ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава I. Современный школьник - подросток в контексте воспитания этнической толерантности 9
1.1 Феномен толерантности 9
1.2 История возникновения толерантности 17
1.3 Этническая толерантность 20
Глава II. Пути, формы и методы формирования толерантности у школьников в современных условиях 28
2.1 Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников г.
Елабуги 28
2.2 Совершенствование деятельности по формированию этнической
толерантности школьников в учебно-воспитательном процессе 35
2.3 Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании этнической
толерантности учащихся 53
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения
Глава I. Современный школьник - подросток в контексте воспитания этнической толерантности 9
1.1 Феномен толерантности 9
1.2 История возникновения толерантности 17
1.3 Этническая толерантность 20
Глава II. Пути, формы и методы формирования толерантности у школьников в современных условиях 28
2.1 Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников г.
Елабуги 28
2.2 Совершенствование деятельности по формированию этнической
толерантности школьников в учебно-воспитательном процессе 35
2.3 Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании этнической
толерантности учащихся 53
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения
В последние 10-15 лет этническая толерантность россиян основательно подрывалась, ибо идеологически целенаправленно дискредитировалось одно из важнейших позитивных понятий да и сам феномен в национально-этнических отношениях - дружба народов. Радикал - либеральная идеология взамен ничего путного не предложила. И это - в стране, которая исторически формировалась и развивалась на полиэтнической основе. Тем более что и в «ближнем зарубежье» активно действуют идейно-политические силы, культивирующие антирусские и антироссийские настроения.
Диалог культур, открытость этнокультур, преодоление психологии замкнутости, изолированности, ущемленности и гегемонизма - условия формирования и развития демократической и гуманистической толерантности, взаимообогащающего партнерства.
Сегодня слишком много традиционных и «инновационных» факторов, технологий, воспроизводящих древние и творящих «ультрасовременные» национально-этнические предрассудки предубеждения и идеологические отторжения и политическую вражду. Это губительно для любой нации, любого этноса.
Вместе с тем идет процесс демократизации международных и национально-этнических отношений. За ним - гуманистическое будущее. Но он реализуется не сам по себе, а требует взаимных усилий субъектов отношений и общения. Исключительную роль объективно призваны сыграть властвующие структуры, деятели культуры, интеллигенция. История накопила, помимо арсеналов ненависти, вражды и войн, большой и многомерный опыт демократических отношений, не игры на противоречиях этноцентризмов, а толерантного диалога культур. Его нужно не забывать и не растрачивать в идеологических и политических распрях, а развивать и умножать в новых условиях и тем самым повышать толерантную культуру перцептивных, коммуникативных и интерактивных процессов во имя благополучия и процветания каждого человека, каждого народа, всего человеческого сообщества. В России одним из важнейших условий толерантных национально-этнических отношений является всестороннее формирование и развитие гражданского самосознания, подлинно демократического федерализма и обеспечение достойного существования каждой нации и каждой этнической группы [13].
В XX веке Россия пережила несколько глубоких кризисных циклов. Она ищет и не находит себя, т. е. устойчивой экономической, социальной, политической и духовной самоопределенности своего бытия. Она была и царской империей, и нэповской, и социалистической, и постсоветской. Она испытала три революции, две мировые и гражданскую войны, десятки реформ и перестройку. Пройдя через сложнейшие преобразования, испытав несколько моделей общественного устройства, Россия вступает в XXI век с большой неопределенностью своего исторического бытия и своего облика.
В основании всех ее многообразных кризисов, духовных исканий и социальных смут лежит кризис формационной, цивилизационной национально-этнической, духовно-культурной и геополитической идентичности.
Нынешняя социально-экономическая ситуация в стране характеризуется высоким динамизмом, непредсказуемостью перемен, усложнением всей общественной жизни. Подрастающее поколение оказывается один на один со своим будущим [6].
