Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ СЕЛА

Работа №21213

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1004
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………………….…..4
1 Теоретические аспекты социокультурной адаптации детей с ОВЗ……...…...10
1.1Сущность социокультурной адаптации детей с ОВЗ……………….............10
1.2Специфика организации социокультурной адаптации детей с ОВЗ............18
2Социокультурная адаптация детей с ОВЗ в условиях села………...………….30
2.1Социокультурная адаптация детей с ОВЗ в условиях села на примере
п. Раздолинск………………………………………………………………...30
2.2Проект создания клуба для детей с ОВЗ «Музыкальная беседка»
на базе МБУ ДО МДМШ…………………………………………………......44
Заключение………………………………………………………………………….54
Список использованных источников……………………………………………...57
Приложения

Актуальность исследования процесса социокультурной адаптации детей с
ограниченными возможностями обусловлена необходимостью
совершенствования практики социальных преобразований. В тенденциях
последнего времени проведение работы по социокультурной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных
направлений политики Российской Федерации. На сегодняшний день в нашей
стране людям с ограниченными возможностями здоровья оказываются
различные виды социальной поддержки, а также расширяется спектр
предоставляемых им услуг: открываются адаптационные центры различных
направленностей, внедряются инновационные методы работы с данной
категорией населения, формируется адекватное отношение общественности к
феномену инвалидности. По статистическим данным Министерства
образования Российской Федерации, 1,7 миллионов детей имеют ограниченные
возможности здоровья. В конце 2013 года в Москве состоялся I
Международный конгресс по проблемам комплексной реабилитации детей, на
котором научные работники, зарубежные ученые, специалисты различных
ведомств отмечали значимость взаимодействия учреждений здравоохранения,
культуры, социальной защиты, образования. Не раз были процитированы слова
великого российского психолога Л. С. Выготского: «Человечество победит
раньше или позже слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно
победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и
биологическом» [17; 99].
Социокультурная адаптация детей с ограничениями по состоянию
здоровья подразумевает под собой полную включенность таких детей
окружающую социокультурную действительность, при которой недостатки их
в процессе компенсационной деятельности не мешают ни им, ни окружающему
обществу. Подобная компенсационная деятельность реализуется через
знакомство детей-инвалидов с культурными и духовно-нравственными5
ценностями, привлечение их к здоровому образу жизни, через приобщение к
искусству, культуре и творчеству. Исследование процесса социокультурной
адаптации детей-инвалидов значительно актуализируется еще и по причине
того, что детство является уникальным периодом в жизни любого человека. И
от того, как сложится этот этап познания жизни, внедрение в нее, насколько
комфортным будет он для ребенка, напрямую зависит формирование его
самосознания, самооценки и пути дальнейшего жизненного развития. Если в
данном контексте говорить о детях с ограниченными возможностями здоровья,
следует не забывать, что для них этот этап в силу жизненных обстоятельств
осложняется. Детство таких детей ограничивается узкими социальными
рамками, изолированностью от сверстников и общества в целом, наполнено
психологическим дискомфортом, возникающим на почве осознания своей
некой неполноценности и различиями с другими детьми. В наше время любое
детство заканчивается рано, происходит быстрое взросление ребенка, что
приводит к ожесточению и обеднению его дальнейшего развития. Большинство
детей в современном мире душевно одиноки, что уж говорить о детях с
ограниченными возможностями. В последнее время наблюдается тенденция
роста численности людей с ограниченными возможностями в целом и детейинвалидов в частности. Благодаря государственной направленности на так
называемую «доступную среду», включение людей с ограниченными
возможностями в полноценную общественную жизнь, социокультурная
деятельность также не остается в стороне. Разрабатываются новые методики и
формы работы с такими людьми, расширяется спектр возможностей
социокультурной деятельности в данной деятельности. Но, к сожалению,
большинство нововведений в данной области наиболее приемлемо для
реализации в городском пространстве. Условия села не всегда могут
обеспечить полноценность подобной работы. Все вышеизложенное
актуализирует исследования обеспечение социокультурной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях села и требует внедрения
новых форм работы с данной категорией.6
Не случайно поэтому пристальное внимание специалистов различных
направлений к выяснению сущности, механизмов, технологий
социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями. Общие
социально-педагогические проблемы детей с ограниченными возможностями
здоровья описаны в трудах А. И. Арямова, П. П. Блонского, А. И. Бороздина,
Л. С. Выготского, Е. К. Грачевой, И. Гуггенбюлля, О. Декроли, Ж. Демора,
Ж. Итара, В. П. Кащенко, Н. К. Крупской, А. Р. Лурии,
И. В. и Е. Х. Маляревских, М. Монтессори, Э. Сегера, Г. Я. Трошина.
