Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политическая сатира в современной отечественной публицистике

Работа №88326

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы78
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПУБЛИЦИСТИКА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ,
МЕТОДЫ 7
1.1. Понятие «публицистика»: история термина и варианты
интерпретации 7
1.2. Сатирические приемы в отечественной журналистике и
публицистике 14
1.3. Колумнистика как современный формат сатирической
публицистики 22
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА В ТВОРЧЕСТВЕ
СОВРЕМЕННЫХ КОЛУМНИСТОВ 30
2.1. Сатирические приемы в творчестве Виктора Шендеровича... 30
2.2. Категория «Власть» в политической сатире Бориса
Вишневского 41
2.3. Сатира в колумнистике Михаила Шевчука 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 73


Любое общество по мере своего развития и становления сталкивается с определенными трудностями, которые так или иначе влияют на его будущее. Политические конфликты, крушение экономических систем, общественные волнения - все это сказывается на государстве и людях, которые в нем живут. Однако существует независимая область общественной деятельности, которая имеет возможность контролировать и влиять на разного рода конфликты. Публицистика всегда представляла собой особую область общественной деятельности, благодаря которой общество имело представление о важных проблемах своего времени. Общество любого государства всегда интересовалось политикой и на прямую или косвенно было связано с ней. Публицисты все чаще затрагивают темы касающиеся государства и правления, благодаря этому политика и публицистика становятся единым целым. А в том обществе, где активно развивается политическая публицистика присутствует такое понятие как политическая сатира. Особую актуальность приобретает изучение современной политической сатиры и публицистики в связи с запросами аудитории. Однако она не просто хочет знать суть проблемы и желает узнать мнение автора на тот или иной счет, она хочет распознать сатирический подтекст, который закладывает публицист в своем материале. Авторы публицисты всех времен не только пытались уделять проблемам пристальное внимание и решить вопрос, они пытались донести до своей аудитории ироничность и сумбурность той или иной ситуации.
Объект нашего исследования являются современные публицистские тексты.
Предмет исследования - сатирические приемы, используемые авторами в современных публицистических текстах.
Цель данного исследования - изучение современной сатирической публицистики России.
Поставленная цель достигается решением ряда исследовательских задач:
1) рассмотреть историю и варианты интерпретации термина «публицистика»;
2) разобраться с понятием «Сатирический прием», определить его место и значение в журналистике и публицистике;
3) определить значение формата «колонки» для современной сатирической публицистики;
4) выявить и проанализировать сатирические приемы в публикациях В. Шендеровича на «Эхо Москвы»;
5) проанализировать и определить категорию «власти» в сатире Бориса Вишневского;
6) проанализировать сатирические приемы в колумнистике Михаила Шевчука.
Степень изученности проблемы. Для изучения темы курсовой работы были взяты различные источники. Теоретической разработкой и изучением термина «публицистика» занимались такие ученые как: А. К. Бобков [Бобков 2005], В. М. Горохов [Горохов 1975], Г. В. Колосов [Колосов 1984], Л. Е. Кройчик [Кройчик 2000], Т. Ж. Машарипова [Машарипова 2015], Г. Я. Солганик [Солганик 2001]. Любая наука или же область деятельности имеет свою историю и уходит корнями в прошлое. В. В. Ученова [Ученова 1985], З. В. Сенук [Сенук 1993], Б. В. Вишневский [Вишневский] изучают публицистику с исторической точки зрения, они рассматривают публицистику на разных этапах ее становления, начиная с древней руси, заканчивая современным миром. В наше время популярностью среди читателей пользуется сатирическая публицистика. Ее характеризуют такие авторы и ученые: А. Ландерова [Ландерова 2013], А. Н. Тепляшина [Тепляшина 2004], А. А. Тертычный [Тертычный 2015], С. В. Курлядская [Курлядская 1967], Б. О. Дземедок [Дземедюк 1974]. Для того, чтобы сатирическая публицистика достигала своей главной цели - обличение пороков, авторы-публицисты активно используют в своих текстах сатирические приемы (приемы комического). Изучением таких приемов занимаются. Ю. Б. Борев [Борев1975], М. В. Джагарян [Джагарян 2009, www], А. С. Айнутдинов [Айнутдинов 2010]. На сегодняшний день медиа наполнены разного рода контентом, жанрами и формами. Среди которых особое место занимает колумнистика. Изучением и анализом этой формы занимаются многие российские ученые: В. С. Виноградский [Виноградский 1994], Ю. А. Гордеев [Гордеев 2010], Е. М. Деяк-Якобишина [Деяк-Якобишина 2013], Е. М. Пак [Пак 2001], С. С. Успенская [Успенская 2007], С. С. Ярцева [Ярцева 2007]. Необычайно полезными оказались работы зарубежных журналистов- теоретиков и практиков, среди которых особо выделяются S. Twomey [Twomey 2005], M. J. Casals Carro [Casals Carro 2000], T. Abate [Abate 2003].
