Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление перспективным развитием муниципальный образований городского типа

Работа №7855

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы195стр.
Год сдачи2004
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
742
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Критерии сбалансированного перспективного развития города в условиях рыночной экономики и открытого общества 9
1.1. Состояние и управление перспективным развитием городов России в современный период 9
1.2. Зарубежный опыт территориального планирования 26
1.3. Российский опыт планирования 44
1.4. Критерии сбалансированного развития города на современном этапе 54
2. Методы формирования перспективного плана развития города 66
2.1. Современная стратегия перспективного развития города 66
2.2. Методы выбора целей и направлений перспективного социально-экономического развития города 83
2.3. Формы участия населения в выработке стратегии развития города 100
3. Методы и практика реализации перспективного плана 115
3.1. Оценка и выбор эффективных механизмов реализации стратегических планов —
3.2. Взаимодействие органов власти и хозяйствующих субъектов
в реализации городских проектов и программ 130
3.3. Бюджет города как решающее звено реализации стратегического плана 148
Заключение 164
Список литературы 166
Приложения 177



В процессе становления местного самоуправления и рыночных отношений в РФ складывается новая система взглядов на процесс управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Располагая законодательной базой, бюджетом, территориальными, материальны¬ми и прочими ресурсами, муниципалитеты обладают возможностью определять перспективы и стимулировать варианты развития, в наибольшей степени способствующие решению стоящих перед ними проблем.
Огромное влияние на социально-экономическую ситуацию, складывающуюся в российских муниципальных образованиях, оказывают общемировые тенденции: глобализация экономики, нарастание динамизма экономических и социальных процессов, усиление территориальной конкуренции и необходимость обеспечения стабильного развития территориальных сообществ в долгосрочной перспективе. В изменившихся условиях необходимы новые методы и механизмы управления социально-экономическим развитием территорий, способные дать импульс экономике, обеспечить решение сложных социальных и экологических проблем.
Мировой опыт развития свидетельствует о том, что в динамичной конкурентной среде успешное развитие территориальных образований в долгосрочной перспективе обеспечивают методы стратегического управления социально-экономическими процессами.
В условиях переходного периода применение стратегических подходов к муниципальному управлению обусловлено спецификой происходящих процессов и требует разработки и апробирования соответствующей методологии и методических подходов с учетом специфики территорий.
В последние годы отечественные ученые-экономисты уделяют достаточно много внимания вопросам перспективного территориального развития. Исследованию теоретических аспектов стратегического управления на общенациональном уровне посвящены работы российских ученых