Исследованием вопроса социально-педагогической поддержки детей и
подростков, а также вопросом защиты детства занимались Л. Н. Антонова,
А. В. Быков, И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко, Е. Е. Чепурных,
Т. И. Шульга.
Сущность, содержание и механизмы социальной адаптации детей и
молодежи в своих трудах раскрывали Е. А. Воропаева, Л. В. Корель,
О. В. Коршунова, Е. А. Михайлова, Н. Е. Шустова.
Проблемами детской и подростковой дезадаптации занимались
Б. Н. Алмазова, Ф. Б. Березина, A. A. Горнова, P. A. Овчаровой, Е. А. Ямбурга;
пути компенсации и коррекции —С. А. Беличевой, В. М. Миниярова,
С. Г. Шевченко и интеграции этих детей в общеобразовательную среду —
JI. H. Винокурова, Т. В. Егоровой, А. М. Зотовой, Г. Ф. Кумариной,
Н. М. Назаровой, М. И. Никитиной.
Вопросы социального развития и социализации личности исследовали
М. А. Галагузова, Н. Ф. Голованова, Г. В. Грибонова, В. П. Гудонис,
Н. Ф. Дементьева, И. В. Дубровина, М. Н. Костикова, К. С. Лебединская,
В. Ш. Масленникова, А. Н. Хузиахметов, P. A. Фахрутдинова,
Д. И. Фельдштейн.
Проблемы реабилитации детей в различных аспектах: медицинском,
психологическом, социально-педагогическом, общепедагогическом
рассматривали Н. Б. Алмазов, H. A. Баранова, Н. П. Вайзман,
Л. В. Васильченко, Н. Ф. Велиханова, В. В. Вершинина, A. B. Гордеева,7
Е. А. Горшкова, М. А. Жданова, С. Н. Кошман, Н. С. Морова, В. В. Морозов,
С. А. Расчетина, Г. И. Репринцева и др.
Вопросы совместного обучения детей с различными образовательными
возможностями были исследованы И. И. Воскобойниковым, Л. С. Выготским,
О. А. Герасименко, О. Л. Гончаровой, Р. П. Дименштейн, В. П. Кащенко,
С. Н. Крюковым, Д. Лауве, Е. Мальцевой, И. Маляревским, Е. Н. Михайловой,
Г. В. Мурашевым, Ф. Л. Ратнер, Т. А. Сергеевой, Г. Я. Трошиным,
У. В. Ульенковой, А. М. Щербиной, А. Ю. Юсуповой и др.
Исследования ученых все больше указывают на возможности искусства в
коррекции психических процессов у детей (H. A. Ветлугина, И. А. Грошенков,
Т. А. Добровольская, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева, М. В. Киселева,
Л. H. Комисарова, А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, И. Ю. Левченко,
Е. А. Медведева, С. Г. Рыбакова).
В последнее время заметен большой интерес исследователей к
использованию искусства и творчества в вопросах социокультурной адаптации
детей с ограниченными возможностями. Однако все представленные
исследования не раскрывают возможностей социокультурной адаптации детей
с ограниченными возможностями здоровья в условиях села.В связи с этим
выявляется проблема данной дипломной работы, а именно: специфичность
протекания процесса социокультурной адаптации детей с ограниченными
возможностями в сельской местности и то, что эта специфика недостаточно
исследована в литературе, что порождает трудности в практике
социокультурной адаптации.
Объект исследования: социокультурная адаптация детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: социокультурная адаптация детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской местности.
Цель работы: исследовать возможности воздействия на процесс
социокультурной адаптации детей с ограниченными возможностями в условиях8
села средств музыкального искусства и разработать проект создания клуба
«Музыкальная беседка».
