Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ГИМНАЗИИ № 4 ГОРОДА ЕЛАБУГА

Работа №87976

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы67
Год сдачи2012
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни учащихся 6
1.1. Понятие здорового образа жизни 6
1.2. Психолого-педагогические условия формирования здорового
образа жизни учащихся 12
1.3. Методы формирования здорового образа жизни учащихся 24
Вывод 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни учащихся 30
2.1. Диагностика культуры здорового образа жизни учащихся 30
2.2. Мероприятия по развитию культуры здорового образа жизни
учащихся 36
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
и их интерпретация 39
Вывод 44
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Приложения

Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ на период с 2001 по 2010 год 46 % учащихся страдали различными хроническими заболеваниями; 68 % - имели нарушения осанки; 20 % старшеклассников - повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования около 30 % детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония, атеросклероз [28, с. 4].
Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 - 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 - 15 % зависит от здравоохранения [22, с. 15].
Проблема формирования здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.
Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы [44, с. 43].
В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и ЗОЖ всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья и формировании ЗОЖ занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает учащийся младшего школьного возраста с несформированным мотивационно-ценностным отношением к ЗОЖ.
Предметом исследования является педагогические условия формирования ЗОЖ в школе.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать эффективность педагогического воздействия на сознание и поведение младших школьников с целью формирования у них мотивационно-ценностного от-ношения к ЗОЖ.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- определить сущность и содержание понятия здорового образа жизни;
- рассмотреть психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся;
- охарактеризовать методы формирования здорового образа жизни учащихся;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию здорового образа жизни учащихся.
Методами исследования в работе выступают: анализ теоретической литературы по теме исследования, анализ школьной документации, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент и др.
Теоретическую основу исследования составили труды Г.П. Богданова, Ю.Ф. Змановского, Н.Б. Коростелева, Г.И. Куценко, И.Ф. Кононова, В.В. Марковой, С.В. Попова, А.Г. Сухарева, О.В. Худолеевой и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов данной работы студентами при подготовке к семинарским занятиям по данной теме, а также к выступлениям на студенчески научно-практических конференциях.
В структурном отношении выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Культура ЗОЖ человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого его члена.
Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два краеугольных положения: если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится и для школьников важнейшей здоровьесберегающей средой может стать школа, которая взаимодействует с другими социальными объектами и является эффективным институтом культивирования ЗОЖ.
Культура ЗОЖ включает в себя такие составляющие как отношение личности к себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Существенное влияние на него оказывают такие факторы как соблюдение режимов дня и питания, полезные привычки, двигательная активность. Однако культура ЗОЖ определяется не только внешними, но и внутренними факторами. К последним целесообразно присоединить и отношение личности к себе.
Применительно к детям младшего школьного возраста необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда ребенок может сам обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле младший школьник пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, других опьяняющих и наркотических веществ, курение табака препятствуют утверждению любых сторон здорового образа жизни. Вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков, населения в целом.
Апробируя систему работы учителя физической культуры на практике в школе № 10 г. Елабуга по формированию мотивационно-ценностного отношения к ЗОЖ на занятиях по физической культуре, мы пришли к выводу, что систематическая целенаправленная работа учителя физической культуры с учащимися, классными руководителями, родителями, способствует более осознанному отношению к своему здоровью и желание вести ЗОЖ.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы применяли разнообразные формы работы: уроки по физической культуре, учебно-тренировочные занятия, внеклассные мероприятия по ЗОЖ.
Эффективность и результативность нашей опытно-экспериментальной работы мы отследили в соответствии с критериями через входную и контрольную диагностику и пришли к выводу, что мотивы и потребности занятий спортивно-физкультурной деятельностью связаны с возрастными и половыми особенностями младших школьников: мальчики предпочитают заниматься спортивными играми, а девочки - подвижными. Мотивы, которые у них преобладают - это мотивы на занятиях по физической куль-туре.
По результатам опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что у учащихся младшего школьного возраста в школе № 10 г. Елабуга мотивационно-ценностное отношение к ЗОЖ на занятиях по физической культуре связано с разнообразными мотивами: на первом месте преобладают мотивы достижения (желание хорошо заниматься на уроках физической культуры, ведь это помогает вести ЗОЖ). На втором месте - престижные мотивы (потребность реализовать себя в любимом виде спорта, ведь мальчики предпочитают спортивные игры, а девочки - гимнастику и подвижные игры). На третьем месте - духовные потребности (желание укрепить здоровье, быть как все и обязательно общаться в коллективе).
Мы надеемся на отдельный результат и полагаем, что в среднем и старшем подростковом возрасте будут преобладать престижные мотивы: потребность в занятиях физической культурой и ЗОЖ, ведь это поможет реализоваться подросткам в любом виде спорта и желание вести ЗОЖ.



