Формирование стиля управления и развитие имиджа руководителя как часть стратегии развития организации (Деловое администрирование, Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
|
Объект исследования - ООО «ВЛАДИМИР 1» (г. Находка) .
Основной вид деятельности - помощь в покупке и продаже жилой и коммерческой недвижимости.
Проведен подробный анализ персонала за 2019-2021 годы.
С помощью онлайн-анкетирование проведена оценка внутреннего имиджа руководящего состава организации.
Сделан анализ влияния стиля и методов управления персоналом на внутренний имидж руководящего состава организации.
Показаны пути совершенствования стиля и методов управления персоналом для формирования положительного внутреннего имиджа руководящего состава
Есть приложения.
Есть доклад и презентация к защите
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА РАЗВИТИЕ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ 8
1.1. Сущность управления персоналом и роль руководителя в его организации 8
1.2. Значение, этапы и социально-психологические условия формирования внутреннего имиджа современного руководителя 14
1.3. Методы и стили управления, их влияние на внутренний имидж руководителя 20
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ООО «ВЛАДИМИР 1» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Оценка внутреннего имиджа руководящего состава организации 36
2.3. Анализ влияния стиля и методов управления персоналом на внутренний имидж руководящего состава организации 42
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИЛЯ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ООО «ВЛАДИМИР 1» В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 48
3.1. Рекомендации по совершенствованию стиля и методов управления для формирования положительного имиджа руководящего состава в стратегии развития организации 48
3.2. Предварительная оценка эффективности предложенных рекомендаций в стратегии развития организации 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
Основной вид деятельности - помощь в покупке и продаже жилой и коммерческой недвижимости.
Проведен подробный анализ персонала за 2019-2021 годы.
С помощью онлайн-анкетирование проведена оценка внутреннего имиджа руководящего состава организации.
Сделан анализ влияния стиля и методов управления персоналом на внутренний имидж руководящего состава организации.
Показаны пути совершенствования стиля и методов управления персоналом для формирования положительного внутреннего имиджа руководящего состава
Есть приложения.
Есть доклад и презентация к защите
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА РАЗВИТИЕ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ 8
1.1. Сущность управления персоналом и роль руководителя в его организации 8
1.2. Значение, этапы и социально-психологические условия формирования внутреннего имиджа современного руководителя 14
1.3. Методы и стили управления, их влияние на внутренний имидж руководителя 20
2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ВНУТРЕННИЙ ИМИДЖ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ООО «ВЛАДИМИР 1» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Оценка внутреннего имиджа руководящего состава организации 36
2.3. Анализ влияния стиля и методов управления персоналом на внутренний имидж руководящего состава организации 42
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИЛЯ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ВНУТРЕННЕГО ИМИДЖА РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ООО «ВЛАДИМИР 1» В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 48
3.1. Рекомендации по совершенствованию стиля и методов управления для формирования положительного имиджа руководящего состава в стратегии развития организации 48
3.2. Предварительная оценка эффективности предложенных рекомендаций в стратегии развития организации 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
Анализом особенностей формирования имиджа руководителя, в том числе путем реализации наиболее перспективных методов и стилей управления, сегодня занимаются многие авторы, которые в своих исследованиях опираются на накопленный сегодня опыт мировой и отечественной науки управления. Тем не менее, сегодня все еще наблюдается противоречие между практической потребностью в том, чтобы руководители владели технологиями создания позитивного имиджа, обладали имиджелогической компетентностью в профессиональной деятельности, с одной стороны, и существующими затруднениями, характерными для подавляющего большинства менеджеров в формировании собственного имиджа, с другой стороны. Сложившаяся ситуация является проблемой в системе развития управленческих кадров, что свидетельствует о недостаточной теоретико-методической разработанности данного вопроса.
Отсюда цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию стиля управления и развитию положительного имиджа руководителей ООО «ВЛАДИМИР 1» в рамках стратегического подхода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− раскрыть теоретико-методологические основы влияния стиля и методов управления персоналом на развитие имиджа руководителя;
− провести анализ влияния стиля и методов управления персоналом на внутренний имидж руководящего состава ООО «ВЛАДИМИР 1»;
− разработать рекомендации по совершенствованию стиля и методов управления персоналом для формирования положительного внутреннего имиджа руководства ООО «ВЛАДИМИР 1» в стратегии развития организации.
Объект исследования – внутренний имидж руководителя как часть стратегии развития организации.