Одна из проблем и особенностей современной школы - разнонациональный - полиэтнический состав учащихся. Старый подход к организации внеурочной деятельности школьников в связи с изменением социально - экономической ситуации в стране себя изжил, а нового школе ничего не предложили. В среде молодежи царствует бездуховность, неверие и отчужденность по отношению к старшему поколению, увлечение низкопробной массовой культурой. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Различие национально - этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей. В связи с этим возникла проблема - каковы условия формирования этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе?
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования - условия становления личности учащегося в сфере этнической толерантности средствами изучения национальной культуры в процессе учебной, внеклассной и внешкольной работы.
Цель нашей работы состоит в выявлении условий формирования личности в сфере этнической толерантности и создание методических рекомендаций по формированию у современных школьников этнической толерантности.
Гипотеза исследования - формирование этнической толерантности у школьников будет эффективно при реализации следующих педагогических условий: а) включить в рамки отдельных предметов (истории, географии, литературы и т.д.) элементы национальных культур; б) смоделировать воспитывающие ситуации в процессе воспитательной работы этнического направления, т.к. это обеспечивает ознакомление детей разных национальностей с культурой и нравственными ценностями других народов, и позволяет осуществить переход ситуаций - моделей в реальные условия этнической толерантности.
В соответствии с поставленной проблемой, целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «толерантность» как нравственной основы
личности учащегося в современной российской школе;
2. Определить основные педагогические технологии воспитания толерантности у школьников;
3. Выявить и обосновать условия, способствующие эффективному воспитанию толерантности у подростков;
4. Проанализировать опыт работы педагогов по воспитанию толерантности у учащихся;
5. Разработать научно-методические рекомендации для учителей по воспитанию толерантности у подростков.
Теоретической основой исследования выступает совокупность междисциплинарных знаний об этносе, этническом социуме, этнической культуре, этнической социализации, этнической идентичности, национальной культуре в контексте этнопедагогики. В педагогической концепции формирования этнической культуры исходным блоком является теоретический базис современных идей личностно-ориентированной педагогики (И.П. Волков, В.А. Сластенин и др.), этического, эстетического и художественного воспитания (А.В. Запорожец, П.И. Гнатенко, Р.Г. Гурова, В.Г. Крысько и др.).
Теоретические аспекты формирования национального и этнического самосознания плодотворно исследовали отечественные и зарубежные ученые К.Д. Азадовский, А.Г. Агаев, Ю.В. Бромлей, Ф.И. Буслаев, Л.Н. Гумилев, A. Я. Гуревич, Л.М. Дробижева, Д.К. Зеленин, С.А. Кагиян, Е.А. Кашаев, B. И. Козлов, Д.С. Лихачев, М.К. Мамардашвили, С.А. Токарев, В.Н. Топоров, В.А. Тишков, Н.Н. Чебоксаров, С.В. Чешко и др. Особое значение имеют теоретические положения М.М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями -культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Важные выводы для обоснования этнокультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С. Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре.
В ходе работы мы опирались на работы В.С. Кукушина, В.А. Сластенина, Р.И Шаяхметовой, П. Степанова, Л. Селищевой. Особую ценность представляют результаты исследований С.С. Акавовой, А.А. Мирзаянова, С.Л. Кагановича, Н. Гудошниковой. Большое значение для разработки научно-методических рекомендаций имеют труды З. Тгасанова, Е. Шерр, В. Богданова, Е.А. Пугачевой. К проблеме воспитания толерантности отнесены публикации А. Висловой, Е.Е. Мерзон, С. Панченко, О.Н. Савиновой, А.А. Реан, С.Ф. Тазиева, В. Уланова, Л.П. Шустовой.
При выполнении работы были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: а) историко-педагогический анализ для выявления прогрессивных тенденций в развитии этнокультурной деятельности; б) теоретический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; в) понятийно-терминологической анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы; г) социокультурный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы.
