ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н. В. ГОГОЛЯ 7
1.1. Н.В.Гоголь: творческая биография 7
1.2. История замысла и жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души» 12
ГЛАВА II. ИДЕЙНО - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОБРАЗА
РОССИИ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» 18
2.1. Роль лирических отступлений в создании образа России 18
2.2. Национальные образы - архетипы в поэме «Мертвые души» 25
2.3. Народно - поэтические традиции как средство создания образа России.. ..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Творчество выдающегося русского писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя имеет огромное значение, оно отражает судьбоносные перипетии национальной жизни своего времени, обличает разрушительные стороны общественно-политической ситуации, гротескно высмеивает пороки общества. Вершиной творчества писателя является произведение, жанр которого автор определил как поэма - «Мертвые души». Н.В. Гоголь придавал этому произведению особое значение, общественность восприняла ее неоднозначно. Однако в настоящее время поэма «Мертвые души» признана как гениальное произведение, которое приобрело всемирную известность. Уже при жизни писателя, в 1846 году в Лейпциге выходит немецкий перевод произведения, подготовленный Ф.Лебенштейном. В 1849 году известный писатель, с восторгом относившийся к творчеству Гоголя К.Гавличка - Боровский, переводит произведение на чешский язык. В 1854 году выходит анонимный английский перевод поэмы, а в 1886 году она впервые издается в Нью-Йорке в переводе И.Хепгуда. На рубеже XX -XXI веков интерес к творчеству Н.В. Гоголя переживает свое возрождение. Ученые, в том числе исследователи не только в области литературоведения, но и других наук, уверены, что и в нынешнее время творчество писателя, безусловно, актуально. Сейчас поэма «Мертвые души» переведена на многие языки мира и известна почти во всех странах. Так, психолог В.Петров, подчеркивая значение поэмы «Мертвые души» в мировом масштабе, пишет: «.И это - беда не только России. На Западе Пикассо художественно изображает тех же нелюдей, которых видел Гоголь. Им же подобны «складные чудовища кубизма». .Современные «мертвые души» стали лишь образованнее, научились хитрить, улыбаться, умом говорить о делах. Но они - бездушны.
Общественная актуальность темы является предпосылкой написания основательных трудов, в которых исследователи изучают произведения Н.В. Гоголя на совершенно новом уровне. Так, в трудах Ю.В. Манна исследуются жанровое своеобразие и поэтика поэмы «Мертвые души», а также анализ данного произведения в западноевропейском контексте. В трудах А.В. Воропаева исследуется отражение русских народных и христианских мотивов в произведениях писателя. И.А. Виноградов изучает язык и стиль произведений Н.В. Гоголя. Проблема жанрового генезиса произведения «Мертвые души», а также творчество писателя в западноевропейском контексте освещаются в трудах Е.Е. Дмитриевой. Также в последние годы в центре пристального внимания исследователей оказывается изучение архетипов и мифолого - семантического уровня текстов Н.Гоголя.
Известным фактом является то, что сюжет поэмы «Мертвые души» был подсказан Н.В. Гоголю А.С. Пушкиным. Особенно привлекает внимание Н.В. Гоголя возможность показать при помощи «дорожного» сюжета всю Россию, с ее характерными типами, ситуациями, характерами. Поэтому привлекает внимание исследователей и образ России в поэме «Мертвые души», однако объектом монографического исследования данного аспекта пока не становился. Таким образом, актуальность выбранной темы определяется, во-первых, ее недостаточной изученностью в современном литературоведении; во-вторых, важностью создания имиджа России в мировом масштабе, для чего, как нам представляется, необходимо изучить ее историко-литературный образ в том числе.
Цель данной выпускной квалификационной работы - выявление, описание, и характеристика способов воплощения образа России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Исходя из данной цели определен круг задач:
1) изучить систему опосредований (литературных, мировоззренческих, биографических), сквозь призму которых Н.В. Гоголь оценивает Россию;
2) изучить роль образов русских помещиков в создании образа России, выявить роль образов-архетипов;
3) проанализировать лирические отступления с точки зрения выражения авторской позиции относительно образа России;
4) выявить поэтические средства, создающие в поэме национальный колорит.
