Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»

Работа №87642

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2013
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 8
1.1 Использование ЦОР в учебном процессе как одна из основных
тенденций развития современной системы образования 8
1.2 Дидактические возможности ЦОР в практике современной
общеобразовательной школы 15
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 28
2.1 Методические рекомендации по использованию ЦОР на уроках
технологии 28
2.2 Планирование уроков технологии по разделу «Механическая
обработка древесины» с использованием ЦОР 36
Выводы по второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Современный период развития общества характеризуется процессом информатизации - использованием информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер экономики, ускорение научно-технического прогресса, интеллектуализацию основных видов человеческой деятельности и демократизацию общества.
Одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей новых информационных и коммуникационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно- воспитательного процесса, повышение его качества и эффективности, подготовку подрастающего поколения к комфортной (как в психологическом, так и в практическом отношении) жизни в условиях информатизации общества.
Информатизация образования создает все предпосылки для широкого внедрения в практику психолого-педагогических разработок, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания; позволяет повысить уровень научности школьного эксперимента, приблизив его методы и организационные формы к экспериментально-исследовательским методам изучаемых наук; обеспечивает приобщение к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности.
В системе образования все большую роль начинают играть информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Целью их применения является усиление интеллектуальных возможностей человека в новом информационном обществе, к которому идет цивилизация, а также интенсификация и повышение качества обучения на всех ступенях системы образования.
При использовании ИКТ как средства учебно-воспитательной деятельности на первый план выходит требование повышения научного уровня представления учебных предметов и методики обучения информационным и коммуникационным технологиям. При этом должна учитываться вся совокупность как научно-технических, так и психолого-педагогических факторов.
Исследованию основных тенденций использования ИКТ в процессе обучения посвящены работы А.П. Ершова. Е.И. Машбица. В.М. Монахова, В.Г. Разумовского и др. В работах названных авторов и ряде других исследований подчеркивается важность и необходимость применения компьютерной техники в процессе обучения.
Использование компьютерной техники в обучении имеет прямое отношение к системному подходу, реализованному в образовательной области «Технология». Системный подход предполагает единство содержания, средств, форм и методов обучения. Применительно к использованию средств компьютерной техники это означает комплексное рассмотрение возможностей ЭВМ. как в качестве технического средства обучения, так и в качестве инструмента деятельности, во всех разделах интегративного предмета «Технология» и на всех этапах обучения.
В тоже время отсутствие программного обеспечения для ЭВМ приводит к тому, что компьютеры не применяются в учебно-воспитательном процессе, а используются для игровых развлечений, либо сохраняются в классах, морально устаревая. Такое отношение к ЭВМ приводит к нерациональному использованию вложенных материальных средств и полному отсутствию их отдачи в виде повышения качества обучения.
Акцент в образовательной политике на совершенствование технико-технологической подготовки, индивидуализацию обучения, применение современных технологий, позволяющих строить учебный процесс совершенно по- новому, требует разработки указанных проблем.
Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, мы и выбрали тему выпускной квалификационной работы «Использование цифровых образовательных ресурсов на занятиях по предмету «Технология» при изучении темы «Механическая обработка древесины».
Определение темы настоящего исследования обусловлено следующими противоречиями:
• между социальным заказом общества на высококвалифицированных специалистов и недостаточным уровнем информационной культуры выпускников общеобразовательных школ;
• между возможностями цифровых образовательных ресурсов в совершенствовании процесса обучения в образовательной области «Технология» и недостаточной разработанностью методического материала по их использованию.
Общая проблема исследования обусловлена необходимостью оптимизировать учебный процесс преподавания курса технологии в общеобразовательной школе путем использования новых возможностей, которые открываются для методики преподавания образовательной области «Технология» в условиях использования цифровых образовательных ресурсов.
Объект исследования - процесс обучения учащихся образовательной области «Технология» в условиях использования цифровых образовательных ресурсов.
Предмет исследования - методика преподавания школьного курса технологии в условиях создания и использования цифровых образовательных ресурсов.
Характер научно-педагогической проблемы, степень разработанности различных ее аспектов во многом предопределили цель и задачи настоящего исследования.
Цель исследования - разработка методического материала для занятий по технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы использования цифровых образовательных ресурсов на занятиях по технологии.
2. Исследовать методические аспекты использования ЦОР на занятиях по технологии.
3. На основе теоретического анализа разработать план- конспекты занятий по технологии по разделу «Механическая обработка древесины»
Методы исследования:
• теоретические - изучение и анализ научной литературы по психолого-педагогическим, методическим и специальным аспектам, касающимся области исследования; анализ документов и литературных источников;
• эмпирические - изучение педагогического опыта учителей по технологической подготовке школьников; беседы, опрос; педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом.
