Введение 3
1 Теоретические основы исследования использования видеоматериалов на уроках РКИ для формирования речевых навыков иностраных студентов 5
1.1. Страноведческий аспект в изучении русского языка как иностранного с помощью видеоматериалов 5
1.2. Культурологический аспект изучения русского языка как иностранного с помощью фильмов 6
1.3 Место видеоматериалов в современной системе обучения 10
Вывод по 1 главе 15
2 Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов на материалах киножурнала " Ералаш" 16
2.1. Общая характеристика коммуникативной компетенции иностранных студентов при знакомстве с видеоматериалами 16
2.2. Использование на уроках РКИ фильмов киножурнала " Ералаш" для совершенствования речевых навыков 21
Вывод по 2 главе 26
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 1 33
Приложение 2 35
Актуальность исследования заключается в том, что в методической литературе накоплен большой опыт работы с видео при изучении иностранного языка.
Использование видеоматериалов в обучении иностранному языку( в том числе РКИ) базируется на одном из старейших и основных методических принципов — принципе наглядности. «Восприятие и переработка информации воплощаются в форме слухо - зрительного синтеза, который лег в основу целого направления в методике преподавания иностранных языков и послужил базой для создания и разработки аудиолингвального и аудиовизуального методов преподавания иностранных языков» Валетко С.А.
Объект исследования: фильмы киножурнала «Ералаш».
Предмет исследования: использование видеоматериалов, опубликованных в Интернете, при обучении русскому языку как иностранному.
Цель использования видеоматериалов – это формирование коммуникативной компетенции иностранных учащихся.
Задачи исследования:
1. изучить влияние страноведческого аспекта на изучение РКИ посредством использования видеоматериалов;
2. выявить место видеоматериалов в современной системе обучения русскому языку как иностранному;
3. выявить особенности использование видеоматериалов в коммуникативной методике;
4. разработать уроки с использованием видеоматериалов на уроках РКИ.
Методы исследования: анализ данных материалов на основе описательного метода - а именно таких его специальных приемов, как наблюдение, сопоставление, классификация, обобщение. Автор работы использует традиционный описательный метод (от наблюдения языковых явлений к выявлению закономерностей).
Практическая ценность состоит в возможности использования результатов работы в преподавании русского языка как иностранного.
Структура работы: курсовая работа состоит из 2 глав, заключения, списка литературы и приложения. Заключение содержит основные выводы и результаты проделанной работы.
В данной курсовой работы за основу был взят киножурнал «Ералаш», просмотр которого за счет своих коротких и понятных эпизодов позволяет построить урок указывая не только на лексические и фонетические аспекты, но и на культурологические.
При написании данной работы был изучен страноведческий и культурологический аспекты и их важность в понимании культуры, быта и менталитета страны изучаемого языка.
Также особое внимание было уделено важности использования видеоматериалов в процессе обучения РКИ и доказана их эффективная работа. Помимо этого, был разработан урок по одному из эпизодов киножурнала «Ералаш» для применения его на уроках РКИ
Практическая ценность проведенного исследования состоит в возможности использования результатов работы (в нашем случае готового урока по эпизоду «Ералаш») в преподавании русского языка как иностранного.
Цель настоящей работы заключалась в создании на основе видеоматериалов популярного тележурнала «Ералаш» системы занятий для обучения РКИ. В ходе решения задач, связанных с изучением особенностей преподавания РКИ в системе обучения иностранным языкам и описанием методов преподавания РКИ, был проведен анализ научной и методической литературы: в работе раскрыто несколько подходов и методов при работе с иностранными студентами.
Была обоснована значимость аудиовизуальных технологий, которая заключается в возможности проработки всех речевых аспектов путем просмотра, прослушивания, разбора, пересказа, создания своего текста и создания диалогов на основе короткометражных видео. Был разработан дидактический материал на основе киножурнала «Ералаш».
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что использование аудиовизуальных средств на уроках по РКИ помогает иностранному учащемуся наиболее глубоко оценить коммуникативную ситуацию и проработать все аспекты речи. Основная цель при работе с видеоматериалами — управление процессом восприятия фильма.
Использование видеоматериалов в целях развития коммуникативной компетенции иностранных обучающихся позволяет имитировать естественность их высказываний в процессе овладения русским языком как иностранным.
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. С. П. Обнорского. — М., 1949
2. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.
3. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/ Азимов Э.Г., Щукин А.Н. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 ч. — СПб., 1863—1866.
