Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Сравнительный анализ социально-психологического климата на предприятиях сферы туризма и пути его совершенствования (на примере ООО «Охота» и ООО «ТА Пятница»)»

Работа №88228

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА НА ПРЕДПРИЯТИИ СФЕРЫ ТУРИЗМА 10
1.1 Понятие и структура социально-психологического климата на предприятии
сферы туризма 10
1.2Факторы, влияющие на формирование социально -психологического
климата на предприятии сферы туризма 18
1.3 Методологический инструментарий к решению вопроса совершенствования
социально-психологического климата на предприятии сферы туризма 25
2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО -
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ООО «ОХОТА» и ООО «ТА ПЯТНИЦА» 31
2.1 Краткая характеристика исследуемых организаций 31
2.2 Исследование существующего социально-психологического климата в ООО
«Охота» и ООО «ТА Пятница» 37
2.3 Оценка результатов исследования социально-психологического климата на
предприятиях ООО «Охота» и ООО «ТА Пятница» 49
3ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КЛИМАТА В ООО «ОХОТА» и ООО «ТА ПЯТНИЦА» 53
3.1 Рекомендации по совершенствованию социально-психологического климата в ООО «Охота» и ООО «ТА Пятница» 53
3.2 Оценка социально-экономической эффективности рекомендаций предложенных для ООО «Охота» и ООО «ТА Пятница» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ

В эпоху глобальных коммуникаций и обострения конкуренции ни у кого не возникает сомнений в признании возрастающей роли человека в производственном процессе. В современных условиях именно человеческие ресурсы являются ключевым фактором успеха ведения экономической деятельности. Человеческие ресурсы организации представляют собой совокупность трудового потенциала ее сотрудников. Трудовой потенциал - это человеческий капитал в людском воплощении, который является изменчивым фактором и требует постоянного регулирования.
В контексте коллектива человеческие ресурсы следует рассматривать с точки зрения социально-психологического климата. Социальнопсихологический климат - это достаточно устойчивая система взаимоотношений в коллективе и сформированное за определенный срок эмоциональное состояние коллектива, выраженное в степени удовлетворенности его единиц различными факторами межличностных и трудовых отношений. Для обозначения психологического состояния в коллективе помимо основного термина зачастую используют устойчивые выражения «социальная атмосфера», «психологическая атмосфера», «климат организации» и «микроклимат».
Несмотря на прямое влияние эмоционального состояния каждого сотрудника на производственные процессы организации и результаты трудовой деятельности, в российской практике роль социально-психологического климата зачастую остается недооцененной. В условиях туристического бизнеса уровень психологической включенности работника в трудовую деятельность трудно переоценить - эмоциональное состояние сотрудника фирмы напрямую влияет на производительность труда и качество оказываемых услуг.
Наиболее частой причиной внезапного падения производственных и финансовых показателей предприятия является ухудшение социально - психологического климата, что приводит к падению заинтересованности в трудовой деятельности, текучести кадров и потере мотивации. С уверенностью можно утверждать, что социально-психологический климат во многом определяет производственные успехи организации и ее положение на рынке. Поэтому формирование благоприятного социально-психологического климата на предприятии является актуальным вопросом в разработке результативной стратегии развития организации, а также улучшению ее производственных показателей.
Актуальность выбранной темы заключается в возросшей потребности государства в условиях пандемии COVID-19 улучшать и развивать внутренний туристический бизнес, а также всей сферы услуг, в связи с ограничением выезда туристов за пределы страны. В современных реалиях возросла потребность населения в оказании качественных туристских услуг, сейчас туризм в России - один из крупнейших секторов пострадавшей от ковидных ограничений экономики, а в Алтайском крае он занимает одну из ключевых позиций получения прибыли. Социально-психологический климат в организациях сферы туризма в данном регионе - одна из весомых проблем, которой не уделяют должного внимания.
Это исследование способно обратить внимание на важность этого параметра как для новых организаций на туристском рынке Барнаула и Алтайского края, так и для более опытных его участников, что косвенно поспособствует развитию туристского потенциала региона как на федеральном, так и на международном уровне. Помимо всего прочего, с социальной точки зрения социально-психологический климат туристской организации оказывает влияние на систему коммуникации, психологическое здоровье сотрудников; обеспечивает трудоспособность населения, тем самым понижая возросший за 2020 год уровень безработицы в регионе.
