ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КУРЬИНСКОМ И
ЗМЕИНОГОРСКОМ РАЙОНАХ 6
1.1 Сущность понятия «туризм» 6
1.2 Классификация видов туризма 9
1.3 Туристские ресурсы и их оценка 16
2СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КУРЬИНСКОМ И
ЗМЕИНОГОРСКОМ РАЙОНАХ 23
2.1 Предпосылки развития туризма в Курьинском и Змеиногорском районах .. 23
2.2 Оценка туристского потенциала Курьинского и Змеиногорского районов .. 31
3ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КУРЬИНСКОМ
И ЗМЕИНОГОРСКОМ РАЙОНАХ 45
3.1 Проблемы развития туризма в Курьинском и Змеиногорском районах 45
3.2 Рекомендуемые мероприятия по развитию туризма в Курьинском и
Змеиногорском районах 50
3.3 Перспективы развития туризма в Курьинском и Змеиногорском районах... 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Слово «tourist» появилось в английском языке в начале 19 века и в переводе с английского означает: тот, кто совершает поездку ради собственного удовольствия или расширения культурного кругозора. По определению ООН «турист» - это лицо, пребывающее в данной местности сроком более чем на одну ночь и менее чем на год.
Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие далеко в прошлое. История туризма - это временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии.
С данным понятием мы сталкиваемся, практически, каждый день. Это могут быть сообщения из рекламных объявлений по радио, телевизору, Интернет; разговоры окружающих, побывавших в каком-нибудь туре; вид с улицы офиса туристической фирмы, на входной двери которого всегда можно увидеть объявления о «горящих» турах. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда - то ездили и проводили отпуска вне дома.
Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.
Курьинский и Змеиногорский районы, обладают уникальными природными ресурсами, имеют огромный нереализованный потенциал для развития туризма на региональном рынке.
Кроме природных достопримечательностей, Курьинский и Змеиногорский районы богаты историко-культурными памятниками, расположенными как в административных центрах районов, так и в их окрестностях. Организация туров в Курьинский и Змеиногорский районы особенно актуальна, так как это даст Алтайскому краю возможность стать ещё более популярным местом отдыха среди туристов.
Объект исследования - туризм и его виды.
Предмет исследования - перспективы развития туризма в Курьинском и Змеиногорском районах.
Территориальные рамки - Курьинский и Змеиногорский район. В качестве хронологических рамок предполагается работа в период с 18 века и по настоящее время - 21 век, это будет определенно рассмотрением истории становления районов, включая развитие в них горнорудного дела и перспективами развития туризма в настоящее время.
Цель дипломной работы: охарактеризовать перспективы развития
туризма в Курьинском и Змеиногорском районах.
Для достижения этой цели следует решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие «туризм», изучить классификацию видов туризма;
-рассмотреть туристические ресурсы и критерии их оценки;
-проанализировать современное состояние развития туризма в Курьинском и Змеиногорском районах;
-выявить проблемы развития туризма в Курьинском и Змеиногорском районах;
-разработать туристский маршрут по территории Курьинского и Змеиногорского районов;
-описать перспективы развития туризма в Курьинском и Змеиногорском районах.
При написании дипломной работы были использованы следующие методы научного исследования: эмпирический (метод по сбору информации, метод наблюдения) и теоретический (анализ научной литературы и интернет - сайтов), картографический и в последствии структурирование полученной информации.
Тема развития туризма в районах в большей степени является изученной предшественниками. В работе А.Н. Романова «Туристские ресурсы Алтайского края» представлена структурированная информация в соответствии с классификацией туристских ресурсов, где все районы края объединены в двенадцать туристско-ресурсных зон, но внимание отдается наиболее перспективным районам, объектам и местностям. А.Н. Дунец в работе «Оценка туристско-рекреационного потенциала Змеиногорского района для целей территориального планирования» рассматривает методику оценки туристско- рекреационного потенциала, а также разработку рекомендаций по развитию туризма и рекреации. В работе В.А. Моисеева «Серебряный венец России» содержатся очерки, описывающие историю Змеиногорска с древнейших времен и до создания здесь горно-металлургического комплекса.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основы развития туризма в Курьинском и Змеиногорском районах.