Эмпирические методы: а) изучение нормативно-правовых документов в области этнокультурной образовательной деятельности; б) исследование и обобщение эффективности педагогического опыта и массовой практики этнокультурного образования учащихся; в) констатирующий эксперимент по оценке этнокультурно- ориентированной образовательной деятельности школ; г) наблюдение, анкетирование.
Выпускная квалификационная работа выполнялась как часть комплексной программы научно-исследовательской работы НМЦ этнокультурного образования ЕГПУ (руководитель - доцент С.Ф. Тазиев).
Эмпирической базой исследования выбрана средняя общеобразовательная школа №5 Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В настоящее время в школе учатся дети - представители 10 национальностей. Это позволяет назвать школу многонациональной.
Работа была апробирована на студенческих научных конференциях и региональном научно-методическом семинаре «Формирование духовно-нравственной культуры и национального самосознании учащихся в современных условиях», проведенных в 2013 году.
Теоретическая значимость работы:
- толерантность формирующейся личности учащегося рассматривается как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе;
- выявлены и обоснованы условия, способствующие эффективному воспитанию толерантности у подростков;
- определены основные педагогические технологии, оптимально обеспечивающие воспитание толерантности у школьников;
- раскрыты возможности некоторых учебных дисциплин в процессе воспитания толерантности у учащихся.
Практическая значимость работы состоит в выявлении условий, способствующих эффективному воспитанию толерантности у подростков; разработанные научно-методические рекомендации для учителей могут быть использованы в современной общеобразовательной школе; материалы исследования так же можно применить в средних и высших педагогических учебных заведениях в процессе преподавания специального курса по воспитанию толерантности, на курсах повышения квалификации работников образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Диалог культур, открытость этнокультур, преодоление психологии замкнутости, изолированности, ущемленности и гегемонизма - условия формирования и развития демократической и гуманистической толерантности, взаимообогащающего партнерства.
Сегодня слишком много традиционных и «инновационных» факторов, технологий, воспроизводящих древние и творящих «ультрасовременные» национально-этнические предрассудки предубеждения и идеологические отторжения и политическую вражду. Это губительно для любой нации, любого этноса.
Вместе с тем идет процесс демократизации международных и национально-этнических отношений. За ним - гуманистическое будущее. Но он реализуется не сам по себе, а требует взаимных усилий субъектов отношений и общения. Исключительную роль объективно призваны сыграть властвующие структуры, деятели культуры, интеллигенция. История накопила, помимо арсеналов ненависти, вражды и войн, большой и многомерный опыт демократических отношений, не игры на противоречиях этноцентризмов, а толерантного диалога культур. Его нужно не забывать и не растрачивать в идеологических и политических распрях, а развивать и умножать в новых условиях и тем самым повышать толерантную культуру перцептивных, коммуникативных и интерактивных процессов во имя благополучия и процветания каждого человека, каждого народа, всего человеческого сообщества. В России одним из важнейших условий толерантных национально-этнических отношений является всестороннее формирование и развитие гражданского самосознания, подлинно демократического федерализма и обеспечение достойного существования каждой нации и каждой этнической группы [13].
В XX веке Россия пережила несколько глубоких кризисных циклов. Она ищет и не находит себя, т. е. устойчивой экономической, социальной, политической и духовной самоопределенности своего бытия. Она была и царской империей, и нэповской, и социалистической, и постсоветской. Она испытала три революции, две мировые и гражданскую войны, десятки реформ и перестройку. Пройдя через сложнейшие преобразования, испытав несколько моделей общественного устройства, Россия вступает в XXI век с большой неопределенностью своего исторического бытия и своего облика.
В основании всех ее многообразных кризисов, духовных исканий и социальных смут лежит кризис формационной, цивилизационной национально-этнической, духовно-культурной и геополитической идентичности.
Нынешняя социально-экономическая ситуация в стране характеризуется высоким динамизмом, непредсказуемостью перемен, усложнением всей общественной жизни. Подрастающее поколение оказывается один на один со своим будущим [6].
