Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Работа №87610

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2013
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ 7
1.1 « Я-концепция» как психолого-педагогический и социальный феномен..7
1.2 Факторы становления «Я-концепции» личности 14
1.3 Психолого-педагогические условия формирования «Я-концепции»
младших подростков 19
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ « Я -КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 27
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию адекватной самооценки младших подростков во внеклассной работе 27
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию позитивной « Я-концепции» младших подростков во внеклассной воспитательной работе 39
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 52
Приложения


Развитие «Я-концепции» является самым главным процессом в жизни человека, который, начавшись в подростковом возрасте, не прекращается в течение всей жизни. От реальности сформированной в подростковом возрасте «Я-концепции» зависят те успехи или неудачи, которые произойдут с человеком в жизни.
Несомненно, одним из важнейших периодов в развитии и формировании «Я- концепции» человека является подростковый возраст, период становления личности.
Этот возраст, отдельные его стадии относятся к критическому периоду психического развития. Личность подростка дисгармонична: свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более с содержательными отношениями со сверстниками и с взрослыми. Стремление найти свое место в обществе, становясь преобладающим, порождает у подростка стремление понять самого себя, развивает у него чувство ответственности, критическое отношение к себе и другим людям. Понимание того, кто «Я»- как ничто другое способствует возможности найти свое место в жизни. Исходя из данных о развитии личности мы можем сказать, что переходный период, отрочество является временем возникновения нового качества, открытия своего «Я», периодом стремительного формирования «Я- концепции». Проблема исследования «Я - концепции» является одной из актуальных. Особую остроту приобретает изучение изменений происходящих в сознании современной молодежи, факторы и условия, влияющие на самосознание подростков. «Я - концепция» определяет, не только как человек думает о себе в настоящем, но и как он относится к своим потенциальным возможностям, к своему будущему.
Потребность в положительном отношении к себе самому, в положительной самооценке возникает через усвоение опыта положительной оценки себя значимым окружением. Поэтому так важно развитие подростка в позитивном направлении с ранних лет. Большая ответственность за этот процесс накладывается не только на семью, но и в большой мере на школу, т.к. только целенаправленное обучение и воспитание способствует гармоничному развитию личности. Важно не упустить этот период, найти эффективные способы и условия формирования адекватной самооценки, позитивной «Я концепции» подростка. И это является одной из важнейших задач современной школы, педагогов.
Таким образом, проблема настоящего исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования позитивной «Я-концепции» младшего подростка в образовательном процессе современной школы.
Объект исследования - образовательный процесс средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия, способствующие формированию позитивной « Я-концепции» подростков во внеурочной работе среднего общеобразовательного учебного заведения.
Цель исследования - выявление психолого-педагогических условий, способствующих формированию позитивной « Я-концепции» подростков в современной школе.
Задачи исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- определение сущности понятия «Я-концепция»;
- выявление факторов, влияющих на формирование «Я-концепции» личности;
- анализ предпосылок формирования « Я-концепции» младших подростков;
- определение задач, содержания, форм и методов формирования «Я- концепции» подростков;
- подготовка и реализация программы опытно-экспериментальной работы по развитию самопознания и повышению уверенности в себе у младших подростков.
Гипотеза исследования: формированию позитивной «Я-концепции»
младших подростков будет способствовать соблюдение следующих условий:
- осуществление диагностики психологического и личностного развития подростков;
- формирование у подростков мотивации к самопознанию и стремления к саморазвитию;
- тщательный отбор содержания, форм, методов, средств по развитию самопознания школьников и повышению их уверенности в себе;
- систематическое осуществление такой работы с подростками;
- компетентность организаторов соответствующей работы с подростками.
Методологической основой исследования послужили:
- феноменологические исследования о причинности и обусловленности формирования и развития «Я-концепции»;
- комплексный подход к анализу факторов, влияющих на формирование «Я - концепции».
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по изучению, формированию и развитию «Я - концепции». Основы проблемы «Я концепции» получили освещение в трудах К. Роджерса, О. Олпорта, У. Джемса, В.Бернса, Г. Ананьева, В.Кона и др.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
эмпирические:
-анализ и обобщение педагогического опыта;
-наблюдение;
- беседа;
-методы психодиагностики (тестирование);
- психолого - педагогический эксперимент;
- методы качественного и количественного анализа результатов исследования;
- статистическая обработка данных.
теоретические:
-анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
-сравнение, анализ, обобщение;
-ориентация на новые педагогические и психологические подходы обучения, развития и воспитания.
Базой исследования послужила средняя общеобразовательная школа №15 г. Набережные Челны. В экспериментальной работе приняли участие 30 учеников 5-го класса, а также их классный руководитель.
Практическая значимость исследования заключается, во-первых, в том, что определены психолого-педагогические условия организации воспитательных и развивающих мероприятий во внеклассной работе для учащихся. Во- вторых, разработана программа опытно - экспериментальной работы по развитию самопознания и повышения уверенности в себе подростков, которая может быть использована классными руководителями при формировании позитивной «Я- концепции» школьников.
