Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА ТЕХНОЛОГИИ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ» В ШКОЛЕ

Работа №87838

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2013
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
175
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Классификация технических знаний 8
1.2 Дидактические принципы технологического образования
школьников 14
1.3 Методы обучения технологии в школе 24
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛУ «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ». 33
2.1 Методика преподавания технологии в школе 33
2.2 Методика разработки учебно-тематического плана изучения раздела «Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения,
5 класс» 37
2.3 Методика разработки плана конспекта урока по технологии 44
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда технологическая сложность производства растет быстрее, чем уровень квалификации рабочих. Отечественная профессиональная школа должна подготовить новые поколения молодежи к трудовой деятельности в условиях лавинообразного проникновения новых технологий во все сферы производства.
В наиболее развитых странах процессы профессионального обучения молодежи детерминированы уровнем развития техники и технологии. Совершенно очевидна необходимость учета новых приоритетов и в системе начального профессионального образования России.
XXI век - это век науки и наукоемких технологий во всех областях человеческого бытия. Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, биологии и показывающая их использование в, промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.
Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно научное просвещение. Минимальное содержание технологического образования призвано способствовать формированию целостной картины знаний о мире профессий и технологий, освоению школьниками опыта преобразовательной деятельности человека. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи:
- сформировать у учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни;
- помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой;
- стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России [25].
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Главное сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию.
Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств.
Новый — технологический — этап устанавливает приоритет способа над результатом деятельности, учет ее социальных, экологических, экономических, психологических и других факторов и последствий. Поэтому каждому человеку необходимо быть способным комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов своей деятельности. Этому и призвана научить «Технология».
Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех). И в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России, утвержденный Министерством образования и науки, вошла образовательная область — «Технология» [25].
В современном мире быстрыми темпами развивается промышленность и технологии. В связи с этим многие отрасли испытывают недостаток в квалифицированных рабочих кадрах именно технического и технологического профиля.
С учётом этого, на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитию творческих
способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Реализация программы «Технология» в школах России позволяет сформировать разносторонне развитого самостоятельного делового человека, способного намечать реальные цели, находить пути их достижения добиваться конечных результатов на благо себе и обществу.
Но поскольку личность воспитывается личностью, то учитель технологии и сам должен обладать соответствующими качествами. Его профессионализм во многом определяется уровнем его методической подготовки, так как методические знания являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя технологии.
В настоящее время развитие методики преподавания технологии происходит по двум относительно самостоятельным направлениям.
Первое направление - развитие общей методики преподавания технологии.
Второе направление - относительно самостоятельное развитие частных методик преподавания основных направлений и разделов образовательной области «Технология».
Каждая из тем разделов технологии дает поистине безграничные возможности для развития творческого потенциала учащихся, формирования вкуса, воспитания чувства прекрасного, что является одним из важнейших качеств, творческой и культурной личности.
Для успешного решения этих задач необходима соответствующая материально-техническая база и методическое сопровождение учебного процесса.
Необходимые условия и разработанные пособия помогут сделать изучаемый материал более понятным, наглядным и интересным. Это будет способствовать росту успеваемости детей, развитию у них воображения.
пространственного мышления, памяти, восприятия, эмоциональных качеств личности.
В настоящее время имеет место следующее противоречие:
- между уровнем развития творческих способностей и практических навыков школьников в процессе традиционного обучения в школе и требованиями современных образовательных стандартов и рынка трудовых ресурсов к подготовке выпускников.
Выявленное нами противоречие позволяет определить проблему нашего исследования: необходимо разработать учебно-методическое сопровождение для эффективного обучения школьников разделу «Технология обработки конструкционных материалов», в общеобразовательной школе.
Объект исследования - технологическая подготовка школьников
Предмет исследования - учебно-методическое сопровождение обучения разделу «Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения» в 5 классе.
Цель исследования - разработать учебно-методическое обеспечение преподавания раздела «Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения», которое способствует повышению эффективности формирования приемов практической деятельности учащихся на уроках технологии в 5 классе.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
-проанализировать существующие психолого-педагогические подходы к технической подготовке учащихся в школе;
-рассмотреть основные дидактические принципы технологического образования школьников;
-определить формы и методы обучения, способствующие формированию практических навыков на уроках технологии в школе;
-разработать учебно-методическое сопровождение обучения школьников разделу «Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения», тема: «Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки»;
- разработать план-конспект урока «Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки» для учащихся 5 класса.