Цель, объект и предмет исследования, определили постановку и
решение следующих задач:
– выявить теоретические основы социокультурной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
– определитьспецифику организации социокультурной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
– охарактеризовать возможности социокультурной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях села на примере поселка
Раздолинск;
– провести исследование уровня социокультурной адаптированности
детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в сельской
местности и разработать социокультурный проект «Музыкальная беседка».
Гипотеза: Социокультурная адаптация детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях села будет более эффективной при
условии создания благоприятной среды для развития, самореализации и
общения детей посредством музыкального искусства.
Методология исследования:
В нашем исследовании мы опирались на парадигму социальной
активности личности в социально-культурной сфере Н. Н. Ярошенко и
универсальную концепцию «Элементарного музицирования» Карла Орфа,
подход социолога Карла Кенига, педагогические концепции Н. А. Ветлугиной и
И. А. Грошенкова, труды психологов Т. А. Добровольской «Социальнопсихологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых» и
Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой «Как помочь особому ребенку» и культуролога
М. В. Кисилевой «Арт-терапия в работе с детьми». В основу программы клуба
«Музыкальная беседка» были положены идеи и принципы организации и
проведения занятий музыкотерапией зарубежных и отечественных
музыкотерапевтов, успешно работающих с детьми-инвалидами (Ж. Некту,9
Ж. Македа (Франция), И. Захарова, Т. Степанова (Москва), А. Черкасская
(Санк-Петербург).
При проведении данного исследования применялись следующие методы:
– общенаучные: теоретический анализ имеющегося опыта по проблеме
исследования в областях педагогики, психологии, искусствоведения
(музыкальное искусство), метод дедукции, метод измерения, метод описания
полученных данных;
– частные: методы вовлечения в СКД, метод экспертного интервью,
анкетирование, метод социометрии.
Экспериментальная база исследования:Раздолинское отделение МБУ
ДО Мотыгинской детской музыкальной школы.
Теоретическая значимость исследования. В данной работе
рассматривается социокультурно-адаптационный потенциал искусства в
условиях села.
Практическая значимость исследования. В данной работе определена
сфера возможностей использования музыкально-педагогических технологий в
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Подобранные и
адаптированные нами техники могут быть использованы педагогами
музыкальных школ, находящихся в сельской местности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что использование
любых средств культуры и искусства благотворно влияет на становление
ребенка с ограниченными возможностями здоровья как члена окружающей
культурной среды, способствует ускорению процесса интеграции в эту среду и
социокультурной адаптации. Помимо этого, такая социокультурная адаптация
способствует развитию творческого потенциала ребенка-инвалида.
Необходимым условием этого процесса является проведение процесса
социокультурной адаптации в открытом, а не замкнутом социокультурном
пространстве. Под открытым социокультурным пространством в данном
контексте понимается введение ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в среду здоровых сверстников, создавать ситуацию сотрудничества,
сотворчества. Мероприятия, проводимые в атмосфере сотворчества,
способствуют развитию необходимых качеств у ребенка-инвалида:
коммуникативности, умения социального взаимодействия, а также расширяет
круг общения такого ребенка, дарует ему возможность освоения новых умений
и навыков. Участвуя в концертных выступлениях, творческих дискуссиях,
развлекательных и игровых вечерах ребенок с ограниченными возможностями
здоровья имеет возможность показать сильные стороны своего личностного
потенциала, стать равным среди равных.
Итак, на основании вышеизложенного, можно сделать следующие
выводы:
– главной проблемой ребенка с ограниченными возможностями здоровья
выступает в неумении выстраивать контактов с окружающей средой,
ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками, в
ограниченности доступа к культурным ценностям, а иногда и к образованию;
– ребенок с ограниченными возможностями здоровья является членом
общества, и он наравне со всеми хочет и моет участвовать во всей
многогранности жизни;55
– ребенок с ограниченными возможностями здоровья, может быть также
способен и талантлив, как и его здоровые сверстники и, если ему предоставить
возможность, может развить свои таланты, тем самым принося пользу
обществу;
– ребенок с ограниченными возможностями здоровья является не
пассивным объектом социокультурного влияния, а активным субъектом
социокультурного процесса.
