Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «РЕЗАНИЕ МАТЕРИАЛОВ, МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЕ СТАНКИ И ИНСТРУМЕНТЫ» (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ ДЕТАЛИ»)

Работа №87855

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2013
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы технологической подготовки студентов вуза. 8
1.1 Психолого-педагогические особенности технологической
подготовки студентов 8
1.2 Цели и задачи технологического образования студентов 17
1.З Основные принципы технологического обучения студентов 23
Выводы по первой главе 39
Глава 2 Методические основы обучения курсу «Резание материалов.
металлорежущие станки и инструменты» 40
2.1 Методика проведения лабораторно-практических занятий 40
2.2 Содержание лабораторно-практических работ по курсу «Резание
материалов, металлорежущие станки и инструменты» 45
2.3 Методическое сопровождение обучения теме «Технологический
процесс обрабо1ки де1али» 49
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список использованных источников 65

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность. Качество образования традиционно связывается с обеспечением общества высококвалифицированными специалистами. Для выполнения этой цели в рамках рыночной экономики высшая школа должна всесторонне совершенствовать процесс обучения, развивать воспитательную работу, прививать студентам умение самостоятельно пополнять свои знания, творчески ориентироваться в достижениях науки и культуры.
Сегодня время все острее проявляет потребность в высокопрофессиональном труде, эта проблема стала актуальной в период осуществления перестройки системы высшего профессионального образования.
На концептуальном уровне она выражается в решении вопроса дифференциации учебных знаний, а расширение знаний диктуется изменениями, происходящими в обществе (когда узкая специализация ограничивает возможности специалиста).
На методическом уровне идет поиск формирования содержания программ учебных дисциплин, учебно-методической литературы, учебников, которые способствовали бы процессу педагогического взаимодействия, поиску прогрессивных форм организации обучения студентов.
Переосмысление содержания учебных планов и программ обучения диктуется появлением государственных образовательных стандартов нового поколения, которые повышают, с одной стороны, ответственность вузов за программы обучения, а с другой - предоставляя возможность самостоятельно разрабатывать рабочие программы, значительно расширяют требования к организационно-методическому обеспечению самостоятельной работы студентов.
Именно в данных условиях на первый план выходит профессионализм преподавателя. Эти изменения в стандартах образования, требуют, от преподавателя вышей школы знания теории обучения, включая психологию учения, а также умения использовать знания в качестве инструмента своего педагогического труда. Преподаватель не только сообщает студентам учебную информацию, определяет пути, формы, средства и методы приобретения знаний, но и направляет самостоятельный научный и творческий поиск обучающихся в «нужное русло», являясь при этом активным участником их профессионального формирования.
В настоящее время в учебном процессе высшей школы преобладает наличие исследовательской деятельности студентов и творческого процесса решения ими учебных задач. Труд преподавателя приобретает консультационно-творческий характер, имея своей целью развитие учебно-исследовательской деятельности студентов по двум направлениям: теоретико-методологическому и конкретному использованию научных знаний в решении прикладных задач.
Иначе говоря, преподаватель все больше выступает не только как специалист в области той или иной науки, но и как профессионал в деле организации образовательного процесса.
Объём знаний, необходимых современному специалисту, возрастает, но срок обучения в вузе ограничен несколькими годами. Отсюда следует, что повышать свою квалификацию, обновлять свои знания любому специалисту придётся всю жизнь. В студенческие годы он должен освоить методику самообразования, научится критически мыслить и находить новые способы решения профессиональных задач.
Сегодня для профессионального образования чрезвычайно важно иметь программы, которые максимально устраивали бы работодателей.
инструменты» (на примере темы «Технологический процесс обработки детали»)» является актуальной.
Объект исследования - технологическая подготовка студентов в педвузе.
Предмет исследования - методическое сопровождение преподавания общетехнических дисциплин в вузе.
Цель исследования - разработать учебно-методическое сопровождение преподавания темы «Технологический процесс обработки детали» в курсе «Резание материалов, металлорежущие станки и инструменты».
Задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую, методическую и специальную литературу по исследуемому вопросу.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности технологического образования студентов в педвузе.
3. Проанализировать опыт преподавания общетехнических предметов в педвузе.
4. Рассмотреть дидактические принципы обучения студентов общетехническим предметам в педвузе.
5. Разработать учебно-методическое сопровождение обучения студентов теме «Технологический процесс изготовления детали» в курсе «Резание металлов, металлорежущие станки и инструменты».
Методы исследования: теоретические - изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии; изучение и анализ практического опыта преподавателей специальных дисциплин технического профиля в высшей школе; анализ структуры и содержания учебных планов и программ, учебных пособий по предметам общетехнического профиля; проектирование учебных программ.
Поэтому нужно уметь мгновенно реагировать на изменения в технологиях, научиться говорить на профессиональном языке работодателя.
Без научного решения вопроса о направленности, содержании и методике воспитания и обучения студентов вузов невозможно обеспечить эффективность подготовки специалистов.
