ОБРАЗ РОССИИ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н. В. ГОГОЛЯ 7
1.1. Н.В.Гоголь: творческая биография 7
1.2. История замысла и жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души» 12
ГЛАВА II. ИДЕЙНО - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОБРАЗА
РОССИИ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» 18
2.1. Роль лирических отступлений в создании образа России 18
2.2. Национальные образы - архетипы в поэме «Мертвые души» 25
2.3. Народно - поэтические традиции как средство создания образа России.. ..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н. В. ГОГОЛЯ 7
1.1. Н.В.Гоголь: творческая биография 7
1.2. История замысла и жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души» 12
ГЛАВА II. ИДЕЙНО - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОБРАЗА
РОССИИ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» 18
2.1. Роль лирических отступлений в создании образа России 18
2.2. Национальные образы - архетипы в поэме «Мертвые души» 25
2.3. Народно - поэтические традиции как средство создания образа России.. ..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Творчество выдающегося русского писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя имеет огромное значение, оно отражает судьбоносные перипетии национальной жизни своего времени, обличает разрушительные стороны общественно-политической ситуации, гротескно высмеивает пороки общества. Вершиной творчества писателя является произведение, жанр которого автор определил как поэма - «Мертвые души». Н.В. Гоголь придавал этому произведению особое значение, общественность восприняла ее неоднозначно. Однако в настоящее время поэма «Мертвые души» признана как гениальное произведение, которое приобрело всемирную известность. Уже при жизни писателя, в 1846 году в Лейпциге выходит немецкий перевод произведения, подготовленный Ф.Лебенштейном. В 1849 году известный писатель, с восторгом относившийся к творчеству Гоголя К.Гавличка - Боровский, переводит произведение на чешский язык. В 1854 году выходит анонимный английский перевод поэмы, а в 1886 году она впервые издается в Нью-Йорке в переводе И.Хепгуда. На рубеже XX -XXI веков интерес к творчеству Н.В. Гоголя переживает свое возрождение. Ученые, в том числе исследователи не только в области литературоведения, но и других наук, уверены, что и в нынешнее время творчество писателя, безусловно, актуально. Сейчас поэма «Мертвые души» переведена на многие языки мира и известна почти во всех странах. Так, психолог В.Петров, подчеркивая значение поэмы «Мертвые души» в мировом масштабе, пишет: «.И это - беда не только России. На Западе Пикассо художественно изображает тех же нелюдей, которых видел Гоголь. Им же подобны «складные чудовища кубизма». .Современные «мертвые души» стали лишь образованнее, научились хитрить, улыбаться, умом говорить о делах. Но они - бездушны.
Общественная актуальность темы является предпосылкой написания основательных трудов, в которых исследователи изучают произведения Н.В. Гоголя на совершенно новом уровне. Так, в трудах Ю.В. Манна исследуются жанровое своеобразие и поэтика поэмы «Мертвые души», а также анализ данного произведения в западноевропейском контексте. В трудах А.В. Воропаева исследуется отражение русских народных и христианских мотивов в произведениях писателя. И.А. Виноградов изучает язык и стиль произведений Н.В. Гоголя. Проблема жанрового генезиса произведения «Мертвые души», а также творчество писателя в западноевропейском контексте освещаются в трудах Е.Е. Дмитриевой. Также в последние годы в центре пристального внимания исследователей оказывается изучение архетипов и мифолого - семантического уровня текстов Н.Гоголя.
Известным фактом является то, что сюжет поэмы «Мертвые души» был подсказан Н.В. Гоголю А.С. Пушкиным. Особенно привлекает внимание Н.В. Гоголя возможность показать при помощи «дорожного» сюжета всю Россию, с ее характерными типами, ситуациями, характерами. Поэтому привлекает внимание исследователей и образ России в поэме «Мертвые души», однако объектом монографического исследования данного аспекта пока не становился. Таким образом, актуальность выбранной темы определяется, во-первых, ее недостаточной изученностью в современном литературоведении; во-вторых, важностью создания имиджа России в мировом масштабе, для чего, как нам представляется, необходимо изучить ее историко-литературный образ в том числе.
Цель данной выпускной квалификационной работы - выявление, описание, и характеристика способов воплощения образа России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Исходя из данной цели определен круг задач:
1) изучить систему опосредований (литературных, мировоззренческих, биографических), сквозь призму которых Н.В. Гоголь оценивает Россию;
2) изучить роль образов русских помещиков в создании образа России, выявить роль образов-архетипов;
3) проанализировать лирические отступления с точки зрения выражения авторской позиции относительно образа России;
4) выявить поэтические средства, создающие в поэме национальный колорит.