Предмет исследования – стиль и методы управления персоналом как средства формирования положительного внутреннего имиджа руководящего состава ООО «ВЛАДИМИР 1».
В качестве методов научного исследования использовались наблюдение, сравнение, описание, анализ (включая SWOT-анализ), опрос в форме анкетирования, тестирование.
Информационную основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов.
Так, основы современной кадровой политики, включая реализацию стратегического подхода к управлению персоналом, представлены в трудах таких авторов, как Е.П. Гусева [4], В.Д. Дорофеев [6], А.П. Егоршин и А.К. Зайцев [8], Н.И. Кабушкин [9] и др., в то время как А.П. Добровинский [5] и В.Ю. Корнюшин [11], например, акцентируют свое внимание на необходимости проведения деловой оценки персонала, поскольку именно она является одним из важнейших факторов влияния на эффективность работы любой организации – коммерческой или бюджетной, и, в конечном счете, способна серьезно влиять на ее имиджевую политику. В свою очередь, И.В. Катернюк [10], А.Я. Кибанов [23], И.К. Макарова [14], А.К. Семенов [20] и др. также уделяли много внимания вопросам применения различных методов и стилей управления.
Научной основой исследования в области имиджелогии стали работы А.В. Васищевой [28], Е.А. Дагаевой [39], Л.И. Скуратовой и Е.В. Федоровой [36], З.А. Тобоевой и В.М. Шепеля [38] (определение центральных понятий имиджеологии, структуры и типологии имиджа), Е.В. Самаевой [34] (освещение проблем формирования имиджа организации как элемента маркетинговой стратегии), И.С. Семененко [35] (анализ образов и имиджей в дискурсе национальной идентичности), Л.М. Семеновой [21] (основы профессионального имиджбилдинга на рынке труда) и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют информацию, содержащуюся в научных работах по данной проблематике, а также могут быть применены для совершенствования стилей и методов управления как важных факторов влияния на имидж руководящего состава ООО «ВЛАДИМИР 1».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены цель, задачи, объект, предмет, информационная база и методы исследования, указана его практическая значимость. В первой главе выявлена сущность управления персоналом и роль руководителя в его организации, раскрыты значение, этапы и социально-психологические условия формирования внутреннего имиджа современного руководителя, а также рассмотрены методы и стили управления как факторы влияние на внутренний имидж руководителя. Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика предприятия, дана оценка внутреннего имиджа руководящего состава ООО «ВЛАДИМИР 1», проведен анализ влияния стилей и методов управления персоналом на внутренний имидж ее руководящего состава. В третьей главе предложены рекомендации по формированию положительного имиджа руководящего состава ООО «ВЛАДИМИР 1» и осуществлена предварительная оценка эффективности разработанных рекомендаций в стратегии развития организации. В заключении подведены общие итоги исследования, изложены его основные выводы.
Отсюда цель исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию стиля управления и развитию положительного имиджа руководителей ООО «ВЛАДИМИР 1» в рамках стратегического подхода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− раскрыть теоретико-методологические основы влияния стиля и методов управления персоналом на развитие имиджа руководителя;
− провести анализ влияния стиля и методов управления персоналом на внутренний имидж руководящего состава ООО «ВЛАДИМИР 1»;
− разработать рекомендации по совершенствованию стиля и методов управления персоналом для формирования положительного внутреннего имиджа руководства ООО «ВЛАДИМИР 1» в стратегии развития организации.
Объект исследования – внутренний имидж руководителя как часть стратегии развития организации.
Предмет исследования – стиль и методы управления персоналом как средства формирования положительного внутреннего имиджа руководящего состава ООО «ВЛАДИМИР 1».
В качестве методов научного исследования использовались наблюдение, сравнение, описание, анализ (включая SWOT-анализ), опрос в форме анкетирования, тестирование.
Информационную основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов.
Так, основы современной кадровой политики, включая реализацию стратегического подхода к управлению персоналом, представлены в трудах таких авторов, как Е.П. Гусева [4], В.Д. Дорофеев [6], А.П. Егоршин и А.К. Зайцев [8], Н.И. Кабушкин [9] и др., в то время как А.П. Добровинский [5] и В.Ю. Корнюшин [11], например, акцентируют свое внимание на необходимости проведения деловой оценки персонала, поскольку именно она является одним из важнейших факторов влияния на эффективность работы любой организации – коммерческой или бюджетной, и, в конечном счете, способна серьезно влиять на ее имиджевую политику. В свою очередь, И.В. Катернюк [10], А.Я. Кибанов [23], И.К. Макарова [14], А.К. Семенов [20] и др. также уделяли много внимания вопросам применения различных методов и стилей управления.
