Введение 3
Глава I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ 5
ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1 Научно-технический прогресс и техническое мышление 5
1.2 Психологические особенности технического мышления 16
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ 35
2.1 Общие сведения о коробках передач 35
2.2 Классификация коробок передач 38
2.3 Основные понятия о кинематических схемах 40
2.4 Кинематические схемы коробок передач 42
2.5 Методические рекомендации при изучении
кинематической схемы коробки передач 45
Заключение 47
Список использованной литературы
В век ускорения научно-технического прогресса предъявляются высокие требования к общему и профессиональному образованию молодежи, вступающей в самостоятельную жизнь. Реконструкция крупных и малых производственных предприятий, новых инновационных форм производственных процессов, развитие автомобильной промышленности пробуждают у учащейся молодежи интерес к технике и новым технологиям.
Необходимость формирования и развития технического мышления учащихся в процессе обучения возникла в начале второй половины ХХ столетия, как естественная реакция системы образования на требования, бурно развивающейся системы технического обеспечения всех отраслей промышленности страны.
Важной составляющей преподавания курса «Автомобиль» является изучение вопросов, касающихся устройства и принципа действия механизмов автомобиля, в частности коробки передач. При изучении механизмов автомобиля возникает необходимость освоения студентами принципа действия коробки передач автомобиля, трансмиссии и т.д. В связи с этим изучение вопросов, касающихся формирования технического мышления, приобретает особую актуальность.
Объект исследования - учебный процесс на занятиях по курсу «Автомобиль».
Предмет исследования - методика формирования технического мышления студентов.
Цель исследования - исследование некоторых аспектов формирования технического мышления студентов.
Задачи исследования:
изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования;
- разработать подходы, формирующие техническое мышление
студентов на примере изучения коробок передач автомобиля.
Теоретико-методической базой исследования послужили учебная и методическая литература, представленная следующими авторами: В.П. Беспалько, В.А. Родичев, В.А. Скотников, Ю.И. Боровских, М.К. Скаткин, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский и др.
Основная идея исследования - использование кинематических схем механизмов автомобиля на занятиях способствует формированию технического мышления и, следовательно, более глубокому и полному усвоению материала студентами при изучении коробки передач.
Методы исследования:
- анализ литературы по психолого-педагогическим, методическим и техническим вопросам;
- педагогическое наблюдение.
Практическая значимость. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы преподавателями и студентами на занятиях по курсу «Автомобиль».
Выпускная квалификационная работа выполнена на кафедре общей инженерной подготовки инженерно-технологического факультета Елабужского института К(П)ФУ и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы объемом 51 страница.
Изучение курса «Автомобили» - как и любой другой учебной дисциплины основывается на глубоком освоении теоретического и практического материала и знании педагогических закономерностей. Успешное изучение курса основывается на знании таких предметов, как химия, физика, математика и устройство автомобилей.
На занятиях автодела и технологии изучаются различные механизмы, при этом используются различные макеты, модели, плакаты. Важно, чтобы учащиеся обладали техническим мышлением и могли свободно разбираться в механизмах и узлах автомобиля. Задача преподавателя автодела заключается в том, чтобы учащиеся разбирались в различных схемах сложных механизмов автомобиля. Поэтому одной из важных дидактических задач является развитие умений учащихся читать и строить кинематические схемы механизмов.
В этом отношении изучение раздела «Коробки передач» на уроках автодела обладает широкими методическими возможностями.
На примере простейшей коробки передач учащимся с помощью кинематической схемы можно показать принцип работы, затем рассмотреть более сложную коробку передач автомобиля или трактора.
Исследования показали, что использование кинематических схем при изучении коробок передач формирует техническое мышление учащихся и позволяет более эффективно осмыслить работу данного механизма.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами и преподавателями ИТФ при изучении механизмов автомобиля на занятиях по курсу « Автомобиль».
1. Автомобили и тракторы. Краткий справочник: В. И. Баловнев, Р. Г. Данилов — Москва, Академия, 2008 г.- 384 с.
