Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СЕЛА

Работа №87737

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2013
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
272
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СЕЛА 7
1.1. Социальное становление сельского школьника как социально-педагогическая проблема 7
1.2. Влияние среды на развитие ребенка 10
1.3. Специфика сельской социальной среды 17
1.4. Социально-психологический портрет сельского школьника 24
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ СЕЛА 36
2.1. Сельская социальная среда как педагогический фактор 36
2.2. Особенности сельской семьи и ее влияние на социализацию ребенка. ... 43
2.3. Детское и молодежное движение на селе как фактор социализации личности сельского школьника 50
2.4. Сельская школа - основной организатор социально-педагогической работы на селе 61
2.5. Интегративная модель профессионализации и социализации сельских школьников 70
Выводы по 2 главе 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Опасные для существования человечества явления современного мира - бесконечные войны и конфликты, обретающие все более жестокие и бескомпромиссные формы, окрещенный «чумой XXI столетия» терроризм, распространение в обществе всевозможных фобий и подверженность сознания каждого отдельного индивидуума вредным стереотипам - все эти явления актуализировали понятие «этническая культура», определили его жизненную необходимость. Это понятие, активно используемое политиками, журналистами, учеными во всем мире, предполагает признание факта, что наш мир многомерен и многообразен, что в нем в разных странах живут разные люди - представители разных рас, конфессий и национальностей (этносов), с разными национальными или этническими культурами, нормами поведения, со своими ценностями и привычками. С реализацией идей формирования этнической культуры связаны надежды на выживание и счастливое существование человечества в наступившем XXI столетии.
В начале XXI века в числе приоритетов самых острых проблем следует рассматривать стратегию социального развития села. Сельский житель во все времена являлся главным хозяином на земле. Он выполнял важную роль в системе продовольственной безопасности страны.
Сегодня сельский социум и сельский житель переживают нелегкие времена. Сельский труд продолжает оставаться малооплачиваемым, тяжелым и трудоемким. На селе ограничены возможности в получении образовательных, медицинских, бытовых услуг. Среди сельских жителей бытует безработица. Заметно стареет население села. Молодежь вовсе пытается покинуть родные места.
В современной России растут контрасты между столицей и провинцией. Российская глубинка во многих отношениях не только не догоняет столицу, а движется в обратную сторону. Оживляются доиндустриальные, дорыночные, феодальные, первобытные отношения - натуральное хозяйство, ростовщичество, накопление сокровищ, меновая торговля. Похоже, что модернизация центров осуществляется ценой архаизации периферии. Нарастает тенденция вырождения сельского населения, в частности в виде различных проявлений интеллектуальной недостаточности и прогрессирующего проникновения в сельскую среду наркотиков. По данным СМИ, в России есть целые селения, почти поголовно пораженные наркоманией. Настроение российского крестьянства пессимистично: две трети его представителей предпочли бы вернуться в прежний, советский период, в то время как нынешнюю жизнь выбрал один из восьми. По оценкам сельских жителей, запаса человеческих возможностей хватит от силы на 2-3 года такой жизни.
Сельские жители составляют сегодня 27% населения страны - 39,9 млн. человек.
Уже сейчас уменьшение этой возрастной группы привело к сокращению выпуска в сельских общеобразовательных школах на 8,1%, а в отдельных регионах - до 19%.
В сложных условиях перехода к рынку село попало в трудную ситуацию, безработица стала тяжелой реальностью. Ориентация на конкурентоспособную личность - насущная потребность любой школы. Для сельской школы эта проблема стоит особенно остро. Сельский образ жизни сужает возможности для выполнения школьниками многообразных социальных проб, проигрывания различных социальных ролей. Это замедляет процесс социализации сельских школьников. Поэтому актуальность проблемы социализации сельских школьников не вызывает сомнений.
Цель нашей работы - выявление условий и факторов социального становления и развития личности сельских школьников.
Объектом исследования является процесс социализации ребенка в условиях сельского социума.
Предметом исследования - условия и факторы социального становления ребенка в условиях сельского социума.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы социализации ребенка в условиях сельской местности.
2. Разработать социально-педагогический портрет сельского школьника.
3. Определить фундаментальные факторы процесса социального становления ребенка в условиях села
4. Разработать методические рекомендации для сельских школ по организации процесса социализации личности ребенка.
Гипотетическое предположение исследования - если процесс социального становления ребенка привести в определенную систему с учетом специфики сельской социальной среды, школы и семьи, повысится уровень социализированности, ориентированности сельского ребенка на сельскохозяйственную профессию, социальной адаптированности современному обществу.
