Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тематика и целеполагание «царственной сатиры» (на материалах творчества Екатерины Великой)

Работа №88406

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы60
Год сдачи2021
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ
САТИРЫ 6
1.1. Что такое сатирический жанр, его развитие 6
1.2. Социально-экономическая ситуация в стране 14
1.3. Законодательные инициативы Екатерины, провал которых породил
сатирический бум 22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ САТИРЫ ЕКАТЕРИНИНСКОГО
ВРЕМЕНИ 27
2.1. Путь Екатерины II в журналистику 27
2.2. Анализ сатирических журналов, их проблематика 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Файл в формате pdf

Жанр сатиры всегда имел много особенностей. С течением времени эти характерные черты менялись или исчезали совсем. Сатира берет свое начало еще в народном творчестве, а в XVIII веке стремительно развивается в журналах того времени. В современном мире сатира перешла на просторы интернета и перестала быть такой же влиятельной как раньше.
В журналах XVIII века были освещены острые проблемы, которые ставила власть. Объектом сатиры были дворяне и весь бюрократический аппарат. Вопрос о характере сатиры подразумевал степень критического отношения к ним. Характерная особенность сатиры того времени - отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого. Журналы не боялись политической сатиры. Они развивались, росли, и, самое главное, влияли на общественное мнение.
Сейчас сатирические жанры затрагивают интересы целых социальных групп, а часто - и всего общества. Но тему политической власти стараются не затрагивать в сатирической форме, тем более так, как это было при Екатерине
II. Потому что в XVIII веке сатирический импульс шел сверху, а сейчас этот импульс отсутствует.
Актуальность данного исследования определяется следующим:
1) некоторые тенденции журналистики, заложенные Екатериной II, существуют и сейчас;
2) в настоящее время происходит деградация сатирического жанра, так как сатирические дискурсы не приветствуются властью;
3) в современном мире СМИ редко используют сатиру, так как критика власти запрещена, а сатира «на лицо» неактуальна;
4) кризисность сатиры проявляется в том, что журналисты применяют этот жанр, только если не касаются политических тем;
5) сатира стала в основном достоянием интернет постов, а в традиционных СМИ сатира мягче, и она превращается в льстивый юмор.
Объект исследования: сатирический дискурс журналистики
екатерининской эпохи рубежа 60-х - 80-х годов.
Предмет исследования: тематическая специфика сатирических
журналов и пьес Екатерины II.
Целью данной работы является изучение тематики и проблематики «царственной сатиры» на материалах творчества Екатерины II.
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
1) определение сатирической журналистики как жанра, её эволюция;
2) описание положения страны XVIII века;
3) выявление причин, которые породили бум сатирической журналистики;
4) описание пути императрицы к публицистике;
5) показать специфику сатирической журналистики;
6) проанализировать проблематику в текстах Екатерины II.
Степень изученности темы. Жанр сатиры всегда имел много особенностей. Интерес исследователей к изучению этого жанра постоянно возрастает (В. П. Адрианова-Перетц, Н. А. Добролюбов, Ю. В. Стенник и др.). На сегодняшний день сатиру изучают параллельно со смехом и юмором. Анализ таких понятий как «смех» и «юмор» можно увидеть в трудах Д. С. Лихачева, Л. Е. Пинского и других.
Чтобы разобраться в особенностях «царственной сатиры», необходимо было изучить историческую составляющую. Этот аспект исследования представлен трудами М. Аксёнова, Е. В. Анисимова, А. Н. Боханова, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, С. М. Соловьева и др.
Изучение пути императрицы к публицистике потребовало обращения к описанию жизни и судьбы Екатерины, ее чертам характера и увлечениям, а также значению царствования императрицы. Научные работы связаны с именами таких исследователей, как А. Г. Брикнер, A. M. Грибовский, В. С.
4
Иконников, А. Б. Каменский, М. К. Любавский, А. А. Минасян, А. П. Сумароков и др.
Эмпирическую базу исследования составили сатирические журналы «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень» и «Живописец» Н. И. Новикова. Пьесы Екатерины «О, время!» и «Именины госпожи Ворчалкиной».