Объект исследования - поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Предмет исследования - литературное конструирование образа России в поэме «Мертвые души».
Методологическая и теоретическая основа исследования. В процессе работы мы опирались на труды известных литературоведов, изучавших биографию и творчество писателя, в частности, поэму «Мертвые души»: В.А. Воропаева, Ю.М. Лотмана, И.А. Виноградова, Ю.Манна, А.Гольденберга, Е.Е. Дмитриевой и других.
Методы исследования. Во время работы были использованы следующие методы: историко-литературный, аналитический и культурно-исторический.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы работы могут быть использованы в вузовских курсах по филологическому анализу художественного текста, истории русской литературы первой трети XIX века, а также в процессе преподавания русской литературы в школе.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена решаемыми в работе задачами и включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
Образ России, Родины столь издавна и органично присущ русской литературе, что представляется возможным его рассмотрение как особого литературного явления, которое имеет глубинные корни и занимает важное место в классической литературе. Величавая, святая, благочестивая, с природой, окрашенной в светло-грустные тона, с людьми, воплощенными в идеальные образы доброго молодца и красной девицы - такова картина Руси, изображенная в народных сказках, былинах, песнях. Именно такую народную Русь идеализирует, выросший в религиозной, высоконравственной и духовно - развитой семье Н.В. Гоголь. Однако писатель не создает утопические произведения, а наоборот, рисует реальные картины современной ему родины, выпячивая, где надо наиболее опасные для общества пороки, размышляя о причинах запущенности почти во всех отраслях, пытаясь найти вместе с читателем выход из тупиковой ситуации. Цель писателя - показать реалистичную картину жизни России не в отдельно взятом уголке, а более масштабно. Замысел писателя воплотился и в композиции поэмы, и в богатстве художественных приемов, и в системе образов. Гоголь показывает Россию и чиновничью, и крепостническую и народную.
Сюжет произведения ведет читателя по дорогам России, сворачивая то в одно имение, то в другое, то в город N. Повсюду автор обращает внимание на бездушных и бездуховных «хозяев жизни», разрушительное состояние общества, стремления чиновников и помещиков охватывает лишь их личные интересы, в то время как многих не волнует голодная или иная смерть собственных крестьян, бушующие среди них эпидемии, пьянство, тотальная безграмотность, доходящая до того, что люди не могут отличить правую руку от левой. Благочестивые помыслы некоторых помещиков терпят крах, разбиваясь об реальность не потому, что крепостные крестьяне не способны к возвышенному, духовному, а потому, что сами помещики не могут понять потребности русского человека. Слепое подражание Западной Европе еще более усугубляет бедственное положение простого человека.
Однако события в произведении развиваются не только «вширь». Выпячивая перед читателем отрицательные образы и явления, автор все же видит впереди великую Русь. Ее величие автор видит в первую очередь в самобытности, самодостаточности, богобоязненности. В данной работе несколько способов воплощения образа России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: воплощение авторской позиции в лирических отступлениях;
воссоздание национального колорита посредством национальных образов- архетипов; передача народно-поэтического звучания посредством изобразительно - литературных средств.
Лирические отступления в поэме «Мертвые души» - важнейшие составляющие, в которых выражена авторская позиция. Н.В. Гоголь в них размышляет о положении крестьян в обществе, об источниках всего безобразного, что есть в помещичьих образах, им же изображенных, об отношения России и Западной Европы, об образовательной системе, о воспитании детей в семье, о состоянии российских дорог. Но наиболее важным представляется его размышления о дороге как символе истории человечества и о дороге к Истине, к Богу. Как показывает наше исследование, Н.В. Гоголь не смог создать какую-то конкретную программу возрождения России, однако, несомненно, писатель уверен, что путь Западной Европы для русского народа неприемлем. А попытки следования Западным традициям (иноязычные вкрапления в речи, обучение зарубежом, устройства балов и так далее) - это не свет истины, а «огни болота», ведущие к пропасти. Также интересны лирические отступления, где автор прослеживает проблему чистоты русской речи, в которых писатель также отстаивает идею самобытности.