Л.И. Абалкина, Л.Е. Басовского, С.Ю. Глазьева, С.С. Дзарасова, В.Е. Дудкина, Б.З. Мильнера, А.Н. Петрова. Обоснование необходимости определения приоритетов развития регионов, отраслей экономики и хозяйствующих субъектов представлено в трудах, выполненных В.А. Ильиным, В.Н. Лексиным, О.П. Литовкой, С.С. Пчелинцевым, B.C. Селиным,
A. И. Татаркиным, А.Н. Швецовым. Вопросы организации перспективного развития и создания системы стратегического планирования развития муниципальных образований рассматривались в исследованиях
B. C. Боголюбова, А.Г. Воронина, Б.М. Гринчеля, Б.С. Жихаревича, А.Е. Когута, В.Е. Рохчина, И.И. Сигова, Д.Г. Черника, А.Н. Широкова и др.
При разработке подходов к управлению перспективным развитием муниципальных образований полезны исследования, разработанные такими зарубежными учеными, как Л. Ван ден Берг, Б. Грабов, Д. Клумпп, X. Меинг, М. Паркинсон, Б. Хамм, Д. Хенкель, В. Штрубельт, К. Шуссманн.
В то же время многие исследования, посвященные разработке Методологии и методических подходов к формированию системы управления перспективным развитием на муниципальном уровне, недостаточно учитывают актуальные тенденций и специфику функционирования муниципалитетов. В частности, сложность организации современного города требует высокой степени координации его управления, необходимости оценивать решение ключевых социально-экономических проблем с позиций общегородских интересов и перспектив. Требуют критического осмысления, раз¬работки концептуальных подходов и апробирования на практике механизмы реализации разработанных планов и программ долгосрочного развития, привлечения к управлению широких слоев общественности, организации эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами в целях увеличения бюджетных и внебюджетных до-ходов территорий. Недостаточный уровень методического обеспечения организации стратегически ориентированного управления, отсутствие апробированных рекомендаций снижает эффективность муниципального менеджмента. Эти обстоятельства и определили выбор темы диссертационного исследования.
Основная цель исследования состоит в разработке методологических подходов и методического инструментария формирования системы управления перспективным развитием муниципального образования, обеспечивающей выбор стратегических целей и приоритетов и сбалансированность социально-экономических процессов в долгосрочной перспективе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог исследованию, можно констатировать:
1. Негативные тенденции в социально-экономическом положении городов на первом этапе трансформации российской экономики на путь рыночного хозяйствования стали следствием ухода властных структур всех уровней, в том числе и муниципального, от целенаправленного планового управления развитием социально-экономических процессов, усиления влияния глобализации и обострения конкуренции. Несмотря на оживление экономики в последние годы, дореформенный уровень еще не достигнут. Так, в 2002 г. индекс физического объема промышленного производства со¬ставил в г. Вологде 90,9% от уровня 1991 г., инвестиций в основной капитал
- более 70%, около 40% населения живут за чертой бедности. Все более острой становится демографическая ситуация: продолжается естественная убыль населения; в 2002 г. смертность превысила рождаемость в 1,42 раза.
2. Складывающаяся ситуация требует, активизации местных органов власти в управлении социально-экономическим развитием города с целью обеспечения сбалансированного развития экономики, социальной сферы и экологии, освоения нового типа управления, основанного на предвидении изменений, опасностей и проблем, а также новых возможностей функционирования в условиях конкурентной среды.
Реагируя на происходящие изменения, местным власти необходимо проводить все более сложную политику, искать новые методы и механизмы управления, обеспечивающие социально-экономическое развитие подведомственных территорий и способные дать импульс экономике города. В связи с этим вопросы организации управления развитием муниципальных образований выдвигаются на первый план.
3. Исследованием установлено, что переход к сбалансированному социально-экономическому развитию обеспечивается посредством создания системы управления, основанной на принципах стратегического управления, суть которого заключается в обосновании стратегических целей и выборе приоритетов развития и формировании инструментов их реализации. Передовой российский и зарубежный опыт убедительно свидетельствует об эффективности стратегического планирования в управлении муниципальным развитием.
4. Важнейшими инструментами реализации стратегических целей и приоритетов является разработка проектов, планов, комплексных и целевых программ развития муниципального образования, которые требуют учета специфики муниципалитета и оценки целесообразности разработки и эффективности.
5. Реализация стратегического замысла возможна лишь при участии в этом процессе основных субъектов развития города, т.е. органов власти, предпринимательских структур и населения. В новых условиях хозяйствования основными принципами взаимодействие городских органов власти с представителями хозяйствующих субъектов становятся партнерство и баланс интересов. Поиск наиболее адекватных механизмов взаимодействия с предпринимательскими структурами и населением - приоритетная задача муниципальных органов власти и управления.
6. Основным источником финансирование стратегических планов и программ социально-экономического развития города является местный бюджет, что ставит органы местного самоуправления перед необходимостью искать пути пополнения бюджета, а также эффективного использования бюджетных средств для достижения целей и задач развития.
Несомненно, стратегическое планирование социально- экономического развития городских муниципалитетов, реализуемое посредством использования широкого спектра механизмов реализации долгосрочных целей и стратегий, и в первую очередь, разработки проектов, планов и программ развития, организации регулярного муниципального мониторинга, обеспечит достижение важнейших рубежей, сбалансированного развития и конкурентоспособность городов.




1. Абалкин Л.И. Выбор за Россией. - М.: Институт экономики РАН, 1998. - 212 с.
2. Абалкин Л.И. Поиск самоопределения. Отечественная школа экономической мысли на рубеже веков. // Независимая газета от 05.11.2000 г.
3. Ансофф И.Х. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. - М: Экономика, 1989. — 519 с.
4. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функцио¬нальные вопросы): Учебное пособие. - М.: НПО «Экономика», 2000. - 303 с.
5. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 1999. — 260 с.
6. Боголюбов B.C. Актуальные проблемы крупных городов. - СПб.: СПбГИЭА, 1997.-194 с.
7. Боголюбов B.C., Стеняев В.М. Управление городским хозяйством. - Л.: Стройиздат. Ленингр. отделение, 1989. - 168 с.
8. Боголюбов И.Н., Воронцова И.П., Гузий Л.И., Помигалова И.В. Система ин-струментальной поддержки сочетания методик стратегического и оператив¬ного планирования. // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. Тезисы докладов научно-практической конференции, 17-18 июня 1999, Санкт-Петербург. СПб: 1999, с. 44^49.
9. Большая советская энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. - М.: «Советская энциклопедия», 1972.
10. Борисевич В.И., Кандаурова Г.А., Кандаурова Н.Н. и др. Прогнозирование и планирование экономики. Учебное пособие. - Минск: индикативное плани¬рование «Экоперспектива». - 432 с.
П.Бузер В., ХайдебахХ.П. Участие граждан в управлении и планировании го-родского развития // Экономические стратегии активных городов. - СПБ.: Наука, 2002. - 499 с.
12. Васильев П. К 80-летию НЭПа и Госплана. // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №4. - С. 117-121.

