Введение
ГЛАВА 1. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРОВ-ТЕХНОЛОГОВ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Современные тенденции и технологии дополнительного профессионального образования конструкторов-технологов швейных изделий в России
1.2 Современные тенденции и технологии дополнительного профессионального образования конструкторов-технологов швейных изделий в зарубежных странах
1.3 Модернизация педагогической модели дополнительного профессионального образования конструкторов-технологов швейных изделий на современном этапе
Выводы по главе 1.
Библиография
Изменения, происходящие в легкой промышленности, оказывают влияние на содержание и функции профессиональной деятельности специалиста, что приводит к изменению требований к уровню его подготовленности. Современному работодателю нужны эксперты-универсалы, которые объединяют в себе знания и навыки из нескольких областей. Экономическая ситуация страны, высокая кадровая конкуренция существенно влияют на рынок труда, в частности, на требования к соискателям. Постоянное расширение сферы услуг, ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов профессионального опыта требуют от современного специалиста готовности к непрерывному самообразованию и приобретению новой специальности; в постиндустриальную эпоху востребован иной тип личности – гибкий, умеющий быстро приспосабливаться к любым изменениям, инициативный, мобильный.[75][74][10]
Руководствуясь требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ (ФГОС ВО), вузы определяют набор ключевых компетенций, которыми должен обладать выпускник в результате успешного освоения образовательной программы, в том числе с ориентацией на потребности рынка труда. Однако представители промышленности выражают неудовлетворенность качеством подготовки современных инженеров, отмечая недостаточный уровень сформированности ключевых компетенций, что не позволяет выпускникам вузов приступить к выполнению комплексной инженерной деятельности без длительного периода адаптации. Несмотря на применение компетентностного подхода при разработке образовательных программ, используемые образовательные технологии, как правило, не отвечают потребностям сегодняшнего дня и не позволяют сформировать у будущих специалистов компетенции на уровне, необходимом для победы в конкурентной борьбе.[84]
Особое значение приобретает развитие системы дополнительного профессионального образования (ДПО), так как существующая система уже не в состоянии обеспечить требуемую интенсивность и качество профессионального образования, соответствие образовательным потребностям взрослых обучающихся. Развитие и совершенствование различных моделей образования на основе комплексного использования ИКТ, внедрение дистанционного обучения является одним из приоритетных направлений государственной политики в области создания цифровой инфраструктуры знаний и реализации базовых принципов ЮНЕСКО «образование в течение всей жизни» и «образование для всех».
Объект исследования:
Дополнительное профессиональное образование
Предмет исследования:
Современные технологии ДПО конструкторов-технологов швейных изделий в сфере легкой промышленности.
Цель исследования:
Разработка «педагогической модели» дополнительного профессионального образования для конструкторов-технологов швейных изделий с применением дистанционных технологий обучения.? (как вы считаете) ДА, ЭТО БЫЛО БЫ АКТУАЛЬНО
Гипотеза исследования. Подготовка конструкторов-технологов швейных изделий в ДПО будет обеспечивать конкурентоспособность выпускников, если:
- дополнительная профессиональная подготовка будет ориентирована на потребности рынка труда, потребности учащихся и перспективы развития общества и производства.
- будет разработана модель подготовки конструкторов-технологов швейных изделий дополнительного профессионального образования, учитывающая специфику, возможности и преимущества интеграции дополнительных образовательных программ с применением дистанционных технологий обучения.
- основными методологическими подходами к проектированию модели будет: вставлю после доработки раздела 2.1.2.2. ДА ЭТО ВОЗМОЖНО
- модель будет состоять из взаимосвязанных компонентов (вставлю после разработки), включать две части инвариантную – соответствующею основной образовательной программе и вариативную – состоящую из программ ДПО. ДА, ЭТО ВОЗМОЖНО
- будет определен комплекс условий, обеспечивающий функционирование модели.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы и раскрыть теоретические предпосылки подготовки конструкторов-технологов швейных изделий в дополнительном профессиональном образовании.
2. Провести анализ профессиональной деятельности конструкторов-технологов швейных изделий в общем образовании и дополнительном профессиональном образовании, для выявления специфики деятельности и определения профессионально-важных качеств личности специалиста.
3. Обосновать и разработать модель подготовки конструкторов-технологов швейных изделий в условиях дополнительного профессионального образования. Определить условия функционирования модели.