1. Барчуков И.С. Физическая культура. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 255 с.
2. Богданов Г.П. Школьникам - здоровый образ жизни. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 192 с.
3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика - М.: ТЦ «Учитель», 1999. - 560 с.
4. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125 с.
5. Всемирная энциклопедия: Философия под ред. А.А. Грицанова. - М.: АСТ, мн: Харвест соврем. Литератор, 2001. - 1312 с.
6. Гогунов Е.Н., Мартемьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
7. Горбунов Г.А. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт,
1986. - 208 с.
8. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах. Изд. 2-е. - Ростов Н/Д.: Фе-никс, 2003. - 416 с.
9. Домашняя медицинская энциклопедия / Под ред. В.И. Покровского.
- М.: Медицина, 1993. - 496 с.
10. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М.: Академия, 2001. - 464 с.
11.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
12. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 1989. - 128 с.
13. Иванюшкин А.Я., Ипатьев В.Н., Коротких Р.В. и др. Введение в биоэтику. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 384 с.
14. Игнатьев Е.И., Лукин Н.С., Громов М.Д. Психология. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 512 с.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2004. - 509 с.
16. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.
17. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М.: Логос-Пресс, 1996. - 320 с.
18. Караковский В.А. Стать человеком. - М.: Просвещение, 1989. - 214 с.
19. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. - Иркутск, 1989, 192 с.
20. Клюева Н.В. Педагогическая психология. - М.: Владос, 2003. - 400 с.
21. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
22. Коростелев Н.Б. Слагаемые здоровья. - М.: Знание, 1990. - 120с.
23. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.
24. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.
26. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 464 с.
27. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. - М.: Медицина,
1987. 112 с.
28. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 512 с.
29. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болез-ней. - М.: Академия, 2001. - 320с.
30. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983. - 64 с.
31. Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 5-9 классов. - М.: Физическая культура и спорт, 1997. - 235 с.
32. Мотылянская Р.Э., Каплан Э.Я. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 1. - С. 14-24.
33. Немов Р.С. Психология образования: кн. 2. - М.: Владос, 2001. - 608 с.
34.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. - М.: АВКО, 2004. - 240 с.
35. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. - СПб.: Изд-во Балтийской педагогической академии, 1998. - 120 с.
36. Попов С.В. Валеология в школе и дома. - СПб.: Союз, 1998. - 256 с.
37. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Мастерство, 2002. - 152 с.
38. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова.
- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
39. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 412 с.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1998. - 688 с.
41. Современный словарь по педагогике. - Мн.: Алатейя, 2001. - 619 с.
42. Соковня-Семенова И.И. Основы ЗОЖ и первая медицинская помощь. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 208 с.
43. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.
- М.: Медицина, 1991. - 270 с.
44. Терещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 8 - 12.
45. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
46. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Знание, 1990. - 374 с.
47. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: ИЦ «Академия», 2000. - 480 с.
48. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебн. пос. для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1990. - 320 с.
49. Худолеева О.В. Главная забота школы // Физическая культура в школе. - 1997. - №5. - С. 12-15.
50. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - М.: Наука, 1989. - 136 с.
51. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998. - Т.4. - Вып. 2. - С. 364-366.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