Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ В ШКОЛЕ

Работа №87835

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физика

Объем работы67
Год сдачи2013
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ГЛАВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ 10
1.1 Динамика формирования познавательного интереса 10
1.2 Особенности и задачи внеклассных занятий 13
1.3 Психолого-педагогические принципы организации внеклассной работы. 16
1.5 Индивидуальные задания, принципы их построения 21
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ 29
2.1 Внеклассная работа по физике для 7 класса 29
2.2 Внеклассная работа по физике для 8 класса 35
2.3 Внеклассная работа по физике для 9 класса 42
2.4 Внеклассная работа по физике для 10 класса 48
2.5 Внеклассная работа по физике для 11 класса 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Эта наука таит в себе много интересного и поистине захватывающего, она воплощает в себе самые яркие достижения человеческого разума. Овладение космосом и межпланетные путешествия, ядерная энергетика и полупроводниковая техника, квантование энергии, электроника, радиотехника и кибернетика. Трудно даже назвать все области знания, теснейшим образом связанные с физикой. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения. Все это может быть достигнуто только тогда, когда у учащихся будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающие определенные нравственные чувства и суждения учащихся.
Обучение является сложным многогранным процессом, который можно рассматривать как систему, то есть как упорядоченную совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов целостного образования. Одной из форм организации учебного процесса являются внеклассные занятия.
Попробуем ответить на вопрос, нужны ли вообще внеклассные занятия по физике. Как бы ни были хорошо организованы учебные занятия по физике, каким бы удачным ни было их содержание, ограничиться только ими нельзя. И вот почему. Эти занятия ориентированы прежде всего на усвоение основного минимума общеобразовательных знаний. А в жизни столько любопытного, физическая наука так далеко ушла вперед и столько имеет практических применений, так много разнообразных вопросов интересует молодежь, что вместить все это в содержание уроков невозможно, да и преследуют они иную цель. Раздвинуть рамки учебной программы, показать учащимся мир во всем его многообразии помогает внеклассная работа, и что, пожалуй, не менее важно, она открывает широкий простор для самой разной инициативы, самостоятельности и творчества учеников; к тому же она- средство разумной организации досуга, приобщения к полезным делам.
Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечера с тем или иным явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет почитать дополнительную литературу.
Внеурочные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого познавательного интереса.
Проанализировав уроки, проведенные мною во время практики в школе, я понял, что урок не всегда дает возможность реализовать творческие способности детей. С моего точки зрения, творчество играет немаловажную роль в развитии познавательного интереса учащихся к предмету. Это первое, что заставило меня задуматься о внеклассном мероприятие, как о способе повышения интереса к предмету. Так же меня смущали ситуации, которые имели место на уроках, когда дети хорошо усвоив материал, изъявляли желание продолжать работать по этой теме и самостоятельно делать опыты, но сорок минут, отведенные на традиционный урок, ни учителю, ни учащимся такой возможности не давали.
Урок подразумевает определенный свод правил поведения учащихся, и это лишает детей личностной инициативы. Как правило, на уроке учащиеся следуют тому плану, который им предлагает учитель, а при подготовке к внеклассным мероприятиям работа планируется учителем и учениками совместно. При этом план затрагивает все интересы и пожелания учеников, а так же отвечает требованиям учителя. Так как календарно-тематическое планирование не всегда дает возможность заниматься одной и той же темой дольше положенного, я стала искать пути решения этой проблемы. Было очевидно, что необходимо подключать внеурочные мероприятия. Из всех существующих форм внеклассных мероприятий, я реально использовать в своей практике мог следующие из них:
- физические викторины
- КВН
- конференции
- физические вечера
Все эти виды мероприятий преследуют разные цели, так, например, КВН и физические викторины, главным образом, направлены на проверку знаний теоретического курса физики. Что касается конференции, то она подразумевает тщательную подготовку учащихся к мероприятию, использование изучения дополнительной литературой. Основной вид деятельности учащихся на конференции- их доклады по разным темам, то есть расширение представлений учащихся о физической картине мира. Я хотел в своем внеклассном мероприятии совместить несколько видов деятельности, то есть объединить проверку теоретических знаний, практических навыков и умений, а так же изучению нового материала.
В дипломной работе мы выдвинули гипотезу: переход с позиции «ученика» на позицию «учителя» способствует развитию познавательного интереса. Вследствие нашей работы выявился побочный эффект, который определяет, что минимальная разница между знаниями и умениями «учителя» и «ученика» обеспечивает лучший эффект обучения, чем значительная разница (в роли «учителей и учеников» выступают учащиеся седьмых и восьмых классов).
Методика преподавания физики должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся. В связи с тем, что у ребят двенадцати-четырнадцати лет способность к абстрактному мышлению развита слабо, почти все изучаемые явления должны раскрываться на эмпирическом уровне: от наблюдения явления в конкретной ситуации к выдвижению гипотез, и к их экспериментальной проверке.
В современной педагогической и психологической литературе высказывается мысль, что главная функция учителя- это не передача знаний, а создание определенного эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение. Современная педагогика утверждает, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что именно в деятельности человека формируется конкретное содержание его интересов.
Внеклассная работа должна решать три комплекса задач: воспитательные, образовательные и развивающие. Все практические умения, которые с успехом могут быть развиты и закреплены на внеклассных занятиях по физике, могут стать основой в создании базы для дальнейшей практической деятельности человека. Ведь когда он вступит на путь самостоятельности, полученная подготовка к жизни и труду очень понадобится.
Не всякое внеклассное занятие может способствовать развитию познавательного интереса. Для достижения нужной цели необходимо правильно запланировать мероприятие, суметь организовать учащихся. Учителю необходимо помнить, что внеклассное занятие должно быть тесно связано с учебно-воспитательной работой на уроке, но внеклассная работа не должна быть просто продолжением учебной работы. Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития. Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях.
Проведенный анализ исследования показал, что эта проблема является актуальной для современной школы. Актуальность предлагаемого исследования на современном этапе физического образования обусловлена следующим:
• недооценкой рядом методистов и учителей возможностей внеклассной работы по физике как средства для обучения учащихся умению применять знания на практике;
• отсутствием методики организации системы внеклассных мероприятий по физике с целью формирования у учащихся умений применять знания.
Объектом исследования является внеклассная работа по физике.
Предметом исследования является формирование умений применять полученные знания на практике.
Целью дипломной работы является доказать положительное влияние внеклассных мероприятий на развитие познавательного интереса учащихся к предмету физики.
Задачи исследования:
- изучение литературы методического содержания, раскрывающей вопросы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении физики;
- анализ внеклассных мероприятий, проводимых в школе;
- проведение собственного внеклассного мероприятия в школе
Методы исследования: изучение, анализ, сравнение, наблюдение, беседа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрено теоретические основы организации, цели и задачи внеклассной работы.
Во второй главе представлены методические разработки внеклассных мероприятии по физике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной дипломной работы была доказать положительное влияние внеклассных мероприятий на развитие познавательного интереса учащихся к предмету физики.
В дипломной работе отражены основные характеристики: актуальность выбранной темы, цели задачи, объект и предмет работы, практическая значимость, научная новизна, методы исследовании. Соответствии целью и задачами выстроена структура работы, которые состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Входе работы были проанализированы источники по данной теме и отобран не обходимый теоретический и практический материал.
Впервой главе рассмотрена теоретические основы, динамика формирования познавательного интереса, особенности и задачи внеклассных занятий, психолого-педагогические принципы организации внеклассной работы, типы заданий и принципы их построения.
Во второй главе было рассмотрено организация внеурочной работы по физике. Представлены разработки различных форм внеурочных мероприятий в различных классах основной общеобразовательной школы
Данная работа может быть использована студентами физико-математического факультета во время прохождения педагогической практики в школе, в учебной деятельности и учителями школ во время подготовки и проведения внеурочных мероприятий.
Таким образом, задачи, поставленные в начале проделанной работы, были решены.



