ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОНТРОЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 8
1.1 Структура и содержание педагогического контроля 8
1.2 Виды и функции педагогического контроля в учебном процессе.. 14
1.3 Основные принципы и методы педагогического контроля 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 27
2.1 Требования к результатам освоения образовательной программы по
технологии в соответствии с ФГОС второго поколения 27
2.2 Функции тестов в индивидуализации обучения учащихся на
уроках технологии 35
2.3 Методика конструирования тестов для контроля знаний учащихся
на уроках технологии 40
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию педагог получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена на оценку результатов учебного процесса.
Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.
С помощью контроля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми доступными уровнями образования, понять достоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу преподавателей, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач.
Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний учащихся. Действительно, контроль и оценка - необходимая часть образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.
Констатировав определенный уровень знаний учащихся, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам. Оценкам подвергаются наличные знания школьников и проявленные ими умения и навыки.
Контроль в том или ином виде всегда присутствует в обучении. В процессе исторического развития образовательной практики менялись лишь формы и средства осуществления проверок, приоритеты в оценках и приемы их выставления, интенсивность проведения контрольных мероприятий, меры воздействия на учащихся, а также акценты при интерпретации результатов контроля в образовании.
Отдельные теоретические представления о контроле сложились довольно давно, в конце XVIII - начале XIX вв. В эти годы контроль рассматривался исключительно в контексте принуждения к обучению, подводил итог определенным его результатам и акцентировал воспитательные функции оценок.
Педагогические воззрения в первые годы XX в. в России характеризовались нарастанием гуманистических тенденций. Акценты с оценки результатов обучения сместились на процесс приобретения знаний, настойчивость учащихся и динамичность освоения ими нового учебного материала.
Начало XXI в. совпало с экспериментом по введению Единого государственного экзамена в нескольких регионах России (2001), вызвавшего острые дискуссии по поводу тестов среди педагогов и ученых.
В целом современный педагогический контроль носит эклектический характер и характеризуется совмещением привычных оценочных средств с новыми, использующими мультимедийные и Интернет-технологии.
Содержание контроля, нацеленного на результаты учебного процесса, задается в государственных образовательных стандартах (ГОС) обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню его освоения выпускниками системы общего образования. В настоящий момент продолжается процесс совершенствования структуры ФГОС, вводится уровневая дифференциация требований ФГОС, обеспечивающая дополнительные стимулы для повышения продуктивности учебной деятельности.
Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, мы и выбрали тему выпускной квалификационной работы «Методика контроля знаний учащихся на уроках технологии».
Определение темы настоящего исследования обусловлено следующим противоречием: между активным использованием в учебной практике традиционных контрольно-оценочных средств и необходимостью внедрения инновационных форм, предполагающих использование в контроле релевантных оценочных средств.
Общая проблема исследования обусловлена необходимостью внедрения инновационных форм контроля знаний учащихся на уроках технологии.
Объект исследования: процесс контроля знаний учащихся на уроках технологии.
Предмет исследования: методика разработки и использования тестов в процессе контроля знаний учащихся на уроках технологии.
Характер научно-педагогической проблемы, степень разработанности различных ее аспектов во многом предопределили цель и задачи настоящего исследования.
Цель исследования: разработать и обосновать методику разработки и использования тестов в процессе контроля знаний учащихся на уроках технологии.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. В результате изучения и анализа педагогической, специальной методической литературы исследовать теоретические основы педагогического контроля в учебном процессе.
2. Изучить методику конструирования тестов для контроля знаний учащихся 00 «Технология».
3. Разработать сборник тестов по технологии по направлению «Технический труд» (по разделам «Технология обработки древесины с элементами машиноведения» и «Технология обработки металла с элементами машиноведения»)
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы по психолого-педагогическим, методическим и специальным аспектам, касающимся области исследования; анализ документов и литературных источников (программ, концепций);
• эмпирические - наблюдение за деятельностью учащихся и учителя в процессе трудового обучения; беседы с учащимися и учителями, моделирование процесса обучения с применением тестов для контроля знаний учащихся.
Методологической основой исследования являются:
• современные психолого-педагогические концепции учебной деятельности, личностно-ориентированного обучения, технологического подхода к обучению;
• ведущие принципы современной системы образования, в том числе гуманизации, гуманитаризации, учета уровня развития и индивидуально-психологических особенностей личности.
