Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №87842

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2013
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ КАК
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Классификация методов обучения в высшей школе 7
1.2 Общая характеристика активных методов обучения 14
1.3 Способы активизации познавательной деятельности студентов 18
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ 28
2.1 Условия эффективности использования активных методов обучения в вузе 28
2.2 Психолого-педагогические проблемы использования активных методов обучения в профессиональной подготовке будущего учителя .. 38
2.3 Практические рекомендации по использованию активных методов
обучения будущих учителей технологии 41
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Современный этап развития общества характеризуется динамичными изменениями социально-экономической сферы. Социальный заказ актуализирует такую цель профессионального образования, как активное содействие формированию и развитию целостной личности и создание условий для реализации творческого потенциала каждого участника образовательного процесса.
В настоящее время профессиональное образование нуждается в средствах, позволяющих решать его задачи на новом уровне, поэтому актуальной проблемой, стоящей перед ним, становится поиск и использование новых нетрадиционных средств, форм, методов обучения, среди которых особый интерес вызывают, так называемые активные методы обучения.
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Именно такое обучение сейчас общепринято считать «наилучшей практикой обучения». Исследования показывают, что именно на активных занятиях - если они ориентированы на достижение конкретных целей и хорошо организованы - обучаемые часто усваивают материал наиболее полно и с пользой для себя. Это означает, что обучаемые думают о том, что они изучают, применяют это в ситуациях реальной жизни или для дальнейшего обучения и могут продолжать учиться самостоятельно. Обучение, которое можно использовать, обучение, которое является долговечным, - это гораздо более эффективное приложение времени педагога и средств общества, нежели обучение, которое оставляет обучаемых пассивными, которое утомляет педагога однообразием и которое вскоре забывается, потому что оно не используется на практике и не развивается.
Проблема использования активных методов обучения периодически возникает в теории и практике образования в связи с проблемой активизации познавательной деятельности студентов. Анализ состояния отечественных и зарубежных исследований свидетельствует о том, что в науке созданы определенные предпосылки для исследования обозначенной проблемы. Теоретической разработкой данных методов занимались Н.Я. Безбородова, М.Е. Бершадский, С.А. Бешенков, И.Н. Бухтиярова, A.A. Вербицкий, В.В. Гузеев, И.Р. Калмыкова, В.Я. Ляудис, М. Новик, Е.С. Полат, C.JI. Рубинштейн, С.А. Шмаков, М.А. Чошанов, В.Э. Штейнберг и др. В работах В.П. Захарова, Д.Н. Кавтарадзе, JI.A. Петровской, В.Я. Платова, В.В. Подиновского, В.П. Рыбальского, И.М. Сыроежина, В.А. Трайнева рассматривается вопрос о практическом применении активных методов обучения.
Анализ традиционно сложившихся форм, методов и средств организации и проведения занятий в учебных заведениях показывает, что в учебном процессе в основном преобладает репродуктивность при восприятии и усвоении информации. Вместе с тем, активная жизненная позиция будущих специалистов, и в особенно будущих учителей, должна формироваться активными методами обучения. Современные научные исследования в этой области образования открывают перед педагогом широкий выбор теоретических и практических возможностей.
Изучение научных материалов по данной проблеме и проведенный анализ социально-экономической ситуации в России позволяет сделать вывод, что в целях успешного самоопределения, саморазвития и дальнейшего профессионального становления целесообразно проводить исследования, разработку и внедрение активных методов обучения в педагогических вузах. Поиск путей решения проблемы определил выбор темы исследования: «Использование активных методов обучения в подготовке будущих учителей технологии».
Цель исследования: определить технологии использования активных методы обучения в подготовке будущих учителей.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущих учителей.
Предмет исследования: активные методы обучения в формировании профессиональной готовности будущих учителей технологии.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать источники информации по проблеме использования активных методов обучения в высших учебных заведениях.
2. Рассмотреть классификацию активных методов обучения студентов педагогических вузов.
3. Определить условия эффективности использования активных методов обучения в вузе.
4. Разработать практические рекомендации по использованию активных методов обучения в подготовке будущих учителей технологии.
Теоретической и методологической основой нашего исследования послужили: философское положение о диалектическом способе и системном подходе к процессу познания; научные основы оптимизации педагогического процесса; теории личностно-ориентированного направления в обучении, деятельности, гуманистического развития, становления и самореализации личности; технологии развивающего обучения; концепции демократизации и гуманизации образования.
Методы исследования. В ходе исследования в соответствии с его целями и задачами применялись: теоретические методы - изучение, отбор и систематизация педагогических, психологических и философских материалов по данной проблеме, включающих анализ и прогноз по результатам исследования; эмпирические - наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование; математические методы обобщения результатов исследования и применение графического представления данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы можно использовать в практике преподавателей педагогических учебных заведений, планирующих применять на своих занятиях активные методы обучения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Растущие материально-технические потребности опережают сегодня процессы социальной и психологической зрелости людей, их способность к ведению диалога, культуре коммуникаций, активному самопознанию и самовыражению. В связи с этим сегодня изменяются характер и функции профессионального образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить будущих специалистов к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки. Качественно меняется и характер взаимодействия преподавателя и студентов.
Студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог - его организатором. Происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и применения в жизни того, что накоплено при обучении. Ставятся задачи по осуществлению поворота от массового обучения к индивидуальному подходу, развитию творческих способностей будущих специалистов, совершенствованию навыков самостоятельной работы, которые опираются, прежде всего, на активные формы и методы обучения. Это подводит к необходимости рассмотрения содержательных процессов взаимодействия, осуществляемых в системе образования.
В нашем исследовании, посвященном проблеме использования в практике подготовки будущих учителей активных методов обучения, мы решили ряд задач и сформулировали соответствующие выводы.
1. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в побуждении студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
2. Методы активного обучения делятся на имитационные методы активного обучения (учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности), и неимитационные (способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях). Имитационные методы делятся на игровые и неигровые в зависимости от принимаемых студентами условий, выполняемых ими ролей, взаимоотношений между ролями, устанавливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.
3. Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи: подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных; установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
4. Главная цель применения активных методов - создать условия для профессионального становления будущего педагога, повышение активности участников образовательного процесса.
5. Основными преимуществами использования активных методов в образовательном процессе можно выделить: наличие общей цели у всего коллектива; многоальтернативность решений; наличие системы группового оценивания деятельности; наличие управляемого эмоционального напряжения.



1. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учебное пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.
2. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения : учеб.-метод. пособие / Е.Р. Аргунова, И.Г. Жуков, Р.Ф. Маричев. - М. : ИЦПКПС, 2005. - 104 с.
3. Балаев, А.А. Активные методы обучения / А.А. Балаев. - М.: Профиздат, 1986. - 94 с.
4. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.
5. Вараксин, В.Н. Психолого-педагогический практикум / В.Н. Вараксин, Е.В. Казанцева. - Ростов н/Д. : Феникс, 2012. - 283 с.
6. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
7. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика, 1981. - 176 с.
8. Главатских, В. А. Методы активного обучения : учеб. пособие для вузов / В.А. Главатских, В.Ф. Глушков. - Новосибирск: Изд-во СГУПС, 2006. - 167 с.
9. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988.—560 с.
10. Грудзинская, Е.Ю. Активные методы обучения в высшей школе / Е.Ю. Грудзинская, В.В. Марико. - Н. Новгород, 2007. - 182 с.
11. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
12. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
13. Коржуев, А.В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании / А.В. Коржуев, В.А. Попков. - М. : Изд- во МГУ, 2003. - 300 с.
14. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256 с.
15. Кругликов, В.Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. - СПб. : П-2, 2006. - 189 с.
16. Крысько, В.Г. Психология и педагогика : учеб. пособие / В.Г. Крысько. - М. : Омега-Л, 2007. - 368 с.
17. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения : монография / И.Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 186 с.
18. Меньшиков, И.С. Лекции по теории игр и экономическому моделированию / И.С. Меньшиков. - М. : МЗ Пресс, 2006. - 208 с.
19. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 432 с.
20. Мухина, С.А. Современные инновационные технологии обучения / С.В. Мухина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 360 с.
21. Никандров, Н.Д. Проблема ценностей в подготовке учителя / Н.Д. Никандров // Магистр. - 1994. - № 6. - С. 34-41.
22. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.
23. Овчинникова, И.В. Использование активных методов обучения в вузе / И.В. Овчинникова // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 10 - С. 59-60.
24. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем / В.И. Панов. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.
25. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова; под общ. Ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
26. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
27. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушкина. - Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ» ; Феникс, 2010. - 333 с.
28. Петровская, Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 168 с.
29. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / Р.С. Пионова. - Мн.: Университетское, 2002. - 256 с
30. Платов В.Я. Деловые игры : разработка, организация, проведение : учебник / В.Я. Платов. - М. : Профиздат, 1991. - 192 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
32. Сидельникова, Т.Т. Инновации в обучении социальным и гуманитарным дисциплинам / Т.Т. Сидельникова. - Казань : Центр инновационных технологий, 2009. - 352 с.
33. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
34. Сластенин, В.А. Психология и педагогика. Учебное пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
35. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005. - 400 с.
36. Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А. М. Смолкин. - М.: Высшая школа, 1991. - 176 с.
37. Современные образовательные технологии : учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2013. - 432 с.
38. Стернберг, Р. Практическая психология / Р. Стернберг. - СПб. : Питер, 2002. - 272 с.
39. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2000. - 672 с.
40. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов : учебник / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 512 с.
41. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 281 с.
42. Успенский, В.Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