4.Экспериментально проверить эффективность модели подготовки конструкторов-технологов швейных изделий в условиях дополнительного профессионального образования.
Методологической основа исследования.
Методологической основой исследования явились философские идеи и теории модернизации как комплексного процесса, охватывающего все сферы общественной жизни; теоретические положения о взаимосвязи развития социальной и экономической политики общества; педагогические идеи и концепции об обусловленности образовательной политики, о сущности образования как всеобщей формы развития личности и общества, о возрастании значимости непрерывного образования в современных условиях России; теоретические положения андрагогики, аксиологии и акмеологии; идеи об активной роли человека в преобразовании социальной среды в процессе самореализации, самопомощи, самообразования; философские и социально-педагогические положения о социальной детерминированности образования; положения о роли и месте современных ИКТ в образовательном процессе.
Теоретическую базу исследования составили:
Из российских педагогов разработкой проблемы технологии обучения занимались В. П. Беспалько, В. Я. Виленский, М. В. Кларин, И. А. Лернер, Б. Т. Лихачев, В. М. Монахов, П. И. Образцов, А. Я. Савельев, Г. К. Селевко, Л. Г. Семушина, С. А. Смирнов, Ю. Г. Татур, А. И. Уман, Д. В. Чернилевский и др. Изучению профессиональной деятельности конструктора посвящены работы А.И. Черемных, Л.В. Росновской, И.Ф. Леоновой, Л.Л. Никитиной, Ф.Т. Шагаевой, Н.Н. Петруниной, В.Г. Иванова. Концептуальные основы развития ДПО представленны в работе А.Н. Блеера. Актуальные проблемы системы ДПО выделяют Н.М. Блинов, В.В.Валентинов, С.В. Кондратьев., Содержание профессионального образования в научных трудах С.Я Батышев., А.П. Беляева., Г.С. Гуторов., А.М. Новиков идр.
Большой вклад в разработку компьютерной технологии обучения внесли такие ученые, как О. И. Агапова, Г. Р. Громов, В. Ф. Шолохович, О. А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, В. И. Гриценко, Б. Сендов, Б. Хантер и др. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране были отражены в работах А. П. Ершова, А. А. Кузнецова, Т. А. Сергеевой, И. В. Роберт; методические – Б. С. Гершунского, Е. И. Машбица, Н. Ф. Талызиной; психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения – В. В. Рубцова, В. В. Тихомирова, Е. И. Виштынецкий, А. О. Кривошеев, Е. С. Полат [9]; роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения – Б. С. Гершунский, И. Г. Захарова и др.
Нормативно-правовую основу исследования составили:
Федеральные законы, указы Президента РФ, законодательные и нормативные акты РФ, определяющие направления модернизации российского образования, задачи развития образовательных систем, концепции федеральных и региональных программ развития профессионального образования и его информатизации.
База исследования
Экспериментальная работа была организованна (вставлю позже). Исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе (надо вставить год, как ставить?) (например, 2015-2017) проводился анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных и монографических работ по проблеме исследования, в соответствии с чем определялись теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, разрабатывалась концепция исследования.
На втором этапе (надо ставить год как ставить)? (например, 2017-2019) на основе анализа экспериментальных и экспертных данных разрабатывалась «педагогическая модель» конструкторов-технологов швейных изделий в условиях ДПО с применением современных дистанционных технологий и определились условия ее эффективного функционирования. Проводился эксперимент.
На третьем этапе (надо вставить год, как ставить? например, 2019-2021) Внедрились в практику методические рекомендации. Была реализована модель подготовки конструкторов-технологов швейных изделий у условиях ДПО с применением современных дистанционных технологий обучения. Проводился эксперимент.
Несмотря на многочисленные исследования, посвященные дополнительному профессиональному образованию, на сегодняшний день отсутствует целостная модель реализации ДПО конструкторов-технологов швейных изделий к самой системе образования. Чтобы выявить современные тенденции и технологии ДПО мы обратились к самой системе образования конструкторов-технологов швейных изделий. Проведенный анализ литературы, позволил уточнить сущность и содержание понятия «дополнительное профессиональное образование конструкторов-технологов швейных изделий», который рассматривался как педагогический комплекс, обеспечивающий обучение по индивидуальной образовательной траектории при подготовке, переподготовке и повышения квалификации. Отсутствие нормативных актов по ДПО, приводит к тому, что на рынке появляются множество образовательных структур предлагающие разные направления по повышению квалификации и переподготовке.
