ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕНЫ ЦИНИЗМА И ЭПАТАЖА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ 11
1.1. Феномен цинизма: сущность, коммуникативная значимость и
проблематика 11
1.2. Феномен эпатажа: содержание, культурно-этическое воздействие
и коммуникативная цель 24
1.3. Место цинизма и эпатажа в современной журналистской
практике 32
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ ЦИНИЗМА И ЭПАТАЖА В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ 42
2.1. Функции цинизма и эпатажа как инструментов журналистского
творчества 42
2.2. Проявление цинизма в публицистике Александра Невзорова 52
2.3. Приемы эпатажного дискурса в публицистике Александра Невзорова 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В настоящий момент общество находится в кризисе. Происходит слом культурных и социальных шаблонов. В связи с этим трансформируется мировоззрение людей, их отношение к окружающей реальности. В частности, сегодня люди иначе оценивают свою систему ценностных установок. У многих людей парадигма ценностей претерпевает изменения или полностью разрушается. Описанная метаморфоза обусловлена транзитным состоянием социума между постулатами отмирающего модерна и укрепляющегося постмодерна, с присущим ему релятивизмом.
Кроме того, контекст современного историко-культурного процесса формируется в условиях глобального мирового пространства, в котором сосуществуют различные равноценные идеологии, догмы, системы ценностей, религиозные течения и философские установки, нередко противоречащие друг другу, что лишь катализирует углубление мировоззренческих трансформаций в обществе и приводит к так называемому «антропологическому кризису» и «антропологической катастрофе». В обозначенных реалиях в обществе наиболее востребованным становится социокультурный феномен цинизма, служащий в данном контексте защитной реакцией (отстранение от проблем, а не их искоренение) и даже усредненным типом социального сознания.
Современное общество существует в условиях глобализма и полностью подчиняется им. В связи с этим, за последние десятилетия информационная картина мира изменилась до неузнаваемости: образовался единый медиаландшафт, произошёл уклон в пользу сетевых средств массовой информации (новых медиа), кратно возросли объёмы информации и возможности её трансляции. Как следствие, при таких данных трансформировался и медиарынок, перешедший на уровень сверхконкуренции, в которой любые этические и профессиональные нормы и ценности стали отходить на периферийный план.
То есть, с одной стороны, журналисты, как представители и проводники передовых общественных процессов оказались под влиянием вышеупомянутого «антропологического кризиса» со всеми ему присущими постулатами, а, c другой стороны, были вынуждены подстраиваться под новые условия информационного рынка и вести ожесточенную борьбу за внимание аудитории. Под влиянием этих обстоятельств цинизм стал одним из важнейших инструментов в современной журналистской практике.
Важно отметить и тот факт, что современная циническая репрезентация журналистов нередко направлена на достижение эпатирующего воздействия на аудиторию. Так в поле зрения появляется другой феномен, актуализировавшийся в текущем медийном пространстве, которым стал эпатаж.
Данное явление схоже с цинизмом в качестве формы девиации, но имеет лишь косвенное отношение к социокультурным трансформациям, поскольку является скорее (и только) инструментом репрезентации, но не типом определенного сознания. Место эпатажа в журналистике также обусловлено экономической мотивацией изданий.
Немаловажное место в современном мире занимают новые технологии. Они изменили отношение к современной культуре, искусству. Стала развиваться массовая культура. В связи с этим меняются и средства массовой информации. Они позволяют журналистам проявить себя, сделать контент более разноплановым и ярким. На первое место в современной журналистике выходит образ автора - для него система медиа сродни сцене для артиста. Журналист «творит и вытворяет» в социальных сетях, новых медиа, убеждая аудиторию с помощью применения различных приемов. В частности , приемов цинизма и эпатажа.
Степень изученности проблемы
Феномен цинизма в социально-гуманитарном знании на сегодняшний день исследован с позиции многих контекстов. Кроме фундаментального труда П. Слотердайка «Критика цинического разума», посвященного непосредственной сущности цинизма, многие философы, культурологи, писатели в той или иной мере, с различных сторон обращали свое внимание на изучаемый феномен. Среди них М. М. Бахтин, А. Бирс, Н. Буало, А. Н. Веселовский, Вольтер, М. Горький, Л. Д. Гудков, Б. Джонсон, А. Камю, В. Канке, А. Б. Мариенгоф, М. О. Меньшиков, И. М. Нахов, Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, А.И. Пигалев, A.C. Пушкин, Ж.-Ж. Руссо, У. Шекспир, В. Янкелевич и др.