Для проведения социокультурной адаптации детей с ограниченными
возможностями в условиях сельской местности, следует отталкиваться в
первую очередь от социокультурных возможностей села и использовать этот
потенциал максимально. Предложенный нами проект создания клуба для детей
с ограниченными возможностями здоровья «Музыкальная беседка» является
эффективным и необходимым, по мнению экспертов, средством
социокультурной реабилитации детей-инвалидов, проживающих на территории
поселка Раздолинск. Таким образом, опираясь, данные экспертного интервью,
можно с уверенностью сказать, что гипотеза, заявленная нами в самом начале
данного исследования, находит свое теоретическое подтверждение. Технология
музыкальной терапии, на которую опирается концепция проекта «Музыкальная
беседка» по своей сути является эффективным средством коррекции
коммуникативных нарушений, способствует вхождению ребенка-инвалида в
окружающее социокультурное пространство посредством самовыражения через
музыкальное творчество, подготовке и участию в публичных концертных
мероприятиях. Также данная технология является актуальной, так как может
применяться практически повсеместно, где есть преподаватели музыки. Да и
само по себе музыкальное искусство обладает целительной силой, ведь еще
Платон говорил: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,
способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему
существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего
возвышенного» [диалог Платона «Пир»].56
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что
социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в
условиях села будет более эффективной при условии создания благоприятной
среды для развития, самореализации и общения детей посредством
музыкального искусства.Таким образом, считаем цель данной выпускной
квалификационной работы достигнутой, поставленные задачи выполненными,
гипотезу теоретически подтвержденной.


Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социальнопсихологические проблемы / В. С. Агеев. – Москва: Изд-во Московского
университета, 2005. – 340 с.
2. Актуальные проблемы непрерывного образования инвалидов /под ред.
В. Г. Онушкина, Е. П. Тонконогой, С. С. Лебедевой. – Санкт-Петербург:
ИОВРАО, 2004. – 80 с.
3. Алмазов, Б. Н. Психология проблемного детства / Б. Н. Алмазов. 2013
Москва: Дата Сквер,2009. –248 с.
4. Алмазов, Б. Н. Психология социального отчуждения / Б. Н. Алмазов. –
Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая
академия», 2007. – 192 с.
5. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей: учебное
пособие для студентов высших учебных заведений / В. П. Анисимов. – Москва:
Гуманист.изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 130 с.
6. Антропологический словарь / под ред. Л. Яблонского. –Классикс
Стиль, 2003. – 328 с.
7. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании
/Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. –
Москва, 2001. – 246 с.
8. Белик, А. А. Культурная (социальная) антропология / А. А. Белик. –
издательство РГТУ, 2009. – 624 с.
9. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. –
Москва: Социальное здоровье России, 1994. – 224 с.
10. Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ
мыслей / М. Р. Битянова. –Москва:Эксмо-Пресс, 2001. –576 с.
11. Блонский, П. П. Педология / П. П. Блонский. –Владос, 2000. –288 с.
12. Бурцева, В. В. Современный словарь иностранных слов
/В. В. Бурцева, Н. М. Семенова. – Русский язык, 2008. – 832 с.58
13. Вайзман, Н. П. (сост.) Психотерапия в дефектологии: книга для
учителя / Б. И. Айзенберг, Л. З. Арутюнян, Н. А. Барышникова и др. – Москва:
Просвещение, 1992. –128 с.
14. Велиханова, Н. Ф. Психолого-педагогическое консультирование как
средство реабилитации социально дезадаптированныхдетей и подростков /
Н. Ф. Велиханова // Социальная педагогика. – 2012. – № 6. – С. 96 – 99.
15. Ветлугина, Н. А. Воспитание эстетического отношения ребенка к
окружающему: основы дошкольной педагогики / Н. А. Ветлугина. –Москва:
Педагогика, 1990. – 193 с.
16. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /
Л. С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1967. – 96 с.
17. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. –Лань,
2003. –656 с.
18. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. –
Москва: Просвещение, 1995. – 438 с.
19. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций /
М. А. Галагузова. –Владос, 2001. – 416 с.
20. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка /
Н. Ф. Голованова. – Речь, 2004. – 272 с.
21. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология /А. Л. Готсдинер. –
Москва: «NB МАГИСТР», 1993. – 190 с.
22. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной
(коррекционной) школе VIII вида: учеб. пособие для студ.высш. пед.учеб.
заведений / И. А. Грошенков. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
– 208 с.
23. Гудонис, В. Ф. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с
пониженным зрением / В. Ф. Гудонис. – МОДЭК, 1999. – 288 с.
24. Дименштейн, Р. П.Интеграция «особого» ребенка в России:
законодательство, практика и перспективы / Р. П. Дименштейн,59
И. В. Ларикова// Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – 2000. – Вып.
3. – С. 27–64.
25. Добровольская, Т. А. Социально-психологические особенности
взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина
// Социс. – 2006. – С. 62–67.
26. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой
деятельности / А. Д. Жарков. –Москва: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480
с.
27. Зелинская, Д.И.Детская инвалидность / Д. И. Зелинская, Л. С. Балева.
– Москва, 2001. – 136 с.
28. Зинкевич– Евстигнеева, Т. Д. Как помочь особому ребенку: Книга для
педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич– Евстигнеева, Л. А. Нисневич. –СанкПетербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
29. Зинкевич– Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика
сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. –Златоуст, 1998– 352 с.
30. Инновационные подходы к решению проблем образования,
социальной и профессиональной реабилитации инвалидов: материалы научнопрактической конференции / науч. ред. С. С. Лебедева. – СанктПетербург:СПбГИПСР, СПб ПРЦ, 2011. – 127 с.
31. Казначеев, В. В. Право на образование есть, но реализовать его трудно
/ В. В. Казначеев // Надежда. – 2004. – №1. – С. 9.
32. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко.
Просвещение, 1994. – 224 с.
33. Кениг, К. Развитие чувств и телесный опыт / К. Кениг. – Духовное
познание, 2002. – 168 с.
34. Ким, Е. Н. Концепция «независимой жизни» в социальной работе с
детьми с ограниченными возможностями // автореф. дис. ... канд. социол. наук /
Ким Екатерина Никифоровна. – Москва, 2007. – 24 с.
35. Кисилева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и
социальной работе / М. В. Кисилева. –Речь, 2007. – 336 с.60
36. Кисилева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Кисилева. –
Речь, 2014. – 160 с.
37. Кисилева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник /
Т. Г. Кисилева, Ю. Д. Красильников. – Москва: МГУКИ, 2004. – 539 с.
38. Комплексное сопровождение процесса образования инвалидов как
фактор реализации их прав на интеграцию в общество: материалы научнопрактической конференции / под ред. С. С. Лебедевой. – СанктПетербург.:Человек и его здоровье, 2008. – 287 с.
39. Корель, Л. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии,
методики / Л. В. Корель. – Новосибирск, 2005. – 424 с.
40. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация /
И. А. Коробейников. – Москва: ПЭРСЭ, 2009. – 192 с.
41. Коршунова, О. В. Обучение сельских школьников на основе
интегративно-дифференцированного подхода: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 /
Коршунова Ольга Витальевна. – Санкт-Петербург, 2009. – 192 с.
42. Костина, Э. П. Диагностика музыкально - сенсорного развития детей /
Э. П. Костина. –Нижний Новгород, 1991. – 39 с.
43. Котышева, Е. Н. Групповая музыкотерапия для детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях центра социальной
помощи / Е. Н. Котышева. – Москва, 2012. – 193 с.
44. Красный, Ю. Е. Арт – всегда терапия. Развитие детей со
специальными потребностями средствами искусств. / Ю. Е. Красный. – Москва,
2006. – 204 с.
45. Куроленко, Е. М. Музыкальная педагогика для детей с
ограниченными возможностями/ Е. М. Куроленко // Педагогика. – 2004. – № 10.
–С. 31–35.
46. Лебединская, К. С. Психолого-педагогическая коррекция раннего
детского аутизма / К. С. Лебединская; под ред. Т. А. Власовой. – Москва: АПН
СССР, 1981. – 309 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