ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ГИМНАЗИИ № 4 ГОРОДА ЕЛАБУГА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни учащихся 6
1.1. Понятие здорового образа жизни 6
1.2. Психолого-педагогические условия формирования здорового
образа жизни учащихся 12
1.3. Методы формирования здорового образа жизни учащихся 24
Вывод 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни учащихся 30
2.1. Диагностика культуры здорового образа жизни учащихся 30
2.2. Мероприятия по развитию культуры здорового образа жизни
учащихся 36
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
и их интерпретация 39
Вывод 44
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложения
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни учащихся 6
1.1. Понятие здорового образа жизни 6
1.2. Психолого-педагогические условия формирования здорового
образа жизни учащихся 12
1.3. Методы формирования здорового образа жизни учащихся 24
Вывод 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни учащихся 30
2.1. Диагностика культуры здорового образа жизни учащихся 30
2.2. Мероприятия по развитию культуры здорового образа жизни
учащихся 36
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
и их интерпретация 39
Вывод 44
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложения
Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ на период с 2001 по 2010 год 46 % учащихся страдали различными хроническими заболеваниями; 68 % - имели нарушения осанки; 20 % старшеклассников - повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования около 30 % детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония, атеросклероз [28, с. 4].
Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 - 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 - 15 % зависит от здравоохранения [22, с. 15].
Проблема формирования здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.
Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы [44, с. 43].
В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и ЗОЖ всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья и формировании ЗОЖ занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает учащийся младшего школьного возраста с несформированным мотивационно-ценностным отношением к ЗОЖ.
Предметом исследования является педагогические условия формирования ЗОЖ в школе.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать эффективность педагогического воздействия на сознание и поведение младших школьников с целью формирования у них мотивационно-ценностного от-ношения к ЗОЖ.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- определить сущность и содержание понятия здорового образа жизни;
- рассмотреть психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся;
- охарактеризовать методы формирования здорового образа жизни учащихся;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию здорового образа жизни учащихся.
Методами исследования в работе выступают: анализ теоретической литературы по теме исследования, анализ школьной документации, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент и др.
Теоретическую основу исследования составили труды Г.П. Богданова, Ю.Ф. Змановского, Н.Б. Коростелева, Г.И. Куценко, И.Ф. Кононова, В.В. Марковой, С.В. Попова, А.Г. Сухарева, О.В. Худолеевой и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов данной работы студентами при подготовке к семинарским занятиям по данной теме, а также к выступлениям на студенчески научно-практических конференциях.
В структурном отношении выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 - 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 - 15 % зависит от здравоохранения [22, с. 15].
Проблема формирования здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.
Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы [44, с. 43].
В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и ЗОЖ всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья и формировании ЗОЖ занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает учащийся младшего школьного возраста с несформированным мотивационно-ценностным отношением к ЗОЖ.
Предметом исследования является педагогические условия формирования ЗОЖ в школе.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать эффективность педагогического воздействия на сознание и поведение младших школьников с целью формирования у них мотивационно-ценностного от-ношения к ЗОЖ.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- определить сущность и содержание понятия здорового образа жизни;
- рассмотреть психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся;
- охарактеризовать методы формирования здорового образа жизни учащихся;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию здорового образа жизни учащихся.
Методами исследования в работе выступают: анализ теоретической литературы по теме исследования, анализ школьной документации, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент и др.
Теоретическую основу исследования составили труды Г.П. Богданова, Ю.Ф. Змановского, Н.Б. Коростелева, Г.И. Куценко, И.Ф. Кононова, В.В. Марковой, С.В. Попова, А.Г. Сухарева, О.В. Худолеевой и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов данной работы студентами при подготовке к семинарским занятиям по данной теме, а также к выступлениям на студенчески научно-практических конференциях.
В структурном отношении выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Культура ЗОЖ человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого его члена.
Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два краеугольных положения: если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится и для школьников важнейшей здоровьесберегающей средой может стать школа, которая взаимодействует с другими социальными объектами и является эффективным институтом культивирования ЗОЖ.
Культура ЗОЖ включает в себя такие составляющие как отношение личности к себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Существенное влияние на него оказывают такие факторы как соблюдение режимов дня и питания, полезные привычки, двигательная активность. Однако культура ЗОЖ определяется не только внешними, но и внутренними факторами. К последним целесообразно присоединить и отношение личности к себе.