В настоящее время учебный процесс в вузах стал более сложным по своим задачам, интенсивности и содержанию. Он требует глубокого психологического осмысления преподавателями закономерностей учебной деятельности, принципов и методов обучения и воспитания, единства теоретической и практической подготовки с учетом профиля вуза и специализации выпускников.
Говоря об учебно-методическом обеспечении современного образовательного процесса, мы должны понимать, что в настоящее время меняется парадигма образования, появляются новые стандарты, изменяются финансовые условия, что сегодня завершается переходом к новым формам обеспечения образовательного процесса.
В настоящее время имеет место следующее противоречие:
- между уровнем развития технической грамотности и практических навыков студентов в процессе обучения общетехническим предметам в вузе и требованиями современных образовательных стандартов и рынка трудовых ресурсов к подготовке специалистов в определенной области.
Выявленное нами противоречие позволяет определить проблему нашего исследования: недостаточное обеспечение учебно-методического сопровождения для эффективного обучения студентов теме «Технологический процесс обработки детали» в курсе «Резание материалов, металлорежущие станки и инструменты».
Исходя из выше изложенного, приходим к выводу, что тема выпускной квалификационной работы «Учебно-методическое обеспечение преподавания курса «Резание материалов, металлорежущие станки
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей технологии при обучении разделу «Технология обработки конструкционных материалов» и преподавателей вузов ведущих дисциплины общетехнического цикла.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускник педагогического вуза должен не только знать содержание учебной дисциплины, сколько уметь использовать и применить различные педагогические интегрированные методы и приемы, которые позволят компетентно решить задачи подготовки к профессиональной деятельности учащихся профессионально-технических учебных заведений.
В результате проведённого исследования нами были выполнены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:
1. Профессиональная подготовка учителя технологии лежит на стыке инженерной и гуманитарной специальностей, что в свою очередь ставит задачу поиска новых подходов в преподавании будущим специалистам общетехнических дисциплин
2. Содержание обучения учителя технологии формируется на основе требований педагогической области «Технология» в школе и должно включать «вооружение» студентов общетехническими знаниями и умениями. Учитель технологии должен обладать широким политехническим кругозором, глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками в ряде ведущих отраслей современного промышленного производства.
3. Опыт лучших преподавателей свидетельствует, что задания межпредметного характера, показ связи знаний, полученных на занятиях по различным предметам, активизируют интерес студентов к изучаемым дисциплинам.
4. К основным дидактическим принципам относятся:
- взаимосвязь решения задач образования, воспитания и развития;
- доступность и посильность обучения;
-наглядность в обучении;
-сознательность и активность в обучении;
-систематичность и последовательность в обучении;
-оптимальное сочетание различных методов, форм и средств обучения;
-прочность и действенность результатов обучения.
5. Немаловажную роль в процессе обучения общетехническим предметам играет наглядный метод. Исходя из этого, разработанные нами наглядные средства обучения теме « Технологический процесс обработки детали»: стенд «Технологический процесс обработки детали «Вал»» и комплект документов «Технологический процесс обработки детали «Ваз», будут способствовать лучшему усвоению материала изучаемой темы.



1. Абдулина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.
2. Алехин. В.В. Философские проблемы инженерно-технического труда / В.В. Алехин. - М.: Наука, 1983. - 194 с.
3. Архангельский. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы /С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
4. Аутов, П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях / П.Р. Аутов // Советская педагогика. - 1999. - № 2. -С. 17-20.
5. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учеб, пособие для студентов / Ю.К.Бабанский - М.: Просвещение. 1983.- 608 с.
6. Берлев, С. В. Особенности применения видеоматериалов и учебных презентаций в преподавании технических дисциплин / С. В. Берлев И Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч, конф., апрель 2011 г. Т. II. - Пермь: Меркурий, 2011.-С. 184-186.
7. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур- М.: Высшая школа. 1989. - 144 с.
8. Бокарева, Г.А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов //Советская педагогика / Г.А. Бокарева. - М.: Педагогика. 1987. - №2,- С. 70-74.
9. Бытев, А.А. Методика преподавания технических дисниплин,- Минск: Высшая школа, 1975. - 272 с.
10. Будиева, Е. Н. Общетехническая подготовка учителя технологии и предпринимательства в системе высшего педагогического образования: Дне. канд. пед. наук. - Магнитогорск: МаГУ. 2000. - 179 с.
11. Вайткене, Ю.И. Единство лекционных и практических занятий как фактор оптимизации общетехнических дисциплин на вечернем отделении втуза: Автореф. дис.канд.пед.наук.- Вильнюс, 1986. - 19 с.
12. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие/ А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
13. Горбацевич, А.Ф. Курсовое проектирование по технологии машиностроения / А.Ф. Горбацевич, В.А. Шкред. - М. : Высшая школа, 1983.-С. 225.
14. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2001. - 128 с.
15. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000. -240 с.
16. Данилов. М.А. Дидактика /М.А. Данилов. Б.П. Есипов. - М.: «Издательство Академии педагогических наук РСФСР», 1957. - 520 с.
