ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА «ДВОЕМИРИЯ» В МАЛОЙ ПРОЗЕ В.М. ШУКШИНА 8
1.1. Антиномическая природа малой прозы В.М. Шукшина 8
1.2. Русское «двоемирие» Василия Шукшина 16
1.3. Роль пейзажа в оппозиции «город - деревня» 27
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА «ДВОЙНИЧЕСТВА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.М. ШУКШИНА 31
2.1. Феномен двойничества в литературе: история и эстетика 31
2.2. О двойственности героя Шукшина: личность и социум 37
2.3. Двойничество в отношении к вере и безверию 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность работы. Тема нашей выпускной квалификационной работы «Проблема «двоемирия» и «двойничества» в малой прозе В.М. Шукшина» имеет большое значение для современного осмысления творческого наследия выдающегося отечественного писателя второй половины ХХ века. Алтайский исследователь и литературный критик А.И. Куляпин, земляк Василия Макаровича, отмечает: «Шукшин был художником переломной эпохи. Он жил и творил в годы, когда заметно активизировались процессы не только исторические, но и общекультурные. Именно в шестидесятые годы сформировалось направление, занявшее господствующее положение в искусстве последней трети XX века, совершился переход «от тоталитарного человека к постмодернистскому».
Шукшин стал не просто свидетелем, но и участником многих важнейших событий своего времени. По мнению Л. Аннинского, «как специалист по «межукладному слою», он отразил в своем творчестве проблемы, характерные для поворотного момента в развитии общества». В самой советской жизни времени Шукшина возникало своеобразное и трудно поддающееся определению «двоемирие» (в силу этой заметной новизны в употреблении двух базовых терминов работы - «двоемирие» и «двойничество» - мы в названии работы, глав и в отдельных случаях брали их в кавычки. - Л.Б.).
Вообще, к осмыслению проблемы двойственности бытия и сознания человека на протяжении многих веков обращались философы, психологи, художники. Представления о многослойной структуре мироздания и противоречивой природе человека отразились уже в мифах и фольклоре и т.д. Начиная с античности, над этой проблемой размышляли и писатели, создавая в своих произведениях множественную реальность (двоемирие или многомирие), заключая в рамки двойничества амбивалентного героя и образы двойников.
Наиболее остро проблема двоемирия встала в литературе романтизма. В свою очередь, вопросы двойничества резко актуализировались в искусстве XX века, проходя лейтмотивом через произведения, созданные в русле разных художественных направлений. Их осмысление связано с мотивами тени, зеркала, игры, сна, маски, использованием приемов метаморфозы, антитезы, олицетворения, персонификации, оксюморона, синекдохи, гротеска и др.
Вот и в советскую эпоху появилось со времени хрущевской «оттепели» ощутимое и очевидное восприятие действительности в ее принципиальной неоднозначности. Двойственность обстоятельств рождала в шукшинском художественном мире двойственность характеров. Но проблема, на наш взгляд, глубже. В российской жизни нескольких веков до сегодняшних дней отчетливо прослеживается стремление к новизне и недоверие к ней, а в русском человеке данная важнейшая черта прочно укоренилась с давних времен в его архетипе. Шукшин не прошел мимо этого важнейшего и примечательного явления.
На современном этапе культурно-исторического развития проблема «двоемирия» и «двойничества» вновь становится актуальной, так как Россия снова находится на очередном повороте своего развития, что незамедлительно сказывается на художественном сознании эпохи. Можно сказать, что в современной жизни и культуре опять обостряется извечная проблема человека - проблема его самоотождествления в отчетливо противоречивом мире.
