ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 8
1.1 Понятие цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) 8
1.2 Цифровые образовательные ресурсы как эффективное средство в
образовательном процессе детей среднего школьного возраста 13
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 17
2.1 Методика проведения уроков технологий с использованием
цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) 17
2.2 Разработка планов - конспектов уроков технологии по разделам
«Художественные ремесла», «Создание изделий из текстильных материалов» с использованием ЦОР 22
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Компьютеризация страны привела к тому, что за последние 5 лет количество детей, умеющих пользоваться компьютером увеличилось в десятки раз. Сегодня трудно представить себе ребенка младше 14 лет, не знающего, что такое компьютер, Интернет или просто сотовый телефон. Поколение нынешних школьников осваивает компьютер и новые технологии легко и не задумываясь, как любой ребенок познает окружающий его мир. Однако, как выявлено многими исследователями, дети знакомы в основном с игровыми программами. Важность компьютера для ученика, а именно применение его в образовательных целях стоит примерно на 20 месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется явно недостаточно.
Использование информационных технологий в образовательном процессе следует считать приоритетным, поскольку именно они соответствуют логике развития образования в нашей стране. Компьютер, современные цифровые технологии, являются уникальными по своим возможностям средствами обучения, способствуют развитию предметных, ключевых компетентностей учащихся.
Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе по предмету «Технология» диктуется требованиями современной жизни. Умение учащихся самостоятельно искать нужную информацию, ее переработка, интерпретация позволяет учителю технологии организовать учебный процесс и внеклассную работу таким образом, чтобы у учащихся развивался познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности [2].
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах A. П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические - Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной; психологические - B. В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др.
В настоящее время ни одну школу нельзя представить без компьютеров. В каждой происходит ознакомление учащихся с новыми информационными технологиями, в процессе которого учащиеся приобретают знания и навыки работы со средствами новых информационных технологий. Практически все учителя школ обеспечены ноутбуками, появились в школах и компактные переносные видеопроекторы, не требующие для демонстраций хорошего затемнения. За счет этого преподавателям школ предоставляется большая возможность использования цифровых образовательных ресурсов: презентации, видеоролики, электронные учебники и т.п.
Согласно требованиям Государственного стандарта среднего (полного) общего образования к уровню подготовки выпускников, учащиеся за время учебы должны научиться использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации не только по информатике, но и по другим предметам. Информатизация современного общества привела к увеличению числа занятых в информационной сфере, и, как следствие, повысились требования к уровню общеобразовательной подготовки выпускников школ. Умение использовать средства новых информационных технологий является общим учебным умением. Учитель, гармонично сочетая звуковые и аудиовизуальные потоки информации в процессе изучения теоретического и практического материала, может добиться хорошего усвоения знаний и умений учащимися в контексте овладения технологическими компетенциями. Применение информационно-коммуникационных технологий, где используются подвижные образы, графические объекты, текст, видеоролики, объекты труда, делает организацию познавательной деятельности учащихся более эффективной. Но, как показывает анализ литературных источников и опыт работы учителей технологии, мультимедийные средства обучения используются ими в недостаточной мере. Это связано, в первую очередь, с отсутствием необходимых цифровых образовательных ресурсов [9].
Таким образом, нами выявлено противоречие между необходимостью использования информационных средств обучения на основе принципа оптимизации учебного процесса по технологии в общеобразовательной школе и существующим состоянием проблемы реализации межпредметных связей технологии и информатики. Выявленное противоречие определило актуальность проблемы исследования, которая заключается в недостаточности использования новых информационных технологий в преподавании предмета технология в школе. Мы предположили, что применение презентаций, видеороликов при изучении теоретического материала на уроках технологии позволит значительно сократить время, улучшит запоминание учащимися теоретического материала и позволит усовершенствовать знания и практические умения как элементы компетенций учащихся по технологии.
Объект исследования: методика использования цифровых образовательных ресурсов при преподавании технологии в школе.
Предмет исследования: цифровые образовательные ресурсы.
Цель работы: разработать цифровые образовательные ресурсы для проведения уроков технологии по разделам «Художественные ремесла» и «Создание изделий из текстильных материалов» в школьном предмете «Технология».
В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Просмотреть способы и методы применения информационно -
коммуникационных технологий в образовательной системе.
2. Изучить психологические аспекты обучения школьников с использованием современных информационных технологий.
3. Выявить специфику использования мультимедиа на занятиях по технологии.
4. Разработать электронные презентации, видеоролики и конспекты уроков по технологии.
5. Разработать урок с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Проанализировав программы по технологии 5-7-ых классов, мы пришли к выводу, что при прохождении раздела «Художественные ремесла» в 5 классе, изучая тему «Декоративно - прикладное искусство» а также: при прохождении раздела «Создание изделий из текстильных материалов» в 7 классе, изучая тему «Свойства текстильных материалов» следует использовать презентации и учебные видеоролики для повышения эффективности освоения технологических компетенций, являющихся дидактическими единицами содержания учебного материала.
Теоретико-методологической основой исследования явились разработки теоретических основ содержания общего образования и организации образовательного процесса (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер); концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе (П.Р. Атутов, О.А. Кожина, В.П. Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев).