Эмпирическую базу исследования составили 46 публикаций: 17 текстов В. Шендеровича из «Эхо Москвы», 15 текстов Б. Вишневского с «Новой газеты» и 14 текстов Михаила Шевчука со «Сноба» за период с июня 2020 года по январь 2021 года.
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: современные авторы-публицисты в своих текстах чаще всего используют такие сатирические приемы как: преувеличение, анахронизмы, эпитеты, вульгаризмы, метафоры, ирония, сравнения, сарказм и перифраз.
Методы исследования:
1) метод анализа научной литературы;
2) контент-анализ 17 текстов В. Шендеровича из «Эхо Москвы», 15 текстов Б. Вишневского с «Новой газеты» и 1 4 текстов Михаила Шевчука со «Сноба» за период с июня 2020 года по январь 2021 года.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении современной российской политической публицистики, сатиры, и анализ текстов Виктора Шендеровича, Бориса Вишневского и Михаила Шевчука. Исследование дает представление о важности публицистики, значимости сатиры для современных публицистов и необходимости создания колонок в СМИ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут представить интерес для публицистов, как теоретиков, так и практиков. А также для журналистов, работающих в жанре публицистика. Данные могут быть использованы для повышения их профессионального мастерства, для обоснования стратегических направлений в работе СМИ.
Структура и объем ВКР. Работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения и библиографического списка. Объем работы 77 страниц. Использовано 63 литературных и электронных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование, цель которого заключалась в изучении современной сатирической публицистики России, позволило получить следующие результаты. Рассмотрели историю происхождения термина «публицистика» и варианты его интерпретации можно сказать, что не существует единого определения публицистики, ученые до сих пор разняться в определении данного термина. Кто-то утверждает, что это вид творчества, а кто-то говорит, что это тексты или высший жанр журналистского творчества, в той или иной мере каждый прав. Вариантов его интерпретации достаточно много и каждый автор или ученый интерпретирует его по-своему, основываясь на собственном опыте и опыте предшественников. С самого начала своего существования публицистика изучала проблемы общественности и основывалась на актуальных проблемах своего времени. История публицистики уходи своими корнями в древнюю Грецию и Рим, в то время, когда ораторы стремились убеждать аудиторию и поднимали важные политические вопросы. Русская же публицистика зародилась еще в Киевской Руси, она брала свое начало из древних летописных текстов и писаний.
Определили сатирические приемы в журналистике и публицистике. Благодаря которым авторы выражают свое отношение к той или иной ситуации. Сатира, по своей природе, предполагает отрицательное отношение автора к определенному объекту. Среди сатирических приемов, которые чаще всего используют современные публицисты отметили окарикатуривание, метафору, преувеличение, иронию, сарказм, эпитеты и перифраз. С помощью сатирических приемов автор способен регулировать эмоциональный накал в тексте, выражать свою позицию и обличать пороки общества или же определенного человека.