Одна из проблем и особенностей современной школы - разнонациональный - полиэтнический состав учащихся. Старый подход к организации внеурочной деятельности школьников в связи с изменением социально - экономической ситуации в стране себя изжил, а нового школе ничего не предложили. В среде молодежи царствует бездуховность, неверие и отчужденность по отношению к старшему поколению, увлечение низкопробной массовой культурой. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Различие национально - этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей. В связи с этим возникла проблема - каковы условия формирования этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе?
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования - условия становления личности учащегося в сфере этнической толерантности средствами изучения национальной культуры в процессе учебной, внеклассной и внешкольной работы.
Цель нашей работы состоит в выявлении условий формирования личности в сфере этнической толерантности и создание методических рекомендаций по формированию у современных школьников этнической толерантности.
Гипотеза исследования - формирование этнической толерантности у школьников будет эффективно при реализации следующих педагогических условий: а) включить в рамки отдельных предметов (истории, географии, литературы и т.д.) элементы национальных культур; б) смоделировать воспитывающие ситуации в процессе воспитательной работы этнического направления, т.к. это обеспечивает ознакомление детей разных национальностей с культурой и нравственными ценностями других народов, и позволяет осуществить переход ситуаций - моделей в реальные условия этнической толерантности.
В соответствии с поставленной проблемой, целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «толерантность» как нравственной основы
личности учащегося в современной российской школе;
2. Определить основные педагогические технологии воспитания толерантности у школьников;
3. Выявить и обосновать условия, способствующие эффективному воспитанию толерантности у подростков;
4. Проанализировать опыт работы педагогов по воспитанию толерантности у учащихся;
5. Разработать научно-методические рекомендации для учителей по воспитанию толерантности у подростков.
Теоретической основой исследования выступает совокупность междисциплинарных знаний об этносе, этническом социуме, этнической культуре, этнической социализации, этнической идентичности, национальной культуре в контексте этнопедагогики. В педагогической концепции формирования этнической культуры исходным блоком является теоретический базис современных идей личностно-ориентированной педагогики (И.П. Волков, В.А. Сластенин и др.), этического, эстетического и художественного воспитания (А.В. Запорожец, П.И. Гнатенко, Р.Г. Гурова, В.Г. Крысько и др.).
Теоретические аспекты формирования национального и этнического самосознания плодотворно исследовали отечественные и зарубежные ученые К.Д. Азадовский, А.Г. Агаев, Ю.В. Бромлей, Ф.И. Буслаев, Л.Н. Гумилев, A. Я. Гуревич, Л.М. Дробижева, Д.К. Зеленин, С.А. Кагиян, Е.А. Кашаев, B. И. Козлов, Д.С. Лихачев, М.К. Мамардашвили, С.А. Токарев, В.Н. Топоров, В.А. Тишков, Н.Н. Чебоксаров, С.В. Чешко и др. Особое значение имеют теоретические положения М.М. Бахтина о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями -культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других как способ взаимодействия их с объектами культуры и искусства в исторической перспективе. Важные выводы для обоснования этнокультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С. Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре.
В ходе работы мы опирались на работы В.С. Кукушина, В.А. Сластенина, Р.И Шаяхметовой, П. Степанова, Л. Селищевой. Особую ценность представляют результаты исследований С.С. Акавовой, А.А. Мирзаянова, С.Л. Кагановича, Н. Гудошниковой. Большое значение для разработки научно-методических рекомендаций имеют труды З. Тгасанова, Е. Шерр, В. Богданова, Е.А. Пугачевой. К проблеме воспитания толерантности отнесены публикации А. Висловой, Е.Е. Мерзон, С. Панченко, О.Н. Савиновой, А.А. Реан, С.Ф. Тазиева, В. Уланова, Л.П. Шустовой.
При выполнении работы были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: а) историко-педагогический анализ для выявления прогрессивных тенденций в развитии этнокультурной деятельности; б) теоретический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; в) понятийно-терминологической анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы; г) социокультурный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы.
