Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №87941

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2013
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Народная педагогика и этнопедагогика как научные понятия 7
1.2 Сущность понятия культура здоровья, компоненты и функции
культуры здоровья в развитии учащихся 10
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА II РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 22
2.1 Средства народной педагогики в развитии культуры здоровья
школьников 22
2.2 Исследование развития культуры здоровья младших школьников с
использованием традиций и средств народной педагогики в Мари-Возжайской школе 34
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Актуальность. Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Одним из средств решения названной проблемы может стать, на наш взгляд, народная педагогика.
Народная педагогика - это эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, умений и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. Она описывает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие «народной педагогики» в российскую педагогику впервые внесено К.Д. Ушинским. Вместе с тем предполагается, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы [51, с. 11].
В последние годы в системе образования прослеживается тенденция возвращения к идеям народной педагогики, что является главным условием национального возрождения и основой познания духовного наследия каждого народа.
Анализ источников показывает (О.С. Богданова, О.Д. Калинин, В.А. Вакаев, Т.Г. Исакова и др.), что воспитание тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью [9], [12], [21].
Здоровый образ жизни является насущной и естественной потребностью каждого народа и неотъемлемой жизнеутверждающей частью исторически сложившейся традиционной народной культуры. Традиционная народная культура: как материальная, так и духовная во всей своей целостности и в конкретном понимании располагает исторически апробированными в многовековом народном опыте колоссальными знаниями, умениями и навыками обеспечения здорового образа жизни человека. Весь данный потенциал народного опыта может быть назван «народной культурой здоровья», а если учитывать его несомненное прикладное значение, то, прежде всего «народной педагогикой здоровья».
Аспект народной культуры, охватывающий традиционный потенциал формирования здорового образа жизни человека в многонациональном обществе, до сих пор оказывался только объектом некоторого внимания ученых медиков, социологов и отчасти психологов и менее всего привлекало внимание ученых педагогов и практиков. А между тем целостность воспитания, обучения человека немыслима без максимального учета всего позитивного потенциала народной культуры, главным образом без последовательного формирования морально-этического и физического облика человека с ранних лет. Словом, здоровый образ жизни в буквальном народном понимании - это отнюдь не стремление только к накоплению физической силы, ловкости, подвижности и т.д., это более всего физическое и душевное равновесие, моральная и санитарно-гигиеническая чистота, этическая выдержанность, психологическое благополучие человека в обществе и многое другое. Актуальность проблемы развития культуры здоровья определила выбор темы исследования.
Цель исследования: рассмотреть возможности использования идей народной педагогики в развитие культуры здоровья у младших школьников.
Объект исследования: идеи народной педагогики о воспитании.
Предмет исследования: возможности народной педагогики в развитии культуры здоровья у младших школьников.
Задачи:
1. изучить литературу по теме исследования;
2. рассмотреть теоретические основы использования идей народной педагогики в развитии культуры здоровья младших школьников;
3. изучить традиции народной педагогики, используемые в учебно-воспитательном процессе;
4. разработать и апробировать программу по использованию идей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе по развитию культуры здоровья учащихся.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовались анализ педагогической литературы, беседа, наблюдение, анкетирование, методы математической статистики, обобщение.
Гипотеза исследования: процесс развития культуры здоровья у детей младшего школьного возраста будет успешным:
- если будут учитываться особенности физического воспитания с использованием средств народной педагогики в развитии культуры здоровья учащихся;
- если с учетом этих особенностей будет разработана и апробирована программа по развитию культуры здоровья учащихся.
Практическая значимость: заключается в том, что основные положения и выводы, сделанные в исследовании, могут быть использованы учителями Мари-Возжайской школы в работе с учащимися в развитии культуры здоровья младших школьников с помощью средств народной педагогики; а так же студентами факультета физической культуры в процессе подготовки к работе по развитию культуры здоровья учащихся. Предложенная нами программа может быть использована заинтересованными лицами в процессе развития культуры здоровья учащихся.