2. Атутов, П.Р. Политехническое образование школьников./ П.Р. Атутов.- М.: Педагогика, 1986. - 175 с.
3. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе./ Ю.К. Бабанский. - М., 2001. - 186 с.
4. Безвесельный, Е.С. Вопросы и задачи по теории механизмов и машин./ Е.С. Безвесельный. - Издательское объединение «Вища школа», 1977. - 345 с.
5. Боровских, Ю.И. Устройство автомобилей./ Ю.И. Боровских, В.М. Кленников, А.А. Сабинин - М: Высшая школа, 1983. - 175с.
6. Беспалько, В.П. Методика обучения автоделу в средней школе./ В.П. Беспалько - М: Просвещение, 1977. - 255с.
7. Вишняков, Н.Н. «Автомобиль. Основы конструкции»./ Н.Н. Вишняков, В.К. Вахламов, А.Н. Нарбут - М: «Машиностроение», 1986. - 311с.
8. Гальперин, П.Я. К исследованию интеллектуального развития./ П.Я. Гальперин, Д.И. Эльконин. - «Вопросы психологии», 1969.-172 с.
9. Гальперин П.Я. Формирование умственных
действий//Хрестоматия. Познавательные психические
процессы/ Сост. и общ.ред. А. Г. Маклакова. — СПб.: Питер,
2001.- 451с.
10. Гордиенко, М.П. От повозки до автомобиля./ М.П. Гордиенко,
Л.М. Смирнов - Алма-ата, 1990. - 65с.
11. Гончаров, И.А. Новые тракторы и автомобили./ И.А. Гончаров, А.А. Мащенский, В.С. Глушков и др. - М: Колос, 1983.
12. Гуревич, А.М. Тракторы и автомобили./ А.М. Гуревич, Е.М. Сорокин - М: Колос, 1978. - 191с.
13. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/ Пер. с англ. Н.М.Никольской - М.: Совершенство, 1997.— 208 с.
14. Иванов, П.И. О конструктивно-техническом мышлении и его активизация в процессе трудового обучения./ П.И. Иванов. - «Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся». - М., 1964. - 58 с.
15. Краткий автомобильный справочник. - М: Транспорт, 1985. - 224с.
16. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач)./ Т.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. - 264 с.
17. Лукин, П.П. Конструирование и расчет автомобиля./ П.П. Лукин, Г.А. Гаспарянц, В.Ф. Родионов - М: Машиностроение, 1984. - 297с.
18. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин. - М.: Педагогика, 1972. - 99 с.
19. Мелисаров В.М. Практикум по конструкции тракторов и автомобилей. Ч.2. Учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2003. - 128 с.
20. Немцов, Ю.М. Безопасность конструкции автомобиля./ ЮМ.
Немцов, М.А. Андронов, Ф.Е. Межевич - М: Машиностроение, 1984. - 168с.
21. Орлов Ю.М. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ю.М.Орлов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 211 с.
22. Пидкасистый П.И. «Педагогика». Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей / П.И.Пидкасистый. - М., 1996. - 197 с.
23. Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс,
2002.- 544 с.
24. Родичев, В.А. Устройство грузовых автомобилей: практикум: учебное пособие./ В.А. Родичев. - М: Изд.центр «Академия», 2005.- 40с.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002 - 720 с.
26. Сиднев, Ю.Г. Программы по автоделу./ Ю.Г. Сиднев - Ростов- на-Дону: Феникс, 2002. - 67с.
27. Фурсенко, А.И. Основы научно-технического творчеста./ А.И. Фурсенко, И.И.Баки - М: Высшая школа, 1987. - 78с.
28. Проектирование трансмиссий автомобилей. Справочник. - под ред. А.И. Гришкевича - М: Машиностроение, 1984. - 272с.
29. Харазов A. M., Цвид С. Ф. Методы оптимизации в технической диагностике машин. М., 1983.
30. Эсаулов, А.Ф. Психология решения задач./ А.Ф. Эсаулов. - М.: Высшая, 1972.