Был сделан вывод, что повышение квалификации и переподготовка «конструкторов-технологов швейных изделий» в традиционном виде уже не обеспечивает качественное выполнение стоящих перед ней задач. Система и комплексная информатизация системы образования, должна быть ориентирована на воспитание нового поколения, соответствующего образа жизни и условиям информационного общества. Из этого можно сказать, что тенденциями развития ДПО конструкторов-технологов швейных изделий, выступают:
- постоянный рост ценности и развития ДПО;
- совершенствования организационных структур и содержания всей деятельности учреждений ДПО, который на данном этапе можно разделить на три категории: ДПО СПО, ДПО ВПО и частный сектор;
- использование разнообразных механизмов повышения индивидуализации и дифференциализации обучения, основывающихся на особенностях обучающихся, тщательном учете их образовательных запросов и мотивов.
- Внедрение как, дополнительное составляющее дистанционные формы обучения, в дополнительные программы обучения, расширяющие профессиональную подготовку и переподготовку.
- развертывание разнообразных форм опережающего обучения конструкторов-технологов швейных изделий, профессиональной подготовке и переподготовке учащихся.
Основными факторами развития ДПО конструкторов технологов швейных изделий, следует отнести: продолжающиеся процессы реформирования всей системы образования и поиск инновационных путей ее совершенствования, реализация многочисленных проектов и программ, в рамках строительства информационного общества.
Анализ тенденций за границей дополнительного профессионального образования «конструкторов-технологов швейных изделий» показывает, что: нет законодательно, закрепленного понятия ДПО. Наиболее часто употребляемым понятием, является «обучение взрослых», которое включает в себя в большинстве случаев повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Обучение в течении жизни, является стратегическим направлением образовательной политики европейских стран. Обучение больше проявляется в индивидуальном образовательном маршруте студента в процессе подготовки, основной функцией ДПО служит – сохранение пригодности работников на протяжении всего трудоспособного периода жизни.
Модернизация модели ДПО конструкторов-технологов швейных изделий, на современном этапе, показывает следующее:
- ДПО дополняет базовую подготовку специалиста его многопрофильность, в соответствии с образовательными потребностями личности и рынка труда.
- необходимость проведения специальных исследований по выявлению потенциальных потребителей, обеспечение достаточного уровня их информированности о качестве и количестве реализуемых программ ДПО. Быстрое реагирование на запросы личности, общества и государства.
- требует поиска и разработки эффективных форм и методов обучения, структурной и содержательной целостности технологий организации учебного процесса, адекватных современным требованиям. Владение дополнительными профессиональными качествами и навыками, которые не обеспечиваются подготовкой в рамках базовой специальности, но способствуют расширению профессиональных возможностей выпускников, существенно расширяет их карьерные перспективы.
- Разработка гибкой модели подготовки специалистов для лёгкой промышленности.
- Приобретение ДПО как самостоятельной целостности, как основной способ приобретения конкурентных преимуществ на рынке труда.
Для решения задачи модернизации модели «конструкторов-технологов швейных изделий» дополнительного профессионального образования и технологии ее реализации, были рассмотрены теоретические и методологические основы, проведен анализ существующих методов, образовательных технологий, содержания, формы и проанализированы педагогические и социально-педагогические основы ДПО конструкторов-технологов швейных изделий. Анализ работ по использованию педагогических систем, дал возможность определить методологические подходы и механизмы конструирования модели конструкторов-технологов швейных изделий в дополнительном профессиональном образовании.
Сравнительный анализ подготовки «конструкторов-технологов швейных изделий» позволяет выделить инвариантную и вариативную части. Инвариантной части соответствует подготовка специалиста по основной образовательной программе основываясь на ФГОС, вариативной – подготовка по дополнительной профессиональной программе, основываясь на потребности учащихся, требований работодателей.
Серякова С. Б., Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: сопоставительный анализ/ «Прометей», 2016г, 225стр.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации"
3. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 125-134.
4. Исследование российского рынка онлайн образования и образовательных технологий. URL: http://edumarket.digital (дата обращения 08.01.2020)
5. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_216432/ (дата обращения 08.01.2020).
6. Батаев А. В. Перспективы развития курсов MOOC в e-learning // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 359-362. — URL https://moluch.ru/archive/99/22304/ (дата обращения: 09.01.2020).
