ПОНИМАНИЕ СИТУАЦИЙ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
|
Введение стр. 3
Глава I. Проблема понимания ситуаций морального
выбора стр. 6
1.1 Основные подходы к изучению понятия «моральный
выбор» стр. 6
1.2. Моральное развитие младших школьников, подростков, старших школьников и студентов стр. 15
Глава II. Динамика развития понимания ситуаций морального выбора учащихся разного возраста стр. 27
2.1 Психологические критерии и факторы морального
выбора стр. 28
2.2 Исследование понимания ситуаций морального
выбора стр. 38
Заключение стр. 72
Список использованной литературы стр. 75
Приложение
Глава I. Проблема понимания ситуаций морального
выбора стр. 6
1.1 Основные подходы к изучению понятия «моральный
выбор» стр. 6
1.2. Моральное развитие младших школьников, подростков, старших школьников и студентов стр. 15
Глава II. Динамика развития понимания ситуаций морального выбора учащихся разного возраста стр. 27
2.1 Психологические критерии и факторы морального
выбора стр. 28
2.2 Исследование понимания ситуаций морального
выбора стр. 38
Заключение стр. 72
Список использованной литературы стр. 75
Приложение
Задача морального воспитания детей является крайне актуальной в современном российском обществе. Жизнь в атмосфере размытых моральных ориентиров и норм приводит к тому, что для человека возникает проблема четкой ориентации в существующих нормах и правилах. Школьники в реальности настоящего испытывают сложности и трудности в выделении специфически морального содержания жизненной ситуации, направленного на познание сущности человеческих взаимоотношений и осознания содержания отдельных моральных норм.
Проблема морального развития и воспитания детей является одной из наиболее важных проблем психологии. Этому вопросу уделялось значительное внимание в исследованиях общетеоретического и прикладного плана как отечественных, - А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, С.Г. Якобсон, Е.В. Субботского, так и зарубежных ученых: Ж.Пиаже, Л.Кольберга, К. Гиллиган, Н.Айзенберг, Д.Л. Кребса и других. Для современной психологии характерна ориентация на человека в единстве всех линий его развития - его жизненный путь, цели существования, средства достижения этих целей. Во главу угла ставится неповторимость, уникальность и своеобразие отдельной личности, которое в значительной степени определяется моральным развитием.
Актуальность исследования, в первую очередь, задается современными тенденциями развития общества. Если еще полтора десятилетия назад мы фактически имели нравственную дихотомию: «черное - белое», то современное общество не предлагает единых нравственных ориентиров. Мораль, регулирующая деятельность общества стала размытой, разные слои общества ориентированы на разные ценности, которые порой носят противоречивый характер. В этих условиях сложнее формируется нравственная позиция личности.
С другой стороны, полученные в психологии критерии и факторы, характеризующие моральное развитие, не позволяют охватить все пространство нравственного становления личности. Запросы практики, в отношении использования психологических знаний для создания оптимальных условий присвоения моральных норм детьми, постоянно растут. В семье и в школе ощущается необходимость обозначения психологического содержания тех процессов, которые стоят за моральным развитием ребенка.
В рамках психологической науки рассматривается процесс становления морального сознания личности, однако, остается нерешенной проблема расхождения между моральными суждениями и реальным моральным поведением; проблема взаимодействия в нравственном поле со взрослым и со сверстником. Проблема специфичности моральных норм, особенностей их присвоения и соблюдения нуждается в специальном рассмотрении.
Объект исследования: младшие школьники, подростки, старшие школьники и студенты.
Предмет исследования: уровень развития понимания ситуаций морального выбора учащимися разных возрастных групп.
Цель дипломной работы исследовать понимание ситуаций морального выбора у младших школьников, подростков, старших школьников и студентов.
Гипотеза исследования: моральное развитие личности в онтогенезе имеет положительную динамику.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ специфики понятия «моральный выбор» в отечественной психологии.
2. Изучить особенности понимания ситуаций морального выбора учащихся разных возрастных групп.
3. Исследовать уровень развития понимания ситуаций морального выбора младших школьников, подростков, старших школьников и студентов.
Основными методами дипломной работы являются: анализ литературы, тестирование, наблюдение.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретическая новизна работы определяется тем, что проводится экспериментальное исследование динамики развития морального сознания детей младшего школьного, подросткового, старшего школьного и позднего юношеского возраста. В исследовании выделена психологическая роль взрослого и сверстника в процессе усвоения моральных норм взаимопомощи, правдивости и справедливого распределения. Показано значение различных контекстов социальной ситуации развития в формировании морально-ценностной ориентации личности.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования являются основой для разработки развивающих, коррекционных и профилактических программ морального воспитания и оптимизации моральной и психологической атмосферы в учебных учреждениях, психологического консультирования родителей, педагогов
Проблема морального развития и воспитания детей является одной из наиболее важных проблем психологии. Этому вопросу уделялось значительное внимание в исследованиях общетеоретического и прикладного плана как отечественных, - А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, С.Г. Якобсон, Е.В. Субботского, так и зарубежных ученых: Ж.Пиаже, Л.Кольберга, К. Гиллиган, Н.Айзенберг, Д.Л. Кребса и других. Для современной психологии характерна ориентация на человека в единстве всех линий его развития - его жизненный путь, цели существования, средства достижения этих целей. Во главу угла ставится неповторимость, уникальность и своеобразие отдельной личности, которое в значительной степени определяется моральным развитием.
