Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема подмены понятия «здоровый образ жизни» на российском телевидении

Работа №83343

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМАТИКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МАССМЕДИА 9
1.1 История развития темы о здоровом образе жизни в российских СМИ 9
1.2. Роль телевидения в освещении здорового образа жизни 20
1.3. Противоречия в развитии темы здорового образа жизни на телевидении 36
Выводы по главе 1 46
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В РОССИИ 47
2.1. Структура и содержание телепрограмм о здоровом образе жизни 47
2.2. Контент-анализ телепередач о здоровом образе жизни 52
2.3. Анализ результатов проведенного исследования 56
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список литературы 64
Интернет ресурсы 67
Приложение 1 68
Приложение 2 74
Приложение 3

Возросшая в последнее время популярность темы «здоровый образ жизни» помогает людям приходить к осознанию, что неправильное питание, вредные привычки, отсутствие достаточного количества физических нагрузок и огромное количество стресса, негативно сказываются на самочувствии, количестве заболеваний и продолжительности жизни. По большому счету понятие ЗОЖ так волнует современное общество, потому что люди хотят дольше жить и чувствовать себя при этом хорошо. Главный способ улучшения здоровья населения и каждого человека - это обучение граждан здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества. Поэтому освещение темы здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации - печати, радио, телевидения и др.
Но, к сожалению, в наши дни быть здоровым и сильным не просто. Плохая экология, неправильное питание, малоразвитый спортивный сектор, недостаточное внимание со стороны государства, лень и апатия. Поэтому очень важно, чтобы телевидение формировало правильный взгляд на здоровый образ жизни, давало советы как его вести, с чего начать, чем это поможет и как пригодится.
Актуальность проблемы исследования. Стали очевидны три главных врага современного человека — депрессия, гиподинамия и плохая мораль: человек утратил важные жизненные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия (семья, вера, община), и приобщился к новым бездуховным «ценностям» (материальные блага, успех, свобода личности и совести). Увеличилась продолжительность жизни человека, но он стал мало двигаться, много есть, приобрел множество вредных привычек, утратил духовность, и к тому же теперь он имеет много свободного времени, и в результате этого он начал лениться, болеть и дряхлеть. Достаточное количество свободного времени, материальная независимость и духовная «свобода» стали причиной состояния праздности. Праздность, характерная черта современного человека — благоприятная почва для вредных привычек и депрессий. Современный человек прибегает к порочной практике нейтрализации совести при помощи психотехник, алкоголя или ложной идеологии, вместо того, чтобы изменить свою жизнь. Плата за обман совести - чрезвычайно высокий уровень невротизации и невроз - обычные спутники жизни современного человека. Научно-техническая революция упростила быт и избавила человека от необходимости добывать свой хлеб «в поте лица». Но человек по-прежнему инстинктивно пытается ублажить свою ненасытную плоть: он стремится к комфорту, к вкусной еде, к душевному и телесному покою. Но получая все это, человек становится слабее, ленивее, толще, развращается, болеет и умирает раньше времени. Разумный человек должен ограничивать свои желания ради сохранения здоровья. Человек научился бороться с эпидемиями, но стал страдать и умирать от иных болезней, которые называют «болезнь цивилизации». Это сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и болезни опорно - двигательной системы. Развитие и исход этих болезней зависят не только от внешних причин, но от образа жизни самого человека. Медицина и здравоохранение достигли такого уровня, при котором они больше не могут координально изменить жизнь человека в лучшую сторону, и стала очевидной необходимость поиска иного пути оздоравливания населения.
В течение последних 25 лет наблюдался значительный рост интереса к роли средств массовой информации в продвижении здорового образа жизни с помощью медийных кампаний. СМИ оказывают наиболее сильное влияние в том случае, когда конкретные идеи ориентированы на конкретную группу людей при конкретных условиях. На сегодняшний день компетентные люди в данной области рассматривают телевидение как прямой путь воздействия на изменение поведения людей. Главная причина ведения нездорового образа жизни заключается в том, что люди в полной мере не осознают его последствий. Общественные оздоровительные кампании пытаются информировать население на тему здорового образа жизни. Но СМИ также имеет другие ресурсы для передачи информации о здоровье, такие, как новости, реклама, ток-шоу и вечерние программы. Телевидение является особенно популярным ресурсом для передачи информации о здоровом образе жизни. Подобно другим медиа ресурсам, передача информации здесь происходит через характеры, которые можно рассматривать как ролевые модели поведения, а также через образы, рекламу товаров, которые сопутствуют здоровому образу жизни.
Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, составную часть жизни общества в целом.
В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.