167
13. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М.: Наука, 1991.
- 126 с.
14. Ветров Г.Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципаль¬ных образований. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. - 68 с.
15. Ветров Г.Ю. Условия, проблемы и перспективы экономического развития российских городов на современном этапе / Проблемы городов переходных экономик. Региональное приложение01. // Эра городов. Журнал о проблемах развития городов мира. - Зима 1998. Выпуск 5, 3. Вкладка, с. 1-2.
16. Вечорек Р. Политика наращивания инфраструктуры знаний Мюнхена в целях развития инноваций // Евроград. - 2003. - № 16. - С. 59-65.
17. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. - М.: Финансы и статистика, 2002.-176.: ил.
18. Глазьев С.Ю.Состоится ли в 1999-м переход к политике роста? // Российский экономический журнал. — 1999. - № 1. - С. 22-39; № 2. - С. 14—32.
19. Государство в меняющемся мире // Вопросы экономики. - 1997. — № 7. - С. 4-34.
20. Горный М.Б. Прозрачность бюджетного процесса - необходимое условие эффективного бюджетного участия // Бюджетное участие в бюджетном про-цессе на Северо-Западе России / Под ред. М.Б. Горного. - СПб.: Норма, 2002. -320 с.
21. Город Вологда в цифрах. Статистический сборник. - Вологда: Вологодский областной комитет государственной статистики, Август 2000. - 35 с.
22. Города Вологодской области. Статистический сборник. - Вологда: Вологод¬ский областной комитет государственной статистики, Октябрь 1999. — 224 с.
23. Город Череповец в цифрах. Статистический сборник. - Вологда: Вологод¬ский областной комитет государственной статистики, Август 2000. - 35 с.
24. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Феде-рации (Основные положения), утвержденная Указом Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 г.
25. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1999 г.» - М.: Гос. центр экологических программ, 2000.

168
26. Гринчель Б.М., Бааке А. Перспективы инновационного партнерства // Евро¬град. - 2004. - № 17. - С. 7-8.
27. Давыдова Н.С. Формирование адаптивной системы управления развития му-ниципального образования. Автореф. дис. докт. экон. наук. - Ижевск, 2000. - 25 с.
28. Демин П.И. Организационно-политическое обеспечение стратегического планирования и управления в регионе (на примере республики Карелия) //Структурная перестройка экономики республики Карелия: проблемы, тен-денции, перспективы. - Петрозаводск: Карельский научный центр Институт экономики РАН, 2002. - 380 с.
29. Дзарасов С.С. Российский путь: либерализм или социал-демократизм. - М.: РГУ, 1994.
30. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2000 год / Под общей ред. проф. С.Н. Бобылева. - М: Права человека, 2001. - 196 с.
31. Дорогов Н. Обоснование выбора экономической стратегии региона // Про¬блемы теории и практики управления. -1998.-№3.-С. 80-85.
32. Дудкин В.Е. Индикативное планирование как система координационного взаимодействия государственных и негосударственных субъектов регулиро-вания рыночной экономики (теоретико-методологические аспекты). Дис. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. — М., 1998. - 243 с.
33. Евграшин А. Из практики французского индикативного планирования. // Российский экономический журнал. -1997. - № 2. - С. 84-87.
34. Жихаревич Б.С. Основы стратегического планирования экономического раз-вития городов // Евроград. - 1996. - № 7. - С. 31-37.
35. Жихаревич Б.С., Лебедева Н.А. Стратегическое планирование на муници-пальном уровне (принципы использования в современных российских усло-виях) // СПб: Гуманитарные науки. 1997. № 2'97 (8). - С.40-47.
36.Заборова Е.Н. Участие граждан в управлении городом // Социс. - 2002. - №2.-23-30.

169
37. Иванов С.А. Социальное партнерство как инструмент разработки и реализа¬ции стратегии развития региона // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития (IV региональная научно-практическая конференция, 19-20 июня 2002, г. Санкт-Петербург). Тезисы докладов. СПб: 2002, с. 107—
111.
38. Ильин В.А. Малое предпринимательство в Вологодской области. - СПб.: ИСЭП РАН, 1998. - 39 с.
39. Ильин В.А. Модернизация промышленного сектора региона. Монография. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 1998. - 180 с.
40. Ильин В.А., Гулин К.А. Потребительские настроения как индикатор соци¬ально-экономических перемен. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 1999. — 40 с.
41. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования / Моногра¬фия. - СПб.: Знание, 2000. — 96 с.
42. Итоги выполнения программы социально-экономического развития города Вологды на 2001-2004 годы (за 2003 год). - Вологда: Администрация
г. Вологды, 2003. - 110 с.
43. Клумпп Д. Электронное управление и развитие партнерства в условиях ин-формационного общества // Евроград. - 2004. - № 17. - С. 10-16.
44. Качество населения / Отв. ред. ак. Н.М. Римашевская, к.э.н. В.Г. Колнина. - М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения, 1993. - 185 с.
45. Когут А.Е., Рохчин B.C. Информационные основы регионального социально- экономического мониторинга - СПб.: ИСЭП РАН, 1995. — 143 с.
46. Кожин В.А. Механизмы реализации стратегии города // Евроград. -2001. - № 14.-С. 8-13.
47. Койчуманов Т. Индикативный план и прогноз социально-экономического развития //Общество и экономика. - 1999. - № 7-8 - С. 57-67.
48. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России. - М.: Из-вестия, 1993. — 127 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