ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА
ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ФУТБОЛИСТОВ 7
1.1. Физическая культура как фактор укрепления здоровья детей 7
1.2. Значение физических упражнений в развитии мышечной силы детей 13
1.3. Анализ школьной программы по физическому воспитанию 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИЯ И И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Методы исследования и организация исследований 25
2.2. Определение физического развития футболистов 11-12 лет по
весо - ростовым показателям 29
2.3. Исследование физической подготовленности детей 11 и 12 лет .. 35
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ И РИСУНКИ
Актуальность. Физическое воспитание подрастающего поколения, охрана его здоровья, одна из основных задач по формированию гармонично-развитой, общественно-активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Это требует всемерного поощрения развития всех форм массовой физической культуры, вовлечение в систематические занятия физической культурой широких слоев населения, особенно молодежи и школьников. Реформа общеобразовательной и профессиональных школ определила программу дальнейшего улучшения преподавания предмета физическая культура» на основе совершенствования программ и укрепление материальной и спортивной базы [ 1 ].
Вопросы физического воспитания детей школьного возраста непосредственно связаны с проблемой здоровья подрастающего поколения. Согласно более глубокому понятию о здоровье, разработанным Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения России, ребенок здоров, если «у него не только отсутствуют болезни, но и он всесторонне, в том числе и двигательно, развит в соответствии с возрастом, имеет хорошую умственную и физическую работоспособность, легко приспособляется к различным условиям» [ 18 ].
Широкие мероприятия по охране здоровья детей приведут к снижению тех форм патологии, которые в прошлом сопровождались тяжелыми последствиями и даже высокой смертностью детей.
На современном этапе развития нашего общества одним из факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, является гиподинамия, обусловленная НТР, создающей условия для резкого ограничения двигательной активности в быту, труде и процессе школьного обучения в связи с усложнением школьных программ. На состояние здоровья детей оказала также влияние эпохальная акселерация, не всегда положительно влияющая на гармоническое развитие организма подростка. Последствия гиподинамии на протяжении всего периода обучения в школе влекут за собой избыточное нарастание жировой массы тела, отставание в физическом развитии от остальных школьников, ограничивающее свободный выбор будущей профессии, недостаточное овладение двигательными навыками, необходимыми в быту, на производстве и при прохождении воинской службы. В условиях НТР также резко уменьшается бытовая двигательная активность детей и подростков, что отрицательно сказывается на их физической дееспособности и состоянии здоровья. Физическая культура и спорт компенсируют дефицит движения. Но благоприятный рост и развитие детского организма наблюдается только при оптимальной величине суточной двигательной активности, которая стимулирует развитие физических качеств, совершенствует регуляцию физиологических функций, расширяет диапазон функциональных возможностей костей организма, повышает его сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды [ 44 ] и к патогенным организмам. Оптимальные величины физических нагрузок признаются в качестве гигиенической нормы, которая детерминирована полом и возрастом [ 33 ]. В настоящее время используются различные критерии для нормирования физической нагрузки. Их использование в большей своей части оправдано, но не создает единого мнения об основных закономерностях построения физической нагрузки в общем двигательном режиме [ 11 ]. В общем виде данная проблема видится как часть всей проблемы, связанной с созданием моделей физической подготовленности каждого возрастного контингента населения [28].
Изучение двигательной активности детей дошкольного и школьного возраста в современных условиях приобретает особую актуальность в связи с тем, что происходит заметное ее снижение, с одной стороны и интенсификацией процесса подготовки детей к школе и обучения в ней, а с другой - с широким внедрением средств автоматизации в быт народа. Это зачастую отрицательно сказывается на развитии и здоровье подрастающего поколения. Особо резкое снижение двигательной активности происходит при поступлении в школу [ 24 ].
Если обоснован оптимальный объем двигательной активности, то и возможна оптимизация двигательного режима [ 19 ]. Именно эта проблема продолжает оставаться в центре внимания педагогов, физиологов, гигиенистов.
Цель исследования: определить влияние дополнительных занятий по общей физической подготовке на физическую подготовленность футболистов 11-12 лет.
Задачи:
1. Анализ теоретической литературы по теме исследования.
2. Сравнить физическую подготовленность футболистов 11-12 лет, получающих умения, навыки в порядке учебно-тренировочного процесса (контрольная группа), и футболистов, дополнительно занимающихся по общей физической подготовке (экспериментальная группа).
3. Дать сравнительный анализ уровня развития мышечной силы футболистов, контрольной группы и экспериментальной группы.