Определили значение такой формы журналистского творчества как «колумнистика». Колумнистикой, в данной работе, мы называем способ подачи информации. Люди, которые стремятся создавать свои колонки чаще всего имеют твердую позицию, авторский подчерк и желание донести до читателей свою точку зрения. Ведение колонки помогает журналистам собрать материалы воедино, упаковать их и представить аудитории. Говоря о принципах колумнистики стоит отметить следующие: периодичность, использование различных жанров и выраженная позиция автора. Потребность аудитории в аналитических материалах растет с каждым годом, именно поэтому колумнистика продолжает занимать прочные позиции в современной публицистике.
Проанализировали материалы В. Шендеровича на «Эхо Москвы» и выявили в них сатирические приемы. Проведя анализ текстов Шендеровича можно сказать, что чаще всего автор прибегает к использованию таких сатирических приемов как метафора, преувеличение, сарказм и ирония, реже перифраз, анахронизмы, вульгаризмы и сравнение. Данные приемы используются Виктором Шендеровичем для того, чтобы показать аудитории полную картину мира, выразить собственное отношение к описываемым в текстах вещам. Сатирические приемы служат своего рода языком автора, с помощью которого он общается со своей аудиторией.
Определили категорию «власти» в публицистике Б. Вишневского на интернет-портале «Новой газеты». Проведя исследование можно сказать, что «власть» Борис Вишневский описывает в мрачных красках, акцентирует внимание на ее несменяемости, используя при этом такой сатирический прием как понятийно-образное отражение действительности. В своих материалах автор делит категорию «власти» на четыре основные категории: единоличная власть Путина, партийная власть, исполнительная власть и власть политических элит в целом. Автор выражает свое негативное отношение к действующей власти и обличает ее пороки.
Выявили сатирические приемы и объекты сатирического воздействия в творчестве Михаила Шевчука на Интернет-ресурсе «Сноб». Сатира Шевчука прежде всего направлена на обличение пороков общества и власти.
Основными темами на которое обращает свое внимание журналист можно назвать: российское общество, президент, политическая власть в целом и соседние государства. Комического эффекта в своих материалах автор достигает благодаря умелому использованию сатирических приемов: метафоры, иронии, сарказма, эпитетов, неологизмов, жаргонизмов и анахронизмов.
Современная сатирическая публицистика России прежде всего направлена на выявление и обличение общественных и государственных пороков, которые присутствуют в любом обществе. Авторы стараются писать свои тексты простым языком, чтобы они были понятны широкому кругу лиц, а также разбавляют их мультимедией (для большей наглядности). Помимо этого, в своем творчестве, они активно используют различные сатирические приемы, главная функция которых оценка и критика проблемы. В современной России публицисты чаще всего затрагивают политические или же социальные темы, касающиеся народа и власти, пытаясь привлечь аудиторию к существующим проблемам.
Перспективы дальнейшего исследования данной темы обширны, возможно анализировать российскую публицистику или сатиру в целом, ее проблемы или тенденции развития. Также брать во внимание других авторов, работающих в этом жанре, отдельные информационные проекты или же СМИ.



1. Айнутдинов А. С. Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ: дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10. Екатеринбург, 2010. 20 с.
2. Авторская колонка [Электронный ресурс] // Автор24. 2020. Режим
доступа: https://spravochnick.ru/zhurnalistika/avtorskaya kolonka/]
(дата обращения 20.04.21).
3. Акопян Н. А. Средства массовой информации как способ формирования стереотипов массового сознания // Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. № 56. С. 185-190.
4. Анохранизм - ошибка или литературный прием [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://histerl.ru/slovar/anahronizm.htm (дата обращения 20.04.20).
5. Баженова И. С. Философия, литературоведение и лингвокультурология. М.: Менеджер, 2003. 234 с.
6. Бахтин М. М. Проблема автора. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
7. Борев Ю.Б. О комическом. М.: Искусство, 1957. 232 с.
8. Бобков А. К. Основы творческой деятельности журналиста. Иркутск: Учебное пособие, 2005. 135 с.
