ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА ЭРНЕСТА
ХЕМИНГУЭЯ 6
1.1. Этапы жизни и творчества Хемингуэя 6
1.2. Основные принципы в творчестве Хемингуэя 12
Выводы 16
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ «СТАРИК И МОРЕ» 17
2.1. История создания 17
2.2. Символика 23
2.3. Лейтмотивы 31
2.4. Образная система 37
Выводы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЯ
На рубеже XIX и XX веков, в период обострения социальных противоречий, под влиянием русской литературы и французского натурализма сформировался американский критический реализм. В двадцатилетие между двумя мировыми войнами литература США испытала мощный толчок. В это время появляется целая плеяда новых имен. Среди них представитель «потерянного поколения» Хемингуэй.
В своем вступительном слове к первому собранию сочинений Хемингуэя на русском языке Константин Симонов писал: « ... главное... - медленно и непреодолимо нарастающее ощущение масштаба потери, понесенной человечеством с уходом из жизни Хемингуэя. И одновременно все более отчетливое понимание подлинных масштабов того вклада, который он внес в мировую литературу XX века» [ 4, с. 4].
Творчеством Хемингуэя занимались такие авторитетные зарубежные и российские литературоведы, как Н. Анастасьев, А. М. Зверев, Г. Злобин, И. А. Кашкин, М. Мендельсон, А. Старцев, К. Симонов, к работам которых мы обращаемся в нашем исследовании.
Многочисленные работы И. А. Кашкина получили мировое признание и обобщение в монографии. Подробные очерки творчества писателя принадлежат перу М. Мендельсона и Я. Засурского. Творчество Хемингуэя или его отдельные аспекты анализировались в статьях писателей: А. Платонова, Ю. Олеши, А. Эльяшевича, В. Фолкнера, И. Финкельштейна и др. Среди многочисленных зарубежных монографий, посвященных Хемингуэю, наибольший интерес представляют книги К. Бейкера, пытавшегося представить Хемингуэя символистом, и Ф. Янга.
Проходят годы, а интерес к творческому наследию, которое оставил после себя Хемингуэй, не только не иссякает, но все усиливается. Этот интерес обусловлен прежде всего тем, что, как всякий большой художник, Хемингуэй чутко прислушивался к пульсу времени, остро воспринимал больные проблемы века и стремился найти свои ответы на многие мучительные вопросы современности. Данная дипломная работа посвящена изучению повести Хемингуэя «Старик и море». Повесть «Старик и море» явилась вершиной творчества писателя и его своеобразным завещанием, через два года после появления которой Хемингуэю была присуждена Нобелевская премия по литературе. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Целью работы является выявление художественного своеобразия повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».
В ходе исследования предполагается решение следующих задач:
1. изучить творчество Эрнеста Хемингуэя;
2. выделить основополагающие принципы в его творчестве;
3. проанализировать художественное своеобразие повести Хемингуэя «Старик и море».
Исследование проводилось на основе применения следующих методов:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- изучение исследуемого материала;
- стилистический анализ объекта исследования.
Объектом исследования является художественное своеобразие повести Хемингуэя «Старик и море».
Предметом исследования является произведение Хемингуэя «Старик и море».
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы на занятиях по аналитическому чтению в ВУЗах, а также при проведении уроков в современной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается выбор темы и объекта исследования, актуальность работы, указывается цель, задачи, предмет исследования, дается характеристика эмпирической базы и методики исследования, указывается структура работы.
В первой главе рассматривается творческий путь Эрнеста Хемингуэя. Мы также рассмотрим личный опыт Хемингуэя, который нашел отражение в его произведениях.
Вторая глава посвящена анализу произведения Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».
В заключении подводятся итоги данного исследования.
Список цитируемой литературы составляет библиографию и
отражает основные работы, посвященные вопросам выбранной темы.
Эрнест Миллер Хемингуэй — крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: «Я ничего не боюсь». Создатель известных всему миру романов «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол», Хемингуэй писал повести, рассказы, стихи, был прекрасным журналистом.
Темы, раскрываемые Э. Хемингуэем вечны. Это проблемы человеческого достоинства, нравственности, становления человеческой личности через борьбу - то, что решал мыслящий человек в прошлом, решает сейчас, и будет решать потом. Поэтому Эрнест Хемингуэй как писатель интересен и в наше время.
Хемингуэй в «Старик и море», довольно короткой повести, сумел сказать удивительно многое. Так в повести поставлены в обобщенной форме важнейшие вечные темы: человека и природы, внутреннего наполнения жизни, преемственности поколений и смысла жизни, человека, борющегося с природой, с самим собой, борющегося, проявляя невиданную стойкость. Повесть заставляет задуматься о принципах его существования, об отношении к жизни и природе. Человек может многое, он может быть сильнее самой природы. Но он должен понимать свою вечную связь с ней и вечную вину. Пока Человек руководствуется совестью и разумом в отношениях с Природой, она терпит наше сосуществование и делится своими богатствами.