Научной основой исследования в области имиджелогии стали работы А.В. Васищевой [28], Е.А. Дагаевой [39], Л.И. Скуратовой и Е.В. Федоровой [36], З.А. Тобоевой и В.М. Шепеля [38] (определение центральных понятий имиджеологии, структуры и типологии имиджа), Е.В. Самаевой [34] (освещение проблем формирования имиджа организации как элемента маркетинговой стратегии), И.С. Семененко [35] (анализ образов и имиджей в дискурсе национальной идентичности), Л.М. Семеновой [21] (основы профессионального имиджбилдинга на рынке труда) и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют информацию, содержащуюся в научных работах по данной проблематике, а также могут быть применены для совершенствования стилей и методов управления как важных факторов влияния на имидж руководящего состава ООО «ВЛАДИМИР 1».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены цель, задачи, объект, предмет, информационная база и методы исследования, указана его практическая значимость. В первой главе выявлена сущность управления персоналом и роль руководителя в его организации, раскрыты значение, этапы и социально-психологические условия формирования внутреннего имиджа современного руководителя, а также рассмотрены методы и стили управления как факторы влияние на внутренний имидж руководителя. Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика предприятия, дана оценка внутреннего имиджа руководящего состава ООО «ВЛАДИМИР 1», проведен анализ влияния стилей и методов управления персоналом на внутренний имидж ее руководящего состава. В третьей главе предложены рекомендации по формированию положительного имиджа руководящего состава ООО «ВЛАДИМИР 1» и осуществлена предварительная оценка эффективности разработанных рекомендаций в стратегии развития организации. В заключении подведены общие итоги исследования, изложены его основные выводы.
Поскольку руководитель является основным звеном в функционировании современной организации, решение его задачи по обеспечению максимально эффективного взаимодействия всех ее структурных подразделений во многом способствует формирование позитивного внутреннего имиджа, который отражает мнения, представления и оценочные суждения об организации со стороны персонала фирмы.
Среди ключевых факторов влияния на внутренний имидж руководителя можно назвать:
− реализуемую руководящим составом кадровую политику, включая, прежде всего, такие ее элементы, напрямую влияющие на психологический климат в трудовом коллективе и уровень благосостояния работников, как методы кадрового менеджмента, развитие персонала, мотивация и стимулирование его трудовой активности, организационная культура;
− внешний вид руководителя;
− индивидуальные личностные характеристики, характер руководителя.
При этом имидж руководителя может быть и основным, и побочным продуктом деятельности, но он не должен быть искусственным образованием: каждому руководителю необходимо не только последовательно создать позитивный имидж, но и постоянно жить на уровне этого имиджа, все время его подтверждая и подкрепляя.
Важнейшими факторами влияния на внутрифирменный имидж руководителя являются:
− индивидуальный стиль управления (авторитарный, демократический, либеральный) – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации;
− методы управления (админитративные, экономические, социально-психологические) – способы воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему) в лице отдельных работников и трудового коллектива в целом для достижения поставленных перед компанией целей.
Практическое исследование влияния стилей и методов управления на внутренний имидж руководителя осуществлялось на примере ООО «ВЛАДИМИР 1» – агентство недвижимости, основным видом деятельности которого является помощь в покупке и продаже жилой и коммерческой недвижимости.
Анализ показателей деятельности ООО «ВЛАДИМИР 1» позволяет сделать вывод об определенном ухудшении эффективности в его работе, которое нашло свое выражение в сокращении темпов роста выручки и прибыльности. В то же время излишняя текучесть персонала ООО «ВЛАДИМИР 1» может в будущем отрицательно сказаться на общей мотивации трудового коллектива, когда с уходом сотрудников разваливаются сложившиеся связи, и текучесть, в конце концов, приобретает лавинообразный характер.