Игнорирование богатого здоровьесберегающего наследия национальных культур народов России, в частности народной педагогики, привело к стремительному распространению всевозможных «заморских» технологий здоровьесбережения, мало адаптированных к российским условиям (американские диеты для нормализации веса, китайские, японские, индийские системы оздоровления и др.). В настоящее время в условиях гуманизации общества при реализации приоритета общечеловеческих ценностей возникает необходимость в восстановлении прерванных российских культурных традиций в области здоровьесбережения граждан (восстанавливающая функция). Это становится особенно актуально в развитии младших школьников, так как именно в этом возрасте закладываются основы отношения к здоровому образу жизни, понимание ценности здоровья.
Структура и объем работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Опираясь на народные методы воспитания педагоги - теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.
Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. Народ имел определённое представление о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития. Было понимание того, что чистый воздух - важнейший элемент здоровья: «Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарство». Народ понимал, что залог здоровья - физическое воспитание
Идеалом физического воспитания, в представлении народа, было воспитание молодой смены - здоровой, жизнерадостной, сильной, отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину, разумное питание, использование природных факторов, игры, спортивные соревнования и праздники, обеспечивал нормальное физическое развитие детей. Народ не только знал факторы физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методов лечения, которые отражались в пословицах и поговорках.
С целью выявления воспитательной эффективности мероприятий, направленных на развитие культуры здоровья, учащихся нами было проведено исследование на базе средней общеобразовательной школы д. Мари-Возжай Удмуртской Республики. В исследовании приняло участие 30 учеников 4 класса. В этом возрасте происходит становление основных физических и духовных качеств, приобщение к вредных привычкам, отношение к своему здоровому образу жизни.
Нами была разработана программа «Я - здоровый человек», направленная на развитие культуры здоровья учащихся. В программу мы включили классные часов по темам закаливания, о режиме дня, о вредных привычках, о правилах личной и общественной гигиены, о важности здорового образа жизни для полноценной жизни в обществе, бесед о мерах профилактики простудных и инфекционных заболеваний с использованием идей народной педагогики. Эффективность этих мероприятий, подтверждены данными нашего исследования, и позволяет рекомендовать преподавателям общеобразовательных школ использовать данные материалы для развития у учащихся культуры здоровья. Особенность мероприятий в том, что дети сами вовлекаются в подготовку и проведение таких мероприятий, самостоятельно готовят выступления о вредных привычках, тем самым, придавая большое значение последствиям нездоровых проявлений в дальнейшей жизни.



1. Амосов Н.М., Горбушина С.Н. Раздумья о здоровье. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 2009. - 305 с.
2. Анастасова Л.П., Платонов К.К. Ты, твое здоровье и твое окружение. - М.: Просвещение, 2007. - 87 с.
3. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики.
- Якутск, 2001. - 218 с.
4. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы Здоровый школьник // Обруч. - 2011. - №1. - 100 с.
5. Антропова М.В., Бабенко Е.А., Бацева З.Н. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 380 с.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 287 с.
7. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.
- М.: КНОРУС, 2012. - 368 с.
8. Белорусова В.В., Решетень И.Н. Педагогика. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 63 с.
9. Богданова О.С., Калинин О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.
10. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. - Ростов н/Д: учеб. пособие. Глоссарий, 2000. - 85 с.
11. Брехман И.И., Колычева З.И. Валеология - наука о здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 342 с.
12. Вакаев В.А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедагогики // Материалы всероссийской научно¬практической конференции. - М.: Изд. МГУ, 2004. - 492 с.
13. Васильева О.С. Здоровье и стресс. - М.: Физкультура и спорт, 2005.
- 82 с.
14. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 168с.
15. Губанова Е. Н., Максименко И.В. От чистого истока: Реализация идей народной педагогики в развитии творческой активности будущего учителя // Начальная школа. - 2010. - № 6. - 210 с.
16. Гурин В.Е., Дектерев Е.А., Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся - Краснодар: уч. пособие. Издательство «Учитель», 2004.
- 87 с.
17. Дектерев Е.А., Синицын Ю.Н. Воспитательно-оздоровительная работа с учащимися образовательных учреждений. - Москва - Краснодар: учеб. пособие. Просвещение, 2000. - 86 с.
18. Дектерев Е.А., Синицын Ю.Н. Управление современной школой.
Выпуск №8 педагогика здоровья. - Ростов: уч. мед. пособие.