В «Старике и море» мы действительно находим не символы, а реалистический рассказ о жизни одного человека. Но то, как живет этот человек, как он мыслит и чувствует, как он действует, заставляет задуматься о принципах человеческого существования, об отношении к жизни.
«Старик и море» - это небольшое философское произведение, которое нельзя сравнивать с большими романами писателя. Конечно, не все его темы и не все, даже важнейшие, проблемы века получили в «Старик и море» отражение. Но некоторые существенные аспекты человеческого бытия были в этой маленькой повести философски обобщены и освещены с позиций торжествующего гуманизма.
1. Хемингуэй Э. Старик и море. Пер. Е. Голышевой, Б. Изакова. - Л: Судостроение, 1980. - 64 с.
2. Хемингуэй Э. Прощай, оружие. Пер. с англ. Е. Калашниковой. - М: АСТ, 2009. - 364 с.
3. Хемингуэй Э. Фиеста (И восходит солнце). Пер. с англ. В. Топер,
Е. Калашниковой. - М: Азбука, 2005. - 256 с.
4. Хемингуэй Э. Избранное: Пер. с англ. / Сост. И. В. Шабловская. - М.: Высш. шк., 1986. - 464 с.
5. Хемингуэй Э. Праздник, который всегда с тобой. Пер. М. Брук, Л. Петров, Ф. Розенталь. - М.: АСТ, 2011. - 288 с.
6. Хемингуэй Э. Иметь и не иметь. Пер. Е. Калашниковой. - М.: ACT, 2007. - 169 с.
7. Хемингуэй Э. В наше время. - Пер. Е. Калашниковой. - М.: Астрель, 2010. - 95 с.
8. Хемингуэй Э. Мужчины без женщин. Пер. с англ. Е. Калашниковой. - М.: АСТ, 2009. - 192 с.
НАУЧНО-КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
9. Грибанов Б. Эрнест Хемингуэй: герой и время. - М.: Худ. Лит., 1980.
- 253 с.
10. Зверев А. М. Предисловие// Хемингуэй Э. По ком звонит колокол, Праздник, который всегда с тобой.- М., 1988. - с. 3-10.
11. Кашкин И. Перечитывая Хемингуэя // Кашкин И. Для читателя- современника: Статьи и исследования. - М.: Сов. Писатель, 1977. - 558 с.
12. Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. - М.: Сов. Писатель, 1966. - 130 с.
13. Мендельсон М. Современный американский роман. -М., 1964. - 534 с.
14. Олеша Ю. Читая Хемингуэя // Олеша Ю. Повести и рассказы. - М.: Худ. Лит., 1965. - с. 474-481.
15. Платонов А. П. Размышления читателя: литературно-критические статьи и рецензии / Послесловие и комментарии В. Васильева.- М., 1980. - 174 с.
16. Старцев А. От Уитмена до Хемингуэя. - М.: «Советский писатель», 1981. - 354 с.
17. Финкельштейн И. Советская критика о Хемингуэе // Вопросы литературы. -1967. - № 8. с. 174-190.
18. Эльяшевич Арк. Человека нельзя победить (заметки о творчестве Эрнеста Хемингуэя) // Вопросы литературы. 1964. №1. - 126 с.
19. Baker C. Ernest Hemingway: critique of four major novels. - N.Y, 1962.
20. Baker С. Hemingway E. The Writel Artist. Princeton, New Jersey, 1956.
21. Faulkner W. Essays, Speeches and Public Letters, N. Y., 1965, p. 114.
22. Young Ph. The Hemingway manuscripts, Univ. Park. -L., 1969.
23. Young Ph. Ernest Hemingway. New York, Toronto, 1952.
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
24. Аверинцев С. С. Притча // Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. Т 6. - М.: Сов. Энциклопедия, 1971. - с. 19-90.
25. Алякринский О. А. // Энциклопедия литературных произведений. - М.: Вагриус, 1988. - 474 с.
26. Анастасьев Н. А. Творчество Эрнеста Хемингуэя. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.
27. Английская и американская литература: Курс лекций для студентов/ Тексты, примеч. Н. Л. Утевской. - Спб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. - 384 с.
28. Гиленсон Б. А. История литературы США. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 704 с.
29. Засурский Я. Н. Американская литература Изд-во Московского Университета XX в. - М., 1966. - 440 с.
30. Злобин Г. По ту сторону мечты. М.: Художественная литература, 1985. - 333 с.
31. История американской литературы. / под ред. Н. И. Самохвалова. Учеб. пособие для студентов фак-тов иностр. яз. пед. ин-тов, ч. 2. М., «Просвещение», 1971. - 319 с.
32. Краткая литературная энциклопедия, 1971, т. 6, 300 с.
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ
33. Ernest Hemingway The Old Man and the See. [Электронный ресурс]. URL:http://www.classic-enotes.com/american-literature/american-novel/ernest-hemingway/the-old-man-and-the-sea/full-text-of-the-old-man-and-the-sea-by-ernest-hemingway/ (дата обращения: 06. 03. 2012).