Теоретические методы исследования: изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии; изучение и анализ практического опыта деятельности учреждений дополнительного образования; анализ структуры и содержания учебных планов и программ, учебных пособий по предмет}' технология; проектирование учебных программ.
Практическая значимость нашей выпускной квалификационной работы заключается в следующем: результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей технологии при обучении разделу: «Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения» и педагогов дополнительного образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Школьный возраст - время интенсивного развития интеллекта. В это время ребенку необходимо активная эмоциональная практическая деятельность, направленная на свойственную детям потребность в активном познании, свежесть восприятия, образность мышления, непосредственность эмоциональной реакции, пытливость и способность удивляться, т.е. те качества личности, которые определяют творческую устремленность и талантливость.
Для этого надо настойчиво и терпеливо открывать и развивать способности каждого ребенка, обогащать его творческий потенциал.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы мы решили поставленные задачи и сделали следующие выводы:
1. В настоящее время развитие методики преподавания технологии происходит по двум относительно самостоятельным направлениям.
Первое направление - развитие общей методики преподавания технологии.
Второе направление - относительно самостоятельное развитие частных методик преподавания основных направлений и разделов образовательной области «Технология». Каждая из тем разделов технологии дает поистине безграничные возможности для развития творческого потенциала учащихся, формирования вкуса, воспитания чувства прекрасного, что является одним из важнейших качеств, творческой и культурной личности.
2. Педагогические условия, методы и приемы преподавания технологии могут выступать эффективным средством в развитии интереса и творческой активности учащихся при выполнении следующих условий:
- развитие интереса и творческой активности осуществляется как целенаправленный, системно-организованный процесс;
- создание эмоциональной, личностно-ориентированной среды, где учитываются возрастные, психологические особенности и возможности детей;
- применение индивидуальной и коллективной формы работы с учащимися;
- использование активных форм обучения и воспитания.
3. Методы обучения должны соответствовать реальным учебным возможностям учащихся; дидактическим принципам обучения; целям и задачам обучения, воспитания и развития учащихся; специфике содержания обучения; избранным формам организации учебного процесса. Они должны способствовать развитию таких способов действий учащихся, как формулирование понятий, их систематизация, установление межпредметных связей, определение алгоритмов действий.
4. На каждом уроке необходимо создать интерес к обучению, который ведет к активной деятельности, развитию творческой активности, самостоятельности мысли, стремление к самообразованию и самовоспитанию каждого ученика.
Информация учителя должна быть интересной для учащихся, и очень важным является подбор и применение средств обучения с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса.
5. Исходным документом для разработки содержания является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с требованиями современного производства, научно-технического прогресса.
6. Разработанное нами поурочное планирование и методическое сопровождение обучения теме «Изготовление изделий из тонколистового металла и проволоки» для мальчиков 5 класса, соответствующее данному планированию способствуют развитию благоприятных условий для реализации учебного процесса, более эффективное усвоения изученного материала учащимися.



ТАйсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. - М.: Владос-Пресс, 2002. - 208 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития /В.И. Андреев. - Казань: ЦИТ, 2003. - 608 с.
3. Афонин, И.В. Технология. Технический труд. 6 класс: метод, пособие /И. В. Афонин, В. М. Казакевича, Г. А. Молевой. - М.: Дрофа. 2005. - 127 с.
4. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 2005. - 90 с.
5. Бабина, С.Н. Подготовка будущих учителей физики и технологии к интеграции технологического и физического образования /С.Н. Бабина. - М. : Педагогика, 2003. - 175 с.
6. Байбородова, Л.В. Обучение технологии в средней школе. 5-11 класс: Метод. Пособие /Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников, В.В. Солдатов. - М. :ВЛАДОС, 2004. - 208 с.
7. Бешенков, А.К. Раздаточные материалы по технологии (технический труд). 5-8 класс / А. К. Бешенков. - М.: Дрофа, 2003. - 48 с.
8. Бешенков, А.К.Технология : Метод, рек. по оборудованию кабинетов, и мастерских техн, труда / А.К. Бешенков, В.М3.. Казакевич. - М.: Дрофа, 2002. - 80 с.
9. Бешенков, А.К. Технология. Технический труд. 5-9 классы Техн.и проект, задания для учащихся / А.К. Бешенков. - М.: Дрофа, 2004. - 80 с.
10. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь/ Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия. 2008. - 528 с.
11 .Богданова, Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования / Р.У. Богданова. - СПб.: Питер, 2000. - 220 с.
12. Выготский, Л.С. Детская психология /Л.С. Выготский. - М.:
Просвещение, 1999.- 154 с.