Творчество Н.В. Гоголя насыщено национально-культурными архетипами, концентрирующими в себе многовековой нравственно-философский опыт народа, с помощью которого писатель осмысляет события современности. Духовное мироощущение, религиозная направленность годами в писателе только усиливается, что находит отражение в сюжетной основе, системе образов и поэтике поэмы «Мертвые души». Русская история, русские традиции и обряды в творческом наследии Н.В. Гоголя неизменно оказываются источником сюжетов и образов, проецируются на современную для писателя реальность. Так, интерес главного героя к «мертвым душам» является предпосылкой изображения Чичикова как архетипа обрядового гостя, которого почти все без исключения помещики зовут к обеду (аллюзия поминального стола) и рассказывают о тех или иных качествах «мертвых душ» (аллюзия поминального некролога). Также образ Чичикова олицетворяет собой архетип жениха (такой образ героя создается в воображении жителей губернского города), а Ноздрев представлен как архетип песенного дружки.
Способствуют конструированию целостного образа России и народно-поэтические традиции в поэме. В произведении «Мертвые души» находят отражение традиции бытовой сказки, песенные мотивы. Особое место занимают в поэме народные пословицы и поговорки. Как прецедентные высказывания пословицы являются единицами традиционными, народными и общеупотребительными, хорошо известными представителям данного языкового сообщества: во-первых, знания и представления, содержащиеся в них, являются общими для носителей определенного языка и культуры; во- вторых, традиционная языковая оболочка пословиц также известна и легко узнаваема. Они помогают охарактеризовывать персонажей, предметы, явления; обладают побудительными функциями; констатируют явления или факты, основываясь на многовековом опыте народа.
Итак, в поэме «Мертвые души» описывается широкомасштабное полотно России, охватывающая жизнь чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Порицая все дурное в общественном и государственном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят себе выхода в крепостной России. Миру «мертвых душ» противостоит в поэме лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.
1.1. Гоголь Н.В. Мертвые души / сост. Е.А. Яковлева. - М.: Айрис- пресс, 2005. - 396 с.
II. ЛИТЕРАТУРА
2.1. Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души» // Мертвые души (подробный комментарий, учебный материал, интерпретации / сост., примеч., учеб. материал Е.А. Яковлевой. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - С.254 - 257.
2.2. Белинский В.Г. О поэме «Мертвые души» // Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. - М.: Гос. изд-во дет. лит-ры, 1951. - С. 79 - 108.
2.3. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-и томах. - М.: Мысль, 1981. - T.VI. 460 с.
2.4. Белозерова А. В. Платон и Гоголь: мифолегема «Русь» в поэме «Мертвые души» // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Философские науки. М., 2007. - № 1. - С. 30 - 36.
2.5. Белый А. Мастерство Гоголя. Исследование / Предисл. Л.Каменева.- М.; Л.: Гос. изд-во художеств. лит-ры, 1934. - 323 с.
2.6. Вересаев В.В. Сочинения. В 4-х томах. - М.: Правда, 1990. - Т. IV. 558 с.
2.7. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971. - 240 с.
2.8. Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой / отв. ред. А.П. Чудаков. - М.: Наука, 2003. - 390 с.
2.9. Воропаев В.А. Традиции русского народного творчества в поэтике «Мертвых душ» Н.В. Гоголя: дис. ...канд.филол.наук. - М., 1985. - 217 с.
2.10. Воропаев В.А. Гоголь над страницами духовных книг. Научно-популярные очерки. - М.: Макариевский фонд. - 2002. - 208 с.
2.11. Воропаев В.А. Пословицы и притчи в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя // Русская речь. - 2002. - №2. - С.96 - 102.
2.12. Воропаев В.А. Русская эмиграция о Н.В. Гоголе // Русская речь. - 2003. - № 2. - С. 16 - 21.