4. Определить оптимальный объем дополнительной физической нагрузки, дающей возможность влияния на увеличения показателей физического развития и двигательных качеств.
5. Экспериментально апробировать влияние дополнительных
занятий физической культурой на уровень физической подготовленности футболистов 11-12 лет.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
Предмет исследования: дополнительные занятия физической культуры.
Объект исследования: влияние дополнительных занятий физической культуры на физическую подготовленность футболистов 11-12 лет.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Динамометрия.
3. Педагогические наблюдения.
4. Методы математической статистики.
Гипотеза: предполагалось, что дополнительные занятия по общей физической подготовке будут способствовать повышению физического развития и силовой подготовленности футболистов 11-12 лет.
Практическая значимость. Дополнительные занятия физической культурой способствуют улучшению физического развития и повышению физической подготовленности школьников. Полученные данные указывают на возможность увеличения кратности занятий физической культу-рой в школе и могут быть использованы в работе учителей физической культурой.
Структура и объем. Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Основная часть изложена на 55 страницах машинописного текста, включая 4 рисунка, 7 таблиц и 2 приложения. Список литературы насчитывает 51 наименование.
Таким образом квалификационная работа направленная на исследование влияние дополнительных занятий физической культуры на физическое развитие и физическую подготовленность футболистов 11-12 лет подтвердила поставленную гипотезу и позволила решить поставленные задачи и позволило сделать следующие выводы:
1. Для укрепления здоровья и целенаправленного развития физических качеств детей 11 и 12 лет необходимо увеличить их двигательную активность. Дополнительные два занятия по общей физической подготовке положительно сказываются на укреплении здоровья детей и темпе роста физиометрических показателей.
2. Проблема совершенствования системы отбора - одна из главных, волнующих тренеров и педагогов-специалистов в наше время. Дополнительные занятия с детьми способствуют профессиональному отбору и спортивной ориентации на основании определения темпов развития физических качеств.
3. Ежедневные физкультурные занятия в недостаточной мере обеспечивают темпы развития физических качеств. Поэтому следует увеличить физическую нагрузку на этих занятиях.
1. Программа средней школы. Физическая культура / внеклассная работа /. -М.: Просвещение.- 1981.
2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. - М.: ФиС,1985.- 80 с.
3. Агеева С.Р., Азарова И.В., Барон В.П., Борейко Л.И. Роль семьи и школы в формировании у школьников потребности к физическому совершенствованию // Пути оптимизации процесса физического воспитания населения. - Алма-Ата, 1988.- 124 с.
4. Анашкина Л.П. Повышение двигательной активности детей школьного возраста на физкультурных занятиях // Физическое воспитание детей школьного возраста. - М.: Просвещение, 1982.- 146 с.
5. Анфимов Н.Н., Воеводин А.М., Тарасова А.В. О некоторых критериях нормирования физических нагрузок учащихся. Гигиена массовой физической культуры. - М.: ФиС, 1992.- 178 с.
6. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К. Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников // Физкультура в школе. - 1990.- № 9-10.
7. Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О школьных программах по физической культуре // Физкультура в школе.- 1987.- № 3-4.- С.10-13.
8. Вавилова Е.Н. Развивайте у школьников ловкость, силу, выносливость! -М.: ФиС, 1991.
9. Велетченко В.К. Нерешенные задачи физического воспитания в школе // Актуальные проблемы спортивной медицины и лечебной физкультуры. - Каунас, 198.- Ч. 1.- С.7-9.
10. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. - М.: Физкультура и спорт. , 1987.
11. Гриненко М.Ф., Коробова А.А. О критериях нормирования двигательных режимов // Гигиена массовой физической культуры. - М.: ФиС, 1982.
12. Детская спортивная медицина. Под ред. Тихвинского С.В., Хрущева С.В.- М.: Медицина, 1982.
13. Егозина В.И. Уровень двигательной активности подростков в режиме дня // Гигиена массовой физической культуры. - М.: ФиС, 1982.- С. 9-12.
14. Ефименко Р.А., Костюкевич В.Ф. Массовая оздоровительная культура среди детского населения // Актуальные проблемы спортивной медицины и лечебной физкультуры / Тез. науч.-практ. конф.- Ка- унас,1983.- С. 13-15.
15. Жигачев В.И., Волчанская В.В. Гигиенические аспекты проблемы активизации и оптимизации двигательного режима и рационального его использования в процессе физического воспитания учащихся // Гигиена массовой физической культуры. - М.: ФиС, 1982.- С.12-14.