13. Гальперин, П.К. К теории программированного обучения / П.К. Гальперин - М..-1967. - 203 с.
14.3анков, Л.В. Дидактика и жизнь /Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 2002. - 38 с.
15. Ильина, Т.А. Педагогика школы /Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 2002. - 60 с.
16. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Знание, 1991. -96 с.
17. Казакевич, В.М. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / В.М. Казакевич, А.В. Марченко. - М.: Дрофа, 2000. - 156 с.
18. Каиров, И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Канров. - М.: Просвещение, 2004. - 122 с.
19. Коменский, Я.А. «Великая дидактика». Избранные педагогические сочинения/Я.А. Коменский. - М.: Уч.пед.издат., 1955. - 156 с.
20. Карачев, А.А. Эксперимент: новое содержание общего образования. Технология: пример.программы сред, (полн.) общ. образования /А.А. Карачев. - М.: Просвещение, 2003. - 28 с.
21. Коваленко, В.И. Дидактический материал по трудовому обучению. 5-7 класс: технология обработки древесины: кн. для учителя / В.И. Коваленко, В.В. Кулененок. - М.: Просвещение, 2000. - 192 с.
22. Кокаржевский, Ю.А. Анализ урока/ Ю.А. Кокаржевский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 336 с.
23. Красильникова, В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения / В.А. Красильникова. - М: ИИО РАО, 2002. - 168 с.
24. Кузнецов, А.А. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект / А. А. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2011.- 96 с.
25. Кругликов. Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб, пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 480с.
26. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. - М.: 2004. - 66 с.
27. Марченко, А.В. Программно-методические материалы: технология 5-11 классы /Сост. А.В. Марченко. - М.: Дрофа. 2000, - 192 с.
28. Махмутов, М.И. Современный урок. Вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1997. - 184 с.
29. Мельникова, Л.В. Методика трудового обучения: учеб, пособие для учащихся пед. уч-щ «Преподавание труда и черчения в 4-8 кл. сред, общеобразоват. шк.» / Л.В. Мельникова, Л.В. Осипова, Т.Б. Фридман. - М.: Просвещение, 2006. - 224 с.
30. Молочков, В.П. Наглядность как принцип обучения / В.П. Молочков И Информатика и образование. - 2004. - №3. - С.20-30.
31. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии /Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. - Брянск: Издательство Брянского гос. пед. унив. им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.
32. Муравьев, Е.М. Технология обработки металлов: Учеб, пособие для учащихся 5-9 классов /Е.М. Муравьев. - М.: Просвещение, 1995. - 224 с.
33. Назарова, Т.С. Средства обучения: технология создания и использования / Т.С. Назарова, Е.С. Полат. - М.: У РАО, 1998. - 204 с.
34.Общие принципы построения презентации. - Режим доступа: http://ravcornpany.narod.ru/stat/teach/zl 7/s01 .htm, свободный.
35.Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения / И.М.
Осмоловская. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
36. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие / П.И.
Пидкасистый. П.И. - М.: Высшее образование, 2006. - 432 с.
37. Подласый, И.П. Основы педагогического мастерства / И.П. Подласый И Педагогика. - 2002. -№5. - С. 98-104.
38. Проект Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» 2005 г. № 54-ФЗ // Рос. газета. - 14 июля. - С. 19.
39. Самородский, П.С. Технология. Технический труд. 7 класс: учеб, для учащихся общеобразоват. учреждений / П. С. Самородский, В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко ; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2011.-160 с.
40. Сафронов, И.А. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект / И. А. Сафронов. - М.: Просвещение, 2011.- 96 с.
41. Симоненко, В.Д. Технология: учебник для учащихся 7 класса образовательной школы / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2006. - 240 с.
42. Ситаров, В.А. Дидактика: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
43. Скакун, В.А. Разработка и применение инструкционно-технологической документации на уроках производственного обучения / В.А. Скакун. - М.: Высшая школа, 1977. - 64 с.
44. Сластенин, В. А. Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
45. Талызина, Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе / Н.Ф. Талызина И Советская педагогика. - 1991. - №3. - С. 5.
46. Фещенко, В.Н. Токарная обработка: Учеб, дляучащихся нач. проф. образования / В.Н. Фещенко, Р.Х. Махмутов. - М.: Высш, шк., 2005. - 303 с. (
47. Шаталов, В.Ф. Система Шаталова / В.Ф.Шаталов И Наука и жизнь. - 2008.- №2.-С. 12-15
48. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1980. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