2.13. Воропаев В.А. Русская эмиграция о Н.В. Гоголе // Русская речь. - 2003. - № 3. - С. 11 - 17.
2.14. Воропаев В.А. Русская эмиграция о Н.В. Гоголе // Русская речь. - 2003. - № 4. - С. 10 - 18.
2.15. Воропаев В. Гоголь в критике русской эмиграции // Литература в школе. - 2002. - №6. - С.13 -19.
2.16. Гиппиус В.В. Гоголь: Воспоминания. Письма. Дневники. - М.: Аграф, 1999. - 464 с.
2.17. Гольденберг А. Проблема архетипов в антропологии позднего Гоголя // Гоголь как явление мировой литературы. Сборник статей по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 36 - 41.
2.18. Гольденберг А.Х. Фольклорные и литературные архетипы в поэтике Н.В. Гоголя: автореферат дис. ... д-ра филол. наук : Волгоград, 2007. - 46 с.
2.19. Гольденберг А.Х. Архетип народного праздника в художественном мире Н.В. Гоголя // Русская словесность. - 2009. - №3. - С.3 -11.
2.20. Геймбух Е.Ю. Способ организации словесного ряда в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя // Русский язык в школе. - 2002. - №1. - С.52 - 56.
2.21. Дмитриева Е.Е. Путешествия в усадьбу и усадебное гостеприимство: к проблеме жанрового генезиса «Мертвых душ» // Гоголь как явление мировой литературы.Сборник статей по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 231 - 238.
2.22. Дмитриева Е.Е. Н.В. Гоголь в западноевропейском контексте: между языками и культурами. Монография. - М.: ИМЛИ РАН, 2011. - 392 с.
2.23. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 248 с.
2.24. Золотусский И.П. По следам Гоголя. - М.: Дет. Лит-ра, 1984. - 190с.
2.25. Золотусский И.П. Поэзия прозы: статьи о Гоголе. - М.: Советский писатель, 1987. - 238 с.
2.26. Иваницкий А.И. Архетипы Гоголя // Литературные архетипы и универсалии. - М., 2001. - С. 248 - 292.
2.27. История русской литературы. В 4-х томах / гл.ред. Пруцков. - Л.:
Наука, Ленинградское отделение, 1980. - Т. II (От сентиментализма к
романтизму и реализму). - 536 с.
2.28. Кривонос В.Ш. Семантика порога в "Мертвых душах" Гоголя // Поэтика рамы и порога: функциональные формы границы в художественных языках. - Самара, 2006. - Вып. 4. - С. 381 - 403.
2.29. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М.: Просвещение, 1988. - 348 с.
2.30. Луначарский А.В. Н.В. Гоголь // Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. - М.: Гос. изд-во дет. лит-ры, 1951. - С. 238 - 248.
2.31. Манн Ю.В. О жанре «Мертвых душ» // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. Т. XXXI. Вып. 1. - 1972. - С.7 - 17.
2.32. Манн Ю. «Мертвые души» в контексте европейской литературы // Вопросы литературы. - 1973. - №8. - С. 263 - 268.
2.33. Манн Ю. Поэтика Гоголя. М.: Худож. лит-ра, 1978. - 398 с.
2.34. Манн Ю.В. В поисках живой души: “Мертвые души”: писатель - критика - читатель. - М.: Книга, 1984. - 415 с.
2.35. Манн Ю.В. Постигая Гоголя. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 206 с.
2.36. Манн Ю.В. Творчество Гоголя: смысл и форма. - С-Пб.: изд-во С.Петерб. ун-та, 2007. - 744 с.
2.37. Маурина С.Ю. Дом Настасьи Петровны Коробочки как выражение идеи «анти-дома»: По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Литература в контексте современности. - Челябинск, 2007. - С. 60 - 64.
2.38. Машинский С.И. Гоголь в оценке русской критики // Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. - М.: Гос. изд-во дет. лит¬ры, 1951. - С. 3 - 34.