Новизна исследования состоит в следующем:
1) Выявили значение и роль сатиры в отечественной журналистике, так как до сих пор вопрос об особенностях сатиры остается не до конца изученным;
2) Выявили несколько взаимосвязанных целей журналистской деятельности Екатерины Великой.
Методы исследования. В ходе исследования использовался такой метод, как сравнительный анализ. С его помощью мы проанализировали тексты Екатерины Великой и Н. И. Новикова, сравнили стиль авторов и выявили отличительные черты.
Екатерина II высмеивала человеческие пороки в журнале «Всякая всячина». Важнейшей задачей издания было показать пороки весело и безобидно. Сейчас такую сатиру назвали бы шуткой или анекдотом. Н. И. Новиков в журнале «Трутень» использовал сатиру на лица и критиковал многих представителей той эпохи, в том числе саму императрицу. Он считал, что главная задача сатиры - издевкой править нравы.
«Всякая всячина» стала органом пропаганды правительства, в то время как «Трутень» был своеобразной оппозицией. То есть литературная борьба впоследствии стала борьбой политической.
Структура работы включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список. В первой главе описано развитие жанра сатиры, изучена социально-экономическая ситуация России XVIII века, рассмотрены законодательные инициативы императрицы, провал которых породил сатирический бум. Во второй главе описан путь Екатерины Великой в журналистику, проанализированы сатирические журналы «Всякая всячина» и «Трутень», выявлена их проблематика.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наиболее активное развитие жанра сатиры в России происходит в 60 -х - 80-х годах XVIII века во время правления императрицы Екатерины II. Этот этап считается обновлением художественных форм обличительной литературы. Данная тенденция отражалась в сатирических журналах того времени. Многие издательства ориентировались на традиции просветительской журналистики Европы.
По ходу работы мы выполнили все поставленные задачи, а именно:
1) определили эволюцию жанра сатиры:
В своём развитии сатира прошла разные стадии эволюции: возникла из народного творчества, но развилась как самостоятельное творчество; была представлена как орудие самозащиты и самоутешения, но стала орудием обличения проблем и недостатков в обществе.
2) описали положение страны XVIII века:
XVIII век ознаменовался эпохой дворцовых переворотов. Царствование Екатерины II стало временем непрерывных преобразований. Благодаря деятельности Екатерины II в России XVIII века начали появляться различные газеты и журналы. Население смогло узнавать о состоянии страны, а также получило возможность читать новости из зарубежных стран. Отчасти именно поэтому эпоху правления Екатерины II назвали эпохой Просвещения России.
3) выявили причины, которые породили бум сатирической журналистики:
Екатерина II взялась за реформирование законодательства, издала новый свод законов. Но в итоге у нее не получилось воплотить свои планы, так как члены Комиссии оказались не готовы принять принципы, изложенные в «Наказе». Уложенная комиссия была официально распущена императрицей. Инициативы Екатерины II потерпели крах, но она считала виновными только исполнителей. Это всё и стало началом зарождения сатирического бума.
4) описали путь императрицы к публицистике:
Екатерина постоянно работала над собой, много читала. Она стремилась к изучению нового. Немалую роль в этом играло честолюбие будущей российской императрицы. Самообразование прямо повлияло на ее взгляды, а благодаря характеру Екатерины, не удивительно, что некоторые идеи Просвещения ей все-таки удалось реализовать в России. Об этих идеях она писала в своих литературных трудах. О влечении к литературной активности говорит журналистская и публицистическая деятельность Екатерины. У нее было два важных качества, которые сделали ее хорошим журналистом: наблюдательность и склонность к анализу.
5) показали специфику сатирической журналистики:
Сравнили сатиру Екатерины II и Н. И. Новикова. Спор о границах сатиры, не новый для России, был подхвачен периодикой 60-х годов с особым удовольствием. Если «Всякая всячина» держалась той точки зрения, что сатиру следует направлять против порока вообще, то Новиков в «Трутне» пошел дальше и допустил персональную критику, правда не называя имен.