Степень изученности проблемы. Достижения отечественного и зарубежного шукшиноведения в рассмотрении творчества писателя с разных позиций, в целом, бесспорны. Широк и спектр осмысления творчества писателя: исследованы социально-этическая и идейно-философская проблематика его произведений, изучены особенности языка и стиля, исследовано своеобразие шукшинского мировоззрения, эстетики и поэтики (В.А. Апухтина, В.Ф. Горн, Л.И. Емельянов, В.М. Карпова, В.И. Коробов и др.), рассмотрены решающие проблемы художественного метода Шукшина (Л.А. Аннинский, Г.А. Белая, С.М. Козлова, Н.Л. Лейдерман и др.). Однако проблема «двоемирия» и «двойничества» в малой прозе В.М. Шукшина ни разу целостно и детализировано не изучалась.
Долгое время творчество Шукшина рассматривалось исключительно в русле традиций реалистической литературы. И только сравнительно недавно Шукшина стали относить к числу смелых литературных экспериментаторов второй половины XX века. Правда, еще С. Залыгин отмечал, что его земляк «.представлял то искусство, которое есть не только правдивое, не только талантливое изображение жизни, но и сама жизнь реальная, повседневная, героическая, разная (курсив наш - Л.Б). При этом технологические понятия литературы - сюжет, фабула, завязка, кульминация - теряли свое значение, смещались и заменялись понятием жизни, и даже не понятием, а ею самой» .
О Шукшине писали известнейшие критики 60-70-х годов: Л. Аннинский, В. Кожинов, А. Марченко, Г. Митин, С. Рассадин, М. Чудакова и др. Тем не менее, подлинное значение шукшинского вклада в отечественную культуру начало осознаваться только на грани XX и XXI веков в ситуации резкой смены экономических, социальных и политических формаций. В этих условиях изучение шукшинских героев и их ценностных установок в контексте новых жизненных реалий обрело новые черты. Стало понятно, что Шукшин очень современный писатель - в художественном мире, в характерах его героев обнаружился большой запас исторической прочности.
Теоретическими и методологическими ориентирами выпускной квалификационной работы стали труды Л.А. Аннинского, Г.А. Белой, Н.А. Биличенко, И. Дедкова, В.Ф. Горна, В.С. Елистратова, С. Залыгина, О.А. Камышева, Н.А. Чанцевой и других исследователей творчества Василия Шукшина. Творчество Шукшина достаточно полно и глубоко изучено с точки зрения проблематики и поэтики. Вопросы нравственности его героев поднимались в работах: В.Г. Сигова «Русская идея В.М.Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе», Е.А. Московкиной «К проблеме нравственных исканий шукшинского героя», Л. Ершова «Правда и нравственность. Своеобразие сатиры В. Шукшина» и других ученых . Мы предприняли посильную попытку исследования проблемы «двоемирия» и «двой ничества» в малой прозе В.М. Шукшина. В этом заключается научная новизна выпускной квалификационной работы.
Объектом нашего исследования послужила малая проза В.М. Шукшина: рассказы «Микроскоп», «Чудик», «Срезал», «Мастер», «Крепкий мужик», «Обида», «Психопат» и многие другие. Предметом научного осмысления стала проблема «двоемирия» и «двойничества» в малой прозе В.М. Шукшина, где одно из центральных мест занимает ценностное сознание шукшинских героев, их идеалы и интересы, их социальное, духовное и нравственное самоопределение.
Целью выпускной квалификационной работы явилось системное рассмотрение проблемы «двоемирия» и «двойничества» в малой прозе В.М. Шукшина, исследование героев Василия Шукшина с точки зрения их личностного самостояния.
Данная цель достигалась путем решения следующих задач:
1. Концептуального прочтения основного корпуса произведений В.М. Шукшина малой прозы.
2. Определения отличительных особенностей шукшинских героев с точки зрения архетипа русской души и национального характера.
3. Рассмотрения сущности конфликтов героев Василия Шукшина и их ценностных ориентиров в системы социальных, духовных и нравственных координат.
4. Изучения вопроса «двоемирия» в малой прозе В.М. Шукшина.
5. Анализа феномена «двойничества» в произведениях малой прозы В.М. Шукшина.
6. Логичного обобщения полученных результатов и прихода к строго объективным выводам.
Для достижения поставленной цели и реализации основных задач работы мы использовали описательный, структурно-типологический и сравнительно-исторический методы анализа художественного текста в единстве его содержательных и формальных компонентов.