Теоретической основой явились труды отечественных педагогов Л.В. Байбородовой, М.П. Гурьяновой, П.А. Жильцова, Н.С. Захаровой, А.Е. Кондратенкова, С.Ф. Тазиева, Д.С. Ягафаровой. Автором использованы научные труды Акбашева Р.А.. Борисовой Л.Г., Иванова А.Ф., Низамова А.М., Нисимчук А.С., Семыкина Н.П..
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение теоретической литературы, теоретического анализа текстового материала.
2. Методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, анализ школьной документации.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что она раскрывает специфику социального становления личности ребенка в условиях села. В работе определены фундаментальные факторы социализации сельского ребенка, разработан социально-психологический портрет сельского школьника. Определены содержание, формы и методы социализации и профессионализации сельских учащихся.
Значение исследования для практики состоит в том, что в нем приведены в систему содержание, формы и методы социально-педагогической работы по социализации личности сельского ребенка, разработаны методические рекомендации для сельских педагогов по данной проблематике.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной и рекомендуемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе сделана попытка раскрыть особенности процесса социального становления и развития личности ребенка в условиях сельской местности. При этом автор данной работы старался по-новому подойти к традиционным направлениям и раскрыть содержание новых тенденций в социализации учащейся молодежи, исходя из специфики новых социально-экономических условий села.
Требованием времени являются инновационное развитие образовательных систем и достижение современного качества образования.
Однако ряд проблем, связанных с ситуацией социально-культурного и экономического кризиса, затрудняют реализацию инновационных проектов. Эти противоречия характерны сегодня в целом для образования. Что же касается сельской школы, то для нее преодоление данного противоречия происходит на фоне ряда специфических, свойственных только ей проблем, усугубляющихся особенностями демографической ситуации,
ограниченностью учащихся в доступе к информационным и образовательным ресурсам, удаленностью от центров культуры, науки и образования, ограниченностью в получении детьми разнообразного социального опыта. Именно поэтому в последние годы настоятельно требуется выработка стратегии, ориентированной на развитие человека. Актуальность темы исследования определяется и тем обстоятельством, что сельская школа является существенной составной частью образовательного пространства России, поскольку сельские районы занимают около 40% территории страны.
Изучение и анализ педагогической литературы показал, что имеются определенные проблемы в социализации личности ребенка, связанные с особенностями села, специфики психологии сельского жителя, отсутствием в большинстве сельских школ социального педагога, неготовностью сельских учителей к социально-педагогической работе. Недостаточно разработана проблема социализации сельского ребенка в научно-педагогической литературе. В связи с этим существует противоречие между насущной необходимостью специальной организации процесса социального становления и развития сельского ребенка и отсутствием системы такой работы в условиях села.
Становление личности ребенка проходит в условиях неповторимого, свойственного только ему окружения. В это понятие можно вместить много составляющих. Это семья, школа, друзья, социально-политические условия. Но все эти составляющие во многом зависит от места жительства людей, будь то город или деревня. Анализ литературы по данному вопросу позволяет обратить внимание на четыре основные особенности села, которые отличают его от города и порождают положительные и отрицательные условия для воспитания сельских школьников. К таким особенностям относятся:
• Близость природы;
• Устойчивость народных традиций;
• Занятость населения сезонным сельскохозяйственным трудом;
• Малочисленность населения.
Но каждый населенный пункт имеет и свои специфические особенности, которые определяются культурно-историческим развитием, близостью или отдаленностью города, социально-экономическими условиями, особенностями природного ландшафта, народными традициями.