7. Материал из Википедии : https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
8. Комова Н.В., Анисимова Л.Н., МГОУ «Разработка электронных пособий для дисциплины «Конструирование швейных изделий», Актуальные вопросы технологического образования в образовательных учреждениях московской области. Москва, 27октября 2017г.
9. Татарникова А. А., «Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования»., Вестник Томского Государственного университета, статья в журнале-научная статья.
10. Богданова В.И., «Подготовка специалистов для малых и средних предприятий легкой промышленности в условиях дополнительного профессионального образования технологического вуза»., статья в журнале-научная статья, Образование и саморазвитие №5-(27).,
11. Матвиевская Е.Г., Черевко И.В., «Среднее профессиональное образование как особая образовательная система»., Текст научной статьи «Науки об образовании».
12. Баркова И.О., Ноздрачева Т.М., «Провышение профессиональных компетенций конструктора одежды»., текст 312 стр., том 4
13. https://topobrazovanie.ru/vidy-obrazovaniya/nachalnoeprof.html, 02.03.2019 Рубрика: Виды образования, Что дает начальное профессиональное образование и где с ним работать.
14. https://www.imomgudt.com/post/2016/02/26/международная-программа-профессионального-развития-sitam-россия-италия
15. ФГОС СПО по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий Приказ №534 от 15.05.2014года.
16. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 N 962 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2017 N 48533).
17. https://fgos.ru/ Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.
18. http://www.ipk-design.com/ МГУДТ им. А.Н. Косыгина.
19. МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Центр Дополнительного Образования)., http://ec.mgutm.ru/component/cobalt/item/2-programs-of-training-and-retraining/336-metodika-prepodavaniya-russkogo-kak-inostrannogo?Itemid=109
20. Технологический колледж №34: Перечень программ дополнительного профессионального образования и профессионального обучения Ссылка на источник:
https://tk34.mskobr.ru/mnogofunkcional_nyj_centr_prikladnyh_kvalifikacij/perechen_programm_dopolnitel_nogo_professional_nogo_obrazovaniya/
21. https://masterica.com/ ЧОУ ДПО УК "Мастерица"
22. https://fashionista.com/2018/12/top-fashion-schools-world-2018-rankings
23. https://www.nsca.com/certification/continuing-education/
24. А. А. Ангеловский, ЮУрГУ, г. Челябинск, «Непрерывное образование – обучение в течение жизни: опыт зарубежных стран», Вестник ЮУрГУ, №3, 2006, стр.40.
25. Змеев С. И. Становление андрагогики: развитие теории и технологии обучения взрослых: Дисс…. д. пед. наук. – М., 2000. – с. 37.
26. https://wikimili.com/en/Continuing_education
27. Афанасьев В. В., Бабич Е. О., Куницына С. М., «Основные формы непрерывного образования за рубежом», Педагогические науки, Стр. 5-6 Выпуск: №6 (37), Часть 4, 2015год.
28. А. А. Динер., И. С. Стурова, Обзор зарубежного опыта в сфере дополнительного профессионального образования взрослых и пожилых людей., УДК 378(091)., Раздел 2, Педагогические науки: профессиональное образование.
29. Илюшкина М.Ю.., г. Екатеринбург., «Опыт непрерывного образования в Германии»., стр.76., Обучение в течение всей жизни: «Life Long Learning: актуальные мировые практики в российском образовательном пространстве»: материалы Всерос.научн.-практ. конф. Екатеринбург, 28-29 апреля 2014 г. Вып. 7 – Екатеринбург:ООО «ИПП» Макс-Инфо, 2014.стр-76 из 248стр.
30. Ледянкина О.В.., г. Екатеринбург., «Недостатки непрерывного образования сквозь призму российской апробации»., Обучение в течение всей жизни: «Life Long Learning: актуальные мировые практики в российском образовательном пространстве»: материалы Всерос.научн.-практ. конф. Екатеринбург, 28-29 апреля 2014 г. Вып. 7 – Екатеринбург:ООО «ИПП» Макс-Инфо, 2014. стр.103 из 248стр.
31. Тюнников Ю.С., «Развитие системы дополнительного профессионального образования : современные вызовы, теория, практика [Электронный ресурс]: монография/ Ю.С. Тюнников, М.А. Мазниченко. – 3-е изд., стер.-М.:ФЛИНТА, 2019. – 383с.