Задача телевидения заключается в правильном освещении конкретной идеи здорового образа жизни, и в наглядных примерах, как нужно правильно действовать, чтобы не совершать ошибок и не разочаровываться.
В настоящее время телевидение очень разнообразно и общедоступно.
Еженедельные программы, развлекательные и реалити-шоу сегодня являются главной стратегией освещения темы здорового образа жизни.
Новизна исследования заключается в том, что ранее не обращалось отдельного внимания подмене понятия «здорового образа жизни» на российском телевидении. Теме здорового образа жизни посвящены работы разных научных направлений. Журналистика тоже внесла свой вклад в изучение данной темы, но проблеме подмены понятия «здоровый образ жизни» не уделялось особого внимания.
Объект исследования: содержание понятия «здоровый образ жизни» в телевизионных программах.
Предмет исследования: трансляция понятия «здоровый образ жизни» на российском телевидении.
Гипотеза исследования: на российском телевидении содержание понятия «здоровый образ жизни» не всегда соответствует правилам здорового образа жизни, в результате чего происходит фактическая подмена понятия.
Цель исследования: выявить подмену понятия «здоровый образ жизни» на российском телевидении .
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю развития темы о здоровом образе жизни в российских СМИ.
2. Определить роль телевидения в освещении здорового образа жизни.
3. Рассмотреть жанровое разнообразие программ о здоровом образе жизни.
4. Проанализировать методом контент-анализа телепрограммы о здоровом образе жизни.
Методологической основой работы являются общенаучные методы исследования: диалектический, сравнительно-сопоставительный, а также метод контент-анализа. В процессе работы также были использованы методы наблюдения для того, чтобы исследовать материал для дальнейшего анализирования и интервьюирование.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные теме здорового образа жизни (Г.Н.Куценко, Ю.В.Новиков, М.А.Виленский, А.Г.Горшков, А.А.Микулин, A.J. Jacobs), роли средств массовой информации в обществе (Е.В. Поберезникова, В.Л. Цвик, Г.В.Кузнецов).
Эмпирическая база работы состоит из материалов телепередачи «Я худею» на НТВ со 2 апреля 2016 года по 24 апреля 2016 года (сезон 6). Материалы реалити-шоу «Взвешенные люди» на СТС за 13 февраля, 20 февраля, 21 мая, 28 мая 2016 года (сезон 2).
Теоретическая и практическая значимость данного исследования состоит в том, что были систематизированы материалы по освещению здорового образа жизни на телевидении, дано определение данного понятия, полученные результаты могут быть использованы специалистами, педагогами, студентами для изучения и применения в жизни.
Более того, нами были выявлена и описана такая проблема освещения темы здорового образа жизни на телевидении, как подмена понятий здорового образа жизни. Что выражается в появлении телепередач, которые ошибочно принимаются аудиторией как программы о здоровье. Этот вывод свидетельствует и о социальной значимости нашего исследования.
Структура работы.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются история развития темы о здоровом образе жизни, роль телевидения в освещении здорового образа жизни. Вторая глава посвящена исследованию жанровых разнообразий телепередач о здоровом образе жизни и анализу телеканалов и программ, посвященных здоровому образу жизни. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На данный момент специалисты в области внедрения здорового образа жизни рассматривают СМИ как прямой путь изменения поведения людей. Основная причина ведения нездорового образа жизни заключается в том, что люди в полной мере не осознают его последствий. Телевидение также имеет другие ресурсы для передачи информации о здоровье, такие, как новости, реклама, ток-шоу и вечерние программы.
Однако, мы выяснили, на сегодняшний день четко продуманной системы освещения проблем здорового образа жизни на телевидении не разработано. Судьба передач по этой тематике занимает незначительный процент от общего массива телевидения. К тому же из названий программ не всегда ясно, о чем пойдет речь, и иногда эти проблемы обсуждаются там, где даже трудно об этом догадаться. Другой проблемой является то, что эти передачи транслируются преимущественно днем, когда значительная часть детей и молодежи находится или в школе или на работе. Учитывая это, целесообразно изменить время выхода некоторых передач. Соответствующим государственным учреждениям и социальным службам следовало бы обратить внимание на то, чтобы в специальных передачах, кроме общих советов, подавались конкретные адреса мест помощи, куда можно было бы обратиться в случае необходимости.
Средства массовой информации сильно зависят от ситуации в государстве и политики. При Советском Союзе, телевидение сильно подвергалось цензуре, и инакомыслие по отношению к правительству допускалось крайне редко с большим нежеланием и порицанием. С ослаблением режима в период «перестройки», когда М.С. Горбачёв объявил «эпоху гласности», оковы цензуры начали спадать, и телевидение перестало быть верным монополизированным глашатаем правительства.