5. Морковкин В. В., Богачёва Г. Ф., Луцкая Н. М. Большой универсальный словарь русского языка / Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина; под ред. В. В. Морковкина. — М. : Словари XXI века : АСТ-ПРЕСС школа, 2016. — 1456 с
6. Активный словарь русского языка / Российская акад. наук, Ин-т русского яз. им. В. В. Виноградова; отв. ред. Ю. Д. Апресян. — М. : Языки славянской культуры, 2014-.
Учебники и учебные пособия
7. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2003.
8. Батраева О.М. Использование видеоматериалов на занятиях по языку специальности иностранных учащихся, изучающих русский язык в техническом вузе // Арпоп. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 3. С. 6.
9. Андерсян И.М. Практический курс методики преподавания иностранных языков. Минск: ТетраСистемс, 2009. 288 с.
10. Губина Г.Г. Использование электронных технологий в процессе обучения иностранному языку в вузе: сборник научных и учебно-методических статей. М.: Директ-Медиа, 2013. 122 с.
11. Артамонова Г.В. Аутентичные видеоматериалы как средство повышения мотивации студентов к самостоятельной работе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т 5. 2016. № 4. С. 51-54.
12. Орехова И.А. Языковая среда есть. Языковой среды нет. / Орехова И.А. Русский язык за рубежом, 2007, No3. С.35-38
13. Прохоров Ю.Е. Социокультурные аспекты изучения русского языка: новые условия, новые потребности, новые модели./ Прохоров Ю.Е. Русский язык за рубежом., 2012, No3. С.4-10
14. Игнатьев О.В. Речь в кино и средства киновыразительности при изучении русского языка иностранными учащимися/ Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Т.2. М.:2010. С 3-7.
15. Федотова И.Б. Лингвострановедческий аспект в практике коммуникативного обучения русскому языку как иностранному в условиях поликультурной среды Северного Кавказа // Методика преподавания РКИ: традиции и со- временность. Сборник материалов научно-практической конференции (к сорокалетию кафедры преподавания РКИ) 8 апреля 2015 г; под общ. ред. М.Н. Русецкой и М.А. Осадчего. м., 2015. С. 198-204. 1
16. Белоглазова О.Ю. Современные технологии реализации лингвокраеведческого потенциала в практике обучения русскому языку как иностранному // Университетские чтения - 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Пятигорск: ПГЛУ, 2015. С. 31-36.
17. Быкова О.П. Обучение русскому языку как иностранному в иноязычной среде (на примере южнокорейских университетов): автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02/ О.П. Быкова; Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина. М.: 2011. 43с.
18. Петрикова А., Куприна Т., Галло Я. Основы межкультурной дидактики. - М.: Русский язык. Курсы, 2015. - 376 с.
Электронные ресурсы
19. Использование видеоматериалов в процессе формирования лингвострановедческой компетенции иностранцев, изучающих Русский язык https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-videomaterialov-v-protsesse-formirovaniya-lingvostranovedcheskoy-kompetentsii-inostrantsev-izuchayuschih-russkiy
20. Т.М. Балыхина. Методика преподавания русского языка как неродного. http://kiro46.ru/docs/balihina.pdf
21. Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный) http://www.phil.rudn.ru/dokumenti/13.00.02rja.pdf
22. Технологии обучения русскому языку как иностранному https://lunn.ru/media/sveden/structura/OZO/GIA/filologiya_torki_mag.pdf
23. Баранова Н.А., Дубинина А.С. Преимущества использования интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам // Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2015. № 7. С. 161—165. https://www.rgph.vsu.ru/ru/science/publications/docs/innov-tekh1.pdf
24. Валетко С.А. Использование видео на уроке иностранного языка // Преподавание в высшей школе. 2013. № 3. С. 145-147. http://edu.mari.ru/mio/DocLib35/Английский%20язык/Англ%20язык_Применение%20видеоматериалов_Садовина%20ЛВ.pdf
25. Андреев А.А. Введение в интернет-образование. М.: Логос, 2003. http://www.e-biblio.ru/book/bib/Online/book/vvedenie_v_internet_obrazovanie.pdf
26. Ганжара И.В. Об опыте использования новых образовательных технологий при обучении иностранному языку в видеоклассе. URL: http://www.rsuh.ru/ article.html?id-3614#21 (дата обращения: 15.03.2021).
27. Я. Н. Ревякина Использование видеоматериалов на уроках русского языка как иностранного. https://www.pglu.ru/upload/iblock/5bc/pages-from-chast-6_25.pdf
28. Богомолов А.Н. Работа с аутентичными телевизионными материалами на уроках РКИ (средний и продвинутый этапы обучения) [Электронный ресурс] / Богомолов А.Н. Русский язык и культура - дистанционно. - 2007.- Режим доступа: www.dist-learn.ru