Например, цинизм как форму саморефлексии культуры описали в своих работах А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. Эстетические формы проявления цинизма в контексте эстетических категорий «комическое» и «безобразное» и особенностей художественных методов (ирония, сарказм, гротеск) был предложен в теориях и концепциях Аристотеля, В. Ф. Г. Гегеля, В. Гюго, К. В. Ф. Зольгера, Т. Манна, Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля, а также отечественных ученых Ю.Б. Борева, В.В. Бычкова, В.А. Волобуева, Ю.А. Кирюхина, O.A. Кривцуна, В.И. Самохваловой и др.
Исторические контексты репрезентации цинизма были проанализированы в теориях, согласно которым исторический процесс рассматривается как закономерное и эволюционное изменение социокультурных отношений (А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко, Н. Элиас) и историческая динамика доминирующих форм культурной идентичности (И. В. Малыгина, А. Я. Флиер). Эвристически значимыми явились в этом отношении также работы отечественных (Н. А. Бердяев, А. И. Извеков, М. С. Каган, Г. С. Кнабе, Ю. М. Лотман, А. Щеголев) и зарубежных (О. Вейнингер, Г. Риккерт, Л. Фробениус, Й. Хейзинга, О. Шпенглер) ученых.
Обоснование цинизма как индикатора конфликтной ситуации можно найти в теориях конфликта под авторством А. Я. Анцупова, С. В. Баклановского, М. С. Вершинина, Л. Гумпловича, Н. П. Дедова, А. С. Кармина, Ф. Кликса, Н. И. Леонова, A.B. Морозова, A. П. Назаретяна, Б. Ф. Поршнева, У. Самнера, Дж. Скотта, Е. Г. Сорокиной, Т. Ф. Сусловой.
Наконец, причины актуализации цинизма в современном мире на основе концептов «идентичность» и «кризис идентичности» были изложены в трудах И.В. Малыгиной, 3. Баумана, А. П. Краснопольской, О. В. Одеговой, К. Э. Разлогова, М. В. Тлостановой, С. Холла. Рассмотрение и интерпретация конкретных актуализаций цинизма основывались на культурно-исторических исследованиях А. А. Аронова, М. Блюменкранц, Г.В. Гриненко, А. Донини, И. С. Клочкова, М. Н. Росенко и А. С. Колесникова, К. Р. Поппера, А. Г. Спиркина, И. Н. Сухолет, С. Н. Трубецкого, Дж. Фрэзера, А. Н. Чанышева. В этом контексте для исследования были также важны и концепты «культура личности», «антропологический кризис» и «антропологическая катастрофа» в версиях Ф. И. Гиренка, Н. Д. Ковальчука, М. К. Мамардашвили, О. А. Проховник, В. А. Ремизова, О. И. Тарасовой.
Основными источниками для исследования цинизма послужили литературные и философские тексты Э. Берджеса, Дж. Боккаччо, Ч. Буковского, Вольтера, И. А. Гобозова, Д. Дидро, Ф. М. Достоевского, Ж. Жене, Ф. Маринетти, маркиза де Сада, В. В. Маяковского, Г. Миллера, Ф. Ницше, Ч. Паланика, Ф. Рабле , Ж.-П. Сартра, Тертуллиана, Д. Хопкинса, Дж. Чосера, А. П. Чехова.
Эпатаж также был исследован с позиций многих характеристик, например, игровое начало в эпатаже описала Е.А. Рогалева, его девиантную природу исследовал М.И. Шапир, эпатажу как инструменту коммуникации внимание уделили И.В. Палагина и Е. Ю. Бурдовская, а его эстетическую категорию изложил в своей работе И. К. Вовчаренко.
Ключевыми для диссертации трудами также оказались работы Я. Е. Сидиковой, Г.М. Нурилиной, И. Розенкранца, Т. Адорно.
Проблема исследования состоит в том, что феномены цинизма и эпатажа на сегодняшний день мало исследованы в области журналистской практики, а поскольку они являются неотъемлемой частью современной медиастратегии большинства СМИ, то требуют комплексного изучения сущностных причин возникновения и форм проявления в журналистской сфере.
Объект исследования - материалы программы «Невзоровские среды», «Наповал» и ряд работ Александра Невзорова.