Во второй главе представлены предпосылки развития туризма в Курьинском и Змеиногорском районах и проведена оценка туристского потенциала представленных районов.
Третья глава выпускной квалификационной работы несет практический характер и включает в себя: описание проблем и современное состояние туризма в районах, SWOT-анализ районов, рекомендуемые мероприятия по развитию туризма и разработку туристического маршрута.
При написании работы было использовано 35 источников информации.
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
В результате проведенного исследования поставленные цель и задачи были достигнуты. А именно:
Были рассмотрены теоретические основы понятия туризм и его виды, представлена классификация туристских ресурсов и изучены критерии их оценки.
Проанализировано современное состояние развития туризма, которое показало, что Курьинский и Змеиногорский районы обладают объективными предпосылками для более активного выхода на туристические рынки. Основным туристическим продуктом районов являются разнообразные природные ресурсы, историческое и культурное наследие, а оценка историко-культурных объектов показала, на какие достопримечательности районов необходимо обращать внимание при привлечении туристов.
В тоже время отдалённость от основных транспортных магистралей, недостаточное количество дорог и близость широко разрекламированных туристических зон с уже развитой инфраструктурой создаёт жёсткие условия конкуренции на туристическом рынке Алтая. Данные проблемы развития туризма в районах были выявлены благодаря SWOT-анализу.
Поэтому в итоге исследования были предложены мероприятия по развитию туризма и разработан познавательный и необычный туристский маршрут по Курьинскому и Змеиногорскому району, который будет привлекать наибольшее количество туристов независимо от их социального положения.
1.Федеральный Закон Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: ФЗ РФ от 14.11.96г. N 132-ФЗ. (в ред. ФЗ от 28.06.2009 № 123-ФЗ).
2.Александрова, А.Ю. География туризма / Александрова А.Ю. - М.: КноРус, 2018. - 592 с.
3.Асташкина М.В. География туризма / М.В. Асташкина и др. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2020. - 432 с.
4.Березовая, Л.Г. История туризма и гостеприимства: учебник для СПО / Л.Г. Березовая. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 477 с.
5.Боголюбов, В.С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для академического бакалавриата / В.С. Боголюбов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 293 с.
6.Бугорский, В.П. Организация туристской индустрии. Правовые основы / В.П. Бугорский. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 165 с.
7.Ветитнев, А.М. Информационно-коммуникационные технологии в туризме : учебник для СПО / А.М. Ветитнев, В.В. Коваленко, В.В. Коваленко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 340 с.
8.Виноградова, Т.В. Технологии продаж турпродукта. Учебник / Т.В. Виноградова. - М.: Академия, 2020. - 240 с.
9.Восколович, Н.А. Маркетинг туристских услуг / Н.А. Восколович. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 191 с.
10.Головеева, С.В. «Серебряное ожерелье Алтая»: комплексная программа изучения и сохранения памятников истории горнозаводского производства XVIII-XIX вв. / С.В. Головеева // Промышленное наследие Алтая и его сохранение для будущих поколений: сб.ст./ АГПУ. - Барнаул, 2017. С. 1523.
11.Гомилевская, Г.А. Экономика и предпринимательство в сервисе и туризме: Учебник / Г.А. Гомилевская, А.С. Квасов, Т.В. Терентьева. - М.: Риор, 2017. - 247 с.
12.Гуляев, В.Г. Туризм. Экономика, управление, устойчивое развитие / В.Г. Гуляев, И.А. Селиванов. - М.: Советский спорт, 2018. - 280 с.
13.Джанджугазова, Е.А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий / Е.А. Джанджугазова. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 208 с.
14.Дуздибаева, А.С. Современное состояние российского туризма / А.С. Дуздибаева // Молодой ученый. - 2018. - №7. - С. 390-393.