Применительно к детям младшего школьного возраста необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда ребенок может сам обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле младший школьник пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.
Апробируя систему работы учителя физической культуры на практике в школе № 10 г. Елабуга по формированию мотивационно-ценностного отношения к ЗОЖ на занятиях по физической культуре, мы пришли к выводу, что систематическая целенаправленная работа учителя физической культуры с учащимися, классными руководителями, родителями, способствует более осознанному отношению к своему здоровью и желание вести ЗОЖ.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы применяли разнообразные формы работы: уроки по физической культуре, учебно-тренировочные занятия, внеклассные мероприятия по ЗОЖ.
Эффективность и результативность нашей опытно-экспериментальной работы мы отследили в соответствии с критериями через входную и контрольную диагностику и пришли к выводу, что мотивы и потребности занятий спортивно-физкультурной деятельностью связаны с возрастными и половыми особенностями младших школьников: мальчики предпочитают заниматься спортивными играми, а девочки - подвижными. Мотивы, которые у них преобладают - это мотивы на занятиях по физической куль-туре.
По результатам опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что у учащихся младшего школьного возраста в школе № 10 г. Елабуга мотивационно-ценностное отношение к ЗОЖ на занятиях по физической культуре связано с разнообразными мотивами: на первом месте преобладают мотивы достижения (желание хорошо заниматься на уроках физической культуры, ведь это помогает вести ЗОЖ). На втором месте - престижные мотивы (потребность реализовать себя в любимом виде спорта, ведь мальчики предпочитают спортивные игры, а девочки - гимнастику и подвижные игры). На третьем месте - духовные потребности (желание укрепить здоровье, быть как все и обязательно общаться в коллективе).
Мы надеемся на отдельный результат и полагаем, что в среднем и старшем подростковом возрасте будут преобладать престижные мотивы: потребность в занятиях физической культурой и ЗОЖ, ведь это поможет реализоваться подросткам в любом виде спорта и желание вести ЗОЖ.
Культура ЗОЖ человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого его члена.
Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два краеугольных положения: если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится и для школьников важнейшей здоровьесберегающей средой может стать школа, которая взаимодействует с другими социальными объектами и является эффективным институтом культивирования ЗОЖ.
Культура ЗОЖ включает в себя такие составляющие как отношение личности к себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Существенное влияние на него оказывают такие факторы как соблюдение режимов дня и питания, полезные привычки, двигательная активность. Однако культура ЗОЖ определяется не только внешними, но и внутренними факторами. К последним целесообразно присоединить и отношение личности к себе.
Применительно к детям младшего школьного возраста необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда ребенок может сам обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле младший школьник пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.
Апробируя систему работы учителя физической культуры на практике в школе № 10 г. Елабуга по формированию мотивационно-ценностного отношения к ЗОЖ на занятиях по физической культуре, мы пришли к выводу, что систематическая целенаправленная работа учителя физической культуры с учащимися, классными руководителями, родителями, способствует более осознанному отношению к своему здоровью и желание вести ЗОЖ.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы применяли разнообразные формы работы: уроки по физической культуре, учебно-тренировочные занятия, внеклассные мероприятия по ЗОЖ.
Эффективность и результативность нашей опытно-экспериментальной работы мы отследили в соответствии с критериями через входную и контрольную диагностику и пришли к выводу, что мотивы и потребности занятий спортивно-физкультурной деятельностью связаны с возрастными и половыми особенностями младших школьников: мальчики предпочитают заниматься спортивными играми, а девочки - подвижными. Мотивы, которые у них преобладают - это мотивы на занятиях по физической куль-туре.
По результатам опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что у учащихся младшего школьного возраста в школе № 10 г. Елабуга мотивационно-ценностное отношение к ЗОЖ на занятиях по физической культуре связано с разнообразными мотивами: на первом месте преобладают мотивы достижения (желание хорошо заниматься на уроках физической культуры, ведь это помогает вести ЗОЖ). На втором месте - престижные мотивы (потребность реализовать себя в любимом виде спорта, ведь мальчики предпочитают спортивные игры, а девочки - гимнастику и подвижные игры). На третьем месте - духовные потребности (желание укрепить здоровье, быть как все и обязательно общаться в коллективе).
Мы надеемся на отдельный результат и полагаем, что в среднем и старшем подростковом возрасте будут преобладать престижные мотивы: потребность в занятиях физической культурой и ЗОЖ, ведь это поможет реализоваться подросткам в любом виде спорта и желание вести ЗОЖ.