Особенности социального становления и развития ребенка, проживающего в сельской местности, во многом определяются социально-экономическими, культурными, природными условиями жизни села. Сельский ребенок несет на себе отпечаток той среды, в которой растет. Определяющее воздействие факторов этой среды на развитие личности ведет к формированию определенного средового типа, обладающего как позитивными особенностями этого влияния, так и неблагоприятными последствиями. Представляя обобщенный социально-психологический портрет сельского школьника, выделим наиболее типичные особенности его развития, чтобы школьные учителя, родители, социальные педагоги могли правильно строить стратегию воспитательной и социально-педагогической помощи ребенку, его семье:
• процесс социального формирования личности сельского ребенка протекает в условиях довольно замкнутой социальной общности людей, изолированной от внешнего мира, на фоне ограниченного доступа к культурным и образовательным услугам, в относительно простой, культурно бедной, социально примитивной среде, где труд на земле и в личном подворье занимает значительное место в жизни каждой семьи;
• на характере поведения ребенка рано начинает сказываться социальная установка его семьи. Если ребенок с детства живет в атмосфере трудовой деятельности, если с ранних лет родители последовательно включают его в комплекс необходимых для сельского жителя видов труда, тогда он полностью проникается трудовой установкой;
• территориальная и психологическая близость жителей села, раннее участие детей в сфере материального производства также содействуют развитию естественных контактов, более тесному общению детей со взрослыми. Постоянное пребывание взрослых на глазах ребенка (на работе, дома, на отдыхе) способствует тому, что сельские дети быстро овладевают не только несложными трудовыми навыками взрослых, но и усваивают нормы повеления старших, нравственные ценности взрослых. Если взрослые являют собой пример достойного поведения, трудолюбия, мастерства, ответственного отношения к близким, семье, работе, пример жизненной мудрости, то ребенок впитывает в себя образцы добропорядочного поведения. Асоциальное поведение взрослых, в свою очередь, служит мощным стимулом для подражания;
• статичность среды обитания обусловливает и другую особенность поведения сельского школьника - неторопливость, отсутствие спешки.
Однообразие сельской среды способствует выработке статического внимания, статического типа поведения, медленно переключающегося на новые раздражители, но обладающего большей устойчивостью. Внимание сельского ребенка носит сравнительно пассивный характер;
• различаются городские и сельские школьники и характером мыслительных процессов. Городскому ребенку предметы даются в их законченном, результативном виде, для него неведом весь огромный и длительный процесс, предшествующий появлению предмета. У сельского школьника есть представление о сложности предмета, у него есть установка видеть в атом сложном предмете его составные части;
• сельский ребенок, даже подросткового и старшего возраста, непривычен к быстрой ориентировке в новой ситуации. Круг его представлений о мире в среднем значительно меньше, чем у его городского сверстника;
• жизнь сельского ребенка в постоянном соприкосновении с природой, домашними животными, наполненная неформальным общением с родственниками, соседями, способствует развитию таких качеств, как доброта, милосердие, сострадание;
• целый ряд условий сельской жизни - близкое соседство, сходство
трудовых занятий, уровня развития, бытовых условий, поведения, устойчивость среды создают предпосылки для психологической защищенности ребенка, что особенно важно в периоды социальной нестабильности в обществе.
Сельская школа является социальным институтом, оказывающим влияние на становление особого мировосприятия сельского жителя, выпускника школы. Мы проводили исследование в Менделеевском муниципальном районе РТ. Нас интересовало, какие качества сегодня воспитывает современная сельская школа и какие качества воспитывает современная городская школа.
В результате мы получили данные, которые свидетельствуют о том, что сельская школа в основном воспитывает у учащихся социальные качества, такие как взаимопомощь, дружба, честность, любовь к Родине. Для нас было приятной неожиданностью, что 18% респондентов, наших учащихся, сказали о том, что их сельская школа воспитывает любовь к Родине. Всего социальные качества отметили 60% учащихся сельской школы. Городская же школа воспитывает так называемые интенциональные качества — качества личного достижения и успеха. И здесь мы видим сущностное определенное различие городской и сельской школы, даже если она находится на территории одного субъекта Федерации.
Следующая особенность, с нашей точки зрения, заключается в том, что сельская школа обладает потенциалом для развития в статусе социально-культурного центра. Часто, говоря о функциях сельской школы, мы указываем, что школа — это социокультурный центр на селе, как бы по факту. Но, на наш взгляд, по факту это далеко не так. Сельская школа сегодня, в современных условиях, должна заслужить этот статус, неформальный статус. Там должны быть такие ресурсы, такие педагоги, такие условия, такие инвестиции в сельскую школу, такая организация работы с внешней средой, которые бы позволили говорить о том, что эта школа действительно является социокультурным центром на селе.
Еще одна особенность заключается в том, что сельская школа, в отличие от городской, в большей степени играет компенсаторную роль. Жизнь семьи на селе достаточно обособлена, поэтому возникает необходимость восполнения контактов, потребности в общении. Родители из-за особенностей их образования и образа жизни не могут уделять подготовке детей к школе должного внимания, помогать им учиться.