32. https://ec.europa.eu/education/policies/eu-policy-in-the-field-of-vocational-education-and-training-vet_en Европейский Союз
33. https://www.european-agency.org/projects/vet
34. https://minedu.fi/en/education-system#Adult%20education
35. Электронное обучение для повышения инновационной активности текстильных предприятий., М блага 1, Р Харпа 1, и Р Радулеску 2 и з Степанович 3., Опубликовано по лицензии IOP Publishing Ltd серия конференций IOP: Материаловедение и техника, Том 254, Выпуск 22
36. https://www.prospects.ac.uk/
37. https://www.unipage.net/en/education_uk
38. https://fashionstudies.ru/program/summer-cources/
39. https://www.polimoda.ru/
40. https://www.arts.ac.uk/subjects/fashion-design/pre-degree-courses/level-3-international-introduction-to-the-study-of-fashion
41. http://www.esmod.com/en/formations
42. https://www.hotcourses.ru/study-in-germany/subject-guides/fashion-masters-degree-in-germany/
43. https://www.businessoffashion.com/articles/editors-letter/fashions-platform-for-online-learning
44. https://www.be-in.ru/news/35717-mastered-com/
45. М.А. Шаталов, С.Ю. Мычка, Обоснование модели дополнительного профессионального образования в системе непрерывного образования, Воронежский экономико-правовой институт, Статья, 2017год.
46.https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1211 (Общемировые тренды образования - персонализация и цифровизация),29.03.2019год.
47.https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2566 (В Минобрнауки России образованы координационные советы по всем областям образования), 30.04.2020год.
48.https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1200 (Минобрнауки рассчитывает обучать востребованным навыкам с помощью онлайн-курсов), 27.03.2019год.
49. Ф. Т. Шагеева, Л. Л. Никитина, В. И. Богданова ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
50.О.Е.Матюнина, Модернизация системы образования в России:
проблемы и перспективы, Вестник МИЭП. 2015. № 2 (19). С. 106–111.
51. Аниськина Н.Н. Формирование системы непрерывного образования в России……..
52. http://www.dpo-edu.ru/?page_id=12871, Нормативная поддержка ДПО - Союз ДПО, 2020год.
53. В.В. АЛИЕВА, А.В. ГЕНЕРАЛОВА, ОБЗОР ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, Статья 2017год.
54. Парахина О.В., СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, Журнал: Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6 (часть 2) – С. 445-448
55. http://www.ipk-design.com/technology_and_design/
56. В.Н.Кормакова, Т. М. Щеглова., Технологии формирования профессиональной компетентности бедующих специалистов дизайна одежды. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 20 (163). Выпуск 19 стр.229.
57. Ханнанова-Фахрутдинова Л. Р. Практический опыт внедрения дидактических игр в подготовке бакалавров-конструкторов изделий легкой промышленности в технологическом вузе // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 06. – ART 14574. –0,41 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14574.htm. –
Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.
58. Комова Н.В., Магистр 1 курса очного отделения ФТП МГОУ, ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ КОНСТРУКТОРОВ-ТЕХНОЛОГОВ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
59. Шагеева, Ф.Т. Технологии дополнительного профессионального образования будущих инженеров /Ф.Т. Шагеева // Вестник Казан. технол. ун-та. – 2008. –№5. – С.258-266.
60. Гаврилова, О.Е. Подготовка компетентных специалистов лёгкой промышленности в системе непрерывного профессионального образования технологического университета / О.Е.Гаврилова, Л.Л.Никитина, Ф.Т. Шагеева, В.И. Богданова // Вестник КГТУ. – 2010. - № 12. - С. 73 – 78.
61. Никитина, Л.Л. Технология формирования проектной компетенции специалистов легкой промышленности в условиях инженерного вуза: Монография/ Л.Л.Никитина, Ф.Т.Шагеева, В.Г.Иванов – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 256 с.
62. https://www.kosygin-college.online/double-diploma
63. https://kosygin-rgu.ru/filemanag/Uploads/umo/27-09-2017/29.03.05_ПООП_plus.pdf
64. http://mgutm.ru/chair/кафедра-дизайн-и-прикладное-искусст/
65.https://kosyginrgu.ru/filemanag/Uploads/fgos_standart/262200_68/OOP%20262200.68%20Razrabotka%20innovacionnyh%20sposobov%20proektirovanija%20izdelij%20legkoj%20promyshlennosti%20s%20primeneniem%20novyh%20tehnologij.pdf
66. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444)
67. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 N ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов")
68. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "О промышленной политике в Российской Федерации. Статья 15. Поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности в области развития кадрового потенциала.