Объект исследования - поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Предмет исследования - литературное конструирование образа России в поэме «Мертвые души».
Методологическая и теоретическая основа исследования. В процессе работы мы опирались на труды известных литературоведов, изучавших биографию и творчество писателя, в частности, поэму «Мертвые души»: В.А. Воропаева, Ю.М. Лотмана, И.А. Виноградова, Ю.Манна, А.Гольденберга, Е.Е. Дмитриевой и других.
Методы исследования. Во время работы были использованы следующие методы: историко-литературный, аналитический и культурно-исторический.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы в вузовских курсах по филологическому анализу художественного текста, истории русской литературы первой трети XIX века, а также в процессе преподавания русской литературы в школе.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
Общественная актуальность темы является предпосылкой написания основательных трудов, в которых исследователи изучают произведения Н.В. Гоголя на совершенно новом уровне. Так, в трудах Ю.В. Манна исследуются жанровое своеобразие и поэтика поэмы «Мертвые души», а также анализ данного произведения в западноевропейском контексте. В трудах А.В. Воропаева исследуется отражение русских народных и христианских мотивов в произведениях писателя. И.А. Виноградов изучает язык и стиль произведений Н.В. Гоголя. Проблема жанрового генезиса произведения «Мертвые души», а также творчество писателя в западноевропейском контексте освещаются в трудах Е.Е. Дмитриевой. Также в последние годы в центре пристального внимания исследователей оказывается изучение архетипов и мифолого - семантического уровня текстов Н.Гоголя.
Известным фактом является то, что сюжет поэмы «Мертвые души» был подсказан Н.В. Гоголю А.С. Пушкиным. Особенно привлекает внимание Н.В. Гоголя возможность показать при помощи «дорожного» сюжета всю Россию, с ее характерными типами, ситуациями, характерами. Поэтому привлекает внимание исследователей и образ России в поэме «Мертвые души», однако объектом монографического исследования данного аспекта пока не становился. Таким образом, актуальность выбранной темы определяется, во-первых, ее недостаточной изученностью в современном литературоведении; во-вторых, важностью создания имиджа России в мировом масштабе, для чего, как нам представляется, необходимо изучить ее историко-литературный образ в том числе.
Цель данной выпускной квалификационной работы - выявление, описание, и характеристика способов воплощения образа России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Исходя из данной цели определен круг задач:
1) изучить систему опосредований (литературных, мировоззренческих, биографических), сквозь призму которых Н.В. Гоголь оценивает Россию;
2) изучить роль образов русских помещиков в создании образа России, выявить роль образов-архетипов;
3) проанализировать лирические отступления с точки зрения выражения авторской позиции относительно образа России;
4) выявить поэтические средства, создающие в поэме национальный колорит.
Объект исследования - поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Предмет исследования - литературное конструирование образа России в поэме «Мертвые души».
Методологическая и теоретическая основа исследования. В процессе работы мы опирались на труды известных литературоведов, изучавших биографию и творчество писателя, в частности, поэму «Мертвые души»: В.А. Воропаева, Ю.М. Лотмана, И.А. Виноградова, Ю.Манна, А.Гольденберга, Е.Е. Дмитриевой и других.
Методы исследования. Во время работы были использованы следующие методы: историко-литературный, аналитический и культурно-исторический.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы в вузовских курсах по филологическому анализу художественного текста, истории русской литературы первой трети XIX века, а также в процессе преподавания русской литературы в школе.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
Образ России, Родины столь издавна и органично присущ русской литературе, что представляется возможным его рассмотрение как особого литературного явления, которое имеет глубинные корни и занимает важное место в классической литературе. Величавая, святая, благочестивая, с природой, окрашенной в светло-грустные тона, с людьми, воплощенными в идеальные образы доброго молодца и красной девицы - такова картина Руси, изображенная в народных сказках, былинах, песнях. Именно такую народную Русь идеализирует, выросший в религиозной, высоконравственной и духовно - развитой семье Н.В. Гоголь. Однако писатель не создает утопические произведения, а наоборот, рисует реальные картины современной ему родины, выпячивая, где надо наиболее опасные для общества пороки, размышляя о причинах запущенности почти во всех отраслях, пытаясь найти вместе с читателем выход из тупиковой ситуации. Цель писателя - показать реалистичную картину жизни России не в отдельно взятом уголке, а более масштабно. Замысел писателя воплотился и в композиции поэмы, и в богатстве художественных приемов, и в системе образов. Гоголь показывает Россию и чиновничью, и крепостническую и народную.