9. Виноградов В. В. История слов. М.: Толк, 1994. 576 с.
10. Виноградский В. С. О чем пишут колумнисты? / В. С. Виноградский, Н. В. Куницына // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016. №4. С. 156-162.
11. Вишневский Б. В. Политическая публицистика в постсоветской России. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2014. 227 с.
12. Виды и приемы комического [Электронный ресурс]. 2019. Режим
доступа: https://4brain.ru/humor/vidy.php (дата обращения
20.04.21).
13. Гордеев Ю. А. Жанровая специфика колонки в печатных СМИ // Жанровые метаморфозы в российской журналистике: Тезисы IV Всероссийской научно-практической конференции. 2010. №3. С. 22-24.
14. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. М.: Мысль, 1975. 190 с.
15. Джагарян М. В. Проблема экспрессивности в публицистическом
стиле [Электронный ресурс] // Университетские чтения. 2009. №3. Режим доступа:
http://pglu.ru/editions/un reading/detail.php?SECTION ID=2993&E LEMENT ID=13567 (дата обращения 20.04.21).
16. Дземидок Б. О комическом. М.: Прогресс, 1974. 223 с.
17. Деяк-Якобишина Е. М. Авторская колонка: традиционный жанр или новая форма // Вестник БДУ. 2013. №3. С. 74-76.
18. Дмитровский А. Л. Сбежавшие (зарождение публицистики) // Эпоха. Текст. Контекст: сб. статей. Калининград, 2007. С. 114-124.
19. Ершов Л. Ф. Из истории советской сатиры. Л.: Наука, 1973. 156 с.
20. История развития жанра публицистики в России [Электронный ресурс]. 2014. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/642202 (дата обращения 20.10.21).
21. Интернет-блог «Живой журнал» [Электронный ресурс]. 2007. Режим доступа: http://www.livejournal.com (дата обращения 20.04.21).
22. Каминская Т. Л. Адресат в массовой коммуникации. Новгород: Новг. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2008. 166 с.
23. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1983. 234 с.
24. Ковалева М. М. Политическая журналистика или медиаполитология. // Известия Урал. федерал. ун-та. 2012. № 2. С. 5-9.
25. Колосов Г. В. Журналистский творческий процесс (общая модель публицистического творчества) / Г. В. Колосов, Э. А. Худякова. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. 43 с.
26. Кройчик Л. Е Система журналистских жанров. СПб.: Знание, 2000. 167 с.
27. Курляндская С. В. Фельетон - жанр сатирический. М.: Издательство МГПУ им. В.И. Ленина, 1967. 32 с.
28. Ландерова А. Современная сатира как элемент российской политической культуры. М.: МАКСПресс, 2013. 96 с.
29. Любимова А. А. Языковые аспекты воздействия на общественное сознание: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. М., 2006. 140 с.
30. Машарипова Т. Ж. Сущность публицистики // Вестник ВГУ. 2015. №1. С. 105-113.
31. Машарипова Т.Ж. Публицистика и литература: общее и отличительные особенности // Вестник МГУ. 2014. №2. С. 130¬148.
32. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 446 с.
33. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994. 907 с.
34. Пак Е. М. Блоги в системе творческой деятельности журналиста // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2011. №2. С. 283¬292.
35. Полонский А. В. Публицистика как особый вид творческой
деятельности // Научные ведомости Белгородского
государственного университета. 2008. №11. С. 56-61.
36. Романченко И. В. Политическая публицистика в деловых СМИ: магис. дис. ... СПГУ., 2016. 140 с.
37. Рубцова А. Кто остановит гаджетизацию в школе? [Электронный ресурс] // Молодежная газета. 2016. Режим доступа: https://mgazeta.com/category/vazhno/kto-ostanovit-gadzhetizatsiyu-v- shkole/ (дата обращения 20.04.21).
38. Сахнова Е. Б. Способы речевого воздействия журналистов в печатных интервью // Известия Саратовского университета. 2012. №2. С. 105-109.