Структура работы. Выпускное квалификационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, который насчитывает 55 единиц художественной и научной литературы. В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются антиномическая природа малой прозы В.М. Шукшина, явление двоемирия в русской жизни, роль пейзажа в столкновении ценностного сознания деревенских и городских жителей. Во второй главе исследуются феномен двойничества и архетип русской души и национального характера в рассказах Василия Шукшина, автор и герои, противостояние основных жизненных ориентиров героев, добра и зла.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования данного материала в практике школьного и вузовского преподавания, для написания учебно-методических и научных статей.
Итак, герои шукшинских рассказов предстают перед читателем в конфликтной динамике стремлений при столкновении с внешним окружением или со своими психологическими комплексами. Эти герои, преимущественно, сложны и неоднозначны, как и многослойна окружающая их жизнь. Исходя из принципа универсальной бинарности, все многообразие проявлений во внешней действительности и внутренней жизни человека мы можем свести, применительно к художественному миру Василия Шукшина, к двум понятиям - двоемирию и двойничеству.
Строго говоря, осмыслению проблем двойственности бытия и сознания человека на протяжении многих веков посвятили свои силы и талант многие философы, психологи, художники. Представления о многослойной структуре мироздания и противоречивой природе человека отразились уже в мифах и фольклоре и т.д. Начиная с античности, над этой проблемой размышляли и писатели, создавая в своих произведениях множественную реальность (двоемирие или многомирие), заключая в рамки двойничества амбивалентного героя и образы двойников.
В художественной практике романтизма концепция двоемирия - разделением мира на мир реальный, действительно существующий и нереальный, фантастический мир, мир мечты, грез, существующий в сознании романтического героя - обретает статус важнейшей смысловой и творческой доминанты. Принцип двоемирия и обуславливает обращение романтиков к проблеме двойничества, как раскола человеческого сознания, раздвоения целостности личности. Этот подход прочно укоренился в творчестве писателей последующих веков. К нему обращаются русские писатели и поэты XIX века, во многом переосмысливая данную проблему, а затем проблема двойничества появляется и в русской литературе второй половины XX века, в том числе и в малой прозе В.М. Шукшина.
У Василия Шукшина двойничество проявляется на уровне расщепления сознания его героев, что во многом обусловлено смешанным, противоречивым миром, в котором реальность переплетается с мечтаниями, снами, фантастикой. При анализе феномена двойничества писатель исходит из объективной данности: таковы его современники в двойственном окружающем мире. Советского время, особенно с 60-х годов прошлого века (тогда приходит в литературу Шукшин), не столь однозначное, как многим кажется. У старого шорника Антипа («Одни») вечную потребность в красоте не могут подавить ни голод, ни нужда, ни окружающие приземленные люди. Мир вещественный во многих рассказах писателя срывается со своих привычных точек, превращаясь в мир одухотворенный, в своеобразное инобытие. Важно, что герой Шукшина, независимо от его религиозности, верит в существование другой жизни или в возможность ее построить, создать для себя и других людей. Очень сильно написан в этом плане рассказ «Верую!»
Выдающийся прозаик проводит художественный анализ отдельной личности с ее непримиримым внутренним разладом. Особенно значим в показе сложной и неоднозначной внутренней жизни герой истинного шукшинского шедевра «Алеша Бесконвойный». В данном произведении, как и в целом ряде типологически близких ему, писатель рассматривает человеческое сознание как сложный, неоднозначный факт. Сознание человека своей эпохи он показывает как противоречивое, раздваивающееся на две противоположные силы, ведущие между собой непрерывный диалог или поединок.
Таким образом, было выяснено, что проблема двойничества в творчестве Шукшина занимает одно из ведущих мест. Цель у писателя одна - показать разорванность сознания современного ему человека, потерю его внутренней целостности в силу различных причин, порожденных неустойчивостью, нестабильностью общественного развития. Однако В.М. Шукшин, как и его герои-чудики, верит в необходимость поиска гармонии жизни и в возможность ее обрести
1.1. Шукшин В.М. Беседы при ясной луне: Рассказы. - М.: Сов. Россия, 1974. - 319 с.