Новые социальные рамки и новое время требовали новых решений, телевидение должно было эволюционировать, и эта эволюция двинулась в сторону плюрализма, телеканалов стало больше, и все они стали удивлять аудиторию чем -то новым, чтобы сохранить интерес зрителей и удерживать высокий рейтинг. Вслед за новыми телеканалами, пришлось меняться и главному телеканалу. В результате, мы можем видеть, что данные предпосылки явились результатом социальных изменений в обществе и государстве. Политика гласности дала толчок для развития современного телевидения. Свободы слова ещё нет, но она была уже не за горами, и именно 90-ые стали тем самым периодом, когда можно было опубликовалось всё, от открытой критики государственного строя до фильмов с откровенными сценами. Журналист мог свободно публично высказать то, о чём раньше боялись даже перешёптываться на кухнях. Единственным ограничением служила только журналистская этика, которой многие пренебрегали в погоне за сенсациями и эксклюзивом.
Средства массовой информации в развитии темы здорового образа жизни должны убедительно показывать значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и способствовать:
- повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;
- популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;
- формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости здорового образа жизни.
Таким образом, телепередачи о здоровом образе жизни имеют важно социальное значение. И исследование того, какое содержание понятия «здоровый образ жизни» транслируется посредствам телевидения, актуальная задача современной тележурналистики.
Цель нашего исследования заключается в выявлении подмены понятия «здоровый образ жизни» на российском телевидении.
Для этого мы исследовали две телепрограммы на тему здорового образа жизни, которые были выбраны методом опроса. Программы исследовались методом контент-анализа, а единицами анализа послужили выбранные в ходе опроса слова, которые по мнению аудитории передают содержание понятия «здоровый образ жизни». Эти же слова были подвергнуты нами экспертной оценке врача-терапевта. В ходе исследования были изучены отзывы зрителей программы «Я худею» и реалити-шоу «Взвешенные люди». Большое количество отзывов содержало истории об огромной мотивации и личных историях о помощи в похудении зрителям передач.
В процессе исследования мы выявили недостатки освещения темы о ЗОЖ на телевидении:
1. Не всегда шоу-программа подразумевает собой работу квалифицированных журналистов, часто они вообще таковыми не являются. Эти люди делают шоу.
2. Также это относится к приглашенным специалистам, как врачи, фитнес-тренера, диетологи не всегда бывают компетентны в вопросах о здоровье.
3. Если речь идет о питании, то часто звучат общие фразы, которые итак все давно знают: фастфуд - плохо, жирное - плохо. А вот как считать калории правильно? Как готовить и выбирать правильную еду?
4. Искусственно создано множество ситуаций, в которых человек чувствует себя униженным: публичная обнаженка при взвешивании (в программе «Взвешенные люди»), обвиняющий тон ведущего, критика, осуждение
5. Сами СМИ в большинстве случаев ориентируют молодежь на отнюдь не здоровый образ жизни. Все больше молодых людей буквально сутками проводят всё своё свободное время у компьютера, играя в разного рода игры, ничего не дающие для интеллектуального развития. Для большинства молодых людей куда интересней и важнее является просмотр спортивных трансляций, нежели собственные занятия физкультурой и спортом.
Также мы представили рекомендации по решению недостатков освещения темы ЗОЖ:
1. В телепрограммы о здоровом образе жизни нужно включать больше информации рецептах блюд правильного питания и процессе его приготовления.
2. Приглашать компетентных специалистов, которые бы делились с аудиторией секретами о правильном питании, тренировках, лекарствах, а не просто говорили общие и всем известные фразы.
3. Также, было бы полезным, включать информацию о лекарствах не в целях рекламы, а с более бюджетными аналогами дорогих лекарств.
4. Мотивировать аудиторию, сделав здоровый образ жизни модным веянием, например привлечь знаменитостей, чтобы они пропагандировали ЗОЖ. Ведь люди, особенно молодежь, охотно следуют модным тенденциям.
Гипотеза нашего исследования - на российском телевидении содержание понятия «здоровый образ жизни» не всегда соответствует правилам здорового образа жизни, в результате чего происходит фактическая подмена понятия подтвердилась. В результате чего были предложены рекомендации по решению вопроса подмены понятия.



1. Куценко Г. Н. Книга о здоровом образе жизни / Г.Н. Куценко - М.: Профиздат, 1987. - 250 с.
2. Виленский М.А., Физическая культура и здоровый образ жизни студента / М.А. Виленсикй, А.Г.Горшков - М. : КНОРУС, 2012. — 240 с.
3. Павлов А. З. Режим в жизни человека / А.З.Павлов - М.: 1974.