Теоретические основы исследования составляют:
• современные теории содержания образования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.П. Ильина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
• концептуальные положения использования тестов в педагогике (В.С. Аванесов, С.И. Архангельский, П.П. Блонский, П.П. Подласый, Н.В. Ефремова, А.Н. Майоров);
• концептуальные положения методики обучения технологии (В.Д. Симоненко, Г.И. Кругликов, О.А.Кожина, Д.А. Тхоржевский)
Практическая значимость работы заключается в том, что составленный сборник тестов по технологии может быть использован преподавателям технологии и студентам педагогических вузов во время прохождения практики при проведении уроков технологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, выводов по ним, заключения и списка использованных источников.
Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования инженерно-технологического факультета
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.
Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом ПК безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования.
Анализируя особенности состояния проблемы проверки и оценки знаний, следует отметить, что эта проблема многогранна и рассматривалась исследователями в самых различных аспектах. В нашей стране опубликовано большое количество работ, касающихся функций, методов, принципов проверки и оценки знаний, общих и частных вопросов оценки. Можно выделить несколько основных направлений в изучении этой проблемы.
Большую группу представляют работы, в которых исследовались функции проверки и оценки знаний в учебном процессе, требования к формируемым знаниям, умениям, навыкам, методы контроля учащихся, виды учета знаний в традиционной системе обучения (М.И. Зарецкий, И.И. Кулибаба, И.Я. Лернер, Е.И. Перовский, С.И. Руновский, М.Н. Скаткин и др.). В опубликованных работах показаны контролирующие, обучающие и воспитывающие функции проверки и оценки знаний, раскрыта методика проведения письменного, устного, графического и практического контроля знаний, индивидуального, фронтального, тематического и итогового опроса, сформированы требования к качеству знаний школьников, к оценке их устных и письменных ответов по различным учебным предметам.
Постепенно формируется убеждение, что образовательная система должна корректно поставить дидактическую задачу и с помощью педагогических технологий быть способной решить ее. При этом интерпретации должны подвергаться не единичные оценки и тем более не средний балл учащегося, а величины, отражающие динамику изменения некоторого измеряемого качества, например овладение учащимися учебным материалом.
Научное обоснование оценки результатов обучения означает, что высказываются такого рода суждения, которые покоятся на фактах, признаваемых за истинные, и в которых содержится характеристика существенных связей, а не любых внешне наблюдаемых признаков.
В практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны системы оценок. Анализ традиционных методов проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому «качество» трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных заданий.
Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умений, навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым учителей интуитивно, и часто не лучшим образом. Неясно, сколько нужно задать вопросов для проверки всей темы, как сравнить задания по их диагностической ценности.
Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Кроме того, к недостаткам существующей практики проверки и оценки знаний следует отнести стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование учителем характерных особенностей материала предмета и условий работы в классе, отсутствие систематичности в ее проведении.
В 60-70-е годы в связи с развитием программированного обучения и широким внедрением в учебный процесс технических средств обучения появились новые аспекты в изучении проблемы. В программированном обучении оценка выступает необходимым компонентом управления и несет информацию для коррекции учебного процесса. Это повышает требования к точности и надежности контроля, обоснованности его критериев. В связи с этим рассматриваются качественные и количественные аспекты оценки, информационно-статистические методы измерения, надежность и эффективность различных видов проверочных заданий, способы проверки с помощью технических средств и ЭВМ (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, А.Г. Молибог, Н.М. Розенберг, Н.Ф. Талызина, Н.М. Шахмаев и др.). Исследователями этих проблем были сформулированы более четкие требования к качеству планируемых знаний, критериям и нормам оценок, выявлены преимущества и недостатки различных видов вопросов, разработаны методики контроля знаний.
В последние годы стало очевидным фактом то, что среди педагогических инноваций в области контроля знаний очень активно стали внедряться в практику современной общеобразовательной школы тесты. Тестирование учащихся позволяет получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. В сочетании с обучающими программами на персональных ЭВМ, тесты позволяют перейти к адаптивному обучению и контролю знаний - наиболее эффективным, но, однако наименее применяемым у нас формам организации учебного процесса.
Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результата с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и пр. Главное - тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и храниться в памяти компьютера. Технология оценивания — рейтинговая и (или) отметочная по организации — автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.
Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам дисциплины. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована.
В проведенном исследовании по проблеме использования тестов в качестве одного из инструментов контроля знаний учащихся на уроках технологии мы попытались изложить свое видение путей решения данной проблемы. Практической частью работы стал сборник тестов, предназначенный как для преподавателей технологии при проведении как текущего, так и итогового контроля при изучении разделов «Технология обработки древесины с элементами машиноведения» и «Технология обработки металлов с элементами машиноведения». С таким же успехом он может быть использован учащимися 5-7 классов в качестве одного из средств самоконтроля.
