ресурсе «Сноб». Сатира Шевчука прежде всего направлена на обличение пороков общества и власти.
Основными темами на которое обращает свое внимание журналист можно назвать: российское общество, президент, политическая власть в целом и соседние государства. Комического эффекта в своих материалах автор достигает благодаря умелому использованию сатирических приемов: метафоры, иронии, сарказма, эпитетов, неологизмов, жаргонизмов и анахронизмов.
Современная сатирическая публицистика России прежде всего направлена на выявление и обличение общественных и государственных пороков, которые присутствуют в любом обществе. Авторы стараются писать свои тексты простым языком, чтобы они были понятны широкому кругу лиц, а также разбавляют их мультимедией (для большей наглядности). Помимо этого, в своем творчестве, они активно используют различные сатирические приемы, главная функция которых оценка и критика проблемы. В современной России публицисты чаще всего затрагивают политические или же социальные темы, касающиеся народа и власти, пытаясь привлечь аудиторию к существующим проблемам.
Перспективы дальнейшего исследования данной темы обширны, возможно анализировать российскую публицистику или сатиру в целом, ее проблемы или тенденции развития. Также брать во внимание других авторов, работающих в этом жанре, отдельные информационные проекты или же СМИ.
Подобные работы
- ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО
ЮМОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Б.БРЕХТА И В.МАЯКОВСКОГО: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Генезис сатирической прозы современного китайского писателя Лю Чжэньюня
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Выразительные средства в телевизионных фельетонах Бориса
Соболева
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - Выразительные средства в телевизионных фельетонах Бориса Соболева
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГИЗМ РУССКОЙ САТИРИЧЕСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Жанр «сна» в истории отечественной журналистики XVIII - XIX вв. (на примере текстов А.П. Сумарокова, М.Е. Салтыкова - Щедрина)
Курсовые работы, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Тематика и целеполагание «царственной сатиры»
(на материалах творчества Екатерины Великой)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - Памфлет в период Великой Отечественной войны
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - САТИРИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КУКЛЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ 1990-2000-Х ГГ. В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2023