15.Дунец, А.Н. Оценка туристско-рекреационного потенциала Змеиногорского района для целей территориального планирования / А.Н. Дунец, О.В. Осипова, Е.П. Крупочкин. // Экономика. Сервис. Туризм. Культура : сб.ст./ АлтГТУ Барнаул, 2010, С.187-193.
16.Дурович, А.П. Организация туризма/ А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева / под ред. Н.И. Кабушкина. Мн.: Новое знание, 2019. 632 с.
17.Золотовский, В.А. Правовое регулирование туристской деятельности: учебник для СПО / В.А. Золотовский, Н.Я. Золотовская. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 247 с.
18.Каменец, А.В. Молодежный социальный туризм : учеб. пособие для академического бакалавриата / А.В. Каменец, М.С. Кирова, И.А. Урмина ; под общ. ред. А.В. Каменца. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 192 с.
19.Колодий, Н.А. Маркетинговые технологии в туризме: экономика ощущений и впечатлений : учеб. пособие для СПО / Н.А. Колодий. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 326 с.
20.Легачева, Н.М. «Историко-культурные ресурсы музеев туристско - рекреационного кластера «Горная Колывань» как фактор развития туризма. / Н.М. Легачева, Н.Г. Прудникова, А.В. Дудник. SocioTime / Социальное время. 2019. № 3 (19). С. 117-124.
21.Марискина, А.И. Дизайн архитектурной среды туристско- рекреационного комплекса на берегу озера Колыванского / А.И. Марискина, С.Б. Поморов, Н.В. Морозова. Вестник Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. 2018. № 1. С. 226-229.
22.Моисеев, В.А. Серебряный венец России очерки истории Змеиногорска / В.А. Моисеев. Управление архивного дела администрации Алтайского края, Администрация г. Змеиногорска. Барнаул, 2003. (2-е издание, исправленное и дополненное)., 520с.
23.Морозов, М.А. Экономика туризма : учебник для СПО / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 291 с.
24.Морозкова, А.А. История Змеиногорска В 1859-1926 гг. / А.А. Морозкова, А.В. Букатова // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Под редакцией Н.Е. Лукьянова. 2019. С. 161-163.
25.Мотышина, М.С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для академического бакалавриата / М.С. Мотышина, А.С. Большаков, В.И. Михайлов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 282 с.
26.Родигин, Л.А. Интернет-технологии в туризме / Л.А. Родигин. - М.: Советский спорт, 2018. - 388 с.
27.Романов, А.Н. Туристские ресурсы Алтайского края: Информационно-художественное издание / А.Н. Романов, С.В. Харламов, Н.Г. Попова; Под общ. ред. М.П. Щетинина. - Барнаул: Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, 2012. - 472 с.: ил.
28.Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме / С.С. Скобкин. М. : Издательство Юрайт, 2019. - 366 с.
29.Сущинская, М.Д. Культурный туризм : учеб. пособие для СПО / М.Д. Сущинская. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 157 с.
30.Терехина, Т.А. Растительность юго-западной части проектируемого национального парка «Горная Колывань» (Алтайский край) / Т.А. Терехина, Н.В. Елесова, Т.А. Копытина. Проблемы ботаники Южной Сибири и Монголии. 2016. № 15. С. 14-22.
31.Тишкина, Т.В. Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова: история создания и современное состояние / Т.В. Тишкина. Известия Алтайского государственного университета. 2017. № 5 (97). С. 166-170.
32.Феденева, И.Н. Организация туристской индустрии : учеб. пособие для СПО / И.Н. Феденева, В.П. Нехорошков, Л.К. Комарова ; отв. ред. В.П. Нехорошков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 205 с.
33.Шпилько, С.П. Классификация видов туризма: от теории к практике / С.П. Шпилько. Вестник Национальной академии туризма. 2019. № 1. С. 9-15.
34.Змеиногорский район [Электронный ресурс] Официальный сайт Администрации Змеиногорского района Алтайского края - Режим доступа.: ййр://змеиногорский-район.рф/ - Загл. с экрана.
35.Курьинский район [Электронный ресурс] Официальный сайт Администрации Курьинского района Алтайского края. - Режим доступа.: https://kurya.ru/ - Загл. с экрана.