Введение 3
Глава I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ 5
ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1 Научно-технический прогресс и техническое мышление 5
1.2 Психологические особенности технического мышления 16
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ 35
2.1 Общие сведения о коробках передач 35
2.2 Классификация коробок передач 38
2.3 Основные понятия о кинематических схемах 40
2.4 Кинематические схемы коробок передач 42
2.5 Методические рекомендации при изучении
кинематической схемы коробки передач 45
Заключение 47
Список использованной литературы
В век ускорения научно-технического прогресса предъявляются высокие требования к общему и профессиональному образованию молодежи, вступающей в самостоятельную жизнь. Реконструкция крупных и малых производственных предприятий, новых инновационных форм производственных процессов, развитие автомобильной промышленности пробуждают у учащейся молодежи интерес к технике и новым технологиям.
Необходимость формирования и развития технического мышления учащихся в процессе обучения возникла в начале второй половины ХХ столетия, как естественная реакция системы образования на требования, бурно развивающейся системы технического обеспечения всех отраслей промышленности страны.
Важной составляющей преподавания курса «Автомобиль» является изучение вопросов, касающихся устройства и принципа действия механизмов автомобиля, в частности коробки передач. При изучении механизмов автомобиля возникает необходимость освоения студентами принципа действия коробки передач автомобиля, трансмиссии и т.д. В связи с этим изучение вопросов, касающихся формирования технического мышления, приобретает особую актуальность.
Объект исследования - учебный процесс на занятиях по курсу «Автомобиль».
Предмет исследования - методика формирования технического мышления студентов.
Цель исследования - исследование некоторых аспектов формирования технического мышления студентов.
Задачи исследования:
изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования;
- разработать подходы, формирующие техническое мышление
студентов на примере изучения коробок передач автомобиля.
Теоретико-методической базой исследования послужили учебная и методическая литература, представленная следующими авторами: В.П. Беспалько, В.А. Родичев, В.А. Скотников, Ю.И. Боровских, М.К. Скаткин, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский и др.
Основная идея исследования - использование кинематических схем механизмов автомобиля на занятиях способствует формированию технического мышления и, следовательно, более глубокому и полному усвоению материала студентами при изучении коробки передач.
Методы исследования:
- анализ литературы по психолого-педагогическим, методическим и техническим вопросам;
- педагогическое наблюдение.
Практическая значимость. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы преподавателями и студентами на занятиях по курсу «Автомобиль».
Выпускная квалификационная работа выполнена на кафедре общей инженерной подготовки инженерно-технологического факультета Елабужского института К(П)ФУ и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы объемом 51 страница.
Изучение курса «Автомобили» - как и любой другой учебной дисциплины основывается на глубоком освоении теоретического и практического материала и знании педагогических закономерностей. Успешное изучение курса основывается на знании таких предметов, как химия, физика, математика и устройство автомобилей.
На занятиях автодела и технологии изучаются различные механизмы, при этом используются различные макеты, модели, плакаты. Важно, чтобы учащиеся обладали техническим мышлением и могли свободно разбираться в механизмах и узлах автомобиля. Задача преподавателя автодела заключается в том, чтобы учащиеся разбирались в различных схемах сложных механизмов автомобиля. Поэтому одной из важных дидактических задач является развитие умений учащихся читать и строить кинематические схемы механизмов.
В этом отношении изучение раздела «Коробки передач» на уроках автодела обладает широкими методическими возможностями.
На примере простейшей коробки передач учащимся с помощью кинематической схемы можно показать принцип работы, затем рассмотреть более сложную коробку передач автомобиля или трактора.
Исследования показали, что использование кинематических схем при изучении коробок передач формирует техническое мышление учащихся и позволяет более эффективно осмыслить работу данного механизма.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами и преподавателями ИТФ при изучении механизмов автомобиля на занятиях по курсу « Автомобиль».