На защиту выносятся:
- психолого - педагогические условия, способствующие формированию позитивной «Я концепции»;
- программа «Тренинга развития самопознания и повышения уверенности в себе».
Структура работы продиктована целью, задачами и логикой настоящего исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении дается методологический аппарат исследования, определяются его цели и задачи.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования «Я- концепции» подростков.
Во второй главе представлены материалы и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Заключение содержит выводы по проведенному исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие «Я-концепции» является самым главным процессом в жизни человека, который, начавшись в подростковом возрасте, не прекращается в течение всей жизни. «Я-концепция» рассматривается современной наукой как система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «Я-концепции». Когнитивная составляющая - это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная - это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая - это то, как человек в действительности поступает.
От реальности сформированной в подростковом возрасте «Я-концепции» зависят те успехи или неудачи, которые произойдут с человеком в жизни.
Несомненно, одним из важнейших периодов в развитии и формировании «Я- концепции» человека является подростковый возраст, период становления личности. Этот возраст, отдельные его стадии относятся к критическому периоду психического развития. Подростковый возраст характеризует «когнитивный дисбаланс», неопределенность средств ориентирования в жизни. Это период интенсивного формирования своего «Я». Подросток закрыт, скрытен, уходит от вопросов, часто сам охотно попадает в плен собственных иллюзий относительно себя. В то же время ребенок в подростковом возрасте восприимчив, раним, и нуждается в хороших взаимоотношениях с окружающими.
Психологическая напряженность, сопутствующая формированию целостности личности зависит и от духовной атмосферы общества, в котором живет подросток. Поэтому так важна целенаправленная педагогическая и психологическая работа с подростками, когда идет интенсивное формирование не только физических данных, но и моральных, мировоззренческих качеств «Я - концепции».
Важными факторами, влияющими на формирование «Я-концепции» подростка являются окружающие его значимые люди - родители, учителя и группа сверстников. В поисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко оценивает созданное им изображение своего «Я». Точность этого образа зависит от индивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого другого создает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицание способствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае созданный образ становится главным источником психологического опыта, необходимого для формирования «Я-концепции».
Для формирования положительной «Я-концепции» подростка необходимы:
- теплые доверительные отношения в семье, заинтересованность родителей в благополучии ребенка, забота о нем, опора на высокие стандарты поведения;
- создание специально организуемой социальной среды, где благоприятная атмосфера располагает к взаимному доверию и сотрудничеству;
- общение со сверстниками: круг общения просоциальной ориентации, чтобы самооценка подростка находила в ней положительную социальную опору.
В процессе исследования нами были выявлены условия, способствующие эффективному формированию позитивной «Я-концепции» младших подростков. Психологическими условиями являются:
- диагностика и учет психологических особенностей, проблем и потребностей подростков;
- формирование у учащихся мотивации к самоосмыслению, самопознанию и саморазвитию;
- оказание подросткам психологической поддержки, создание комфортной атмосферы в образовательном процессе.
К педагогическим условиям относятся:
- разработка и внедрение специальных развивающих программ;
- организация активной деятельности учащихся, направленной на самопознание и саморазвитие;
- применение разнообразных нетрадиционных форм, методов и средств в процессе обучения и воспитания.
Подростковый возраст - благодатный период для развития и понимания себя и своих возможностей. Развивающие занятия, проведенные нами в рамках опытно - экспериментальной работы по авторской программе «Тренинг развития самопознания и повышения уверенности в себе» помогли подросткам лучше понять себя, свое окружение, примеряя на себя различные образы, роли, и стать самими собой. Программа реализовывалась с целью создания и поддержания в образовательном учреждении развивающей среды, способствующей максимально полному развитию интеллектуального, личностного, творческого потенциала ребенка.
Анализ результатов опытно - экспериментальной работы показал, что уровень самооценки у большинства учащихся повысился, более адекватным стал уровень притязаний. Благожелательный эмоциональный фон в коллективе во время проведения занятий по признанию самих учащихся положительно повлиял на дальнейшие взаимоотношения в классе.
Проведенная нами опытно - экспериментальная работа позволила выявить недостатки в воспитании и в развитии подростков, а также недостаточное внимание к решению проблемы формирования позитивной «Я-концепции» подростков, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Поэтому можно рекомендовать:
- классным руководителям больше времени уделять занятиям по формированию морально-нравственных качеств у учащихся;
- педагогам- психологам - проводить систематическую диагностическую и развивающую работу по формированию позитивной «Я-концепции» подростков;
- для улучшения взаимоотношений в классе и в семьях подростков - на классных собраниях желательно проведение бесед об особенностях подросткового возраста, о его трудностях и возможностях.
Работа по формированию позитивной «Я-концепции» является актуальной и важнейшей именно на этом возрастном этапе. Разработка и внедрение развивающих программ, использование активных форм и методов обучения и воспитания в соответствии с возрастными особенностями позволит современным подросткам успешно самореализоваться в жизни.