Актуальность исследования, в первую очередь, задается современными тенденциями развития общества. Если еще полтора десятилетия назад мы фактически имели нравственную дихотомию: «черное - белое», то современное общество не предлагает единых нравственных ориентиров. Мораль, регулирующая деятельность общества стала размытой, разные слои общества ориентированы на разные ценности, которые порой носят противоречивый характер. В этих условиях сложнее формируется нравственная позиция личности.
С другой стороны, полученные в психологии критерии и факторы, характеризующие моральное развитие, не позволяют охватить все пространство нравственного становления личности. Запросы практики, в отношении использования психологических знаний для создания оптимальных условий присвоения моральных норм детьми, постоянно растут. В семье и в школе ощущается необходимость обозначения психологического содержания тех процессов, которые стоят за моральным развитием ребенка.
В рамках психологической науки рассматривается процесс становления морального сознания личности, однако, остается нерешенной проблема расхождения между моральными суждениями и реальным моральным поведением; проблема взаимодействия в нравственном поле со взрослым и со сверстником. Проблема специфичности моральных норм, особенностей их присвоения и соблюдения нуждается в специальном рассмотрении.
Объект исследования: младшие школьники, подростки, старшие школьники и студенты.
Предмет исследования: уровень развития понимания ситуаций морального выбора учащимися разных возрастных групп.
Цель дипломной работы исследовать понимание ситуаций морального выбора у младших школьников, подростков, старших школьников и студентов.
Гипотеза исследования: моральное развитие личности в онтогенезе имеет положительную динамику.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ специфики понятия «моральный выбор» в отечественной психологии.
2. Изучить особенности понимания ситуаций морального выбора учащихся разных возрастных групп.
3. Исследовать уровень развития понимания ситуаций морального выбора младших школьников, подростков, старших школьников и студентов.
Основными методами дипломной работы являются: анализ литературы, тестирование, наблюдение.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретическая новизна работы определяется тем, что проводится экспериментальное исследование динамики развития морального сознания детей младшего школьного, подросткового, старшего школьного и позднего юношеского возраста. В исследовании выделена психологическая роль взрослого и сверстника в процессе усвоения моральных норм взаимопомощи, правдивости и справедливого распределения. Показано значение различных контекстов социальной ситуации развития в формировании морально-ценностной ориентации личности.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования являются основой для разработки развивающих, коррекционных и профилактических программ морального воспитания и оптимизации моральной и психологической атмосферы в учебных учреждениях, психологического консультирования родителей, педагогов
Проведенное исследование позволяет сделать следующие общие выводы.
Ученые-исследователи такие как, Бакштановский В.И., Васильева З.Н., Дробницкий О.Г. определяют моральный выбор как «акт целеустремленной и целесообразной деятельности, как целостное качество личности, оказывающее значительное влияние на развитие личности в целом». Ситуация морального выбора предлагает человеку несколько возможностей решения и требует от него предпочесть один вариант другому во имя добра и против зла. Для того чтобы эти возможности реализовать, надо обладать способностью к моральному выбору, который предполагает знание общих моральных принципов морального выбора и умение применить их в многообразных жизненных ситуациях. Таким образом, ситуация морального выбора - это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.
Важнейшей психологической характеристикой младшего школьного, подросткового, старшего школьного и юношеского возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование морального сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Если в начале обучения в начальной школе моральные суждения учащихся были основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, то уже к концу обучения в начальных классах они пытаются анализировать опыт других людей, посредством этого формируется моральное поведение. Специфическая черта нравственного развития в старшем школьном возрасте — усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руководствоваться ими в своем поведении. Старшеклассники в сравнении с подростками гораздо глубже осознают и понимают нравственные качества личности. Основными характеристиками подросткового и старшего школьного возраста можно назвать рефлексию, самоанализ, склонность к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях.
Самосознание юношей приобретает качественно новый характер, оно связано с потребностью, осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устремлений. Основная задача экспериментального этапа исследования, состояла в установлении сформированности морального сознания младших школьников, подростков, старших школьников и студентов как фактора успешности вхождения в жизненную среду, роста потенциала личности, а так же в установлении существования положительной динамики понимания ситуаций морального выбора при переходе от младшего школьного к юношескому возрасту.