Степень изученности темы. Тема социально-психологического климата в коллективе довольно широко освещена в работах многих психологов и отечественных социологов. Существенный вклад в разработку проблематики психологического климата в организации внесли Н.С. Мансуров, В.М. Шепель и А.П. Панфилова. Они одними из первых в России начали рассматривать методологические подходы, методы диагностики и определенные пути регулирования социально-психологического климата.
Объектом исследования выступают оказывающие туристические услуги организации - ООО «Охота» и ООО «ТА Пятница» в г. Барнауле Алтайского края. Предметом исследования являются основные компоненты социально-психологического климата на предприятиях сферы туризма (на примере ООО «Охота» и ООО «ТА Пятница»).
Целью выпускной квалификационной работы является проведение сравнительного анализа социально-психологического климата в исследуемых организациях и разработка эффективных рекомендаций по совершенствованию социально-психологического климата на предприятиях сферы туризма.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1.Изучить теоретическую базу исследования, рассмотреть научные источники на тему бакалаврской работы и выявить основы социально - психологического климата в организации;
2.Рассмотреть факторы формирования социально-психологического климата на предприятии сферы туризма и выявить особенности его формирования в данном типе экономической деятельности;
3.Подобрать методологический инструментарий к решению вопроса совершенствования социально-психологического климата на предприятии сферы туризма;
4.Дать краткую характеристику ООО «Охота» и ООО «ТА Пятница»;
5.Определить существующее состояние социально-психологического климата в ООО «Охота» и ООО «ТА Пятница» путем применения выбранных методов исследования;
6.Сформулировать рекомендации по совершенствованию социально - психологического климата для ООО «Охота» и ООО «ТА Пятница»;
7.Доказать оправданность подобранных рекомендаций и оценить их социально-экономическую эффективность на примере ООО «Охота» и ООО «ТА Пятница».
Теоретико-методологические основы исследования представлены общепсихологическими принципами детерминизма и развития, системным подходом в психологии (А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов и др.), субъектно-деятельностным подходом (К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн), а также динамическим подходом к изучению малых групп в различных социальных условиях (К. Левин и др.).
Теоретическими методами исследования являлись: анализ научной литературы, абстрагирование, конкретизация. Практическими методами исследования были: мониторинг, сравнение, а также бланковые и
психодиагностические методики, среди них: методика выявления степени интеграции социально-психологической самооценки коллектива О. Немова, экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (А. С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто), методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлева.
Работа состоит из трех частей. В первой части рассматриваются теоретические аспекты СПК на предприятии сферы туризма, а точнее понятие и структура СПК, факторы, влияющие на формирование климата и особенности его формирования на предприятии сферы туризма, также в первой главе рассматривается методологический инструментарий, при помощи которого исследуется существующий в коллективе социально-психологический климат.
Во второй главе приводится сравнительная характеристика СПК в ООО «Охота» и ООО «ТА Пятница»: представляется краткая характеристика организаций, на основе подобранных методик проводится исследование существующего социально-психологического климата на предприятиях, проводится оценка результатов исследования.
В третьей и последней главе формулируются рекомендации по совершенствованию СПК в ООО «Охота» и ООО «ТА Пятница» и оценивается социально-экономическая эффективность представленных рекомендаций.
Исследования вопроса формирования социально -психологического климата в современных условиях ведения туристического бизнеса имеет теоретическую значимость, а проведение анализа существующего социально - психологического климата в организациях, работающих в сфере туризма, имеет практическую значимость, так как рекомендации, сформулированные на основе исследования и анализа, могут внедряться в управленческую политику организации для повышения эффективности труда.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема недооцененной важности измерений социально-психологического климата коллектива в России стоит остро. Подавляющее большинство руководителей организаций, в которых отсутствует отдел по работе с персоналом, не придают значения формальным и неформальным отношениям между сотрудниками в своей компании. Очень часто некоторые руководители пренебрегают мнением своих подчиненных касательно их отношения к труду, из-за этого зачастую у индивидов группы формируется враждебное отношение к собственной работе, коллегам, начальству, поэтому и сформировать доверительные отношения с клиентом не представляется возможным, так организация теряет не только прибыль, но и репутацию.
Важно понимать: социально-психологический климат в трудовой группе отражает все насущные проблем организации (от неверного стиля управления до недостаточных условий труда). Исследуя социально-психологический климат в компании, изучаются ее слабые места. В современных условиях постоянной конкуренции, особенно в сфере туризма в Алтайском крае, в котором туризм - одна из основных отраслей экономики, крайне важно регулярно совершенствоваться, чтобы оставаться востребованным конкурентом.