1.2. Шукшин В.М. До третьих петухов. Повести. Рассказы. - М.: Известия,
1976. - 668 с.
1.3. Шукшин В.М. Земляки: Рассказы. - М.: Сов. Россия, 1970. - 208 с. 1.4. Шукшин В.М. Рассказы. - Барнаул: Венда, 1989. - 345 с.
1.5. Шукшин В.М. Сельские жители: Рассказы. - М.: Молодая гвардия, 1963. - 191 с.
1.6. Шукшин В.М. Там, вдали: Рассказы, повесть. - М.: Сов. Писатель, 1968. - 344 с.
1.7. Шукшин В.М. Характеры: Рассказы. - М.: Современник, 1973. - 222 с.
1.8. Шукшин В.М. Слово о «малой родине». - М., 1989. - 63 с.
II. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА И КРИТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ
2.1. Абашева М.П. Феномен самозванства в художественной интерпретации Шукшина // В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. - Барнаул, 1992. - С. 3-5.
2.2. Аннинский Л.А. Слово о Шукшине // Шукшин В. М. Собрание сочинений в пяти томах. - Т. 1. - Барнаул: Венда, 1992. С. 3-9.
2.3. Аннинский Л.А. Путь Василия Шукшина. - М.: Молодая гвардия, 1976. - 226 с.
2.4. Аннинский Л.А. Тридцатые семидесятые. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 271 с.
2.5. Апухтина В. В зеркале сатиры Шукшина // Литературная учеба. - 1981. - №1. - С. 156-163.
2.6. Апухтина В.А. Проза В. Шукшина: учебное пособие для филол. спец. ун¬тов и пед. ин-тов. - 2-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 1986. - 96 с.
2.7. Апухтина В.А. О сатире В. Шукшина // Творчество В.М. Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. - Барнаул, 1997. - С. 28-37.
2.8. Базанова А.Е. Ф.М. Достоевский и В.М. Шукшин // Функциональное и системно-типологическое изучение языка и литературы. - М., 1984. - С. 12-19.
2.9. Базанова А.Е. Традиции русской классической литературы (Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин, А. Чехов) в прозе В. Шукшина: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. - Москва, 1986. - 21 с.
2.10. Базанова А.Е. Некоторые особенности типологии сюжета комического рассказа в творчестве Шукшина // Актуальные проблемы филологии. - М., 1983. Ч. 1. - С. 2-12.
2.11. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Художественная литература, 1972. - 320 с.
2.12. Белая Г. Антимиры Василия Шукшина // Литература и современность. Статьи о литературе 1976-77 годов. - М., 1978. - С. 269-279.
2.13. Белая Г.А. Парадоксы и открытия Василия Шукшина. Художественный мир современной прозы. - М.: Молодая гвардия, 1983. - 199 с.
2.14. Биличенко H.A. Структура характера в прозе В. Шукшина. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. - 226 с.
2.15. Бодрова JI.T. Культура диалога с классикой в поэтике // В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. - Барнаул, 1997. - С. 39-41.
2.16. Болынев А.О. Повесть-сказка Шукшина «Точка зрения». Проблема контекста // В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. - Барнаул, 1992. - С. 40-42.
2.17. Будникова Е.А. «Бунтующий человек», или экзистенциальный подтекст в творчестве В. Шукшина (на материале рассказа «Приезжий») // Актуальные проблемы филологии. - Барнаул, 1998. - С. 86-90.
2.18. Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие. - М.: Логос, 2003. - 229 с.
2.19. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - Избранные труды. - М.: Просвещение, 1980. - 360 с.
2.20. Горн В.Ф. Василий Шукшин. Личность. Книги. - Барнаул: Венда, 1990. - 214 с.