Сюжет произведения ведет читателя по дорогам России, сворачивая то в одно имение, то в другое, то в город N. Повсюду автор обращает внимание на бездушных и бездуховных «хозяев жизни», разрушительное состояние общества, стремления чиновников и помещиков охватывает лишь их личные интересы, в то время как многих не волнует голодная или иная смерть собственных крестьян, бушующие среди них эпидемии, пьянство, тотальная безграмотность, доходящая до того, что люди не могут отличить правую руку от левой. Благочестивые помыслы некоторых помещиков терпят крах, разбиваясь об реальность не потому, что крепостные крестьяне не способны к возвышенному, духовному, а потому, что сами помещики не могут понять потребности русского человека. Слепое подражание Западной Европе еще более усугубляет бедственное положение простого человека.
Однако события в произведении развиваются не только «вширь». Выпячивая перед читателем отрицательные образы и явления, автор все же видит впереди великую Русь. Ее величие автор видит в первую очередь в самобытности, самодостаточности, богобоязненности. В данной работе несколько способов воплощения образа России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: воплощение авторской позиции в лирических отступлениях;
воссоздание национального колорита посредством национальных образов- архетипов; передача народно-поэтического звучания посредством изобразительно - литературных средств.
Лирические отступления в поэме «Мертвые души» - важнейшие составляющие, в которых выражена авторская позиция. Н.В. Гоголь в них размышляет о положении крестьян в обществе, об источниках всего безобразного, что есть в помещичьих образах, им же изображенных, об отношения России и Западной Европы, об образовательной системе, о воспитании детей в семье, о состоянии российских дорог. Но наиболее важным представляется его размышления о дороге как символе истории человечества и о дороге к Истине, к Богу. Как показывает наше исследование, Н.В. Гоголь не смог создать какую-то конкретную программу возрождения России, однако, несомненно, писатель уверен, что путь Западной Европы для русского народа неприемлем. А попытки следования Западным традициям (иноязычные вкрапления в речи, обучение зарубежом, устройства балов и так далее) - это не свет истины, а «огни болота», ведущие к пропасти. Также интересны лирические отступления, где автор прослеживает проблему чистоты русской речи, в которых писатель также отстаивает идею самобытности.
Творчество Н.В. Гоголя насыщено национально-культурными архетипами, концентрирующими в себе многовековой нравственно-философский опыт народа, с помощью которого писатель осмысляет события современности. Духовное мироощущение, религиозная направленность годами в писателе только усиливается, что находит отражение в сюжетной основе, системе образов и поэтике поэмы «Мертвые души». Русская история, русские традиции и обряды в творческом наследии Н.В. Гоголя неизменно оказываются источником сюжетов и образов, проецируются на современную для писателя реальность. Так, интерес главного героя к «мертвым душам» является предпосылкой изображения Чичикова как архетипа обрядового гостя, которого почти все без исключения помещики зовут к обеду (аллюзия поминального стола) и рассказывают о тех или иных качествах «мертвых душ» (аллюзия поминального некролога). Также образ Чичикова олицетворяет собой архетип жениха (такой образ героя создается в воображении жителей губернского города), а Ноздрев представлен как архетип песенного дружки.
Способствуют конструированию целостного образа России и народно-поэтические традиции в поэме. В произведении «Мертвые души» находят отражение традиции бытовой сказки, песенные мотивы. Особое место занимают в поэме народные пословицы и поговорки. Как прецедентные высказывания пословицы являются единицами традиционными, народными и общеупотребительными, хорошо известными представителям данного языкового сообщества: во-первых, знания и представления, содержащиеся в них, являются общими для носителей определенного языка и культуры; во- вторых, традиционная языковая оболочка пословиц также известна и легко узнаваема. Они помогают охарактеризовывать персонажей, предметы, явления; обладают побудительными функциями; констатируют явления или факты, основываясь на многовековом опыте народа.
Итак, в поэме «Мертвые души» описывается широкомасштабное полотно России, охватывающая жизнь чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной России. Миру «мертвых душ» противостоит в поэме лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.