Еще одна особенность сельской школы заключается в том, что для сельской школы характерны неформальные, более доверительные отношения по сравнению с городской школой. И не только потому, что сельская школа, как правило, небольшая и классы там меньше. Прежде всего, сам уклад деревенской жизни, особенности мировосприятия людей, неспешность в обдумывании и принятии решений — все это способствует тому, что более неформальные и доверительные отношения выстраиваются в условиях сельской школы. Это, с одной стороны, плюс сельской школы, а с другой — фактор риска, потому что учащийся, попадая в другую, городскую среду, имея даже высокий уровень знаний, сталкивается с определенными, достаточно серьезными проблемами (например, приезжая в большой город на учебу или на работу).
Серьезной проблемой является отсутствие адекватной качественной подготовки учителя для сельской школы. Вузы страны, наш ЕИ КФУ многое делают, для того чтобы эта подготовка была нацелена на специфику работы учителя для сельской школы. Вместе с тем мы понимаем, что подготовить учителя для сельской школы гораздо труднее, чем даже для профильного обучения в общеобразовательной городской школе. Сегодня учитель сельской школы — не только универсал, не только предметник, но и человек, который обладает надпредметными знаниями, межпредметными знаниями и может работать в различных предметных областях. Кроме того, он должен обладать определенными социально-психологическими, культурологическими компетенциями, профессиональными, которые помогают выполнять те же самые компенсаторные функции и задачи сельской школы.
Еще одна проблема. Несмотря на все коммуникационные технологии, в целом мы можем говорить об определенной социокультурной замкнутости сельской школы, ограниченности социального опыта учащихся, в какой-то степени — и профессиональных контактов педагогов. И дело здесь уже не столько в возможностях, сколько в менталитете сельского педагога, особенно если это дальняя небольшая сельская школа. Они живут своей замкнутой жизнью, им хорошо друг с другом, у них взаимопонимание с родителями, с детьми, все довольны: «И зачем нам какие-то интенсивные профессиональные контакты, зачем нам интенсивное повышение квалификации? Мы со своей функцией справляемся». На самом деле нужно менять не только технологии, о которых мы говорим сегодня и которыми насыщается образовательное учреждение, но прежде всего, менять сам подход педагога сельской школы к своей профессиональной подготовке, качеству своего образования и качеству своего образовательного процесса.
Безусловно, эти выводы не являются окончательными, они требуют более тщательного исследования и разработки системы работы социального педагога и всего педагогического коллектива сельской школы по созданию условий для социального становления и развития ребенка в условиях села.



1. Акбашев Р.А. Школы нового типа в сельской местности Татарстана. - Казань, 1997.
2. Актуальные проблемы развития инновационного потенциала сельской школы России [Текст]: Сб. статей исследователей высшей школы и научных учреждений // Материалы Всероссийской научно¬практической конференции "Развитие инновационного потенциала сельской школы: возможности и перспективы. Комплексные сельские образовательные системы как перспективные модели для возрождения и развития сельского социума в России". - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 302 с.
3. Антология педагогической мысли: В 3-х т. Т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. Сост. Н.Н.Кузьмин. - М., 1989. - 463с. - С.79.
4. Борисова Л.Г. Сельская школа. Проблемы и перспективы. - М., 1978.
5. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. - М., 1999.
6. Бочарова Г.В. Стратегия модернизации сельского образовательного социума/ Г.В. Бочарова, М.П. Гурьянова// Педагогика.2005. № 8 с. 32—
38.
7. Воспитание и развитие личности в социуме: Комплексно-целевая программа. - Нижний Новгород, 2000.
8. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.
9. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М., 2001.
10. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. - Минск, 2000.
11. Жильцов П.А. Воспитательная работа в сельской школе. - М., 1980.
12. Иванов А.Ф. Сельская школа. - М, 1987.
13. Иванова Л.Н. Специфические особенности сельской школы и учет их в нравственном воспитании подростков
14. Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск - Иркутск, 1973 г.
15. Низамов А.М. Сельская школа: подготовка к труду и выбору профессии. - Казань, 1993.
16. Нисимчук А.С. Экономическое воспитание в сельской школе. - М., 1989.
17. Неупокоева Н. Социально-психологическая помощь семье в сельской школе // Социальная педагогика. - 2006. - N 2. - С. 77-84
18.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.,2001.
19.Омукова Л.И. Организация социально-воспитательной работы с детьми в сельском социуме/ Автореферат кандидатской диссертации. - Якутск, 1998 г.
20. Поташник М.М. Инновационные школы России - М., 2003. - 302 с.