2.21. Горн В.Ф. Характеры Василия Шукшина. - Барнаул: Ант. кн. изд., 1981. - 248 с.
2.22. Даль В.И. У истоков слова. - Нижний Новгород: Лад, 2009. - 234 с.
2.23. Дедков И. Последние штрихи. (Василий Шукшин). Возвращение к себе - М.: Молодая гвардия, 1978. - 164 с.
2.24. Елистратов В.С. Словарь языка Василия Шукшина. - М.: Азбуковник, 2001. - 432 с.
2.25. Емельянов Л. Василий Шукшин: Очерк творчества. - Л.: Наука, 1983. - 196 с.
2.26. Ершов Л. Правда и нравственность. Своеобразие сатиры В. Шукшина. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 267 с.
2.27. Залыгин С. Герой в кирзовых сапогах // Шукшинские чтения. Статьи, воспоминания, публикации. - Барнаул: Венда, 1989. - 124 с.
2.28. Калинина И.А. Мифологема «круг» в рассказе В.М. Шукшина «Верую!» // В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. - Барнаул, 1992. - С. 80-82.
2.29. Камышева O.A. Концепция творчества Василия Шукшина в современной зарубежной критике. - М.: Вестник Моск. ун-та, 1978. - 98 с.
2.30. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул: Венда, 1993. - 114 с.
2.31. Коробов В. Василий Шукшин. Творчество. Личность. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 192 с.
2.32. Куляпин А.И. Проблемы творческой эволюции В.М. Шукшина. - Барнаул: Венда, 2001. - 335 с.
2.33. Левашова О.Г. Проблема традиции в связи с анализом рассказа В.М. Шукшина «Верую!» // Культура и текст. Вып. I. Литературоведение. Часть II. СПб.- Барнаул, 1997. - С. 101-104.
2.34. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Просвещение,
1970.- 384 с.
2.35. Лушникова Ю.В. Непонимание между персонажами как феномен художественной коммуникации (на материале рассказа В.М.Шукшина О смысле жизни). Теория. Наблюдения. Лексикографическое описание. - Барнаул: Венда, 2001. - 165 с.
2.36. Лю Лицзюнь. Герой рассказов В. Шукшина как национальная языковая личность. - СПб.: Феникс, 2009. - 208 с.
2.37. Маркин П.Ф. Шутовство как тип поведения героев в рассказах В.М. Шукшина // Алтай. - 1994. - № 3. - С. 174-180.
2.38. Московкина Е.А. К проблеме нравственных исканий шукшинского героя.
- Барнаул: Венда, 1998. - 184 с.
2.39. Овчинникова О.С. Народность прозы В.М. Шукшина. - Бийск, 1992. - 114 с. 2.40. Сигов В.Г. Русская идея В.М.Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. - М.: Вестник Моск. ун-та, 1999. - 302 с.
2.41. Солженицын А.И. Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни // Звезда. - 1994. № 6. - С. 3-19.
2.42. Тевс О.В. Семиотический аспект моделирования природы и социума в художественном мире В.М. Шукшина. - Барнаул: Венда, 1999. - 187 с.
2.43. Толченова Н.П. Василий Шукшин - его земля и люди. Литературные заметки. - Барнаул: Ант. кн. изд., 1978. - 208 с.
2.44. Толченова Н. Слово о Шукшине. - Барнаул: Алт. кн. изд., 1982. - 160 с.
2.45. Хромушина С.А. Рассказ В.М. Шукшина «Охота жить» (К вопросу о традициях Ф.М. Достоевского) // В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. - Барнаул, 1994. - С. 70-72.
2.46. Хуторянская А.Д. Картина мира в малой прозе В. Шукшина. - Барнаул: Венда, 2000. - 293 с.
2.47. Чанцева H.A. Фрагмент интерпретации рассказа В.М.Шукшина Случай в ресторане. - Язык прозы В.М.Шукшина. Теория. Наблюдения. Лексикограф. описание. - Барнаул: Изд. Барн. Гос. Ун-та, 2001. - 94 с.