Сюжет произведения ведет читателя по дорогам России, сворачивая то в одно имение, то в другое, то в город N. Повсюду автор обращает внимание на бездушных и бездуховных «хозяев жизни», разрушительное состояние общества, стремления чиновников и помещиков охватывает лишь их личные интересы, в то время как многих не волнует голодная или иная смерть собственных крестьян, бушующие среди них эпидемии, пьянство, тотальная безграмотность, доходящая до того, что люди не могут отличить правую руку от левой. Благочестивые помыслы некоторых помещиков терпят крах, разбиваясь об реальность не потому, что крепостные крестьяне не способны к возвышенному, духовному, а потому, что сами помещики не могут понять потребности русского человека. Слепое подражание Западной Европе еще более усугубляет бедственное положение простого человека.
Однако события в произведении развиваются не только «вширь». Выпячивая перед читателем отрицательные образы и явления, автор все же видит впереди великую Русь. Ее величие автор видит в первую очередь в самобытности, самодостаточности, богобоязненности. В данной работе несколько способов воплощения образа России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: воплощение авторской позиции в лирических отступлениях;
воссоздание национального колорита посредством национальных образов- архетипов; передача народно-поэтического звучания посредством изобразительно - литературных средств.
Лирические отступления в поэме «Мертвые души» - важнейшие составляющие, в которых выражена авторская позиция. Н.В. Гоголь в них размышляет о положении крестьян в обществе, об источниках всего безобразного, что есть в помещичьих образах, им же изображенных, об отношения России и Западной Европы, об образовательной системе, о воспитании детей в семье, о состоянии российских дорог. Но наиболее важным представляется его размышления о дороге как символе истории человечества и о дороге к Истине, к Богу. Как показывает наше исследование, Н.В. Гоголь не смог создать какую-то конкретную программу возрождения России, однако, несомненно, писатель уверен, что путь Западной Европы для русского народа неприемлем. А попытки следования Западным традициям (иноязычные вкрапления в речи, обучение зарубежом, устройства балов и так далее) - это не свет истины, а «огни болота», ведущие к пропасти. Также интересны лирические отступления, где автор прослеживает проблему чистоты русской речи, в которых писатель также отстаивает идею самобытности.
Творчество Н.В. Гоголя насыщено национально-культурными архетипами, концентрирующими в себе многовековой нравственно-философский опыт народа, с помощью которого писатель осмысляет события современности. Духовное мироощущение, религиозная направленность годами в писателе только усиливается, что находит отражение в сюжетной основе, системе образов и поэтике поэмы «Мертвые души». Русская история, русские традиции и обряды в творческом наследии Н.В. Гоголя неизменно оказываются источником сюжетов и образов, проецируются на современную для писателя реальность. Так, интерес главного героя к «мертвым душам» является предпосылкой изображения Чичикова как архетипа обрядового гостя, которого почти все без исключения помещики зовут к обеду (аллюзия поминального стола) и рассказывают о тех или иных качествах «мертвых душ» (аллюзия поминального некролога). Также образ Чичикова олицетворяет собой архетип жениха (такой образ героя создается в воображении жителей губернского города), а Ноздрев представлен как архетип песенного дружки.
Способствуют конструированию целостного образа России и народно-поэтические традиции в поэме. В произведении «Мертвые души» находят отражение традиции бытовой сказки, песенные мотивы. Особое место занимают в поэме народные пословицы и поговорки. Как прецедентные высказывания пословицы являются единицами традиционными, народными и общеупотребительными, хорошо известными представителям данного языкового сообщества: во-первых, знания и представления, содержащиеся в них, являются общими для носителей определенного языка и культуры; во- вторых, традиционная языковая оболочка пословиц также известна и легко узнаваема. Они помогают охарактеризовывать персонажей, предметы, явления; обладают побудительными функциями; констатируют явления или факты, основываясь на многовековом опыте народа.
Итак, в поэме «Мертвые души» описывается широкомасштабное полотно России, охватывающая жизнь чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной России. Миру «мертвых душ» противостоит в поэме лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИФОПОЭТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ПОЭМЫ Н.В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФАМИЛИЙ
В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ Н. В. ГОГОЛЯ
(НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭМЫ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» И
«ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЕЙ»)
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Типология образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, литература. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в Китае: проблемы исследования и рецепции
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ И.В. ГОГОЛЯ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Художественные функции мотива сна в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: материалы к изучению произведения в школе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - КОЛОРАТИВНАЯ ЛЕКСИКА В ПРОЗЕ Н.В. ГОГОЛЯ
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ДИСКУРСИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОМАНА ВЛАДИМИРА ШАРОВА «ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЕГИПЕТ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Феномен книги в художественном осмыслении
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



