ИДЕИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Народная педагогика и этнопедагогика как научные понятия 7
1.2 Сущность понятия культура здоровья, компоненты и функции
культуры здоровья в развитии учащихся 10
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА II РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 22
2.1 Средства народной педагогики в развитии культуры здоровья
школьников 22
2.2 Исследование развития культуры здоровья младших школьников с
использованием традиций и средств народной педагогики в Мари-Возжайской школе 34
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Народная педагогика и этнопедагогика как научные понятия 7
1.2 Сущность понятия культура здоровья, компоненты и функции
культуры здоровья в развитии учащихся 10
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА II РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 22
2.1 Средства народной педагогики в развитии культуры здоровья
школьников 22
2.2 Исследование развития культуры здоровья младших школьников с
использованием традиций и средств народной педагогики в Мари-Возжайской школе 34
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность. Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Одним из средств решения названной проблемы может стать, на наш взгляд, народная педагогика.
Народная педагогика - это эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, умений и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. Она описывает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие «народной педагогики» в российскую педагогику впервые внесено К.Д. Ушинским. Вместе с тем предполагается, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы [51, с. 11].
В последние годы в системе образования прослеживается тенденция возвращения к идеям народной педагогики, что является главным условием национального возрождения и основой познания духовного наследия каждого народа.
Анализ источников показывает (О.С. Богданова, О.Д. Калинин, В.А. Вакаев, Т.Г. Исакова и др.), что воспитание тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью [9], [12], [21].
Здоровый образ жизни является насущной и естественной потребностью каждого народа и неотъемлемой жизнеутверждающей частью исторически сложившейся традиционной народной культуры. Традиционная народная культура: как материальная, так и духовная во всей своей целостности и в конкретном понимании располагает исторически апробированными в многовековом народном опыте колоссальными знаниями, умениями и навыками обеспечения здорового образа жизни человека. Весь данный потенциал народного опыта может быть назван «народной культурой здоровья», а если учитывать его несомненное прикладное значение, то, прежде всего «народной педагогикой здоровья».
Аспект народной культуры, охватывающий традиционный потенциал формирования здорового образа жизни человека в многонациональном обществе, до сих пор оказывался только объектом некоторого внимания ученых медиков, социологов и отчасти психологов и менее всего привлекало внимание ученых педагогов и практиков. А между тем целостность воспитания, обучения человека немыслима без максимального учета всего позитивного потенциала народной культуры, главным образом без последовательного формирования морально-этического и физического облика человека с ранних лет. Словом, здоровый образ жизни в буквальном народном понимании - это отнюдь не стремление только к накоплению физической силы, ловкости, подвижности и т.д., это более всего физическое и душевное равновесие, моральная и санитарно-гигиеническая чистота, этическая выдержанность, психологическое благополучие человека в обществе и многое другое. Актуальность проблемы развития культуры здоровья определила выбор темы исследования.
Цель исследования: рассмотреть возможности использования идей народной педагогики в развитие культуры здоровья у младших школьников.
Объект исследования: идеи народной педагогики о воспитании.
Предмет исследования: возможности народной педагогики в развитии культуры здоровья у младших школьников.
Задачи:
1. изучить литературу по теме исследования;
2. рассмотреть теоретические основы использования идей народной педагогики в развитии культуры здоровья младших школьников;
3. изучить традиции народной педагогики, используемые в учебно-воспитательном процессе;
4. разработать и апробировать программу по использованию идей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе по развитию культуры здоровья учащихся.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовались анализ педагогической литературы, беседа, наблюдение, анкетирование, методы математической статистики, обобщение.
Гипотеза исследования: процесс развития культуры здоровья у детей младшего школьного возраста будет успешным:
- если будут учитываться особенности физического воспитания с использованием средств народной педагогики в развитии культуры здоровья учащихся;
- если с учетом этих особенностей будет разработана и апробирована программа по развитию культуры здоровья учащихся.
Практическая значимость: заключается в том, что основные положения и выводы, сделанные в исследовании, могут быть использованы учителями Мари-Возжайской школы в работе с учащимися в развитии культуры здоровья младших школьников с помощью средств народной педагогики; а так же студентами факультета физической культуры в процессе подготовки к работе по развитию культуры здоровья учащихся. Предложенная нами программа может быть использована заинтересованными лицами в процессе развития культуры здоровья учащихся.