17.3анков, Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении /Л.В. Занков.- М.: Учпедгиз, 1960. — 309 с.
18. Ильенков, Э. В. Истоки мышления. Диалектика идеального /Э.В. Ильенков. - М.: Книжный лом «Либроком», 2011. - 208 с.
19. Красильникова В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения / В.А. Красильникова. - М: «ИИО РАО», 2002. - 168 с.
20. Легостаев. И.И. Некоторые вопросы подготовки учителей труда в педагогических институтах //Профессиональная подготовка учителей трудового обучения /Под ред. И.С. Анисимова и др - М.: МОПИ им. И.К. Крупской, 1976, - С. 25-28.
21. Леднёв. В.С. Структура и содержание общетехнических знаний при изучении основ производства /В.С. Леднёв. А.Я. Сова. А.А. Кузнецов.- М.: Высшая школа. 1977. - 159 с.
22. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения /И.Я. Лернер.— М.: Педагогика. 1981.—186 с
23. Литвинская. И. Г. К вопросу о формах организации обучения/ И.Г.Литвинская И Коллективный способ обучения: науч.-метод, журнал. 2007. № 9. С. 36-47.
24. Медведев В.Е. Дидактические аспекты проблемы межпредметных связей в процессе подготовки учителя И Профессиональная подготовка в педвузе. Теория и опыт - М.: МПУ, 1998 - С. 81-85.
25. Молочков. В.П. Наглядность как принцип обучения / В.П. Молочков И Информатика и образование. - 2004. - №3. - С.20-30.
26. Муравьев, Е.М. Общие основы методики преподавания технологии / Е.М. Муравьев, В.Д. Симоненко. — Брянск: Издательство брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. - 235 с.
27.Олешков, М.Ю. Деловая игра в системе профессиональной подготовки студентов // Ученые записки НТГПИ. Педагогика и психология / М.Ю. Олешко. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2002. - С. 57- 63
28.Осмоловская, ИМ. Наглядные методы обучения / И.М. Осмоловская. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
29. Писарсв, Д.И. Промахи незрелой мысли /Д.И. Писарев.-М.: «Просвещение», 1984. - 210 с.
30. Политехнический подход в изучении техники: Методические рекомендации /Под ред. П.Р.Атутова. - М.: АПН СССР, 1986,- 43 с.
31. Приходько. В. Подготовка преподавателей технических дисциплин в соответствии с международными требованиями / В. Приходько, А. Соловьев// Высшее образование в России - 2008 - №10. - С. 43-49.
32. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное направление», 1997. - 512 с.
33. Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). — М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. — 260 с.
34. Симоненко, В.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб, пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: «Вентана-Граф», 2005.- 368 с.
35. Ситаров, В. А. Дидактика / В.А. Ситаров. - М.: «Академия», 2002.- 368 с.
36. Скороходова. Е. А. Общетехнический справочник. /Под ред. Е.А. Скороходова - М.: «Машиностроение», 1982. - 416 с.
37. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А. Сластенин - М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
38. Сластенин. В.А. Формирование социально активной личности учителя: Общая концепция исследования //Формирование социально активной личности учителя: Межвуз.сб.науч.трудов,- М.: МГПИ им.В И.Ленина, 1986.-С. 3-21.
39. Смирнова, Е.С. Пути формирования модели деятельности специалиста с высшим образованием /Е.С. Смирнова - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.-133 с.
40. Соколов. Б.А. Система общетехнической и педагогической подготовки инженера-педагога в техническом вузе: Автореф.дис. .д-ра пел. наук,- Казань, 1984. - 38 с.
41. Специфика технических наук /Под ред. Ю.С. Мелещенко, С.В. Шухардина ОМ. Волосевича - Выпуск 2. - М.: АП СССР, Институт истории естествознания и техники, 1974. - 334 с.
42. Справочник технолога-машиностроителя / под ред. А.Г. Косиловой. Р.К. Мещерякова. - М. : Машиностроение, 1985. - Т. 1. - С. 665.
43. Справочник технолога-машиностроителя / под ред. А.Г. Косиловой, Р.К. Мещерякова. - М. : Машиностроение. 1985. - Т. 2. - С. 496.
44. Та1ызина. Н.Ф Психологические основы разработки модели специалиста /Н.Ф. Талызина. -М.: «Знание», 1986.-232 с.
45. Тхоржевский, Д А. Актуальные проблемы подготовки учителя общегехнических дисциплин /Д.А. Тхоржевского,- Киев: Высшая школа 1986,-174 с.
46. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения /В.Д. Шалриков. - М.: «Логос», 2003. - 136 с.
47. Шкерина, Л.В. Обновление системы качества подготовки будущего учителя в педагогическом вузе: монография. Красноярск: «РИО КГПУ», 2005. - 274 с.
48. Чистоходова, Л. И. Технолого-экономическая подготовка в общеобразовательной школе и вузе/ Л И. Чистоходова, Д.Н. Чуркин.- М.: МНУ, 1995.- 176 с.
49. Чугунова. Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности И Психол. журн.- 1985 - № 4. - С. 73- 86.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