Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование романа Джека Керуака «На дороге» в контексте литературы битничества

Работа №87864

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы50
Год сдачи2013
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Своеобразие литературы битничества
1.1. Понятие контркультуры 4
1.2. Битничество как контркультура 7
1.3. Истоки литературы битничества 12
Выводы 15
Глава 2. Роман Джека Керуака «На дороге»
2.1. Этапы творчества Джека Керуака 16
2.2. История написания романа 22
2.3. Символы в романе 26
2.4. Метод спонтанного изображения в романе «На дороге» 37
Выводы 43
Заключение 45
Библиография

В американской литературе XX века выделяют два поколения писателей, которые прочно вошли в историю не только своими литературными произведениями, но и тем огромным влиянием, которое они оказали на образ жизни и сознание своих соотечественников. Речь идет о «потерянном поколении» 20-х и «разбитом поколении» 50-х годов.
Для темы нашей работы особый интерес представляет литература середины 20-го века, а именно, жизнь и творчество писателей поколения «битничества». Центральной фигурой поколения битников в глазах общественности стал Джек Керуак.
Актуальность выбранной темы обусловлена неизменным интересом к роману, ролью которую сыграл роман в становлении метода спонтанного изображения в литературе, а также популярностью этого метода. Неудивительно, что творчество Керуака привлекает к себе внимание как отечественных, так и зарубежных литературоведов.
В то же время, в зарубежном, особенно американском литературоведении, одному только Керуаку посвящено около десяти монографий, несколько докторских диссертаций, не говоря уже о статьях самого разного объема и содержания. Необходимо учесть, что битники занимают видное место в общей картине литературного процесса.
Целью нашей работы является исследование романа Джека Керуака «На дороге» в контексте литературы битничества.
В работе над темой исследования мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Осветить понятие контркультуры;
2. Рассмотреть историю возникновения бит-поколения и определить его общественно-историческую значимость;
3. Раскрыть предпосылки появления литературы «битничества»;
4. Рассмотреть общественно-исторический аспект романа Джека Керуака «На дороге»;
5. Выявить черты литературы битничества в романе Джека Керуака «На дороге».
Объектом исследования в нашей работе выступают основные характеристики литературы битничества в романе Джека Керуака.
Предметом нашего исследования является роман Джека Керуака «На дороге».
Практическая значимость нашей работы заключается в возможности использования материалов исследования на занятиях зарубежной литературы.
Фактическим материалом для анализа послужил роман Джека Керуака «На дороге», научные статьи зарубежных и российских литературоведов, периодические издания.
Материалы работы были апробированы на Х Всероссийской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в ХХ! веке» («Татьянин день»), посвященной памяти Т.А.Геллер с 23-25 января 2013 года в городе Казань; на внутривузовских студенческих научно-практических конференциях в 2012, 2013 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основной объект нашего исследования - творческое наследие ведущего представителя "поколения битников" - Джека Керуака. Особый интерес для темы нашего исследования представляет всемирно известный бестселлер роман «На дороге», получивший большую популярность в середине XX века и занимающий особое место среди шедевров литературы и по сей день. Джек Керуак (Жан Луи Лебри де Керуак) родился в 1922 году. Начав писать с раннего возраста, он оставил значительное литературное наследие, состоящее из около двадцати книг прозы и четырех сборников стихов, не говоря о рассказах, эссе, литературных декларациях и неопубликованных работах или набросках. Имя Керуака неразрывно связано с битничеством. При жизни его обычно именовали "битником номер один" или "королем битников", его личность и литературное творчество являли собой как бы квинтэссенцию битничества. Он стал легендой еще при жизни, и его личность нередко как бы заслоняла его творчество, которое многим представлялось чисто автобиографическим. Прежде всего, это относится к получившему массовую известность роману "На дороге". Небезынтересно отметить, что Керуак объединил большинство своих произведений в один прозаический цикл, который назвал "Легендой о Дулузе". В свете проведенного выше анализа монографий, литературных статей, а также справочной литературы по теме исследования становится очевидной художественная ценность литературного наследия Джека Керуака. Его творчество - не просто пример интенсивного исследования молодежной культуры середины 20-го столетия, а весьма значительное и показательное явление современного литературного процесса Соединенных Штатов Америки. Разносторонность творческих исканий и литературной практики Джека Керуака - от традиционных романных форм до спонтанной прозы экспериментальных произведений разного объема, охарактеризованных писателем как "кино в словах, визуальная американская форма" [26], до рассказа и возвращения к традиционному повествованию от первого лица, свидетельствует о незаурядности писательского дарования.
