Содержание Введение 3
Глава 1. Постмодернистский исторический роман: понятие, истоки и поэтика
1.1 Становление постмодернистского исторического романа в литературе..
1.2 Поэтика постмодернистского романа 9
1.3 Трактовка истории в постмодернистском романе 21
Глава 2. Роман Джулиана Барнса «История мира в 10 И> главах»: жанровые и сюжетные особенности 27
2.1 Жанровые особенности романа 27
2.2 Нравственно-философская проблематика 33
Глава 3.Исследование постмодернистских особенностей романа Джулиана Барнса «История мира в 10 И> главах» 50
Заключение 69
Список литературы
Дж. Барнс - один из самых известных, современных английских писателей, мастер прозы, чьи произведения переведены на многие языки. Устойчив интерес к Барнсу в России, на русском языке можно прочитать все основные тексты британского прозаика. Устойчив интерес Барнса к России: «русские темы» обсуждаются на страницах его рассказов и романов, иногда становясь сюжетообразующим материалом, как в рассказе «The Revival» (сборник «The Lemon Table», 2004).
Системный подход к творчеству художника слова возможен лишь тогда, когда сформировался его мир, проявившийся в разных текстах. Дж. Барнс пришел в литературу на рубеже 70-80-х годов XX века. Он известен как автор романов, рассказов, многочисленных эссе на протяжении тридцати лет. Это позволяет рассмотреть его творчество как достаточно устойчивую систему, как состоявшуюся и -утвердившуюся художественную модель мира, как целостный литературоведческий объект.
Дискуссия о постмодернистской словесности, о ее аксиологических контекстах и предполагаемых задачах продолжает интересовать литературоведов. Достаточно часто в широких пределах постмодернизма рассматривается творчество Дж. Барнса, особенно часто исследователи обращаются к роману «А History of the Worid in 10 У2Chapters» (1989), называя этот текст вершиной британского постмодерна. Целостное рассмотрение творчества Барнса усложняет взгляд на идентификацию его произведений как постмодернистских текстов. Стремление к устойчивым ценностям, к образам личного счастья, к линейном}' сюжету, к портретным изображениям безусловно нравственных героев показывают особый характер эволюции постмодернистского письма, позволяют поставить проблему «постмодернизм и классическая нравственность» не только в контексте деконструкции метарассказов, но и в контексте деконструкции самих постмодернистских установок.
Творчество Дж. Барнса принципиально антропоцентрично. Английского писателя интересуют такие художественные и одновременно нравственные проблемы, как «любовь», «дружба», «счастье», «семейная жизнь», «старение». Можно сказать, что каждая из этих проблем стремится создать свой сюжет (например, «сюжет старения» определяет художественный мир в сборнике «The Lemon Table»), стать особым нравственным пространством в пределах рассказа или романа.
Таким образом, целью работы является рассмотрение постмодернистских особенностей романа Джулиана Барнса «История мира в 10 1/2 главах».
В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть становление постмодернистского исторического романа в литературе.
2. Охарактеризовать поэтику постмодернистского романа, а также трактовку истории в постмодернистском романе.
3. Выявить жанровые особенности романа Джулиана Барнса «История мира в 10 U главах»: жанровые и сюжетные особенности, а также его нравственно-философскую проблематику.
4. Провести исследование постмодернистских особенностей романа Джулиана Барнса «История мира в 10 U главах».
Объектом исследования в работе является роман Джулиана Барнса «История мира в 10 U главах».
Предметом исследования являются постмодернистские особенности романа Джулиана Барнса «История мира в 10 U главах».
В ходе исследования постмодернистских особенностей романа Джулиана Барнса, мы пришли к следующим выводам.
Относительная независимость глав, заданная фрагментарность повествования не препятствует оформлению сюжетного единства, жанровой модели («роман в новеллах»), восходящей к книге Д. Боккаччо «Декамерон».
Анализ сюжетно-композиционной организации «Истории мира в 10 1/2 главах», взаимодействия первой и последних глав позволяет сделать вывод о сюжетной доминанте текста - о движении из «ада» («Безбилетник») в «рай» (Сон»), причем образы классических для духовной культуры пространств подвергаются деконструкции. «Божественная Комедия» (модель повествования Данте) оборачивается «божественной комедией» с акцентом на гротескном, фарсовом характере отношения человека с Богом.