Социально-психологический климат организации это состояние межличностных отношений, формирующих трудовую мотивацию и отражающих профессиональный настрой, который напрямую влияет на результаты профессиональной деятельности и создает определенную атмосферу в организации. СПК это относительно устойчивое явление, которое в свою очередь подвергается влиянию множества факторов. Факторы влияния на социально-психологический климат можно разделить на две группы: факторы микросреды и макросреды. Разница между ними лишь в том, что на факторы микросреды проще повлиять изнутри организации.
Исследование социально-психологического климата в организациях сферы туризма ООО «Охота» и ООО «Пятница» на основе подобранных методик (ПРИЛОЖЕНИЕ 2-4) привело к тому, что климат в обеих компаниях был определен как благоприятный, однако трудовые коллективы туристских организаций обладают различиями в степени интеграции, что достаточно сильно влияет на профессиональную деятельность коллектива. Изучение стиля руководства в обеих компаниях пролило свет на природу различий в степени интеграции в коллективах, поэтому на основе результатов исследований были определены следующие рекомендации:
-ООО «Охота» следует поспособствовать укреплению формальных и неформальных отношений внутри коллектива;
-ООО «ТА Пятница» следует поспособствовать творческому потенциалу своих сотрудников;
-Обеим компаниям необходимо создать систему послепродажного обслуживания.
С учетом представленных рекомендаций по совершенствованию социально-психологического климата в исследуемых организациях, а также данных о динамике их финансовых показателей, была доказана социально - экономическая эффективность предложенных мероприятий.
Таким образом, цель работы была достигнута, а все планируемые задачи решены.


1.Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (последняя редакция) //
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462 - Заглавие с экрана.
2.Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №
2300-1 (ред. от 22.12.2020) // [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305 - Заглавие с экрана.
3.Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М, Андреева - М.: Аспект-Пресс, 2010. - С. 114.
4.Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев - М.: Академия, 2009. - С. 76.
5.Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко - М.: Филинъ, 2012. - С. 476.
6.Будаева, Э.В. Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения в трудовом коллективе / Э.В. Будаева // Вестник бурятского государственного университета. - 2018. - №6. - С. 92- 95
7.Егорова, Л. С., Челнакова, Н. Ю. Социология управления социально-психологическим климатом на предприятиях [Текст] / Л. С. Егорова, Н. Ю. Челнакова // Научный журнал Ивановской государственной текстильной академии №7 - 2008. - С. 90-98.
8.Карпов, В. В. Стиль руководства в малых группах и его связь с мотивацией и социально-психологическим климатом [Текст] / В. В. Карпов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №3 (39) - 2008. - С. 230-234.
9.Корчагин, Ю. А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? — Воронеж: ЦИРЭ, 2005.
10.Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / Курт Левин; [Пер. с англ. И. Ю. Авидон]. - СПб. : Речь, 2010. - C. 407
11.Ломов, Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психологический журнал. - 1989. - Т. 10. № 4. - C. 14-19.
12.Мансуров, Н. С. Морально-психологический климат и его изучение [Текст] / Н.С. Мансуров. - М.: Приора, 2017. - С. 56-59.
13.Медведева, М.А. О терминологической неопределенности термина «социально-психологический климат коллектива». - Инновации в образовании.
-2018. - № 8. С. 61-77.
14.Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учебное пособие. - 3-е изд. - СПб: ИВЭСЭП, Знание. - 2015. - С. 118--119.
15.Попова, Т.В. Социально-психологический климат как фактор эффективности организации [Текст] / Т.В. Попова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 4-3(75). - С. 86-88
16.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 705, [7] с. - ISBN 5-314-00016-4.
17.Руденко, А.М. Психология социально-культурного сервиса и туризма /А.М. Руденко. — Изд. 2-е, испр. и доп.— Ростов н./Д : Феникс, 2007.
—313, |1] с. — (Высшее образование).
18.Свенцицкий, А. Л. Организационная психология [Текст]: учебник для вузов / А. Л. Свенцицкий. М. : Издательство Юрайт, 2014. - 504 с. - Серия : Бакалавр. Базовый курс.