Предмет исследования - сущность, цели, содержание, коммуникативная значимость и культурно-этические эффекты цинично-эпатажных публикаций Александра Невзорова.
Цели работы: исследование феноменов цинизма и эпатажа в СМИ и выявление сущности, цели, содержания, коммуникативной значимости и культурно-этических эффектов цинично-эпатажных публикаций в программах Александра Невзорова.
Для достижения поставленных целей в исследовательской работе ставятся следующие задачи:
1. Охарактеризовать феномен цинизма, определить его сущность, коммуникативную значимость и цель.
2. Изучить феномен эпатажа на предмет его содержания, культурно - этического воздействия и коммуникативной цели.
3. Определить место цинизма и эпатажа в современной журналистской практике.
4. Выявить функции цинизма и эпатажа как инструментов журналистского творчества.
5. Исследовать авторскую программу Александра Невзорова «Невзоровские среды» с целью идентификации в ней приёмов цинизма и эпатажа.
6. Обнаружить и проанализировать признаки цинизма и эпатажа в программе «Наповал» и ряде материалов Александра Невзорова.
Гипотеза исследования заключается в том, что место цинизма и эпатажа в журналистской практике стало прямым следствием социально-культурной деформации общества, мировоззренческой трансформации потенциальной аудитории СМИ, а также борьбы за внимание аудитории в условиях переизбытка конкуренции на самом информационном рынке.
Методология исследования
Работа базируется на методологии экономического детерминизма в деятельности СМИ, системно-структурного и структурно-функционального анализа. При проведении эмпирического исследования использовались методы классификации, интерпретации, а также дискурс-анализ содержания.
Эмпирической базой для исследования послужили материалы авторской программы Александра Невзорова «Невзоровские среды», «Наповал», а также другая публицистика автора.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. Работа формирует целостное представление о феноменах цинизма и эпатажа, их характеристиках и видах.
2. В работе проведен качественный анализ взаимосвязанности сферы журналистики с феноменами цинизма и эпатажа.
3. В работе дана классификация актуальных приёмов цинизма и эпатажа, употребляемых в журналистской практике.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении сущностей феноменов цинизма и эпатажа в современном общественном сознании и их месте в средствах массовой коммуникации, в описании циничного журналиста, характеристике специфических черт цинизма и эпатажа как поведения в современных массовых коммуникациях и новой культуре.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные результаты помогут лучше разобраться в устройстве современной «транзитной» социально-культурной ситуации, определяют мотивации информационной среды, которая зачастую транслирует девиантные коды, обёрнутые в циничную или эпатажную кайму, а также помогают нивелировать возможные негативные влияния феноменов цинизма и эпатажа на журналистское сообщество и социум, в целом.
Положения, выносимые на защиту:
1. Цинизм - давнее явление культурной жизни, детерминанты которого заключены в динамике общества: цинизм выступает разновидностью экзистенциального самоосвобождения и освобождения от догм других, дерзкой выходкой, насмешкой над устоявшимися ценностями, радикальным антидогматизмом, но низкий уровень образования, зрелости превращает цинизм в грубость, наглость и неподдельное хамство. В развитии цинизма можно выделить два этапа: классический и современный. Имея общую форму проявления - вызывающе-пренебрежительное и презрительное до наглости и бесстыдства отношение к принятым нормам и ценностям общества - они радикально отличаются по целям: цель классического цинизма - изменение общества к лучшему, цель же современного - выделиться в публичном пространстве.
2. Его ценность - в гарантированном привлечении внимания, что влечет за собой популярность, узнаваемость, монетизацию.
3. Александр Невзоров - признанный циник, «бренд циничной журналистики». Его цинизм проявляется в том, что он признает себя циником, позиционирует себя как человек, который способен на все, если ему за это заплатят, использует экспрессивную лексику, иронию, граничащую со святотатством, богохульствует, использует инвективы в отношении Христа, патриархов и священников, прославленных героев, правителей; ёрничает по поводу чьей-либо смерти, выдумывает фантастические ситуации, в которых помещает человека и осмеивает его, «расчеловечивает» выдающихся или популярных личностей, шутит на уровне непристойных анекдотов.
4. Эпатаж в публицистике А. Невзорова достигается запрещенными приемами: ругань, брань, сквернословие, глумление над старостью и физическими недостатками, подвигами святых и героев, постоянные аналогии с гнилостными, трупными, фекальными субстанциями, использование дразнилок и придумывание прозвищ. Это шокирует, запоминается, вызывает яркие эмоции и ощущения.