Нарративная структура романа отмечена усилением авторского присутствия: повествователь, погруженный в сюжет (например, червь из главы «Безбилетник») часто уступает место субъекту философско- пубяицистической речи (например, «Интермедия»), который становится главным интерпретатором воссоздаваемых историй.
Концепция личности в «Истории мира...» исключает героизацию человека, включение его в трагический контекст. Герои Барнса лишены романтического ореола, их судьба — нравственная относительность, не допускающая возникновения пафосного отношения читателя к событиям, происходящим в текстах.
Нравственная философия автора — в деконструкции внешних знаков (метаисторий), способных увлечь человека опасными абстракциями, в противостоянии «тоталитарному сюжету», который оформляется уже в первой главе романа (парафраза истории о всемирном погоне). «Всемирной истории» (безжалостной рационализации жизни) противопоставляется любовь - не религиозной чувство, а особая стихия, соединяющая мужчину и женщину, которая позволяет приобщиться к «правде», освободиться от гнета «истории».
Джулиан Барнс, как бы изначально заняв позицию наблюдателя, крайне скептично относящихся к любым попыткам своих героев познать мир, познать прошлое, познать себя в истории, в конечном итоге, отказываются от иронии как парадигмы мышления в отношении способностей человека раскрывать истину вещей. Безусловно, способы преодоления скептицизма - любовь и искусство, предлагаемые данными авторами, не могут рассматриваться в качестве универсального, научно обоснованного средства противостояния эпистемологическому хаосу, в который погрузились наука и искусства в конце XX века. Однако данные авторы, вслед за другими писателями постмодернистами, свою задачу видят не в установлении истин нового порядка, а в пробуждении в читателях чувства беспокойства в отношении того, что прежние истины — теории, догматы, принципы - оказываются уже не в состоянии адекватно отражать действительность. Отрицая старые смыслы, они не предлагают взамен некое новое, совершенное знание, но заставляют читателей отказаться от желания «прочитывать» внешнюю действительность согласно каким-либо смыслам, навязанным им извне.
Самым большим искушением и в то же время самой большой ошибкой со стороны человека XX века будет впасть в весьма притягательный скептицизм по отношению к попыткам современной науки и искусства дать адекватное воспроизведение опыта внешнего мира. Релятивизм оказывается крайне заманчивой позицией, но он порождает в человеке безответственность, которая может привести его к нравственному поражению перед лицом враждебной и хаотичной исторической реальности. В то время, когда, казалось бы, все вокруг заставляет человека отказаться от попыток обрести истину, ему ни в коем случае нельзя занимать позицию пассивного наблюдателя. В противном случае он окажется подвержен влиянию тех, кто стоит на данный момент у власти и кто будет навязывать ему свою точку зрения путем активной пропаганды и фабуляции, излагающей события в выгодном для них свете. В четвертой главе «Истории мира» Барнса Кэт пытается всеми силами убедить окружающих перестать полагаться то, что «мужчины в серых костюмах» (политики) смогут уладить любой конфликт и разрешить любую спорную ситуацию. Подобная беспечность в отношении своей собственной судьбы может привести к тому, что все человечество, оказавшись на грани глобальной катастрофы, угрожающей уничтожением всей планете, не сможет адекватно оценить опасность ситуации и погибнуть.
Таким образом, исторический роман постмодернизма, как бы отказывая исторической науке в притязаниях на абсолютную объективность, непредвзятость и точность в репрезентации внешнего опыта прошлых столетий и современности, тем не менее предостерегает своих читателей от искушения встать на позиции тотального скептицизма. Человек должен стремиться к истине, и истина может быть обретена им, если его жизненной философией станет активный поиск правды на основании его личных, выработанных и установленных им самим принципов познания внешнего мира.