Игнорирование богатого здоровьесберегающего наследия национальных культур народов России, в частности народной педагогики, привело к стремительному распространению всевозможных «заморских» технологий здоровьесбережения, мало адаптированных к российским условиям (американские диеты для нормализации веса, китайские, японские, индийские системы оздоровления и др.). В настоящее время в условиях гуманизации общества при реализации приоритета общечеловеческих ценностей возникает необходимость в восстановлении прерванных российских культурных традиций в области здоровьесбережения граждан (восстанавливающая функция). Это становится особенно актуально в развитии младших школьников, так как именно в этом возрасте закладываются основы отношения к здоровому образу жизни, понимание ценности здоровья.
Структура и объем работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Народная педагогика - это эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, умений и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. Она описывает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие «народной педагогики» в российскую педагогику впервые внесено К.Д. Ушинским. Вместе с тем предполагается, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы [51, с. 11].
В последние годы в системе образования прослеживается тенденция возвращения к идеям народной педагогики, что является главным условием национального возрождения и основой познания духовного наследия каждого народа.
Анализ источников показывает (О.С. Богданова, О.Д. Калинин, В.А. Вакаев, Т.Г. Исакова и др.), что воспитание тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того, некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и деятельностью [9], [12], [21].
Здоровый образ жизни является насущной и естественной потребностью каждого народа и неотъемлемой жизнеутверждающей частью исторически сложившейся традиционной народной культуры. Традиционная народная культура: как материальная, так и духовная во всей своей целостности и в конкретном понимании располагает исторически апробированными в многовековом народном опыте колоссальными знаниями, умениями и навыками обеспечения здорового образа жизни человека. Весь данный потенциал народного опыта может быть назван «народной культурой здоровья», а если учитывать его несомненное прикладное значение, то, прежде всего «народной педагогикой здоровья».
Аспект народной культуры, охватывающий традиционный потенциал формирования здорового образа жизни человека в многонациональном обществе, до сих пор оказывался только объектом некоторого внимания ученых медиков, социологов и отчасти психологов и менее всего привлекало внимание ученых педагогов и практиков. А между тем целостность воспитания, обучения человека немыслима без максимального учета всего позитивного потенциала народной культуры, главным образом без последовательного формирования морально-этического и физического облика человека с ранних лет. Словом, здоровый образ жизни в буквальном народном понимании - это отнюдь не стремление только к накоплению физической силы, ловкости, подвижности и т.д., это более всего физическое и душевное равновесие, моральная и санитарно-гигиеническая чистота, этическая выдержанность, психологическое благополучие человека в обществе и многое другое. Актуальность проблемы развития культуры здоровья определила выбор темы исследования.
Цель исследования: рассмотреть возможности использования идей народной педагогики в развитие культуры здоровья у младших школьников.
Объект исследования: идеи народной педагогики о воспитании.
Предмет исследования: возможности народной педагогики в развитии культуры здоровья у младших школьников.
Задачи:
1. изучить литературу по теме исследования;
2. рассмотреть теоретические основы использования идей народной педагогики в развитии культуры здоровья младших школьников;
3. изучить традиции народной педагогики, используемые в учебно-воспитательном процессе;
4. разработать и апробировать программу по использованию идей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе по развитию культуры здоровья учащихся.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовались анализ педагогической литературы, беседа, наблюдение, анкетирование, методы математической статистики, обобщение.
Гипотеза исследования: процесс развития культуры здоровья у детей младшего школьного возраста будет успешным:
- если будут учитываться особенности физического воспитания с использованием средств народной педагогики в развитии культуры здоровья учащихся;
- если с учетом этих особенностей будет разработана и апробирована программа по развитию культуры здоровья учащихся.
Практическая значимость: заключается в том, что основные положения и выводы, сделанные в исследовании, могут быть использованы учителями Мари-Возжайской школы в работе с учащимися в развитии культуры здоровья младших школьников с помощью средств народной педагогики; а так же студентами факультета физической культуры в процессе подготовки к работе по развитию культуры здоровья учащихся. Предложенная нами программа может быть использована заинтересованными лицами в процессе развития культуры здоровья учащихся.