19.Чергинцова, С.В. Влияние социально-психологического климата на удовлетворенность трудом работников [Текст] / С.В. Чергинцова // Вестник тверского государственного университета. Серия: Экономика и Управление. -
2015.- № 4. - С. 131-136.
20.Черепкова, Н. В., Чугункин, С. А. Социально-психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе [Текст] / Н. В. Черепкова, С. А. Чугункин // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. Том 1. №1 - 2011. - С. 45-48.
21.Шепель, В.М. Управленческая психология / В.М. Шепель - М.: Академия, 2005. - С. 90.
22.Шкляева, Н. А. Социально-психологический климат в трудовом коллективе: библиографический климат в трудовом коллективе / Н. А. Шкляева, Э. Р. Салихова // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2016. - № 1. - С. 67-70.
23.Mincer, J. Investment in Human Capital and Personal Income Distribution // The Journal of Political Economy, - 1958. - № 66. - p. 281.
24.Shultz, T. Capital Formation by Education // The Journal of Political Economy, - 1967. - № 68. - p. 571.
25.Абульханова, К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии
// Психология. Журнал ВШЭ. - 2005. - №4. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7printsip-subekta-v-otechestvennoy-
psihologii - Заглавие с экрана.
26.Барсукова, А.В., Задворная, В.В. Сущность социально -
психологического климата в организации и основы его формирования // Скиф. 2019. - №10 (38). [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-sotsialno-psihologicheskogo-klimata-v- organizatsii-i-osnovy-ego-formirovaniya - Заглавие с экрана.
27.Галеева, Л.В. Факторы, определяющие социально-психологический
климат // Вестник СМУС74. - 2016. - №2 (13). - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-opredelyayuschie-sotsialno-
psihologicheskiy-klimat - Заглавие с экрана.
28.Егорова, Л. С., Челнокова, Н. Ю. Управление социально -
психологическим климатом на предприятиях // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2008. - №2. - [Электронный ресурс] Режим доступа :
https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-sotsialno-psihologicheskim-klimatom-na- predpriyatiyah - Заглавие с экрана.
29.Казакова, О.И. Гармонизация социально-психологического климата в коллективе // Проблемы и перспективы развития образования в России. -
2016.- №38. - [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/garmonizatsiya-sotsialno-psihologicheskogo-klimata- v-kollektive - Заглавие с экрана.
30.Кифа, Л.Л., Ерзамаева, Е.В. Социально-психологические факторы
эффективного труда работников // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - №12 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2017/12/76526 - Заглавие с экрана.
31.Михайлов, А. С. Социально-психологический климат производственной организации в различных социально-экономических условиях // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013. - №1 (25). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sotsialno-psihologicheskiy-klimat-proizvodstvennoy- organizatsii-v-razlichnyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah - Заглавие с экрана.
32.Официальный сайт Росреестра [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: www.rosreestr.ru., свободный. Росреестр туроператоров.
https://tourism.gov.ru/operators - Заглавие с экрана.
33.Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология : учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. - с. 127-139. — [Электронный ресурс] // ЭБС Юрайт [сайт]. — Режим доступа: https://urait.ru/index.php/bcode/438113 - Заглавие с экрана.
34.Самарцева, М.И., Семенец, А.В. Улучшение социально
психологического климата в коллективе // Решетневские чтения. - 2016. - №20. - [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uluchshenie-
sotsialno-psihologicheskogo-klimata-v-kollektive - Заглавие с экрана.
35.Слепцова, Е.В., Марычева, Ю.В. Оптимизация социально
психологического климата в коллективе // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - №8. - [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-sotsialno-psihologicheskogo-klimata- v-kollektive - Заглавие с экрана.
36.Созинов, В.А. Диагностические методы / В.А. Созинов // Исследование системы управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/issled_sist_-upr/page0014.asp - Заглавие с экрана.
37.Социально-психологический климат организации [Электронный ресурс] / Психология и педагогика. - М.: Интерсофт, 2016. - Режим доступа: http://www.psi.lib.ru - Заглавие с экрана.
38.Хабарова, А.С. Факторы, формирующие социально
психологический климат организации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. №2-2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-formiruyuschie-sotsialno-psihologicheskiy- klimat-organizatsii - Заглавие с экрана.
39.Шендель, Т.В., Петрова, Т.В. К вопросу об изучении социальнопсихологического климата на предприятии // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - №2 (36). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-izuchenii- sotsialno-psihologicheskogo-klimata-na-predpriyatii - Заглавие с экрана.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