Проведенное исследование обнаружило, что у младших школьников, подростков, так же как и у старших школьников, и студентов прослеживается тенденция сформированности морального сознания в соответствии с возрастом, что свидетельствует об адекватно сложившемся уровне развития нравственных качеств личности. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза, предложенная в экспериментальной части исследования нашла свое подтверждение. Уровень морального сознания, как младших школьников (после проведения занятий «Моральный выбор»), подростков, старших школьников, так и студентов соответствует постконвенциональному, что свидетельствует о выработке собственных нравственных взглядов, убеждений, идеалов и мотивов нравственного поведения, правильность поведения определяется ими в соответствии со своей совестью, руководствуясь этическими принципами; они рассуждают в соответствии с нравственными принципами, которые обоснованы ими самими независимо от власти в группе, к которой они принадлежат. Их действиями в жизни руководит желание соответствовать своим нравственным принципам, которые обоснованы независимо от окружения, в котором они находятся.
В заключение хотелось бы отметить, что полученные материалы способствуют осмыслению того, что необходимо проведение дополнительных исследований в области морального выбора, а именно насколько актуальные социально - культурные изменения влияют на динамику развития морального сознания человека. Именно поэтому, повышение морального сознания общества становится важной проблемой современной психолого-педагогической практики и требует поиска новых путей ее решения и дальнейшего исследования.
Ученые-исследователи такие как, Бакштановский В.И., Васильева З.Н., Дробницкий О.Г. определяют моральный выбор как «акт целеустремленной и целесообразной деятельности, как целостное качество личности, оказывающее значительное влияние на развитие личности в целом». Ситуация морального выбора предлагает человеку несколько возможностей решения и требует от него предпочесть один вариант другому во имя добра и против зла. Для того чтобы эти возможности реализовать, надо обладать способностью к моральному выбору, который предполагает знание общих моральных принципов морального выбора и умение применить их в многообразных жизненных ситуациях. Таким образом, ситуация морального выбора - это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями.
Важнейшей психологической характеристикой младшего школьного, подросткового, старшего школьного и юношеского возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование морального сознания, овладение морально-этическими нормами поведения. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Если в начале обучения в начальной школе моральные суждения учащихся были основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, то уже к концу обучения в начальных классах они пытаются анализировать опыт других людей, посредством этого формируется моральное поведение. Специфическая черта нравственного развития в старшем школьном возрасте — усиление роли нравственных убеждений, нравственного сознания в поведении. Именно здесь формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии с собственным моральным кодексом, со своими нравственными установками и правилами, сознательно руководствоваться ими в своем поведении. Старшеклассники в сравнении с подростками гораздо глубже осознают и понимают нравственные качества личности. Основными характеристиками подросткового и старшего школьного возраста можно назвать рефлексию, самоанализ, склонность к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях.
Самосознание юношей приобретает качественно новый характер, оно связано с потребностью, осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устремлений. Основная задача экспериментального этапа исследования, состояла в установлении сформированности морального сознания младших школьников, подростков, старших школьников и студентов как фактора успешности вхождения в жизненную среду, роста потенциала личности, а так же в установлении существования положительной динамики понимания ситуаций морального выбора при переходе от младшего школьного к юношескому возрасту.
Проведенное исследование обнаружило, что у младших школьников, подростков, так же как и у старших школьников, и студентов прослеживается тенденция сформированности морального сознания в соответствии с возрастом, что свидетельствует об адекватно сложившемся уровне развития нравственных качеств личности. Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза, предложенная в экспериментальной части исследования нашла свое подтверждение. Уровень морального сознания, как младших школьников (после проведения занятий «Моральный выбор»), подростков, старших школьников, так и студентов соответствует постконвенциональному, что свидетельствует о выработке собственных нравственных взглядов, убеждений, идеалов и мотивов нравственного поведения, правильность поведения определяется ими в соответствии со своей совестью, руководствуясь этическими принципами; они рассуждают в соответствии с нравственными принципами, которые обоснованы ими самими независимо от власти в группе, к которой они принадлежат. Их действиями в жизни руководит желание соответствовать своим нравственным принципам, которые обоснованы независимо от окружения, в котором они находятся.
В заключение хотелось бы отметить, что полученные материалы способствуют осмыслению того, что необходимо проведение дополнительных исследований в области морального выбора, а именно насколько актуальные социально - культурные изменения влияют на динамику развития морального сознания человека. Именно поэтому, повышение морального сознания общества становится важной проблемой современной психолого-педагогической практики и требует поиска новых путей ее решения и дальнейшего исследования.
Подобные работы
- Педагогическое сопровождение подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х И 11-Х КЛАССОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагогов ДОУ по развитию социальной активности старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Исследование особенностей нравственного самоопределения личности учащихся колледжа искусств
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022 - Социально-психологические факторы, влияющие на рассогласование между самооценкой и объективной оценкой качеств личности(19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006 - Педагогические условия формирования опыта конструктивного взаимодействия у курсантов военного вуза в трудных ситуациях жизнедеятельности
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - Педагогические условия культурной идентификации учащихся класса с углубленным изучением обществоведческих предметов
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006



