Уголовно-правовое противодействие коррупции в государственном аппарате: пробелы законодательства и проблемы правоприменения (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Ивановский филиал))
Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы противодействия коррупции
в органах государственной власти ……………………………………..6
1.1 Коррупция как социально-правовое явление ………………………..6
1.2 Классификация коррупционных преступлений ……………………10
1.3 Правовая регламентация противодействия коррупции
в нормах российского законодательства ………………………………..13
Глава 2 Общая уголовно-правовая характеристика отдельных
коррупционных преступлений, совершаемых госслужащими, по российскому законодательству …23
2.1 Уголовно-правовой анализ злоупотребления должностными полномочиями ………23
2.2 Превышение должностных полномочий как
коррупционное преступление ……28
2.3 Получение взятки как вид коррупционного преступления ………..36
Заключение ………………………………………………………………48
Библиографический список ………….51
Объектом исследования являются общественные отношения в части предупреждения совершения коррупционных преступлений уголовно-правовыми средствами.
Предмет исследования составляют нормы отечественного уголовного законодательства, доктринальные разработки, материалы судебной практики.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ проблем уголовно-правового регулирования ответственности за коррупционные преступления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть коррупцию как социально-правовое явление;
- изучить классификацию коррупционных преступлений;
- исследовать правовую регламентацию противодействия коррупции в нормах российского законодательства;
- провести уголовно-правовой анализ состава отдельных коррупционных преступлений.
Методология исследования. В процессе исследования в выпускной квалификационной работе применялись логический метод, специальные методы, используемые при исследовании правовых явлений, включая метод сравнительного правоведения.
Нормативной базой исследования являются нормы российского уголовного законодательства, в качестве которого использовали Уголовный кодекс РФ, ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы противодействия коррупции и состав отдельных преступлений.
Эмпирической базой является опубликованная судебная практика в виде разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ; материалы уголовных дел о коррупционных преступлениях, предусмотренных главой 30 УК РФ, рассмот¬ренных судами г. Иваново и Ивановской области.
Теоретическая база исследования. В рамках проведенного исследования были проанализированы работы таких авторов, как С.В. Авдеева, В.В. Астанина, Т.Б. Басовой, В.Н. Боркова, Ю.М. Буравлева, Г.К. Буранова, Г.С. Гончаренко, А.И. Долговой, М.Г. Жилкина, С.В. Изосимова, О.Г. Карповича, В.В. Качалова, А.В. Коваль, А.В. Кудашкина, И.Н. Павлова, Ю.Е. Пудовочкина, А.С. Стренина, Р. Шарапова, П. Яни и ряда других авторов.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа по своей структуре представлена в виде введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Несоблюдение государственным и муниципальным служащим Кодексов этики приводит к формированию и развитию коррупции и совершению служащими коррупционных преступлений. Развитие столь негативного сценария государственной и муниципальной службы приводит к подрыву авторитета госслужбы, недоверию к органам власти, к деморализации общества и развитию «неэффективного» чиновнического кадрового состава. Необходимо предпринять меры по достижению поставленных в законодательных актах целей и задач по предупреждению коррупции, что позволит усилить роль государственного аппарата, государственной службы, а также повысить уровень благосостояния населения. Кроме того, целесообразно производить систематический контроль над деятельностью государственных служащих, а в случае выявления факта коррупции применять более строгое наказание. По нашему мнению, необходимо установить на законодательном уровне запрет на замещение после увольнения с государственной службы должности, если основанием увольнения явилось совершение коррупционного преступления.
2. УК РФ и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» не регламентируют перечень критериев, на основании которые возможно отнести последствие к тяжкому. По нашему мнению, таким критерием должен стать – значительный материальный ущерб. В виду сказанного, необходимо внести изменения в п. 21 Постановления «… причинение значительного материального ущерба, т.е. в сумме превышающем 2 млн. руб.».
Квалификация превышения должностных полномочий не производится по признаку – «совершенное группой лиц по предварительному сговору». Судебная практика показала, что в ряде случаев преступное деяние совершает не одно должностное лицо, а группа лиц. Наличие квалификации по указанному признаку позволит усилить карательную и предупредительную функцию наказания, а также обеспечить повышение авторитета государственной службы. В виду сказанного, предлагаем дополнить ч. 3 ст. 286 УК РФ п. «г» - «группой лиц по предварительному сговору».
Должностными лицами органов публичной власти за последние годы стали совершаться преступные деяния, квалифицированные по ст. 290 УК РФ. В виду сказанного целесообразно предусмотреть ужесточение уголовного наказания: исключить из ч. 4 ст. 290 УК РФ такой вид наказания как штраф путем замены его на лишения свободы сроком от 3 до 7 лет с обязательным взысканием с обвиняемого лица штрафа, размер которого составляет восьмидесятикратную сумму взятки, а также предусмотреть вместе с тем и лишение права занимать должность или же занимать определенным видом деятельностью в течение 10 лет.