Целью и задачами исследования определялся комплекс методов исследования, включающий анализ литературных источников, изучение и обобщение педагогического опыта, метод моделирования.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс мультимедийных уроков, которые могут быть использованы учителями технологии при проведении занятий.
Апробация и внедрение разработанного нами методического материала осуществлялись в образовательном процессе МОУ «СОШ №6» г. Елабуга.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из Введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и электронного приложения в виде самозапускающегося DVD-диска [Приложение А].
Использование ЦОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. ЦОР способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
На уроке с использованием ЦОР учитель является организатором и консультантом всего урока. ЦОР не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности. Введение ЦОР в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы, например:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
- ЦОР могут помочь там, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропуска уроков;
- повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
- средство индивидуализации работы самого учителя (ЦОР — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
- ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.
1. Алехина, И.В. Дидактические основы применения ЭВМ в процессе формирования педагогических умений у будущих учителей / И.В. Алехина: автореф. дисс. канд. пед. наук. - Брянск: Изд-во БГПУ, 2004. - 20 с.
2. Авдеева, С. Н. Цифровые ресурсы в учебном процессе / С.Н. Авдеева // Информатика и образование. - 2008. - №1. - С.176 - 182.
3. Батышев, С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса / С.Я. Батышев. - М.: Инфра-М, 2002. - 169 с.
4. Беспалько, В.П. Основы теорий педагогических систем / В.П. Беспалько. - Ростов н / Д: Феникс, 1999. - 257 с.
5. Булин-Соколова, Е.И. Институт новых технологий образования. Философия и практика / Е.И. Булин-Соколова // Информатика и образование.
- 2003. - №2. - С. 34-37.
6. Багриновский, К.А. Новые информационные технологии / К.А. Багриновский, Е.Ю. Хрусталев. - М.: ЭКО, 2006. - 287 с.
7. Воронин, М.А. Педагогические теории, системы технологии / М.А. Воронин. - Брянск: БГПУ, 2006. - 270 с.
8. Громов, Г.Р. Очерки информационных технологий / Г.Р. Громов.
- М.: ИнфроАр, 1993. - 219 с.
9. Гиркин, И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий / И.В. Гиркин // Информационные технологии. - 2008. - №6. - С. 44-47.
10. Деревнина, А.Ю. Принципы создания электронных учебников / А.Ю. Деревнина, М.Б. Кошелев // Открытое образование. - 2001. - №2. - С. 14 - 17.
11. Занков Л.В. Наглядность обучения // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3 / Глав.ред. И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1966.-262 с.
12. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1980. - 285 с.
13. Извозчиков, В.А. Информационные технологии обучения / В.А. Извозчиков. - СПб.: Владос, 2001. - 452 с.
14. Информатика. Базовый курс / Под ред. С.В.Симоновича. - СПб.: Питер, 2009. - 382 с.
15. Ковтун, В.А. Формирование профессионально -
ориентированной модели обучения с учетом личностных особенностей обучаемых / В.А. Ковтун // Информатика и образование. - 2001. - №2. - С. 104-106.
16. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 178 с.
17. Карпов, Г.В. Технические средства обучения. Учебное пособие / Г.В. Карпов, В.А. Романин - М.: Просвещение, 1980. - 520 с.
18. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.
19. Марков, Ю.М. Эффективность компьютерного обучения / Ю.М. Марков, Е.Ю. Семенова. - М.:Астра, 1991. - 240 с.
20. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы
компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
21. Молибог, А. Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе / А. Г. Молибог - М.: Высшая школа, 1971. - 215 с.
22. Мархель, И.И. Комплексный подход к использованию технических средств обучения / И.И. Мархель, Ю.О. Овакимян. - М.: Высшая школа, 1987. - 175 с.
23. Молибог А.Г. Технические средства обучения и их применение / А.Г. Молибог, А.И. Тарнапольский. - Минск: Университетское изд-во, 1985. - 208 с.
24. Могилев, А.В. Информатика / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. - М. - 1996. - №5. - С. 15-17.
25. Моисеева, М.В. Факультатив по телекоммуникации и статистике / М.В. Моисеева. - М.: Просвещение, 1997. - 354 с.
26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. - 224 с
27. Найт, П. Образование для всех с помощью телеобучение / П.Найт // Телеобучение и новые технологии. - 1997. - №7. - С. 10-12.
28. Роберт, И.В. Учебный курс: Современные информационные и коммуникативные технологии в образовании / И.В. Роберт // Информатика и образование. - 1997. - №8. - С. 19-21.
29. Розина, Ф.В. Формы методической работы по НИТ / Ф.В. Розина // Информатика и образование. - 2007. - №2. - С. 87-90.
30. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: Высшая школа, 1997. - 386 с.
31. Стайнов, Г.Н. Дидактические возможности компьютерных обучающих программ и их реализация в технологии обучения. Методические рекомендации для студентов и слушателей инженерно-педагогических факультетов по специальности 030500 “Профессиональное обучение”/ Г.Н. Стайнов. - М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 1994. - 41 с.
32. Семенов, О.А. Современная информатика / О.А. Семенов - М.: Издательский Дом «МиМ», 2005. - 246 с
33. Теория и практика применения наглядных пособий и технических
средств обучения в профессиональной школе / Под ред. А.В. Боташова. - М.: Высшая школа, 2003. - 347 с.