В ходе настоящего исследования был выявлен ряд проблем, связанных с особенностями формирования стилей управления и внутреннего имиджа руководящего состава ООО «ВЛАДИМИР 1», а именно:
− неоднородность внутреннего имиджа руководителей при наличии у одного менеджера из четырех негативных имиджевых характеристик, а еще у двух человек – нейтральных имиджевых характеристик без ярко выраженного положительного или отрицательного отношения со стороны персонала;
− реализация тремя представителями руководящего звена недостаточно эффективных стилей управления – авторитарного, авторитарно-демократического с заметным преобладанием авторитарного и либерально-демократического с явным преобладанием либерального;
− неумение большинства руководителей правильно подбирать актуальные в текущей ситуации методы управления персоналом;
− рост коэффициента текучести персонала при заметном сокращении темпов роста выручки и прибыли от продаж в период максимальной активности рынка недвижимости, что напрямую связано с недостаточной эффективностью системы кадрового менеджмента в организации.
Наличие перечисленных проблем свидетельствуют о необходимости коррекционной работы сразу в нескольких направлениях в рамках стратегического подхода, включая:
− соотношение рекомендаций по совершенствованию кадрового менеджмента со стратегическими ориентирами компании;
− составление общего социально-психологического портрета руководителя ООО «ВЛАДИМИР 1» на основании мнения подчиненных для более результативной работы менеджеров над своим имиджем;
− совершенствование системы развития персонала и реализация обучающей программы для руководящего состава фирмы.
Среди ключевых факторов влияния на внутренний имидж руководителя можно назвать:
− реализуемую руководящим составом кадровую политику, включая, прежде всего, такие ее элементы, напрямую влияющие на психологический климат в трудовом коллективе и уровень благосостояния работников, как методы кадрового менеджмента, развитие персонала, мотивация и стимулирование его трудовой активности, организационная культура;
− внешний вид руководителя;
− индивидуальные личностные характеристики, характер руководителя.
При этом имидж руководителя может быть и основным, и побочным продуктом деятельности, но он не должен быть искусственным образованием: каждому руководителю необходимо не только последовательно создать позитивный имидж, но и постоянно жить на уровне этого имиджа, все время его подтверждая и подкрепляя.
Важнейшими факторами влияния на внутрифирменный имидж руководителя являются:
− индивидуальный стиль управления (авторитарный, демократический, либеральный) – привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации;
− методы управления (админитративные, экономические, социально-психологические) – способы воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему) в лице отдельных работников и трудового коллектива в целом для достижения поставленных перед компанией целей.
Практическое исследование влияния стилей и методов управления на внутренний имидж руководителя осуществлялось на примере ООО «ВЛАДИМИР 1» – агентство недвижимости, основным видом деятельности которого является помощь в покупке и продаже жилой и коммерческой недвижимости.
Анализ показателей деятельности ООО «ВЛАДИМИР 1» позволяет сделать вывод об определенном ухудшении эффективности в его работе, которое нашло свое выражение в сокращении темпов роста выручки и прибыльности. В то же время излишняя текучесть персонала ООО «ВЛАДИМИР 1» может в будущем отрицательно сказаться на общей мотивации трудового коллектива, когда с уходом сотрудников разваливаются сложившиеся связи, и текучесть, в конце концов, приобретает лавинообразный характер.
В ходе настоящего исследования был выявлен ряд проблем, связанных с особенностями формирования стилей управления и внутреннего имиджа руководящего состава ООО «ВЛАДИМИР 1», а именно:
− неоднородность внутреннего имиджа руководителей при наличии у одного менеджера из четырех негативных имиджевых характеристик, а еще у двух человек – нейтральных имиджевых характеристик без ярко выраженного положительного или отрицательного отношения со стороны персонала;
− реализация тремя представителями руководящего звена недостаточно эффективных стилей управления – авторитарного, авторитарно-демократического с заметным преобладанием авторитарного и либерально-демократического с явным преобладанием либерального;
− неумение большинства руководителей правильно подбирать актуальные в текущей ситуации методы управления персоналом;
− рост коэффициента текучести персонала при заметном сокращении темпов роста выручки и прибыли от продаж в период максимальной активности рынка недвижимости, что напрямую связано с недостаточной эффективностью системы кадрового менеджмента в организации.
Наличие перечисленных проблем свидетельствуют о необходимости коррекционной работы сразу в нескольких направлениях в рамках стратегического подхода, включая:
− соотношение рекомендаций по совершенствованию кадрового менеджмента со стратегическими ориентирами компании;
− составление общего социально-психологического портрета руководителя ООО «ВЛАДИМИР 1» на основании мнения подчиненных для более результативной работы менеджеров над своим имиджем;
− совершенствование системы развития персонала и реализация обучающей программы для руководящего состава фирмы.