2.39. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. - М.: Просвещение, 1979. - 432 с.
2.40. Мезин С.А. Стереотипы России в европейской общественной мысли XVIII века // Вопросы истории. - 2002. - № 10. - С. 148 - 157.
2.41. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах / Е.М. Мелетинский. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1994. - С. 72.
2.42. Николаев П.А. Архетип // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. - М.: Росмэн, 2006. - С. 91 - 92.
2.43. Николаев П.А. Н.В. Гоголь // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. - М.: Росмэн, 2006. - С.376 - 385.
2.44. Озеров Ю.А. Бытовая деталь в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» // Русская словесность. - 2006. - №2. - С.18 - 31.
2.45. Ощепков А.В. Образ России во французкой прозе XIX века: автореферат дис. .. .д-ра филол.наук. - М., 2011. - 33 с.
2.46. Перлина Н. Средневековые видения и «Божественная комедия» как эстетическая парадигма «Мертвых душ» // Гоголь как явление мировой литературы.Сборник статей по материалам международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 286 - 296.
2.47. Петров Е. Живые люди Достоевского и мертвые души Гоголя // Наука и жизнь. - 2005. - № 10. - С. 92 - 98.
2.48. Плохотнюк В.М. Н.В. Гоголь и Ю.И. Крашевский: дис. ...канд. филол. наук. - Тверь, 2007. - 22 с.
2.49. Прозоров В.В. Введение в литературоведение. - М.: Флинта, 2012. - 224 с.
2.50. Сивкова А.В. Концептуализация смеха как особенность идиостиля Н.В. Гоголя: (На примере текста повести «Ночь перед Рождеством») // Вестн. молодых ученых. Филол. науки. - СПб.,2006. - № 1. - С. 21 - 26.
2.51. Синцова С.В. Мотив маски в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя (смыслообразующие возможности) // Текст. Произведение. Читатель. Материалы международной научно-практической конференции: изд. центр Социосфера, 2012. - С. 83 - 89.
2.52. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». - Л.: изд-во «Наука», Ленинградское отд., 1987. - 200 с.
2.53. Соколов Б.В. Гоголь. Энциклопедия. (Серия «Русские писатели»). - М.: Алгоритм, 2003. - 544с.
2.54. Стасов В.В. Гоголь в восприятии русской молодежи 30 - 40 -х годов // Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. - М.: Гос. изд-во дет. лит-ры, 1951. - С. 282 - 288.
2.55. Трофимова И.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя: особенности сюжетосложения и символика цикла: дис. ...канд.филол. наук. - С-Пб., 2001. - 233 с.
2.56. Турбин В.Н. Герои Гоголя. - М.: Просвещение, 1983. - 127с.
2.57. Ходырев В.В. Метатекстовая организация персонажа в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Аспирантский сборник НГПУ 2006. - Новосибирск, 2006. - Ч. 1. - C. 201 - 205.
2.58. Холобаева Д.П. Стиль Н.В.Гоголя: семантика плеоназмов и мнимых тавтологий // Филологические науки. - 2009. - №3. - С.77 - 85.
2.59. Хусаинова О.И. Тема детства в творчестве Н.В. Гоголя: автореферат дис. . канд. филол. наук. - Саратов, 2009. - 19 с.
2.60. Щеблыкин И.П. Об одной распространенной ошибке в толковании поэмы Н.В.Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души» // Литература в школе. - 2004. - №4. - С.6 - 9.
III. ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
3.1. URL:www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/gogol/index1 .html (дата обращения: 14. 03. 2013).
3.2. URL: www.litrasoch.ru/narod-i-rodina-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye- dushi/дата обращения: (14. 03. 2013.)
3.3. ВоронскойА. URL: gogol.lit-info.ru/gogol/bio/voronskij/mertvye-
dushi.htm (дата обращения: 13.02.2013).
3.4. Страхова Л.Д. История создания поэмы «Мертвые души».
URL:www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4b2d128a.pdf; (дата обращения:
13.02.2013).