6) проанализировали проблематику в текстах Екатерины II :
Екатерина II в своих журналистских и публицистических материалах затрагивала важные проблемы России, которые нужно было решать. Сделать это можно было только достучавшись до общества. Жизненные истории в пьесах и журнале «Всякая всячина» она сравнивала с государственными делами. Императрица хотела осуществить многие идеи Просвещения, но удалось лишь некоторые. А все потому, что общество было консервативным, люди не хотели изменений. Но она пыталась с помощью своей писательской деятельности показать людям, как было бы лучше.
Примечательно, что сатирический импульс шел именно от власти. Инициатором выпуска сатирических журналов была сама императрица. Благодаря анализу материалов стало ясно почему. Очевидно, что Екатерина имела политические цели. Императрица хотела разъяснить обществу многие цели и задачи своей внутренней политики, описать некоторые их аспекты,
заодно рассказать на страницах журнала о причинах неудачной работы законодательной Комиссии.
В ходе написания работы мы выявили несколько взаимосвязанных целей журналистской деятельности Екатерины Великой:
- апология верховной власти и перекладывание ответственности за неудачи на вельмож и политическую элиту;
- пропаганда идеалов социальной гармонии (чтобы сословия понимали, что они части единого целого с особыми функциями);
- просветительские задачи;
- воспитание нравственного чувства;
- реализация собственных писательских амбиций.
Императрица прибегла к помощи журналистики не случайно. Екатерина еженедельно выпускала свой журнал, так как признавала свой провал с созывом Комиссии по составлению Нового уложения. Императрица столкнулась с непониманием членов Комиссии, которые не поддержали ее замыслов. Поэтому она меняет тактику, уходя в журналистику. Но вскоре после выхода журнала «Всякая всячина» началась обостренная журнальная полемика. Полемика была вызвана разногласиями во взглядах с другими издателями журналов. Теперь периодические издания появляются одно за другим.
Изначально издания старались подражать журналу «Всякая всячина». У появлявшихся журналов не было своей идеологии, они придерживались тем же задачам, что и Екатерина в своем журнале. Это скорее был нравоучительно¬развлекательный тон публикаций. Ситуация изменилась с выходом нового журнала «Трутень» Н. И. Новикова. События вышли из-под контроля, ведь шутливый мягкий тон сатиры Екатерины II сменился на более жесткую сатиру «на лицо» Н. И. Новикова. Екатерине пришлось защищаться от укоров язвительного противника. Императрица не знала, как справиться с ним.
Екатерина II в журнале «Всякая всячина» высмеивала человеческие пороки. Важнейшей задачей издания было показать пороки весело и
53
безобидно. Сейчас такую сатиру назвали бы шуткой или анекдотом. Н. И. Новиков в журнале «Трутень» использовал сатиру на лица и критиковал многих представителей той эпохи, в том числе саму императрицу. Он считал, что главная задача сатиры - издевкой править нравы.
«Всякая всячина» стала органом пропаганды правительства, в то время как «Трутень» был своеобразной оппозицией. То есть литературная борьба впоследствии стала борьбой политической.
Н. И. Новиков насмехался не только над политическими планами Екатерины, но и не оставил без внимания методы публицистической деятельности императрицы. Новиков писал о несамостоятельности императрицы, разоблачал ее. Н. И. Новиков открыто заявил, что большинство печатавшихся во «Всякой всячине» статей и нравоописательных очерков восходит к английскому журналу «The Spectator». Екатерина признала свое поражение в журналистской деятельности.
Появление журнала «Всякая всячина» вызвало острую полемику. Императрица хотела ввести методы английской просветительской журналистики в России, но сделать это не удалось, так как не было поддержки. Екатерина надеялась на идеологическое лидерство, а в итоге столкнулась с оппозицией.
Открытое разделение литературных сил на идеологической основе - главный смысл журнальной полемики. Следствием стало формирование общественного мнения, независимого от официальной идеологии. Резко возросла роль литературы в жизни общества из-за изменения литературы в самостоятельную общественную силу и отхода от практики меценатства.