Методологической основой исследования являются:
• современные психолого-педагогические концепции учебной деятельности; личностно-ориентированного обучения и воспитания, технологического подхода к обучению:
• ведущие принципы современной системы образования, в том числе гуманизации и гуманитаризации, учета уровня развития и индивидуально-психологических особенностей личности.
Теоретические основы исследования составляют:
• современные теории содержания образования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский);
• концептуальные положения методики обучения технологии (В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликов, И.А. Сасова, Ю.Л. Хотунцев);
• концептуальные положения теории информационных технологий обучения (А.П. Ершов, Н.Ф. Талызина, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, Н.В. Апатова. В.М. Монахов).
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные методические рекомендации по использованию ЦОР на уроках технологии могут быть использованы в профессиональной деятельности учителей технологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с задачами исследования:
1. Изучены теоретические основы использования цифровых образовательных ресурсов на занятиях по предмету «технология» в средней школе.
2. Исследованы вопросы методики использования ЦОР на занятиях по технологии.
3. Разработаны подробные планы-конспекты уроков по теме «Механическая обработка древесины» для 6 классов средней общеобразовательной школы с широким использованием цифровых образовательных ресурсов.
Исходя из содержания работы, можно сделать вывод о том, что поставленные в работе задачи решены, цели достигнуты.
В качестве практического приложения подготовлен мультимедийный диск. Он может быть использован как учителями технологии, так и на практических занятиях по методике преподавания технологии в вузе.



1. Александрова З.В. Модель проведения урока с использованием мультимедийных курсов на CD-ROM. - Режим доступа: http://aida.ucoz.ru/publ/9-1-0-15, свободный.
2. Андреев К.А. Информатизация - глобализация в образовании:
факторы риска и собственно реабилитация И Народное образование. - 2010.-№9.-С. 170-172.
3. Андреев А.А. Введение в Интернет-образование. - М.: Логос. 2003. - 224 с.
4. Анникова Ю.А. Поэтапное обучение школьников компьютерной графики в образовательной области «Технология» // Наука и школа. - 2009.-№ 1.-С. 58-60.
5. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Просвещение, 1994. - 228 с.
6. Атутов П.Р. Политехническое образование школьников в современных условиях. - М.: Знание, 1985. - 80 с.
7. Ахметов Л.Г. Информационная среда профессиональной деятельности учителя технологии: проблемы проектирования.- Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 2008. - 224 с.
8. Ахметов Л.Г. Учебное пространство: реальное и виртуальное. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007. - 208 с.
9. Багаутдинова Д.Р. Совместная работа вуза и школы по внедрению инновационных методов обучения в преподавании предмета «Технология» / Б.Н. Киреев, А.Н. Крюков: Материалы заочной Всероссийской науч.-прак. конф. 24 - 26 декабря 2012г. - Елабуга: Изд-во ЕФ КФУ, 2013. - С. 56 - 60.
10. Беспалько В.П. Программированное обучение (Дидактические основы). - М: Высшая школа, 1970. - 300 с.
11. Босова Л.Л. Цели и содержание пропедевтической подготовки школьников в области информационных технологий в аспекте компетентностного подхода. - М.: Педагогическая информатика, 2005. -361 с.
12. Булин-Соколова Е.И. Построение программы формирования ИКТ- компетентности учащихся и информационной образовательной среды основной школы // Информатика и образование. - 2010. - № 8. - С. 3 - 8.
13. Васенина Е.А. Демонстрация как метод применения средств ИКТ в образовательном процессе И Информатика и образование.- 2010. - № 8. -С.8-12.
14. Васенина Е.А. Методы применения средств ИКТ в образовательном процессе: классификация, характеристика, анализ // Информатика и образование.- 2010. - № 7. - С. 16-21.
15. Васенина Е.А. Фронтальная лабораторная работа как метод применения средств ИКТ в образовательном процессе И Информатика и образование.- 2010. - № 9. - С. 62 - 66.
16. Волжина И.А. Компьютерная поддержка уроков технологии при изучении интерьера жилого дома И Школа и производство. - 2009. - № 3. - С. 26 - 29.
17. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.
18. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. -М.: Интср- Диалект +, 1997. - 697 с.
19. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М.: Изд-во РАГС, 1998.- 125 с.
20. Громова О. Информационная культура школьников: проблемы и поиск решений // Народное образование. - 2009. - № 1. - С. 199 — 206.
21. Гурьев А. Компьютерные обучающие программы на уроке // Народное образование. - 2009. - № 6. - С. 172- 179.
22. Дзюбенко А.А. Новые информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2000. - 104 с.
23. Дистервег Ф. Руководство к образованию немецких учителей. - Перев. с немец, яз. - М.: Просвещение, 1968. - 253 с.
24. Еремина И.И. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: лабораторный практикум. - Елабуга, Изд-во ЕГПУ, 2008. - 216 с.: ил.