1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании / B.C. Аванесов. - М.: Наука, 1982. - 200 с.
2. Аванесов B.C. Определение педагогического теста / В.С. Аванесов // Управление школой. - 1999. - № 30. - С. 11- 12.
3. Андриади И.П. Теория обучения: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / И.П. Андриади, С.Н. Ромашова, С.Ю. Темина. - М.: Академия, 2010.-336 с.
4. Архангельский С.П. Лекции по научной организации учебного процесса / С.П. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1976. - 200 с.
5. Архангельский С.П. Некоторые пути развития системы обучения / С.П. Архангельский. - М.: Знание, 1967. - 25 с.
6. Бершадский А.М. Использование компьютерных средств контроля знаний для проведения междисциплинарного экзамена / А.М. Бершадский, И.Г. Кревский, Р.П. Вергазов // Университетское образовавание: Сборник материалов VII Междунар. науч.-методич. конф. - Пенза: ПДЗ, 2003 - С. 492 - 493.
7. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
8. Блонский П.П. Педология: книга для препод, и студ. пед. учеб, заведений / П.П. Блонский. - М.: Владос, 2000. - 288 с.
9. Большой словарь иностранных слов. - М.: ООО Дом Славянской книги, 2010. - 992 с.
10. Борцовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Борцовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
И.Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб, пособие для студ. высш, и сред проф. образования / Н.М. Борытко. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
12. Борытко Н.М. Педагогика: учеб, пособие для студ. высш, и сред проф. образования / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М.: Академия, 2008. - 496 с.
13. Булатова О.С. Искусство современного урока : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / О.С. Булатова. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
14. Васильев В.В. Основы культуры адаптивного тестирования: учеб, для пед. вузов / В.В. Васильев, Т.Н. Тягунова. - М.: ИКАР, 2003. - 218 с.
15. Горбунова Л.Г. Квалиметрический мониторинг учебных достижений студентов // Л.Г. Горбунова. - Высшее образование в России. - 2010. - № 3. - С. 96 - 101.
16. Грязев М.В. Методика интегральной оценки знаний абитуриентов // М.В. Грязев, А.А. Хадарцев, А.Г. Хрупачев, С.И. Туляков. - Высшее образование в России. - 2010. - № 6. - С. 28 - 32.
17. Долинер Л.И. Педагогическая диагностика. Методика разработки и использования компьютерных тестов школьной успеваемости: учебное пособие / Л.И. Долинер, О.А. Ершова. - Екатеринбург: Уральский госуд. пед. университет, 1999. - 138 с.
18. Дружинин В.И. Психология общих способностей / В.И. Дружинин. - СПб.: Питер, 2008. 368 с.
19. Ефимов В.В. Средства и методы управления качеством: учебное пособие / В.В. Ефимов. - М.: Кнорус, 2010. - 232 с.
20. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учеб, пособие / Н.Ф. Ефремова. - М.: Логос; Университетская жизнь, 2007. - 368 с.
21. Загвязинский В.И. Терминологический словарь педагога / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2008. - 352 с.
22. Звоннников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М.: Академия, 2009. - 224 с.
23. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учеб, пособ. для студ. высш, учеб, заведений / Д.А. Иванов. - М.: Академия, 2008. - 336 с.
24. Иссерс О.С. Пособие для подготовки к тестированию / О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. - М.: Флинта- Наука, 2007. - 144 с.
25. Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс / Г.Г. Корзникова. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
26. Крокер Л. Введение в классическую и современную теорию тестов / Л. Крокер, Дж. Алгина. - М.: Логос, 2010. - 668 с.
27. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Г.И. Кругликов. ----- М.: Академия, 2002. - 480 с.
28. Кукушкин В.С. Дидактика (теория обучения): учеб, пособие / В.С. Кукушкин. - М.: Март, 2003. - 368 с.
29. Курдюмов Г.М. Катенатесты - для контроля знаний // Г.М. Курдюмов, О.А. Болотина, О.А. Брагазина. - Высшее образование в России. - 2011. - № 1. - С. 82 - 85.
30. Махмутов М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1985. - 184 с.
31. Махмутов М.И. Современный урок и пути его организации / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1975. - 217 с.
32. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: учеб, пособ. для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.И. Майоров. -М.: Интеллект-центр, 2001. - 332 с.
33. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. - М.: Интеллект-центр, 2005. - 424 с.
34. Михайлычев Е.А. Педагогическая диагностика: история, теория, современность / Е.А. Михайлычев, Г.Ф. Карпова, Е.Е. Леонова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 219 с.
35. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш, учебных заведений / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2008. - 432 с.
36. Найденова Н.Н. Формирование репрезентативной выборки: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Н.Н. Найденова. - М.: Педагогика, 2003. - 294 с.
37. Нар дюжев В.И. Модели и алгоритмы информационно¬
вычислительной системы компьютерного тестирования / В.И. Нардюжев, И.В. Нардюжев. - М.: Академия, 2000. - 376 с.
38. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб, пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова. - М.: Академия,
2003. -448 с.
39. Осмоловская И.М. Дидактика: учеб, пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений / И.М. Осмоловская. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
40. Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2006. - 540 с.
41. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для вузов / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2003. - 256 с.
42. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для вузов / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2005. - 574 с.
43. Подласый И.П. Педагогика: учебник для вузов / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2007. - 463 с.
44. Подласый И.П. Тестирование в учебном процессе: его история и возможности. - Режим доступа: http: // www. elitarium. ru.свободный.
45. Полякова А.А. Педагогика. Тесты и задания: учеб, пособие для студ. сред, спец. учеб, заведений / А.А. Полякова. - М.: Владос, 2004. - 159 с.
46. Равен Д. Педагогическое тестирование. Проблемы. Заблуждения. Перспективы / Д. Равен. - М.: Когито - Центр, 2001. - 142 с.
47. Реморенко И.О. О правоприменительной практике единого государственного экзамена // И.О. Реморенко. - Народное образование, 2009. - № 1. - С. 20 - 23.
48. Родионов Б.У. Стандарты и тесты в образовании / Б.У. Родионов, А.О. Татур. - М.: Высшая школа, 1995. - 239 с.
49. Российский и зарубежный опыт построения систем образовательного тестирования. - М.: Образование от А до Я, 2000. - 232 с.
50. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад / Н.А. Селезнева. - М.: ИЦПКПС, 2001. - 79 с.
51. Сластенин В.А. Общая педагогика: учеб, пособ. для студ. пед. учеб, заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Владос, 2002.-288 с.
52. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учебник для студ. высш. учеб, заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
53. Сластенин В.А. Педагогика: учеб, пособ. для студ. пед. учеб, заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа - Пресс, 2000. - 512 с.
54. Соколов В.М. Роль и место тестов достижений в диагностике качества образования / В.М. Соколов // Вестник Нижегородского ун¬та. - Н. Новгород, 2006. - С. 17-21.
55. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. - 96 с.
56. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе: учеб, пособие для студ.высш.учеб. заведений / М.: Педагогика, 1983. - 185 с.
57. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: учеб, пособ. для студ. высш. учеб, заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
58. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб, пособ. для студ. сред, пед. учеб, заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
59. Трайнев В.А. Системы и методы стратегии повышения педагогического образования. Обобщение и практика / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - М.: Дашков и К, 2008. - 294 с.
60. Управление качеством образования / М.М. Поташник [и др.]; под ред. М.М. Поташника. - М.: Пед. общ-во России, 2000. - 448 с.
61. Федоров В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб, пособие для студ.высш.учеб. заведений / В.А. Федоров, Е.Д. Колегова. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
62. Хоруженко К.М. Мировая художественная культура: тесты: учеб, пособ. для студ. высш, и сред. учеб, заведений / К.М. Хоруженко. - М.: Владос. - 2000. - 224 с.
63. Челышкова М.Б. Адаптивное тестирование в образовании: учеб, пособ. для студ. высш. пед. учеб, заведений / М.Б. Челышкова. - М.: Логос, 2000. - 375 с.
64. Челышкова М.Б. Шкалирование результатов Единого госэкзамена: проблемы и перпективы / М.Б. Челышкова // Вопросы образования. -
2004. -№ 2. -С. 17-19.
65. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования
педагогических тестов: учеб, пособ. для студ. высш. пед. учеб, заведений / М.Б. Челышкова. - М.: Логос, 2002. - 432 с.
66. Шмелев А.Г. Адаптивное тестирование знаний в системе «Телетестинг». Школьные технологии / А.Г. Шмелев, А.И. Бельцер, А.Г. Харцонов, А.Г. Серебряков. - М.: Логос, 2001. - 382 с.