16. Коренберг В.В. Внимание детям. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
17. Кузнецова Н.В., Джумаева Х.Б., Кадыров С.Д., Кладо К.И. Показатели физического развития детей, поступающих в школы // Пути совершенствования физического воспитания и методики преподавания в высшей школе. - Душанбе, 1983.
18. Лебедева Н.Т. Двигательная активность ребенка // Физкультура в школе.- 1993.- № 2.- С. 18-19.
19. Лебедева Н.Т., Глейзеров В.И. Оптимум или максимум? // Физкультура в школе.- 1994.- №5.- С. 21-23.
20. Лебедева Н.Т., Болдина Н.А., Глейзеров В.И. Пути оптимизации двигательной активности детей и подростков // Теория и практика физической культуры.-1986.- № 1.- С. 21-24.
21. Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1984.
22. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
23. Медицина, подросток и спорт. Сборник научных трудов под ред. Дорохова Р.Н., Бахраха И.И.- Смоленск, 1985.
24. Мелиев Х.А. Проявление двигательной активности у детей школьного возраста // Физкультура в школе. 1983.- № 8.- С. 22-23.
25. Николаев В.Р. Приобщение к спорту // Физкультура в школе.- 1989.- № 3.- С. 17-20.
26. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт., 1986.
27. Пути оптимизации процесса физического воспитания населения. Сборник научных статей. - Алма-Ата, 1986.
28. Рика М.Д. Тестовые нормативы уровня физической активности населения // Физкультура в школе.- 1984.- № 7.- С. 27-29.
29. Салямин Ю.Н. Физическая подготовленность детей школьного возраста // Актуальные проблемы спортивной медицины и лечебной физкультуры. - Каунас, 1986.- С. 41-42.
30. Сирис П.З. Экспериментальное обоснование развития физических качеств юных спортсменов на основе применения статических силовых упражнений. Физкультура и спорт., 1982.
31. Спортивная медицина. Учебник под общ. ред. Карпмана В.Л. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
32. Станиокене В.П., Вольбекене В.С. Динамика развития физических качеств у школьников в зависимости от их двигательной активности // Материалы научно-методической конференции преподавателей ЛитГИФКа. - Вильнюс, 1978.
33. Сухарев А.Г. Классификация двигательной активности детей и подростков // Гигиена и санитария.- 1988.- № 5.- 31-33.
34. Сухарев А.Г. Гигиеническое значение физической культуры и спорта для детей и подростков. Гигиена массовой физической культуры. - М., 1982.
35. Спортивная физиология. Учебник под общ. ред. Коца Я.М. - М.: Физкультура и спорт. , 1986.
36. Решетников Т.С. Гимнастика мужчины. - Физкультура и спорт. , 1986.
37. Рудик А.П. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста. Учеб. Психология. - М.: Физкультура и спорт., 1980.
38. Тамбиан Н.Б. Двигательный минимум и максимум ... Каковы они ? // Физкультура в школе. - 1972.- № 4.- С.- 21-22.
39. Теория и методика физического воспитания. Учебник под общ. ред. Матвеева А.П. и Новикова А.Д. - М.: Физкультура и спорт. , 1986.
40. Травин Ю.Г. О развитии двигательных качеств у школьников // Физкультура и спорт.- 1981.- № 4.- С. 33-35.
41. Физиология мышечной деятельности. Учебник под общ. ред. Коца Я.М. - М. : Физкультура и спорт. , 1982.
42. Физическое совершенствование учащейся молодежи. Сборник научных статей. - Алма-Ата, 1986.
43. Фомин Р.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. -М.: : Физкультура и спорт. , 1982.
44. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе. - М.: : Просвещение, 1983.
45. Футбол в коллективе физкультуры. Под ред. Брейкина А.Д. М.: Физкультура и спорт, 1989.
46. Футболист в игре и тренировке. М.: Физкультура и спорт. , 1975.
47. Футбол : Программа детско-юношеских школ и специальных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: : физкультура и спорт, 1977.
48. Футбол : Поурочная программа. Комитет по физической культуре главного управления научно-методических работ. М.: : Физкультура и спорт. , 1985.
49. Футбол - 91. Авт.-сост. Майский А.П., Сушкевич Э.С. Минск :: Полымя, 1991.
50. Черняев В.В. Оптимизация содержания учебного материала по физической культуре в 1-3 классов школ // Актуальные проблемы спортивной медицины и лечебной физкультуры., Каунас, 1983. Ч. 1.-С. 34-35.
51. Юрко Г.П., Спирина Р.Г. Физическое воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина, 1987.