В творчестве Джека Керуака нашло преломление большое разнообразие литературных традиций, начиная от романтической, до импрессионизма, натурализма, сюрреализма, романтически окрашенного реализма в манере Томаса Вулфа, до собственно модернистских явлений.
Возможно, что следовало говорить скорее о поисках новой формулы реализма. Ведь обращение писателя к спонтанности означает, прежде всего, отказ от фальши идеологии правящих кругов, стремление к предельной, ничем не отягощенной искренности. Джеку Керуаку представлялось, что сделав доступным читателю все содержание своего сознания он сможет вступить с ним в разговор о самом существенном и сокровенном. Он надеялся таким способом максимально приблизиться к истине и приобщить к ней своего читателя. Писатель всегда отстаивал идею самоценности каждого человека. Если рассматривать творчество Дк.Керуака в целом, то можно увидеть, что идеал религиозного гуманизма подвергается серьезным испытаниям и далеко не всегда эту проверку выдерживает. Эти идеи нашли свое отражение и в романе «На дороге».
Следует отметить, что Керуак, как и битники в целом, был своего рода предтечей "мистического ренессанса", происшедшего в США в семидесятые годы. Он наметил путь, столь характерный для значительной части американской молодежи, которая недостаточно хорошо ориентировалась в вопросах политики и социального развития общества.
В поисках идеала Джек Керуак неоднократно обращался и к простым, но выдержавшим испытание временем, ценностям рядовых людей труда. Искренность авторских симпатий к труженикам мира проявилась во многих эпизодах его произведений. Однако, автор обычно ограничивается общим выражением сочувствия к обездоленным мира сего.
Весьма часто в произведениях Дк.Керуака звучат ностальгические нотки воспоминаний о времени его детства и ранней юности, проведенном в небольшом провинциальном городке. Ему кажется, что незамысловатость, простота и естественность преобладали не только в отношениях его друзей, но и среди взрослых мужчин и женщин. Тоска по прошлому наиболее явно ощутима в ранних и самых поздних произведениях Керуака, тогда как в романах и повестях периода наивысшего творческого подъема внимание писателя обращено, в основном, к поиску новых ценностей, способных заменить те, которые были утрачены на дорогах войны и послевоенной неустроенности и неприкаянности.
Поиски идеала были длительными и трудными. Джек Керуак перепробовал многое, начиная с грез о спортивной карьере, которая должна была открыть путь к материальному благосостоянию, открыть путь к университетскому образованию. Разочаровавшись, он примкнул к кругам интеллектуально-художественной богемы Нью-Йорка, потом, избрав в качестве идеального героя своего знакомого Нила Кэссиди, обратил свой взор на американский Запад. Именно здесь, на Западном побережье, он приобщился к буддизму, стал приверженцем идеи опрощения и "революции рюкзаков". Но получив всеобщую известность как писатель и, тем самым, утратив свободу анонимности, Керуак стал жертвой собственной восприимчивости и мягкости характера. Его судьбу нередко сравнивают с судьбой другого американского писателя - Скотта Фиццжералда. Такое сравнение не лишено основания, оно справедливо в одном, весьма существенном аспекте: неизменной враждебности буржуазного общества к подлинно художественным исканиям творческой личности [26].
В обоих случаях следует говорить еще и о другом, причиной творческого и личностного кризиса явилось не только и не столько разрушительное влияние внешних факторов, сколько неустойчивость, известная эклектичность мировоззрения писателя. "Литература XX века знает много примеров писательской "усталости", ухода художника из искусства, предваряющего его уход из жизни. Причины бывают разные, но закономерность одна - мировоззрение писателя оказывается слишком буржуазным для нашего века и не позволяет ему дотянуться до сути этого века" Такой вывод вполне справедлив и по отношению творчества Джека Керуака. Талантливый писатель не жалел сил для творческих поисков, но, из- за философской незрелости, так и не нашел пути к подлинно гуманистическим идеям нашего времени, под конец жизни оказался в тупике беспросветного отчаяния.
Несмотря на все возрастающий интерес критики к литературному наследию Керуака, почти неисследованным остается вопрос о влиянии его творческих исканий на творчество других писателей Америки. Литературоведы США не идут дальше общих замечаний о влиянии Керуака на известного американского писателя Кена Кизи или указаний о значении исповедальности и спонтанности его произведений в формировании основных принципов творчества "новых журналистов", в частности Тома Вулфа.
