ВВЕДЕНИЕ 4
I. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СТАНДАРТИЗИРОВАННОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДИАГНОСТИКИ 6
1. Исторические аспекты становления адаптивного тестирования 6
1.1 Проблемы повышения эффективности системы традиционного
тестирования 6
1.2 Стратегии и тактики развития совершенствования систем контроля ... 9
2. Модели адаптивного контроля знаний 11
2.1 Двухпараметрическая модель Бирнбаума 13
2.2 Оценивание параметров функции успеха в модели Бирнбаума 16
2.3 Построение единой метрической шкалы в модели Бирнбаума при
использовании параллельных вариантов теста 19
3. Анализ качества теста 21
3.1 Методы определения надежности диагностического теста 21
II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО АДАПТИВНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 24
1. Проблемы в области компьютерного адаптивного тестирования 24
2. Обзор средств, реализующих адаптивное тестирование 25
2.1 Maintest 25
2.1.1 О программе 25
2.1.2 Тестирование 27
2.1.3 Результаты 32
2.1.3 Приложения оболочки 35
2.2 Адаптивная среда тестирования АСТ 36
2.2.1 Реализация адаптивного тестирования в системе АСТ 36
2.2.2 Основные компоненты среды тестирования АСТ 38
2.2.3 Работа с Конструктором Тестов АСТ 39
3. Реализация оболочки, осуществляющей адаптивное тестирование 43
3.1 Адаптивный алгоритм, реализованный в контролирующей программе
адаптивного тестирования 43
3.2 Работа с контролирующей программой адаптивного тестирования ... 45
3.2.1 Выбор темы тестирования 45
3.2.2 Режим тестирования 48
3.3.1 Редактор вопросов 53
3.3.1.1 Работа с редактором вопросов 53
3.3.1.2 Выбор шкалы оценивания 54
3.3.1.3 Режим редактирования тестовых заданий 55
3.4 Реализация файлов справки 64
3.4.1 Структуры файлов справки 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В настоящее время трудно назвать дисциплину, в обучении которой так или иначе не применялись бы тестовые формы контроля знаний.
На сегодняшний день большинство существующих и применяемых компьютерных систем измерения результативности обучения направлены на так называемую “усреднённую личность”. При таком подходе не осуществляется учет сложности вопросов, и, как следствие, не учитывается их количества в тесте, отсутствует учет индивидуальных способностей и особенностей студентов. А в связи с увеличением количества и недостаточным качеством тестовых комплексов, применяемых в обучении, на сегодня уже не представляется возможным качественно определить уровень учебных достижений учащегося, основываясь только на средствах традиционного компьютерного тестирования. В связи с этим складывается следующая ситуация - традиционное тестирование, осуществляемое с помощью тестов фиксированной длины, перерастает в современные эффективные формы адаптивного тестирования. Таким образом, процесс тестирования адаптируется к уровню знаний тестируемого, что позволяет сократить время, затрачиваемое на прохождение теста.
Адаптивное тестирование заключается в том, что предъявляемые испытуемому текущие задания зависят от результатов его ответов на предыдущие задания. Вследствие этого испытуемому может предъявляться гораздо меньше заданий с сохранением диагностической способности целого объемного теста. За счет адаптивного подхода удается значительно снизить трудоемкость и время тестирования, что на практике бывает очень важно (например, при обследовании детей, больных, умственно отсталых). Технической предпосылкой адаптивных тестовых методик служит способность компьютеров за счет быстродействия вести обработку поступающих данных в масштабе реального времени.
Проведенный обзор существующих программных средств, реализующих адаптивное тестирование, показал, что на сегодняшний день они слабо распространены или являются дорогостоящими закрытыми программными комплексами.
Цель работы состоит в разработке такой тестирующей оболочки, которая:
• позволила бы оптимизировать состав теста, сократить время тестирования при условии сохранения либо увеличения точности измерений по сравнению с той, которая могла бы быть достигнута в традиционном тесте фиксированной длины;
• являлась достаточно несложной в использовании, как для испытуемого, так и для разработчика тестовых заданий;
• обладала свойством открытости.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
- разработать логичный последовательный интерфейс, позволяющий снизить затраты внимания учащихся на процесс управления тестированием;
- реализовать возможность работы с различными видами вопросов;
- реализовать формирование протокола тестирования и его сохранение;
- разработать приложение, позволяющее упростить работу с банками тестовых заданий и свести к минимуму вероятность возникновения ошибки на этапе редактирования заданий;
- реализовать возможность редактирования тестовых заданий в текстовом файле.
В работе решается актуальная проблема построения адаптивной тестирующей системы, оптимизирующей процедуры контроля знаний учащихся за счет снижения трудоемкости и времени тестирования при сохранении точности измерений, а также обладающей свойством открытости:
- Реализована возможность работы с различными видами вопросов.
- Реализовано формирование протокола тестирования и его сохранение. Данная функция позволяет вести учет знаний в определенный промежуток времени. Причем в процессе повторного тестирования происходит сохранение предыдущих результатов, что облегчает процесс учета знаний, то есть присутствует автоматическое накопление протоколов тестирования.
- Разработан логичный последовательный интерфейс, позволяющий снизить затраты внимания учащихся на процесс управления тестированием.
- Разработано приложение "Редактор вопросов", позволяющее упростить работу с банками тестовых заданий и свести к минимуму вероятность возникновения ошибки на этапе редактирования заданий.
- Реализована возможность редактирования тестовых заданий в текстовом файле.
Среди направлений дальнейшего совершенствования системы следует указать следующие:
• Разработка возможности интеграции мультимедиа материала.
• Реализация переноса тестовых заданий, которые испытуемые с большой или меньшей вероятностью выполняют верно, в банк для тестовых заданий более низкого или более высокого уровня сложности.
Вывод: оболочка может применяться как универсальная система контроля знаний испытуемых по различным предметам с использованием ПК. Небольшие доработки позволят перейти к практическому применению.