5. Популярность и известность Александра Невзорова в его цинично-эпатажных журналистских произведениях и представлениях разговорного жанра на радио и TV-каналах значительно превосходит его известность и популярность в «серьезной» журналистике, что свидетельствует о «культурном недуге», нарастании абсурдности в социальной жизни, торжестве эпохи постжурналистики.
В данной работы мы выполнили комплексный анализ проявлений цинизма и эпатажа в современной журналистской практике на примере публицистики Александра Глебовича Невзорова исходя из целей работы: исследование феноменов цинизма и эпатажа в СМИ и выявление сущности, цели, содержания, коммуникативной значимости и культурно-этических эффектов цинично-эпатажных публикаций в программах «Невзоровские среды», «Наповал» и ряде работ Александра Невзорова.
Гипотеза исследования состояла в том, что место цинизма и эпатажа в журналистской практике стало прямым следствием социально-культурной деформации общества, мировоззренческой трансформации потенциальной аудитории СМИ, а также переизбытка конкуренции на самом информационном рынке. Эта гипотеза подтвердилась.
Проведя анализ теоретических положений, научной литературы по феноменам цинизма и эпатажа, мы можем заключить, что данные феномены многоаспектны, они включены в культурный контекст и формировались в течение веков. Истоки цинизма, к примеру, следует искать в античной философии.
Объяснений понятия «цинизм» множество. Но определенности у исследователей не сложилось. Очевидным представляется только тот факт, что среди понятий цинизма преобладают те, которые обладают негативной коннотацией.
Коммуникативную значимость цинизма обосновывают следующие его характерные особенности. С позиции мировоззрения и явлений культуры цинизм связывают с отторжением и признанием неверными, смешными основных ценностей в культуре и социуме.
Особенно важно в рамках коммуникативной значимости провести анализ явления, обозначенного как полноценный цинизм представителя массовой аудитории. Поскольку СМИ и отдельные журналисты, блогеры преимущественно создают контент для массовой аудитории, необходимо понимать, как реализуется феномен системного цинизма массового человека. Такой человек полностью отвергает личность и её самосознание.
Цинизм в интернете, блогах и новых медиа оказывает такое же манипулирующее влияние на общество, аналогичное воздействию официальных СМИ. Люди, регулярно смотрят один и тот же канал, наблюдают за проявлениями цинизма ведущего и сталкиваются с тем, что сами становятся циничными. Таким образом, в культурном отношении многие новые медиа, блоги точно также воспитывают циничных, зависимых людей.
Особую коммуникативную значимость цинизм приобрел под влиянием философии, культуры постмодернизма. Для постмодерна характерными чертами становится относительность, все ценности относительны, признается плюрализм, а отказ от иерархичности общества делают культуру «пестрой», лишая её порядка, она становится хаосом.
Парадокс течения цинизма заключается в том, что ему в первую очередь подвержены образованные слои общества, интеллигенция, интеллектуально одаренные люди. Далее цинизм распространялся и стал настолько заразительным, что охватил и другие слои общества.
Содержание феномена «эпатаж» в основном основано на его скандальности. Этот тип проявления себя по своей сути - выходка, могущая заставить публику реагировать определенным образом. Смысл эпатажности в том, чтобы заставить аудиторию испытывать определенные эмоции. Заложено в содержании «эпатажа» и то, что это действие не может быть случайным.
Целеполагание в понимании специфики эпатирования является одним из ключевых аспектов. Делятся цели его на несколько видов. Во-первых, внешний тип, который напрямую взаимосвязан с идеей продвижения, намерением говорящего обратить на себя внимание публики с помощью яркой подачи, запомниться на длительный промежуток времени. Во-вторых, внутренний тип, в котором уже заключается наиболее многоаспектное понимание эпатирования, попытка донесения до сознания общества определенных идей, смыслов.
Эпатаж, шокирующие материалы и цинизм могут послужить основой для манипулятивных практик над аудиторией, так как они трансформируют основные ориентиры аудитории, меняют представление о нормах, правилах и могут способствовать развитию аморального поведения.
В работах Александра Невзорова используются разнообразные приемы эпатажа и цинизма. Как мы выяснили, они реализуются при помощи использования ряда выразительных средств - метафор, эпитетов, окказионализмов, а в особенности иронии. Наиболее используемые в публицистике Невзорова приемы - нарушение ожиданий, создание противоречивых ситуаций, накаливание противоречий, сопоставление несопоставимого, использование двойных ироний.