Эмпирические методы: а) изучение нормативно-правовых документов в области этнокультурной образовательной деятельности; б) исследование и обобщение эффективности педагогического опыта и массовой практики этнокультурного образования учащихся; в) констатирующий эксперимент по оценке этнокультурно- ориентированной образовательной деятельности школ; г) наблюдение, анкетирование.
Выпускная квалификационная работа выполнялась как часть комплексной программы научно-исследовательской работы НМЦ этнокультурного образования ЕГПУ (руководитель - доцент С.Ф. Тазиев).
Эмпирической базой исследования выбрана средняя общеобразовательная школа №5 Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В настоящее время в школе учатся дети - представители 10 национальностей. Это позволяет назвать школу многонациональной.
Работа была апробирована на студенческих научных конференциях и региональном научно-методическом семинаре «Формирование духовно-нравственной культуры и национального самосознании учащихся в современных условиях», проведенных в 2013 году.
Теоретическая значимость работы:
- толерантность формирующейся личности учащегося рассматривается как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе;
- выявлены и обоснованы условия, способствующие эффективному воспитанию толерантности у подростков;
- определены основные педагогические технологии, оптимально обеспечивающие воспитание толерантности у школьников;
- раскрыты возможности некоторых учебных дисциплин в процессе воспитания толерантности у учащихся.
Практическая значимость работы состоит в выявлении условий, способствующих эффективному воспитанию толерантности у подростков; разработанные научно-методические рекомендации для учителей могут быть использованы в современной общеобразовательной школе; материалы исследования так же можно применить в средних и высших педагогических учебных заведениях в процессе преподавания специального курса по воспитанию толерантности, на курсах повышения квалификации работников образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В заключение обратим внимание на то, что хотя действительно важно продумать логичные схемы организации вхождения ребят в различные культурные контексты, прописывать концепцию воспитания активной гражданской позиции, с целью расширения границ толерантности, но не менее важным остается вопрос о критериях по которым можно судить об изменениях, происходящих в мировоззрении учащихся, в их субъективном мире благодаря реализации этих планов и концепций. Вопрос об обратной связи и отслеживания не только внешних результатов, но и внутренних изменений является принципиальным для развития деятельности с целью создания среды воспитания толерантности благодаря социокультурному межличностному взаимодействию.
Деятельность по формированию установок толерантности нам кажется более успешной при косвенной работе в данном направлении через организацию реального социокультурного межличностного взаимодействия, нежели просветительским путем. Даже само слово "толерантность" нами считается необязательным. Важнее не знать и понимать это слово, а быть толерантным по отношению к иному, другому, к изменениям. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми. Одним из вариантов реальной, предметной основы, способствующей организации социокультурного взаимодействия, в процессе которого создается благоприятная среда, воздействующая на расширение границ толерантности, нами используется внеучебная деятельность детей, где основной формой
63 взаимодействия одного человека с другим человеком выступает диалог культур [28].
Проведенное нами исследование по формированию этнической толерантности учащихся в современной российской школе еще раз выявило наличие данной проблемы, тем самым подтвердив ее актуальность. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами уточнена сущность категории «этническая толерантность», определены ее содержательные компоненты и критерии сформированности.
На основе данных исследования нами предложена программа по развитию этнической толерантности школьников в современных условиях.
Таким образом, все поставленные задачи в нашем исследовании были реализованы. В ходе нашего эксперимента подтвердилось, что процесс развития этнической толерантности, навыков и форм толерантного поведения в школьном коллективе может быть более эффективным при обеспечении развития этнопсихологической компетентности учащихся и формирования ценностного отношения к межкультурному взаимодействию, основанному на принципах толерантности.
Эффективность программы по развитию этнической толерантности школьников достигнута посредством коллективных форм обучения, тренинговых и рефлексивных упражнений, развивающих этническую толерантность.