Игнорирование богатого здоровьесберегающего наследия национальных культур народов России, в частности народной педагогики, привело к стремительному распространению всевозможных «заморских» технологий здоровьесбережения, мало адаптированных к российским условиям (американские диеты для нормализации веса, китайские, японские, индийские системы оздоровления и др.). В настоящее время в условиях гуманизации общества при реализации приоритета общечеловеческих ценностей возникает необходимость в восстановлении прерванных российских культурных традиций в области здоровьесбережения граждан (восстанавливающая функция). Это становится особенно актуально в развитии младших школьников, так как именно в этом возрасте закладываются основы отношения к здоровому образу жизни, понимание ценности здоровья.
Структура и объем работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Опираясь на народные методы воспитания педагоги - теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.
Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. Народ имел определённое представление о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития. Было понимание того, что чистый воздух - важнейший элемент здоровья: «Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарство». Народ понимал, что залог здоровья - физическое воспитание
Идеалом физического воспитания, в представлении народа, было воспитание молодой смены - здоровой, жизнерадостной, сильной, отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину, разумное питание, использование природных факторов, игры, спортивные соревнования и праздники, обеспечивал нормальное физическое развитие детей. Народ не только знал факторы физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методов лечения, которые отражались в пословицах и поговорках.
С целью выявления воспитательной эффективности мероприятий, направленных на развитие культуры здоровья, учащихся нами было проведено исследование на базе средней общеобразовательной школы д. Мари-Возжай Удмуртской Республики. В исследовании приняло участие 30 учеников 4 класса. В этом возрасте происходит становление основных физических и духовных качеств, приобщение к вредных привычкам, отношение к своему здоровому образу жизни.
Нами была разработана программа «Я - здоровый человек», направленная на развитие культуры здоровья учащихся. В программу мы включили классные часов по темам закаливания, о режиме дня, о вредных привычках, о правилах личной и общественной гигиены, о важности здорового образа жизни для полноценной жизни в обществе, бесед о мерах профилактики простудных и инфекционных заболеваний с использованием идей народной педагогики. Эффективность этих мероприятий, подтверждены данными нашего исследования, и позволяет рекомендовать преподавателям общеобразовательных школ использовать данные материалы для развития у учащихся культуры здоровья. Особенность мероприятий в том, что дети сами вовлекаются в подготовку и проведение таких мероприятий, самостоятельно готовят выступления о вредных привычках, тем самым, придавая большое значение последствиям нездоровых проявлений в дальнейшей жизни.
Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. Народ имел определённое представление о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития. Было понимание того, что чистый воздух - важнейший элемент здоровья: «Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарство». Народ понимал, что залог здоровья - физическое воспитание
Идеалом физического воспитания, в представлении народа, было воспитание молодой смены - здоровой, жизнерадостной, сильной, отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину, разумное питание, использование природных факторов, игры, спортивные соревнования и праздники, обеспечивал нормальное физическое развитие детей. Народ не только знал факторы физического воспитания, но и эмпирически выработал ряд разумных методов лечения, которые отражались в пословицах и поговорках.
С целью выявления воспитательной эффективности мероприятий, направленных на развитие культуры здоровья, учащихся нами было проведено исследование на базе средней общеобразовательной школы д. Мари-Возжай Удмуртской Республики. В исследовании приняло участие 30 учеников 4 класса. В этом возрасте происходит становление основных физических и духовных качеств, приобщение к вредных привычкам, отношение к своему здоровому образу жизни.
Нами была разработана программа «Я - здоровый человек», направленная на развитие культуры здоровья учащихся. В программу мы включили классные часов по темам закаливания, о режиме дня, о вредных привычках, о правилах личной и общественной гигиены, о важности здорового образа жизни для полноценной жизни в обществе, бесед о мерах профилактики простудных и инфекционных заболеваний с использованием идей народной педагогики. Эффективность этих мероприятий, подтверждены данными нашего исследования, и позволяет рекомендовать преподавателям общеобразовательных школ использовать данные материалы для развития у учащихся культуры здоровья. Особенность мероприятий в том, что дети сами вовлекаются в подготовку и проведение таких мероприятий, самостоятельно готовят выступления о вредных привычках, тем самым, придавая большое значение последствиям нездоровых проявлений в дальнейшей жизни.
Подобные работы
- Формирование культуры здоровья учащихся начальных классов при изучении курса «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОРИГАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