В одной из программ «Наповал», к примеру, журналистка, которая беседует с публицистом, называет распространенный в речевом поведении Невзорова прием спиралью сравнений. Действительно, будучи человеком с богатым опытом, глубокими знаниями общемировой истории, литературы, публицист может пользоваться рядом аналитических приемов, таких как аналогии, сравнения, связанные единой идеей и смысловым началом.
Также мы пришли к выводам, что в публицистике Невзорова активно используются тактики перевоплощения, обобщения, приведения аргумента, усиления или утрирования сообщаемого, уступки, контраста - то есть яркого противоречия в сообщаемом, апелляции к авторитету, использования юмора для доказательства позиции, подмазывание аргумента, привлечение внимания, сдвиг. Эти методы позволяют публицистическому творчеству Александра Невзорова оставаться ярким , эпатажным и экспрессивным.
Следует добавить, что Александр Глебович Невзоров виртуозно использует те речевые стратегии, которые мы назвали, охарактеризовали. Это помогает автору удерживать стабильный интерес аудитории к своим публикациям и материалам, посвященным, например, формированию негативного образа оппонента, государства, а также освещения проблем во внутренней и внешней политике. Оригинальное построение материалов, то есть по своей сути текстов, умение воздействовать на умы публики, позволяют говорить о том, что журналист достигает эффекта, который подразумевал.
1. Абельмас Н.В. Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз [Электронный ресурс]. Ростов н/Д, 2008. Режим доступа: http://www.klex.ru/bxd(дата обращения: 01.04.2022).
2. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 224 с.
3. Альбера Ф. От эксцентризма к децентризму / Ф. Альбера // Киноведческие записки. 1990. № 7. С. 165-170.
4. Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012¬2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с.
5. Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики: учебное пособие. М.: Юрайт, 2016. 320 с.
6. Бавильский Д.В. Скотомизация. Диалоги с Олегом Куликом. М.: Прагматика культуры, 2004.
7. Багиров Э.Г. Телевидение. XX век: Политика. Искусство. Мораль. М.: Астрель, 2015. 302 с.
8. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2015. 326 с.
9. Бахтин М.В. Историческое знание в эпоху цинического разума
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe-znanie-v-epohu-tsinicheskogo-razuma(дата обращения: 06.03.2022).
10. Белинский В.Г. И.И. Панаеву. 18 февраля 1839 года. Собр. соч.: в 9 т. / В.Г. Белинский. М.: Худож. лит., 1982. Т. 9. С. 237-238.
11. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. 2-е изд. М.: Логос, 2015. 250 с.
12. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.vedu.ru/bigencdic/51266/(дата обращения: 15.03.22).
13. Блог/платформа «Цинизм как образ жизни» [Электронный ресурс] // Vision. URL: https:// yvision.kz/post/58465ер (дата обращения: 05.07.2017).
14. Бодрийяр Ж. (2012) Прозрачность зла / пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской. М.: Доб/ росвет; Изд/во «КДУ». 260 с.
15. Бодрийяр Ж. (2016а) Дух терроризма // Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было / пер. с фр. А. Качалова. М.: РИПОЛ классик. 224 с. С. 95-188.
16. Бодрийяр Ж. (2016) Меланхолический Ницше // Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было / пер. с фр. А. Качалова. М.: РИПОЛ классик. 224 с. С. 189-204.
17. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
18. Бредемайер Карстен Черная риторика: Власть и магия слова // М.: Альпина, 2017. 152 с.
19. Вайшенберг З. Новостная журналистика: Учебное пособие / Зигфрид Вайшенберг / Под общ. ред. В. Ф. Иванова. Киев: Академия Украинской прессы, 2016. 290 с.
20. Вартанова Е.Л. СМИ в меняющейся России. М.: Аспект Пресс, 2015. 336 с.
21. Вартанова Е.Л. Меняющаяся российская медиаиндустрия: теоретические подходы // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2018. №2.
С. 186-196.
22. Вартанова Е.Л., Смирнов С.С. Об актуальности и проблемах количественных исследований российских медиа // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2018. №54. М. 206-221.
23. Вархотов Т.К. проблеме исторической маргинальности поэтического / Т. Вархотов // Маргинальное искусство. М., 1999. С. 53-58.