4. Микулин А. А. Активное долголетие / А.А.Микулин - М.: ФкиС.: 1977
5. Саппак В. Телевидение и мы. Четыре беседы. / В. Саппак - М.: «Искусство», 1988г.
6. Чазов Е. И. Здоровье - всему голова / Е.И.Чазов - М.: Спортивные игры, 1985.
7. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика / В.Л.Цвик - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 382 с.
8. Кузнецов Г.В. Критерии качества телевизионных программ / Г.В.Кузнецов - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002. - 69 с.
9. Кузнецов Г. В., Телевизионная журналистика / Г.В.Кузнецов, А.Я.Юровский - М.: Издательство Московского университета, 2002. - 304с.
10. Глухов В. И. Физическая культура в формировании здорового образа жизни / В.И.Глухов - М.: 2012
11. Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия.
Интерактивное поле общения / Е.В. Поберезникова - М.: Аспект- Пресс, 2004. - 222 с.
12. Ушакова, Т. Н. Интент-анализ политических текстов / Т. Н. Ушакова, В. А. Цепцов, К. И. Алексеев - М.: Психологический журнал, 1999. - 110
13. Донец Л. Телевидение - наше «все» / Л. Донец. - М.: Искусство кино. - 2009.
14. Рихтер А.Г.. «Правовые основы журналистики» А.Г.Рихтер. - М.: Изд-во Москва, 2002. - 350 с.
15. Адамьянц Т.3. Мотивационно-целевой анализ телепередач (формула успеха телепередачи) / Т.З.Адпмьянц. - М.: КНОРУС, 1994.
16. Шилова В. А. Полифункциональное телевидение в системе интерактивного управления социально значимыми процессами. Мир психологии / В.А.Шилова. — М.: 2000.
17. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье / Ю.П.Лисицын. - М.: 1993.
18. Адамьянц Т. 3. Телезритель или потребитель? / Т.З.Адамьянц. — М: МГУ, 1998. — 100 с.
19. Краснов И.С. Формирование здорового образа жизни - важное направление подготовки специалистов высшей квалификации / И.С.Краснов. - М.: 2009.
20. НовиковаН.Е. Особенности двигательной активности учащейся молодежи / Н.Е.Новикова, О.В. Тиунова. - М., 2012. - 604 с.
21. Адамьянц Т. 3. К диалогической телекоммуникации: от воздействия — к взаимодействию. М.: 1999.
22. Тиунова О.В. Использование различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом / О.В.Тиунова. - М.: 2013.
23. Визитей Н.Н. Образ жизни. Спорт. Личность / Н.Н.Визитей. - М.: Штиница, 1980. - 108 с.
24. Акофф Р. Искусство решения проблем / Р.Акофф. - М.: Мир, 1982. - 220 с.
25. Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом / В.Г.Афанасьев. - М.: Политиздат, 1975. - 408 с.
26. Бекасова С. Н. Информационные потребности студентов как факторпрофессионального и личностного развития / С.Н.Бекасова. - Автореф. канд. дис. СПб., 1999.
27. Власкина Г. Я. Роль средств массовой информации в коммунистическом воспитании молодежи / Г.Я.Власкина. - М.: Знание, 1983. - 19 с.
28. Изуткин Д.А. Формировании здорового образа жизни. Советское здравоохранение / Д.А.Изуткин. - М.: 1984.
29. Мартыненко А.В. Формирование здорового образа жизни молодёжи / А.В.Мартыненко, Ю.В. Валентик, В.А.Полесский. - М.: Медицина, 1998.
30. Угвиненко В.И. Физкультурно-оздоровительные технологии. Здоровье и здоровый образ жизни / В.И.Угвиненко. - М.: Лекция, 2011 год.
31. Jacobs A.J. Drop Dead Healthy: One Man’s Humble Quest for Bodily Perfection / A.J.Jacobs. - 2012.
32. Davis, J.A. The Olimpic Games Effect. How sport marketing builds strong brands / J.A. Davis - WILEY.: Singapore Pte.Ltd, 2013. - 383 p.
Интернет ресурсы
1. http://lib. rushkolnik.ru/text/26494/index-14
2. http://properdiet.ru/
3. http://zdorovyobraz.ru/zdorovy-obraz-zhizni
4. http://dofitness.ru/pitanie.php
5. http://valeologija.ru/lekcii/lekcii-po-omz/384-fizicheskaya-aktivnost
6. http://headlife.ru/zdorovyj-obraz-zhizni/
7. http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-
zhizni/2015/03/22/propaganda-zdorovogo-obraza-zhizni-kak-vazhnaya
8. http://www.ntv.ru/peredacha/Ya hudeu/last23785018/
9. http://ctc.ru/projects/show/vzveshennie-ludi/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