Введение 3
I. Специфика художественного текста как объекта литературоведческого анализа 6
1.1. Субъективные и исторические предпосылки написания романа.
Место произведения в творчестве писателя 6
1.2. Жанро-стилевая специфика романа 8
1.3. Проблематика романа 11
Выводы 18
II. Композиционно-художественные особенности романа 20
2.1. Композиция романа 20
2.2. Образный строй романа 26
2.2.1. Образ повествователя 26
2.2.2 Образы персонажей 30
2.2.3. Образ времени 45
2.3. Изобразительно-выразительные средства как субъективные
лингвистические факторы 47
Выводы 53
Заключение 55
Библиография
Несмотря на то, что роман Роберта Пенна Уоррена был написан и издан в прошлом веке, свою актуальность он не потерял. Проблемы, которые автор поднимает в своем произведении, существуют и в настоящее время. Философские и политические темы, затрагиваемые писателем, находят свое отражение в современном мире и обществе. Роман «All the King’s Men» является одной из лучших работ Р. П. Уоррена, в которой автор стремится привлечь внимание читателя к философским мыслям, к концепциям «жизнь» и «время». Книга является неким пособием, благодаря которому можно лучше понять жизнь, поступки других людей и научиться анализировать прошлое.
Все это обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цель и задачи работы, ее объект и предмет.
Объектом исследования является творчество американского писателя Р. П. Уоррена.
Предметом исследования является роман Р. П. Уоррена «All the King’s Men».
Целью исследования является определение основных идей романа «All the King’s Men», выявление его художественного своеобразия.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
-изучить биографию Р. П. Уоррена;
-изучить исторические и субъективные предпосылки написания романа «All the King’s Men»;
-определить место романа в творчестве писателя;
-определить жанро-стилевую специфику романа;
-изучить проблематику художественного произведения;
- сделать лингвистический анализ художественного произведения «All the King’s Men».
Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
1 )общенаучные:
- метод критического анализа литературы по теме исследования;
-методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих подходов в исследовании текста художественного произведения;
- наблюдение;
2) общефилологические методы:
- композиционный анализ;
- контекстологический анализ;
3) частные методы:
- биографический метод.
Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных лингвистов, таких как Д.В. Затонский, Л.Г. Бабенко, Ю. В. Казарин, Н.С. Болотнова и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных исследования в теоретических и практических курсах «Зарубежная литература», «Аналитическое чтение», «Интерпретация художественного произведения».
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во Введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет исследования, сформулированы задачи и методы исследования, практическая значимость работы.
В первой главе «Специфика художественного текста как объекта литературоведческого анализа» рассмотрены субъективные и исторические предпосылки написания романа, определено место произведения в творчестве писателя, изучена жанро-стилевая специфика и проблематика романа.
Во второй главе «Композиционно-художественные особенности романа» рассмотрены композиция, образный строй романа, образ повествователя, образы персонажей и образ времени, а также изобразительно-выразительные средства.
В Заключении подведены общие итоги дипломного исследования, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения.
В данной работе мы исследовали крупное произведение середины ХХ века знаменитого американского философа, критика, поэта и писателя Р. П. Уоррена.
Роман «All the King’s Men» не теряет свою актуальность благодаря проблемам и тематике, незабываемым образам и оригинальному стилю изложения, являющемуся особенностью художественного «подчерка» Роберта Пенна Уоррена.
Целью настоящей работы было определить основные идеи романа «All the King’s Men» и выявить его художественное своеобразие.
При решении задачи «изучить биографию Роберта Пенна Уоррена» в работе отражены некоторые существенные биографические моменты.
При решении задачи «выявить исторические и субъективные предпосылки написания романа «Вся королевская рать»» нами были изучены исторические особенности написания романа, события, которые повлияли на решение автора посвятить себя написанию данного художественного произведения.
При решении задачи «определить место романа в творчестве писателя» мы выяснили, что роман занимает центральное место в творческой биографии американского писателя Роберта Пенна Уоррена.
При решении задачи «определить жанро-стилевую специфику романа» мы подробно изучили жанро-стилистическую особенность данного художественного произведения и выяснили, что данный роман относится к произведениям критического реализма, так как он соответствует принципам, присущим этому литературному направлению.