1. Адрианова-Перетц В. П. У истоков русской сатиры. М.: Наука, 1977. С. 134-147.
2. Аксёнова М. История России и ее ближайших соседей, от дворцовых переворотов до Великих реформ. М.: Астрель, 2006. С. 541-588.
3. Анисимов Е. В. Реформы Екатерины II. СПб.: Арка, 1996. 78 с.
4. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. СПб.: Норд, 1998. 416 с.
5. Асеев Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца 18 века. М.: Искусство, 1977. С. 78-91.
6. Афанасьев А. Н. Русские сатирические журналы 1769-1774 годов. Эпизод из истории русской литературы прошлого века. М.: Типография Эрнста Баркнехта и К°, 1859. С. 128-192.
7. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. С. 7-36.
8. Бергсон А. Смех в жизни и на сцене. СПб.: «XX век», 1900. 80 с.
9. Березина В. Г. О формах и методах сатиры в журналах Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец» // Вестник ЛГУ № 20. 1968. С. 11-15.
10. Бильбасов В. А. Памяти Екатерины II. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1896. С. 40-45.
11. Бильбасов В. А. Дидро в Петербурге. СПб.: Тип. И.Н. Скороходова, 1894. С. 13-15.
12. Боханов А. Н. История России с начала XVIII до конца XIX века. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 351 с.
13. Брикнер А. Г. История Екатерины Второй. В 5 ч. Ч. 3. СПб.: Тип.
А. С. Суворина, 1885. 256 с.
14. Брикнер А. Г. История Екатерины Второй. В 5 ч. Ч. 4. СПб.: Тип.
А. С. Суворина, 1885. 618 с.
15. Брикнер, А. Г. История Екатерины Второй. В 5 ч. Ч. 5. СПб.: Тип.
А. С. Суворина, 1885. 756 с.
16. Булич Н. Н. Сумароков и современная ему критика. СПб.: В тип. Эдуарда Праца, 1854. 155 с.
17. Гегель Г. Эстетика. В 4 т. Т. 2. М.: Искусство, 1969. 317 с.
18. Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М.: Рос. университет дружбы народов, 2001. 163 с.
19. Грибовский A. M. Записки о Екатерине Великой. М.: Прометей, 1989. 43 с.
20. Грот Я. К. Заботы Екатерины II о народном образовании, по ее письмам к Гримму. СПб.: Тип. М. А. Хана, 1879. С. 40-53.
21. Добролюбов Н. А. Русская сатира екатерининского времени [Электронный ресурс]. Л., 1962. Режим доступа: http://az.lib.rU/d/dobroljubow п a/text 0750.shtml (дата обращения: 30.03.2021).
22. Дружинин Н. М. Избранные труды. Социально-экономическая история России. М.: Наука, 1987. 247 с.
23. Западов А. В. Русская журналистика XVIII века. М.: «Высшая школа», 1964. 173 с.
24. Зотов В. Д. Императрица Екатерина II и ее «Наказ» // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. № 2. 2000. С. 21-32.
25. Иконников В. С. Значение царствования Екатерины II. Киев: Тип. Императорского Университета Св. Владимира, 1897. С. 98-99.
26. Исаев И. А. История государства и права России. М.: Юристь,
2006. С. 349-361.
27. Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М.: Знание, 1997. 288 с.
28. Каменский А. Б. Под сению Екатерины. Вторая половина XVIII века. СПб.: Лениздат, 1992. С. 166-172.
29. Ключевский В. О. Курс Русской истории. Соч. в 9 т. Т. 5. М.: «Мысль», 1989. С. 795- 871.
30. Лаппо-Данилевский А. С. Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1898. 198 с.
31. Лихачев Д. С. Смех как мировоззрение. Л.: Наука, 1984. 187 с.
32. Лонгинов М. Н. Драматические сочинения Екатерины II. М.: Тип. Александра Семена, 1857. С. 11-27.
33. Любавский М. К. История царствования Екатерины II. СПб.: Лань, 2001. С. 8-21.
34. Мадариага И. Екатерина Великая и ее эпоха. М.: Омега, 2006. 217
с.
35. Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1951. С. 16-19.
36. Минасян А. А. Журнал Екатерины Великой «Всякая всячина» как инструмент просвещения общества и формирования общественного мнения [Электронный ресурс] // Евразийский научный журнал. 2016. № 7. С. 295-299. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26494371 (дата обращения: 10.03.2021).
37. Омельченко О. А. Власть и закон в России XVIII века: Исследования и очерки. М.: МГИУ, 2004. 523 с.
38. Павленко Н. И. Екатерина Великая. М.: Молодая гвардия, 1999. 148 с.
39. Пекарский П. П. Материалы для истории журнальной и литературной деятельности Екатерины II [Электронный ресурс]. СПб., 1863.
С. 1-6. Режим доступа: https: //www. directmedia.ru/?page=book&id=110339 (дата обращения: 03.04.2021).
40. Пинский Л. Е. Юмор // Краткая литературная энциклопедия. В 8
т. Т. 8. М.: Сов. энцикл., 1975. 1012 с.
41. Платонов С. Ф. Курс лекций по русской истории. М.: Астрель,
2006. С. 345-355.
42. Поленов Д. В. Исторические сведения о Екатерининской комиссии для сочинения проекта нового Уложения. В 3 ч. Ч. 1. СПб.: Нобель Пресс, 2011. 98 с.
43. Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. В 3 т. Т. 2. М.: АН СССР, 1941. С. 347-354.
44. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер»,
2000. 241 с.
45. Русская проза XVIII века // Подготовка текстов и примеч. А. В. Западова и Г. П. Макогоненко. Л.: Гослитиздат, 1950. 308 с.
46. Салтыков-Щедрин М. Е. Сатирические романы и сказки. М.: Художественная литература, 1989. 246 с.
47. Сатирические журналы Н. И. Новикова. Л.: АН СССР, 1951. 78 с.
48. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. В 50 т. Т. 23. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1878. 656 с.
49. Семенников В. П. Русские сатирические журналы 1769-1774 гг.: Разыскания об издателях их и сотрудниках. СПб.: Тип. «Сириус», 1914. 88 с.
50. Соловьев С. М. Об истории новой России. М.: Просвещение, 1993.
С. 103-105.
51. Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. Л.: Наука, 1985. 305 с.
52. Сумароков А. П. Черты Екатерины II. СПб.: Тип. Департамента народного просвещения, 1819. С. 97-99.
53. Усова С. Е. Николай Новиков. Его жизнь и общественная деятельность. СПб.: Тип. товарищества «Общественная польза», 1892. С. 17¬
19.
54. Фомина Л. В. Репрезентация многонациональной империи на страницах журнала «Всякая всячина» [Электронный ресурс] // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. № 2.
2009. С. 63-73. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=12833165 (дата обращения: 29.03.2021).
55. Фонвизин Д. И. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 2. М.; Л.: Гос. изд- во художественной литературы, 1959. С. 40-47.
56. Чечулин Н. Д. Об источниках «Наказа» // Журнал Министерства народного просвещения. № 4. СПб.: Сенатовая типография, 1902. 281 с.
57. Чешихин-Ветринский В. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов. В 2 т. Т. 2. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. 754 с.
58. Шиллер Ф. О наивной и сентиментальной поэзии. // Статьи по эстетике. Л., 1935. 344 с.
59. Hecker J. F. Russian sociology. New York: Columbia University Press, 1915. 39 p.
60. Herzen A. Memoirs of the Empress Catherine II. New York: Random House USA, 2010. P. 203-205.
61. Notes of Empress Catherine II. Edition A.S. Suvorina, Harvard University, 1907. P. 110-117.
62. Robert K. Massie. Catherine the Great: Portrait of a Woman. New York: Edition Random House, 2012. P. 357-412.
63. The literary talent of Catherine the Great. Catherine's works
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ik-ptz.ru/en/russkijj -
yazyk/literaturnyi-talant-ekateriny-velikoi-proizvedeniya-ekateriny.html (дата
обращения: 17.04.2021).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