24. Власов В.Г. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь / В.Г. Власов, Н.Ю. Лукина. СПб.: Азбука- классика, 2005. 320 с.
25. Вовчаренко И.К. Эпатаж как эстетическая характеристика авангарда / И.К. Вовчаренко // Вестник ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2010. № 2. С. 25-28.
26. Голоктионова А.А., Кузнецов Н.К., Кудрявцев Н.А. Цинизм как препятствие на пути к «сверхчеловеку» // Человек и мир: горизонты смыслов. 2015. № 12. С. 72-73.
27. Гуссейнов А.А. Философия, мораль, политика. М.: Академкнига, 2002. 300 с.
28. Гукова А.В. Цинизм как форма мировоззрения: этический контекст // ИСОМ. 2015. №7-2. С. 114-117.
29. Даниэль С. Авангард и девиантное поведение / С. Даниэль // Авангардное поведение. СПб., 1998. С. 41-46.
30. Дмитриев А.В., Сычев А.А. Скандал: социофилософские очерки / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. М.: ЦСПиМ, 2014. 323 с.
31. Дрога М.А. Стилистические функции тропов в современном газетном языке / М.А. Дрога, С.В. Фуникова // Известия вузов. Серия «Гуманитарныенауки». № 7 (4). 2016. С. 280-284.
32. Дубских А.И. Концептуальные основания изучения феномена эпатажа [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovaniya-izucheniya-fenomena-epatazha(дата обращения: 06.03.2022).
33. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006.
34. ЖурДом. «Циничный журналист» Александр Аликин: «Мы не обличители - просто похихикать пришли» [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://jourdom.ru/news/8774(дата обращения: 27.11.2021).
35. Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества / Я.Н. Засурский // Средства массовой информации России: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 7-57.
36. Зеленский С.А. Цинизм как форма саморефлексии культуры / С. Зеленский // автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2013. 23 с.
37. Зеленский С.А. Цинизм как форма саморефлексии культуры в контексте кризиса идентичности // Вестник МГУКИ. 2013. №3 (53). С. 88-93.
38. Зеленский С.А. Масс-медиа и цинизм в контексте кризиса идентичности И Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 8.107 с.
39. Зеленский С.А. Цинизм как социально-культурное явление: опыт типологии // Культура и факторы ее инновационного развития: Сборник статей / Науч. ред. Е.В. Мареева, В.А. Тихонова, С.А. Касаткина. М.: МГУКИ, 2011. 21 с.
40. Зеленский С.А. Цинизм как форма саморефлексии культуры // Культура как интегрирующая основа развития общества: Сборник статей / Под науч. ред. В.А. Тихоновой, Ю.В. Китова, Е.В. Мареевой. М. МГУКИ, 2013. 32 с.
41. Зеленский С.А. Цинизм как форма саморефлексии
культуры: свобода «дискурс власти» // Актуальные проблемы
гуманитарных и естественных наук. 2013. № 6. 397 с.
42. Зеленский С.А. Цинизм как культурное явление: конструктивные и деструктивные аспекты // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7. 281 с.
43. Зиннурова Л.И. Цинизм как серьезный недуг современной культуры // Вопросы духовной культуры. Философские науки. 2015. №3. С. 127-131.
44. Иванова А. Проблема объективности телевизионных новостей // Медиальманах. 2016. № 9. С. 58-66.
45. Камю А. Бунтарь / А. Камю // Миф о Сизифе; Бунтарь. Минск, 1998. С. 143-537.
46. Капто А.С. Профессиональная этика / А.С. Капто. М.; Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2006. 800 с.
47. Кастельс М. Власть коммуникации: учеб. пособие / М. Кастельс пер. с англ. Н.М. Тылевич под науч. ред. А.И. Черных. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 564 с.
48. Качкаева А.Г. Российское телевидение: между спросом и
предложением: Т. 1 / Под ред. А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия. М.:
Элиткомистар 2015. 152 с.
49. Качкаева А.Г. Трансформация российского ТВ // Средства массовой информации России / Под ред. Засурского Я.Н. М.: Аспект- Пресс, 2015. С. 292-323.
50. Керимов Т.Х. Неразрешимости. М.: Академический проект; Трикста, 2007. 216 с.
51. Кононов А. Эпатаж на музыкальном радио [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http: //www. guzei.com/radio/j ournal/(дата
обращения: 01.04.2022).