При решении задачи «сделать лингвистический анализ художественного произведения мы провели подробный лингвистический анализ художественного текста. Мы изучили образ автора, определили тип рассказчика, а также нами были охарактеризованы различные персонажи, изучена особенность речи героев романа. Для полноты лингвистического анализа было проанализировано множество стилистических приемов, способствующих передаче отношения автора к содержанию проезвидения и раскрытия образов персонажей. Основная идея заключается в том, чтобы получить результат, надо предпринимать действия, которые могут носить как созидательный, так и разрушающий характер.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, поставленная цель достигнута.
1. Анастасьев Н.А. Обновление традиции: Реализм XX в. в
противообороте с модернизмом. - М.: Советский писатель, 1984, 350 с.
2. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы). - М.: Наука, 2002. - 383 с.
3. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы анализа. Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2004. - 464 с.
4. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В.. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум. - 5-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 496 с.
5. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Логос, 1995. - 140 с.
6. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 520 с.
7. Бурлакова В.В. Синтаксические структуры современного английского языка. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с.
8. Википедия. Свободная энциклопедия. Уоррен, Роберт Пенн. -
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 25.03.2013. - URL:
http: /т1.У1к1рес11а.01пАУ1киУорре11 ,Ро берт Пенн# .D0.91.D0.B8.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F(Дата обращения: 25.03.2013)
9. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971. - 280 с.
10. Виноградов В. В. О теории художественной речи: Учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов и пед. ин-тов. - М.: Высшая школа, 2005. - 287 с.
11. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. -М.: Просвещение, 2003.- 152 с.
12. Горшков А.И. Русская стилистика: Учеб. пособие. - М.: Астрель, 2006.-367 с.
13. Гуговский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. - Тула: Автограф, 2000. - 352 с.
14. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум-М, 2001. - 123 с.
15. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX-XX вв.). 2-е изд., испр. и доп. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 296 с.
16. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учеб. пособие. 8-е изд. М.: Флинта, 2007. - 248 с.
17.Задорнова В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. - М.: Высш.шк., 2000. - 152 с.
18.Затонский Д.В. Художественные ориентиры XX века. - М.: Сов. писатель, 1988, 413с.
19. Колшанский Г.В. Паралингвистика. - М.: КомКнига, 2010. - 96 с.
20. Кольцова Л.М., Лунина О.А. Художественный текст в современной лингвистической парадигме Учебно-методическое пособие для вузов. - Воронеж, 2007. - 51 с.
21. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история. Проблема языкового изменения/пер. с исп. - М.: Едиториал УРСС, 2010. - 208 с.
22. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
23. Литература Сопротивления (цели, жанры, тематика) и
экзистенциалистская идея в художественной литературе: истоки, философское, содержание, основные категории [Электронный ресурс]. Дата обновления: 25.03.2013. - URL:
http://cl.rushkolnik.ru/docs/8261/index-9499.html?page=4 (Дата
посещения: 25.03.2013)
24. Накорякова К.М. Литературное редактирование; общая методика работы над текстом: Практикум. -М.: Икар, 2004. - 432 с.
25. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
26. Пронин В.А. История мировойлитературы и искусства. - М.: МИЭМП, 2010. - 407 с.
27. Рудакова А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика. - Воронеж: Истоки, 2002.- 78 с.
28. Сонин А.Г. Когнитивная лингвистика. - Воронеж, 2002. - 124 с.
29. Стилистический энциклопедический словарь русского языка/Под.ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 696 с.
30. Уоррен. Р.П. Как работает поэт. Статьи, интервью. - М.: Наука, 2001,
260 с.
31. Учебно-методический ресурс для студентов и школьников.-2010
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 24.03.2013. - URL:
http: //rul ingui stic.com/o snovnye -kate gorii-teksta/ (дата обращения:
23.03.2013)
32.Чернец Л.В. Хализев В.Е. и др. Введение в литературоведение: учебн. пособие. - М.: Высшаяшкола, 2001. - 194с.
33. Shmoop. We speak students. All the King’s Men.-2013 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.03.2013. - URL:
http: //www.shmoop .com/all -the-kings-men/(дата обращения: 23.03.2013).
Иллюстративный источник
1. R. P. Warren. «All the King’s Men».- М.: Прогресс, 1979. - 448 с.