1. Андреев Л. Н. Художественный синтез и постмодернизм // Вопросы
литературы, 2001, № 1;http://magazines.russ.RU/voplit/2001/l/andr.html
2. Барашковская Ю.А. История и вымысел в английском романе 1980¬1990-х гг. Дисс. на соиск.уч.ст.канд.Фил.наук. М., 2006.
3. Барашковская Ю.А. История и вымысел в английском романе 1980¬1990-х гг. Дисс. на соиск.уч.ст.канд.Фил.наук. М., 2006. С. 82.
4. Барнс Дж. История мира в 10 1/2 главах: роман: пер. с англ. В. Бабкова / Дж. Барнс // История мира в 10 И> главах. - М.: ACT: ЛЮКС, 2005. С. 269.
5. Варне Д. История мира в 10 И> главах. - Москва: БСГ Пресс, 2000. С. 57.
6. Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия. Путь. Международный философский журнал. 1992, №1.
7. Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии. - М.: Научный мир, 2003. С. 56.
8. Зарубежная литература XX века. Под ред. Л.Г. Андреева. - М.: Высшая школа, 2000. С. 146.
9. Затонский, Д. Модернизм и постмодернизм: мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. - Харьков: Фолию, 2000. С. 67.
10. Затонский, Д. Постмодернизм в историческом интерьере. // Вопросы литературы. Май-июнь 1996. С. 78.
11. Зотов И. Ковчег, капитан, билет. Джулиан Барнс соглашается с Федором Достоевским / И. Ковчег // Независимая газета от 07.06.2000.
12. Ивин, А. Философия истории. -М., 2000. С. 67.
13. Ильин, И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. - М.: Интрада, 1996. С. 134.
14. Касаткина Е. John Bull вздремнул, или «Fin de siecle» по- английски. Британская литература 90-х годов / Е. Касаткина // Новый Мир, 2000, № 8; http: //magazines. russ.rU/nowi mi/2000/8/kasat.html
15. Кочеткова Н. «Я не драматург, не денди и не гомосексуалист» / Н. Кочеткова // Известия от 04.07.2007. С. 43.
16. Макхейл Б. Литература постмодернизма. М., 2001. С. 45.
17. Радченко Д.А. Проза Джулиана Барнса: жанровая природа, проблема героя и нравственная философия автора. Дисс.на соиск.уч.ст.канд.фил.наук. Краснодар, 2008. С. 56.
18. Тарасова Е. Хамелеон британской литературы. Феномен Джулиана
Барнса // Иностранная литература, 2002, № 7;
http://magazines.russ.rU/inostran/2002/7/fenom.html
19. Фрумкина С. История, увиденная Барнсом. Феномен Джулиана Барнса
// Иностранная литература, 2002, № 7;
http: //magazines .russ. ru/inostran/2002/7/fenom. html
20. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко // Слова и вещи. Археология гуманитарных наук - М., 1977. - 180 с.
21. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев // Теория литературы - М., 2000. - 342 с.
22. Хатчеон Л. Поэтика постмодернизма. М., 2004. С. 78.
23. Хьюитт К. Современный английский роман в контексте культуры.
Комментарий как форма преподавания: перевод Н. Эйдельмана //
Вопросы литературы, 2007, № 5;
24. Чернорицкая О. Джулиан Барнс в защиту критики // http://www.topos.ru/article/2547
25. Шишкина И. П. Творчество И. В. Гете и художественная структура произведений немецких писателей 19-20 веков / И. П. Шишкина // Интертекстуальные связи в художественном тексте. - СПб., 1993. - с. 221¬236.
26. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы» // Иностранная литература,
1988, № 10. - с. 230-287.
27. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». // Имя розы. // Пер. с итал. Е. Костюкович. - СПб., Симпозиум, 1999.-С. 641.
28. Эко У. Отсутствующая структура / У. Эко // Отсутствующая структура - М., 1998. - 154 с.
29. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения / М. Элиаде // Очерки сравнительного религиоведения - М., 1999. - 357 с.
30. Эпштейн М. Парадоксы новизны. / М. Эпштейн // О литературном развитии 19-20 веков - М., 1988. - 255 с.
31. Юнг К. Ответ Иову / К. Юнг // Ответ Иову - М., 1998. - 101 с.