25. Ермаков Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся // Народное образование. - 2009. - № 4. - С. 158- 163.
26. Зарецкий Д. Терминология компьютерного обучения // Школа. - 2005. -№2.-С. 49-51.
27. Заславская О.Ю. Совершенствование профессиональной и управленческой компетентности преподавателя в связи с внедрением информационных технологий И Наука и школа. - 2006. - № 3. - С 55 - 57.
28. Зенкина С.В. Функциональные особенности формирования персональной образовательной среды как средства индивидуализации обучения на основе информационных технологий // Информатика и образование. - 2010. - №
12. -С. 104-109.
29. Кесликов В.Н. Информатизация и модернизация. Как развивать систему, применяя компьютер? И Народное образование. - 2010. - № 1. -С. 145-151.
30. Кинелев В.Г. Образование для формирующегося информационного общества // Информатика и образование. - 2004. - № 5. - С. 2 - 9.
31. Кириллова Г.И. Дидактические основы построения системы контроля знаний и умений компьютерной технологии обучения. - Казань, 1994. - 16с.
32. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 2003. - № 1. - С. 3 - 10.
33. Концепция применения компьютеров в учебном процессе: психологический аспект. - М.: НИИ ОПП, 2004. - 24 с.
34. Козлов О.А. Информационные и коммуникационные технологии как фактор повышения эффективности образовательного процесса И Информатика и образование. - 2008. - № 10. - С. 3 - 10.
35. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических за-ведений. - М.: Академия, 2002. - 448 с.
36. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб, пособие для студ. физ.-мат. факульт. пед. ин-тов. - Свердловск: Изд-во Свердловского пед. ин-та, 1987. - 306 с.
37. Ларионова Г.А. Информационно-коммуникативная компетентность учащихся как фактор их профессионального самоопределения // Наука и школа. - 2008. - № 2.- С. 12 - 15.
38. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. - М.: ИНИОН РАН, 1992.-50 с.
39. Матрос Д. Информатизация учебного процесса // Народное образование. - 2008. - № 8. - С. 218 - 224.
40. Матюшенко И.А. Комплексный подход к формированию информационной компетентности школьника И Информатика и образование. - 2010. - № 5. - С. 72 - 76.
41. Машбиц Е.И. Методические рекомендации по проектированию
обучающих программ. - Киев, 1986. - 110 с.
42. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 192 с.
43. Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств / Сборник статей отв. ред. И.В. Роберт. - М„ 1991.
44. Могилевская А.Г. Применение мультимедийных средств на уроках технологии. - Армавир.: Изд-во АГПУ, 2007. - 92 с.
45. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Режим доступа: http // nationaldoctrina ru, свободный.
46. Некрасова Г.Н. Организация уроков технологии с применением компьютерной техники в сельской школе // Школа и производство. - 2009.-№ I.-C. 11-15.
47. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения информационных технологий обучения. - Орел: Орел ГТУ, 2000. - 247 с.
48. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. - М.: Агентство Издательский сервис, 2010. - 297с.
49. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
50. Панкратова О.П. Современные технологии для достижения новых образовательных результатов // Информатика и образование. - 2010. - № 12.-С. 123- 125.
51. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
52. Пояснительная записка к федеральному' базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений И Образование в современной школе. - 2004.- № 3. - С. 3 - 11.
53. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с.
54. Роберт И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения // Пед. информатика. - 1993. - № 1. - С. 36-38.
55. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-метод. пособие. - М.: ИИО РАО, 2006. - 287 с.
56. Свистунова Е.Л. Использование электронных таблиц Microsoft Excel для компьютерного тестирования на уроках технологии И Школа и производство. - 2004. - № 8. - С. 18 - 20.
57. Симченко Н.Н. Основные аспекты формирования информационной культуры старшеклассника // Наука и школа. - 2008. - № 2. - С. 34 - 35.
58. Советский энциклопедический словарь / М.С. Гиляров [и др.]; под ред.
А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1600 с.: ил.
59. Ставрова О.Б. Применение компьютера на уроках технологии в 5 классе // Школа и производство. - 2005. - № 8. - С. 20 - 21.
60. Ставрова О.Б. Компьютерные программные средства для контроля знаний И Школа и производство. - 2004. - № 8. - С. 14 - 16.
61. Ставрова О.Б. Компьютер помогает разработать методику занятия И Школа и производство. - 2004. - № 2. - С. 25 - 27.
62. Толковый словарь понятийного аппарата информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2006.-508 с.
63. Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. - М.: Дашков и К, 2009. - 320 с.
64. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии // Школа и производство. - 2004. - № 4. -С. 3-18.
65. Чернобай Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникативной образовательной среды И Педагогика. - 2009. - № 7. -С. 78- 82.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