В целом можно говорить о подтверждении гипотезы, о чем свидетельствуют результаты исследования. Количество испытуемых, показавших высокий уровень толерантности, возросло с 42% на констатирующем этапе до 68% на повторном. Снизилось число учащихся, обладающих интолерантными установками (с 47,5% до 20%). Существенно возросло количество испытуемых, отметивших, что национальность супруга/супруги не будет иметь значения (41,2% - на констатирующем этапе и 82,6% - на повторном). Также мы наблюдаем значительное повышение количества школьников, считающих ограничения по национальному признаку недопустимыми (29,5% на констатирующем этапе и 47,2% на повторном).
Следует отметить, что ни один учащийся не согласился с такими высказываниями как «Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре», «Люди не созданы равными, некоторые из них лучше, чем остальные», «Все чеченцы по своей натуре одинаковы», что тоже говорит об улучшении динамики формирования этнической толерантности.
Перспективы данного исследования видятся в изучении особенностей воспитания толерантности у школьников других возрастных групп, а также работы педагога с семьями учащихся по профилактике интолерантности.
Деятельность по формированию установок толерантности нам кажется более успешной при косвенной работе в данном направлении через организацию реального социокультурного межличностного взаимодействия, нежели просветительским путем. Даже само слово "толерантность" нами считается необязательным. Важнее не знать и понимать это слово, а быть толерантным по отношению к иному, другому, к изменениям. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми. Одним из вариантов реальной, предметной основы, способствующей организации социокультурного взаимодействия, в процессе которого создается благоприятная среда, воздействующая на расширение границ толерантности, нами используется внеучебная деятельность детей, где основной формой
63 взаимодействия одного человека с другим человеком выступает диалог культур [28].
Проведенное нами исследование по формированию этнической толерантности учащихся в современной российской школе еще раз выявило наличие данной проблемы, тем самым подтвердив ее актуальность. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами уточнена сущность категории «этническая толерантность», определены ее содержательные компоненты и критерии сформированности.
На основе данных исследования нами предложена программа по развитию этнической толерантности школьников в современных условиях.
Таким образом, все поставленные задачи в нашем исследовании были реализованы. В ходе нашего эксперимента подтвердилось, что процесс развития этнической толерантности, навыков и форм толерантного поведения в школьном коллективе может быть более эффективным при обеспечении развития этнопсихологической компетентности учащихся и формирования ценностного отношения к межкультурному взаимодействию, основанному на принципах толерантности.
Эффективность программы по развитию этнической толерантности школьников достигнута посредством коллективных форм обучения, тренинговых и рефлексивных упражнений, развивающих этническую толерантность.
В целом можно говорить о подтверждении гипотезы, о чем свидетельствуют результаты исследования. Количество испытуемых, показавших высокий уровень толерантности, возросло с 42% на констатирующем этапе до 68% на повторном. Снизилось число учащихся, обладающих интолерантными установками (с 47,5% до 20%). Существенно возросло количество испытуемых, отметивших, что национальность супруга/супруги не будет иметь значения (41,2% - на констатирующем этапе и 82,6% - на повторном). Также мы наблюдаем значительное повышение количества школьников, считающих ограничения по национальному признаку недопустимыми (29,5% на констатирующем этапе и 47,2% на повторном).
Следует отметить, что ни один учащийся не согласился с такими высказываниями как «Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре», «Люди не созданы равными, некоторые из них лучше, чем остальные», «Все чеченцы по своей натуре одинаковы», что тоже говорит об улучшении динамики формирования этнической толерантности.
Перспективы данного исследования видятся в изучении особенностей воспитания толерантности у школьников других возрастных групп, а также работы педагога с семьями учащихся по профилактике интолерантности.
Подобные работы
- Развитие толерантности у младших школьников посредством игровых методов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Формирование этнической толерантности старшеклассников в процессе преподавания общественных дисциплин
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
( на примере НИУ « БелГУ»)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017