39. Сенук З. В. Публицистика как фактор развития политической
культуры: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 09.00.02.
Екатеринбург, 1993. 18 с.
40. Советский энциклопедический словарь. М.: СЭ, 1979. 1184 с.
41. Солганик Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестн. Моск. ун-та. 2001. №3. С. 74¬84.
42. Степанов Д. Шут у трона [Электронный ресурс] // Частный
корреспондент. 2012. Режим доступа:
http ://www.chaskor.ru/article/shut u trona 28055 (дата обращения 20.04.21).
43. Тимченко И. С. Авторская колонка в современных СМИ. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. 172 с.
44. Тепляшина А. Н. Сатирические жанры публицистики. СПб.: Изд- во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. 117 с.
45. Тепляшина А. Н. Жанры и формы комического в современной российской периодике. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 286 с.
46. Тепляшина А. Н. Творческая природа комического: жанровая парадигма современной журналистики: дис. ... док. фил. наук: 10.01.10. СПб, 2007. 373 с.
47. Тертычный А. А. Жанровые особенности сатирической интернет публицистики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2015. №6. С. 118-127.
48. Тертычный А. А. Современная сатирическая публицистика в интернете: функции, содержания, жанры // Вестник ВГУ. 2015. №4. С. 156-162.
49. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] / под. ред. Н. Ю. Шведовой - Электрон. дан. М.: Азъ, 1994. Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=5167#:~:text=rHnEPBO ЛА%2С%20ы%2С%20ж.,художественного%20образа%3В%20воо бще%20-%20преувеличение (дата обращения 20.04.21).
50. Успенская С. С. Колумнистика: проблемы жанровой
идентификации // Вестник Воронежского государственного университета. 2007. №1. С. 240-244.
51. Уткин В. Играть по счету или платить? Заинтересованный взгляд на телевизионное будущее российского футбола [Электронный ресурс] // Советский спорт. 2009. Режим доступа: https://www.sovsport.ru/hockey/articles/318054-igrat-po-schetu-ili- platit-zainteresovannyj-vzgljad-na-televizionnoe-buduschee- rossijskogo-futbola (дата обращения 20.04.21).
52. Ученова В. В. От вековых корней. М.: Сов. Россия, 1985. 176 с.
53. Цуладзе A. M. Политические манипуляции, или Покорение толпы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 144 с.
54. Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики. М.: Мысль, 1971. 191 с.
55. Что такое публицистика: определение, история, виды
[Электронный ресурс]. 2021. Режим доступа: https://its-
journalist.ru/articles/chto-takoe-publicistika-opredelenie-istoriya-vidy- po-uchebnikam-kima-esina-ovsepyana.html (дата обращения
20.04.21).
56.Что такое анохранизм [Электронный ресурс]. 2016. Режим доступа: https://aif.ru/dontknows/eternal/chto takoe anahronizm
(дата обращения 20.04.21).
57. Чем занимается колумнист? [Электронный ресурс]. 2019. Режим
доступа: https://eponim2008.livejournal.com/355103.html (дата
обращения 20.04.21).
58. Юмашев Д. О. Политическая сатира в Электронных СМИ. Воронеж: ВГУ, 2014. 137 с.
59. Ярцева С. С. Колумнистика: история возникновения и перспективы развития: автореф. дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10. Воронеж, 2011. 24 с.
60. Ярцева С. С. Эволюция колонки в зарубежной журналистике. Казань: Изд-во Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. 221 с.
61. Abate T. Cause if you ain’t Mass Media, you’re Mini Media // MiniMediaGuy. 2005. №10. P. 54-67.
62. Casals Carro M. J. La columna periodistica: de esos embusteros dias del ego inmarchitable // Estudios sobre el Mensaje Periodistico. 2000. №6. P. 45-47.
63. Twomey S. The Case Of The Vanishing Columnist // Columbia Journalism Review at Columbia University’s Graduate School of Journalism. 2005. №5. P. 78-81.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