На наш взгляд намного важнее отметить, что Джек Керуак как бы предсказал своим творчеством многое из того, что характерно для 70-х годов - нового этапа развития литературы, начавшегося после того, как волна "контркультуры" прошла. Прежде всего, это поиски подлинно человеческих ценностей, стремление разорвать порочный круг отчуждения и конформизма. Отвергая мнимые добродетели американского образа жизни, в поисках альтернативы Керуак, среди прочего, обращался и к музыке. Стремление к философскому осмыслению не только собственного опыта, но и всего многообразия действительности, наблюдаемое во многих произведениях Керуака, также стало одной из характерных черт современного американского романа. Все это и позволяет говорить о принадлежности творчества Джека Керуака к основному руслу развития современной американской литературы.



1. Керуак Д. В дороге. - СПб.: Азбука-аттикус, 2012. - 384 с.
2. Kerouac J. Big Sur. N.T.tParrar,Straus s & Cudany,1962. - 241 p.
3. Kerouac J. Book of the Dreams. San Francisco, City lights Books, 1961. - 184 p.
4. Kerouac J. ClTYCitycity. - In.: The Moderas./ ed.by LeRoi Jones. N.T., Corinth Books,1963. -p.250- 260.
5. Kerouac J. Desolation angels. N.T., Coward McCann Inc. 1965. - Xmil, 394 p.
6. Kerouac J. The Dharma Bums. N.T., The Viking Press,1958. - 244 p.
7. Kerouac J. Doctor Sax. Faust Fart III. N.T.,Grove Press,Inc., 1959. - 245 P
8. Kerouac J. Excerpts from Visions of Cody. N.T., New Di-rections, 1960. - 128 p
9. Kerouac J. Lonesome Traveller. N.T., McGraw Hill Book Company, Inc., 1960. - 183 p.
10. Kerouac J. Maggie Cassidy. N.T., Avon Books, 1959. -189 p.
11. Kerouac J. Mexico -city Blues. N.T., Grove Press, Inc.,1959. - 244 p.
12. Kerouac J. On the Road. N.T., Signet Books, s.a. - 254p.
Научно - критическая литература
13. Гуревич П.С. Спасет ли мессия? "Христомания" в западном мире. - М.: Политиздат, 1982. - 271 с.
14. . Каримский A.M. Проблема гуманизма в современной американской философии. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1978. - 188 с.
15. .Засурский Я.Н.Проблемы становления американской литературы. М., Наука, 1981. - 384 с.
16. Андреев Л.Г. Западноевропейская литература, XX век // Вопросы литературы. - М.: Политиздат, 1983. - Вып. 7. -С. 152 - 154.
17. Денисова Т.Н. Современный американский роман. - Киев: Наукова думка, 1976. - 306 с.
18. Зверев A.M. Модернизм в литературе США: формирование, эволюция, кризис. - М.: Наука, 1979. - 320 с.
19. Ивашева В.В. На пороге XXI века: НТР и литература. - М.: Худож. лит.,1979. - 318 с.
20. Кожинов В.В. Происхождение романа: теоретико-исторический очерк. - М.: Сов.писатель, 1963. - 440 с.
21. Лидский Ю.Я. Очерки об американских писателях XX века. - Киев: Наукова думка, 1968. - 267 с.
22. Литературная история Соединенных Штатов Америки. В 3-х томах. - М.: Прогресс, 1977. - 345 с.
23. Мендельсон И.О. Роман США сегодня. - М.: Наука, 1977. - 400с.
24. Мендельсон М.О. Современный американский роман. - М.: Наука, 1964. - 534 с.
25. Мулярчик А.С. Американская литература и общественно-политическая борьба: 60-е - начало 70 -х годов XX века. - М.: Наука, 1977. - 237 с.
26. Основные тенденции развития современной литературы США. - М.: Наука, 1973. - 395 с.
Интернет источники:
27. Википедия. Свободная энциклопедия // Джек Керуак. - [Электронный ресурс]. URL: ги.’Мк1реШа.огд>’Мк1/Керуак,_Джек (дата обращения: 22.04.2013).
28. Малеак А. // Дороги Джека Керуака. - [Электронный ресурс]. URL: www.fiction-9.narod.ru/keruaktL3.htm(дата обращения: 12.05.2012).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