Издательство «Учитель», 2005. - 224 с.
19. Долотина О.П. Физическая культура. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 182 с.
20. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.:
Физкультура и спорт, 2001. - 152 с.
21. Исакова Т.Г. Использование идей народной педагогики в процессе воспитания духовной культуры младшего школьника - Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 2011. - 306 с.
22. История педагогики. Часть 2 / Под ред. А.И. Пискунова. - М.:ТЦ «Сфера», 2007. - 304 с.
23. Кайков Г.Д. Работа с ослабленными детьми. - М.: Физическая культура в школе, 2009. - 78 с.
24. Киселева Э.К. Этнопедагогическое образование учащихся
начальных классов в урочное и внеурочное время.//Озгерис- Перемена. А., 2004. - 170 с.
25. Клименко Г. Использование средств народной педагогики в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.- 2000.-№5. - 325 с.
26. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре: 5 - 9 классы.
- М.: ВАКО, 2007. - 116 с.
27. Контратьева М.М. Звонок на урок здоровья. - М.: Просвещение,
2005. - 95 с.
28. Коробейников Н.К. Физическое воспитание. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 336 с.
29. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание - М.: Высшая школа, 2006. - 83 с.
30. Коц Я.М. Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 2001.
- 75 с.
31. Куколевский Г.М. Гигиенический режим спортсмена. - М.:
Физкультура и спорт, 2001. - 87 с.
32. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. - Ростов н/Д: Часть 2. Научно-практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Издательство «Учитель», 2005. - 103 с.
33. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологий.
- Ростов н/Д: учеб. пособие. Издательство «Учитель», 2001. - 78 с.
34. Курамшин Ю.Ф. Теория и Методика Физической культуры. - М.: Советский спорт, второе издание, 2004. - 316 с.
35. Куценко Г.И., Новиков Ю.В., Трещева О.Л. Книга о здоровом образе жизни. - М.: Профиздат., 2003. - 356 с.
36. Кушнир А.М. Природосообразность и народная педагогика // Народное образование. - 2010. - № 1- 2. - 304 с.
37. Лушников А.М. История педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Свердловск. Изд-во Уральского гос. пед ин-та, 2009. - 368 с.
38. Макарцева Н.Н., Белинский В.Г., Добролюбов Н.А. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. -2011. - № 1. - 230 с.
39. Матвеев А.А., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. - М.: Просвещение, 2001. - 134 с.
40. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная
психология и национальные конфликты: Учебное пособие для студентов. - Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2009. - 186 с.
41. Народная педагогика и современные проблемы воспитания // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2011. - 400 с.
42. Орлова А.П. Народная педагогика и подготовка учителя // Педагогика - 2010. - №11. - 167 с.
43. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы
воспитания // Педагогика. - 2010. - № 7. - 120 с.
44. Пельменев В.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - Калининград, 2002. - 53 с.
45. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасисто-го. - М.: Роспедагентство, 2011. - 602 с.
46. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / - М.: Школа-пресс, 2009. - 512 с.
47. Поляков В.А. Здоровый образ жизни. - Краснодар: учеб. пособие для студентов пед. вузов, 2003. - 98 с.
48. Семенов В.Д. Из истории массовой практики воспитания (народной педагогики) // Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 2010. - 369 с.
49. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 350 с.
50. Соловьев Г.М. Основы ЗОЖ и методика оздоровительной физической культуры. - Ставрополь: СГУ, 2006. - 75 с.
51. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании.// Педагогические сочинения: В 6т. - М., 2000. - Т4.
52. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристъ, 2011. - 512 с.
53. Христова Е.Л. Изучение народной педагогики - межнаучная проблема // Новые исследования в педагогических науках - 2010- №2. - 301 с.
54. Черник Т.В. Идеи и традиции народной педагогики в воспитании культуры учащихся: Дис. канд. пед. наук. - Казань. 2011. - 126 с.
55. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова Ю.И. Здоровьесберегающие
технологии в образовательно-воспитательном процессе. - М.:
Педагогика, 2001. - 117 с.
56. Шабунин А.В. Физическое воспитание. - М.: Просвещение, 2007. - 46 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