1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2хт. - М.: Педагогика,
1980. - Т.1 - 232 с.
2. Андреева Г М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд, испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
3. Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». - М.: Знание, 1986. - 192с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ пер с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 420с. [ Электронный ресурс]. URL:_http://
userdoc s.ru/p sihologiya/903/index .html ( дата обращения 22.05.2013г.)
5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. -Ростов-н/Д: творческий центр «Учитель», 1999.-560с
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2002. - 435 с.
7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: психотехники: учеб. пособие. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.6 Ось - 89, 2005. - 256с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под. ред. В. В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005.-617c .
9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2х Т.. Пер. с фран. - М.:Мир,1992. - Т 2. - 376с.
10. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум): Учебное пособие. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 272с.
11. Дебесс М. Подросток. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004. --164 с.
12. Дружинин В. Психология: «Я концепция» как социально - психологический феномен. [ Электронный ресурс]._иВЕ:_ййр:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/drugin/06. php. Г лавный Редактор libgumer@yandex.ru(дата обращения 23.05.2013г).
13. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики.- М.: Педагогика,1991. - 230 с.
14. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога от 10 лет и старше/ О.И. Истратова, Т.В. Эксакусто. -Ростов н.Д.: Феникс, 2008. - 638с.
15. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. -335с.
16. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 463с.
18 .Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб.пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 603 с.
19. Майерс Д. Социальная психология/пер. с англ. - СПб.: Питер,1997. - 688с.
20. Маклаков А. Г. Общая психология : Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2008. -583с.
21. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте/ Научн. - исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук. СССР - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
22. Михайлов Ф.Г. Загадка человеческого « Я». Изд.2-е. - М.:Политиздат, 1976. - 287с.
23. Мишина Е. Застенчивый ребенок: как преодолеть страх общения - СПб.: Питер, 2012. -128с.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -7-е изд., стереотип. - М.: издательский центр «Академия», 2002. - 456с.
25. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научно - психологическое исследование с элементами математической статистики :учеб. для студ. высш..пед. учеб.заведений ./ Р.с. Немов - 4-е изд.
- М.: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2007. - 631с.
26. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.: Обшие основы психологии: учеб. для студ. высш..пед. учеб.заведений ./ Р.С. Немов -5 е изд. - М.: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2006. - 687с.
27. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. Учеб. Пособие - М.: Педаг. Общество России , 1998. - 350 с.
28. Райгородский Д.Я. Психология самосознания. Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2007. - 672 с.
29. Реан А.А., Коломинский Я.Л.Социально - педагогическая психология. - СПб: Речь, 1999. - 357c.
ЗО.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблема становления личности. - М.: Педаг. Общество России, 1994. - 212с. 31.Обухова Л.Ф . Возрастная психология . Учеб. пособие - М.: Педаг. Общество России , 1999. - 442 с.
32.Особенности развития личности в подростковом возрасте.
[ Электронный ресурс]. URL:_http://psylist.net/ e-mail: qqqxxpsylist.net( дата обращения 23.05.13г).
33. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей ред. И.В.Дубровиной. - М.: издательский центр «Академия», 1995. - 123 с.
34. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты/ под. ред. А.А.Реана. - М.: АСТ; СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 124с.
35. Психология современного подростка/ под ред. проф. Л.А.Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 400с.
36. Психология современного подростка / под.ред. Д.Н.Фельдштейна; Науч. исслед. ин-т общей и педагог. Психологии. Акад. Пед. наук. - М.: Педагогика, 1987. - 240с.
37^идоренко Е.В. Методы математической обработки в психологи. Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2004. - 350с.
38. Соколова Е.Т. Самовоспитание и самосознание при аномалиях личности. - М.: Изд -во МГУ, 1989. -215 с.
39. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений /Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 448с.
40. Социальная психология: Я концепция как социально - психологический феномен/ под. редакцией А.П. Журавлева. [ Электронный ресурс] _URL: http://_yurpsy.fatal.ru/files/biblio/socpsy/04.htm. (дата обращения 23.05.2013г).
41. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. 4 -е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 672с.
42. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. - СПб.: Речь, 2007. - 216 с.
43. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе/науч.- исслед. ин-т Общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
44. Фрейджер Р. Большая книга психологии: личность: теории, упражнения, эксперименты: пер. с англ./ 6-е междунар. изд. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. - 704с.
45. Хрестоматия по психологии: учебное пособие для студ. пед. ин-тов / сост.
В. В.Мироненко; Под. ред. А.В. Петровского. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 417 с.
46. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2004. -160 с. 47.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения/ редкол.: И.Т.Фролов и др.; ^01. П.С. Гуревич. - М.: Политиздат, 1991. - 460с.
48.Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности .- М.: Педагогика,
1981. - 238с.
49. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. Учеб. заведений. -2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001. -512 с.
50. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь,2002.- 480с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