52. Киричёк П.Н. Этика журналиста: учебник / П.Н. Киричёк, О.В. Федотова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. 140 с.
53. Клющчинский Р. Эксцентризм и эксцентричность. О подвижности границ в искусстве / Р. Клющчинский // Киноведческие записки. 1990. № 7. С. 151-154.
54. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001. 287 с.
55. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 1999. 208 с.
56. Лосев А.Ф. История античной эстетики: софисты. Сократ. Платон. М.: Ладомир, 1994. 714 с.
57. Нагорная Ю.Е. Своеобразие публицистики Александра Невзорова // ВКР. Кубанский государственный университет. Краснодар, 2018.
58. Невзоров А.Г. Краткая история цинизма. СПб.: АСТ, 2010. 120 с.
59. Нурилина Г.М. Этика и контрэтика в журналистике переходного общества [Электронный ресурс] // 2007. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/etika-i-kontretika-v-zhumalistike-perehodnogo-obschestvaZ (дата обращения: 27.11.2021).
60. Палагина И.В., Бурдовская Е.Ю. Эпатаж и скандал как инструмент формирования общественного мнения в СМИ // Гуманитарные и социальные науки. 2018. №1. С. 139-149.
61. Пархоменко С.Б. Журналистика прошлого и настоящего - две разные профессии / С.Б. Пархоменко // Пресса в обществе (1959-2000). Оценки журналистов и социологов. Документы. М.: Изд-во Моск. школы полит. исслед., 2000. 616 с.
62. Пелипенко А. А. Культура как система: практическое пособие / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. Москва: Языки русской культуры, 1998. 376 с.
63. Пелипенко А.А. Культура как неизбежность: (о субъектном статусе культуры) / А.А. Пелипенко // Личность. Культура. Общество.
2009. Т. 11, Вып. 1 (46/47). С. 99-109.
64. Покатилов Р.А. Актёрские маски Александра Невзорова (на материале передачи «Невзоровские среды») // ВКР. Барнаул, 2020. 118 с.
65. Попов В.Д. Социальная информациология и журналистика: учеб. пособие / В.Д. Попов. М.: Изд-во РАГС, 2007. 336 с.
66. Прокофьева Н.А. К вопросу о деструктивности фатического речевого поведения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.mediascope.ru/2591(дата обращения: 27.11.2021).
67. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. М.: Аспект Пресс, 2003. 367 с.
68. Психологос [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.psychologos.ru/articles/view/epatazh(дата обращения: 27.11.2021).
69. Рогалева Е.А. Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа / Е.А. Рогалева // Вестник СамГУ. Социология. 2001. № 3. С. 37¬
39.
70. Сидикова Я.Е. Эпатаж как социокультурный феномен: к постановке проблемы // Система ценностей современного общества: сборник научных статей. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 244-246.
71. Сидикова Я.Е. Эпатаж как форма девиантного поведения // Культура. Духовность. Общество. 2015. №16. С. 167-171.
72. Симонов А.К. Мы проскочили момент личной ответственности / А.К. Симонов // Пресса в обществе (1959-2000). Оценки журналистов и социологов. Документы. М.: Изд-во Моск. школы полит. исслед., 2000. С. 418-435.
73. Слотердайк П. Критика цинического разума / Петер Слотердайк; пер. с нем. А. Перцева; испр. изд-е. Екатеринбург: У- Фактория, М.: ACT МОСКВА, 2009. 800 с.
74. Смирнов С.С. Показатели уровня концентрации в медиаиндустрии России: проблемы измерения // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2015. №3. С. 66-79.
75. Сурикова Антиэтика в языке СМИ [Электронный ресурс] // Журналист. 2016. №10. Режим доступа:https: //jrnlst.ru/content/antietika-v-yazyke-smi(дата обращения: 01.04.2022).
76. Толоконникова Н. Pussy Riot. Что это было? М.: Алгоритм,
2012. 179 с.
77. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935¬1940. (4 т.).
78. Толстая Т.Н. Лед и пламень // Не кысь. М.: Изд-во Эксмо, 2010.
606 с.
78. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом: Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики / В.Т. Третьяков. М.: Ладомир, 2004. 623 с.
79. Федулов С.С. Цинизм как понятие и явление // Вестник Курганского государственного университета. 2016. №1 (40). С. 72-73.
80. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2000. 384 с.
81. Флакер А. Эстетический вызов и эстетическая провокация /
А. Флакер // Живописная литература и литературная живопись. М., 2008. С. 88-99.
82. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале:
Когнитивное исследование политической метафоры (2000) [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2001. Режим доступа:
http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov-01 .htm(дата обращения: 05.04.2022).
83. Шапир М.И. Что такое авангард? / М.И. Шапир // Даугава.
1990. № 10. С. 3-6.
84. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. (1997) Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / пер. с нем. М. Кузнецова. М.; СПб.: Медиум; Ювента. 312 с.
85. Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. 623 с. С. 7-190.
86. Хренов Н.А. Творческая личность как пороговая личность: от юродства инока Авраамия до перформанса О. Кулика // Ярославский педагогический вестник. 2015. №1. Том I (Культурология). С. 74-81
87. Эко У. Пять эссе на темы этики / У. Эко. СПб.: Симпозиум, 2003. 158 с.
88. Ясперс К. Смысл и назначение истории / пер. с нем. М. И. Левиной. М.: Республика, 1994. 527 с.
89. Renner Nausicaa First Comes the ‘Shocking’ News. Then
Comes the Navel-Gazing [Электронный ресурс] // New York Times. 25 September, 2018. Режим доступа:
https://www.nytimes.com/2018/09/25/magazine/first-comes-the-shocking-news-then-comes-the-navel-gazing.html(дата обращения: 27.11.2021).
90. Oleshko V.F. Journalism as creativity. Textbook for the courses "Fundamentals of Journalism" and "Fundamentals of the creative activity of a journalist". Moscow: RIP-Holding, 2003. 90 с.
91. Svetlichnaya T.G., Dernova A.S., Kosolapova M.A. Cynicism as a manifestation of the doctor's professional deformation // Federal Scientific and Practical Journal. №2 (28). 2021. р. 43-49.
92. Jurate Banyte (Lithuania), Kristina Paskeviciute (Lithuania), Ausra Rutelione (Lithuania) Features of shocking advertizing impact on consumers in commercial and social context // Innovative Marketing, Volume 10, Issue 2, 2014. P. 35-46.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА
1. Невзоров Александр Наповал. Буча. Расстрелы и убийства мирных
граждан/военные преступления, Путин, газ, повышение цен [Электронный ресурс] // Выпуск программы «Наповал». 3.04.22. Режим доступа: https: //www.youtube. com/watch?v=xCDktnZEV sc (дата обращения: 10.05.22).
2. Невзоров Александр Невзоров. Путин, садизм, патриотки, Украина,
война, 9 мая «День победы» и сушки [Электронный ресурс] // Выпуск программы «Наповал». 9.04.22. Режим доступа:
https: //www.youtube. com/watch?v=JRpCq WqN0Xw (дата обращения:
10.05.22).
3. Невзоров Александр Новый олигарх и тысячи трупов, космическая
канализация, Гундяев и Государственная дума [Электронный ресурс] // Выпуск программы «Наповал». 17.10.21. Режим доступа: https: //www.youtube. com/watch?v=M 13 G-p2XzdI (дата обращения: 10.05.22).
4. Невзоров Александр НАТО, суд, срок, война, Песков и Чикатило. Невзоров [Электронный ресурс] // Выпуск программы «Наповал» №79. 19.12.21. Режим доступа:https: //www.youtube.com/watch?v=l7sncTBRqTI(дата обращения: 10.05.22).
5. Невзоров Александр Песков, Навальный, школа, РПЦ, Библия, обыски
и развал России [Электронный ресурс] // Выпуск программы «Невзоровские среды». 21.10.21. Режим доступа:
https: //www.youtube. com/watch?v=5 SH9nMuJ71 w(дата обращения: 10.05.22).
6. Невзоров Александр Песков, КПРФ, Лукашенко, бал, мемориал и
удержание цен [Электронный ресурс] // Выпуск программы «Невзоровские среды». 18.11.21. Режим доступа:
https: //www.youtube. com/watch?v=q fdAqFDRJEo (дата обращения:
10.05.22).
7. Невзоров А.Г. Искусство оскорблять. Москва: Аст, 2016. 446 с.
8. Невзоров А.Г. Краткая история цинизма. Москва: Астрель, 2010. 319 с.
9. Невзоров А.Г. Отставка Господа Бога - Москва: Эксмо, 2015. 224 с.
10. Невзоров А.Г. Уроки атеизма Москва: Эксмо, 2015. 352 с.