21. Прохорова О. Социально-педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации // Воспитание школьников. - 2005. - N 8. - С. 30-35
22. Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей. - М.: Педагогика, 1991.
23. Русланова Л.В. Валеологизация учебно-воспитательного процесса в сельской школе// Материалы II Всерос. конф. «Образование и здоровье» (22-23 апреля 2004 г., Москва).
24. Сборник нормативных документов и методических рекомендаций (библиотека «Сельская школа России»). М., 2000.
25. Сборник научно-методических материалов (библиотека «Сельская школа России»). М., 2000.
26. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии // Школьные
технологии. - 2002. - N 3. - С. 3-176
27. Семыкин Н.П. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в сельской школе. - М., 1979.
28. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред.В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
29. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общ. ред. М.А.Галагузовой. - М., 2000.
30. Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития: Методическое пособие. /Под ред. М П. Гурьяновой, Г.В. Пичугиной. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. - 256 с.
31. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1994.- 173 с.
32. Социальное развитие села и сельская школа: Сборник научных статей.
/Под ред. М.П. Гурьяновой. М.: Издательство Института педагогики социальной работы, 2003.- Серия «Модернизация образования и
социальное развитие села». Выпуск 39. - 100 с.
33. Спицин Н. Профилактика беспризорности поле деятельности классного руководителя. // Сельская школа. - 2003. - № 3. - С. 34-37.
34. Справочник социального педагога: 5-11 классы/ Автор составитель Т.А. Шишковец. - М.: Вако, 2007. - 336 с.
35. Степашко Л. А. Философия и история образования: учеб. пособие для студ. вузов. М., 1999.
36. Суворова Р.Ф. Сельская школа: новое в содержании образования// Педагогика. -1996.- № 6. -С.40.
37. Тазиев С.Ф. Возможности изучения родного края в идейно¬
воспитательной работе сельской школы. - Совет мэктэбе, 1976, № 6
38. Тазиев С.Ф. К вопросу национального воспитания учащихся в сельской школе. - Сб. Современная сельская школа: реалии и перспективы, Елабуга, 1993, с. 144-146.
39. Тазиев С.Ф. К проблеме использования историко-культурного
наследия в духовно-нравственном воспитании учащихся // Использование исторического и культурного наследия региона в духовно-нравственном воспитании учащихся: материалы республиканской НПК, Елабуга, 2012, с. 3-6.
40. Тазиев С.Ф., Гиззатуллин И.Л. Создание и развитие воспитательной системы в условиях национальной сельской школы // Формирование духовно-нравственной культуры и национального самосознании учащихся в современных условиях, Елабуга, 2013, с. 5-14.
41. Тазиев С.Ф. Подготовка студентов педвуза к идеологической работе с пионерами в условиях сельской местности/ Дис... канд. пед. наук. - Казань, 1983.
42. Турченко В.Н. Основы стратегии образования (Новая парадигма - императив устойчивого развития). Международный конгресс: Образование и наука на пороге III -го тысячелетия. - Новосибирск, 1995.
43. Филимонов В. Сельская школа: опыт, проблемы, перспективы развития// Первое сентября (http://ps.1september.ru).
44. Филонов Г.Н. Образование - ресурс консолидации гражданского общества [Текст] / Г.Н. Филонов. // Педагогика. - 2004. - № 8. - с.28-34.
45. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции // Педагогика. 1994. - № 6. - С. 37-42.
46.153. Филонов Г.Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики. Учебное пособие. М.: Издательство Ассоциации
социальных педагогов и социальных работников РФ, 1998. - 60 с.
47. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества [Текст] /Ф.Р. Филиппов. - М., 2004. - 160 с.
48. Фомина А. Б. Управление социально-педагогической деятельностью учреждения дополнительного образования детей. Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 23 с.
49. Хмыров С.Б. Трудовая подготовка и профориентация сельских школьников. - М., 1985.
50. Цирульников А.М. Вариативная организация и развитие сельской школы. М.: Институт педагогических инноваций РАО, МИРОС, 1994. - 104 с.
51.Чернова Г.П. Пути решения проблем сельской школы// Народная школа.- 2004.-№ 1. - С.1-6.
52. Швецов Н.М. Социально-педагогические основы региональной образовательной политики. Автореф. дис. докт. пед. наук. М.: 2000. -36 с.
53. Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития / Е.В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 107—109.
54. Ягафарова Д.С. Классный руководитель в сельской школе. - Казань, 1983.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