1. Аганов А. В. Физика вокруг нас: качественные задачи по физике / А. В. Аганов. — М.: Дом педагогики, 1998.
2. Браверман Э.М. Вечера по физике в средней школе, 267 с.
3. Как работают и думают физики А.П. Кузнецов,172 с.
4. Ковалев А.Г. Психология личности -М.: Просвещение, 1965, 106 с.
5. Ланге В. Н. Физические парадоксы, софизмы и занимательные задачи , 40 с.
6. Перельман Я. И. Знаете ли вы физику?, 67.
7. Размахнин М. К. Радиолокация без формул но с картинками , 128 с.
8. Роджерс Э. Физика для любознательных том 1, 469 с.
9. Роджерс Э. Физика для любознательных том 2. , 656 с.
10. Роджерс Э. Физика для любознательных том 3. , 666 с.
11. Самарин Ю.А. К вопросу о проявлении соотношении способностей и интересов в школьном возрасте //сб.: Склонности и способности :-М: Изд-во МГУ,1962, с.92.
12. Сахабиев И.А., Мирсаитов Р.Д. Методическая разработка: «Внеурочные мероприятие по физике», 48 с.
13. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения: Проблемы и суждения. - М: Педагогика,1971, с. 140.
14. Теплов Б.М Способности и одаренность. - М: 1941, т 2. с.29.
15. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике в средней школе, 240 с.
16. Турчин В. Физики шутят. Москва: Мир, 1993., 208 с.
17. Храмов Ю.А. Физики. Москва: Наука, 1983., 160 с.
18. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.:
Просвещение,1986, с. 16,34.
19. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение,1986, с. 14.
20. http://star-tw.narod.ru/dokument/soobzenie-FGOS.doc


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