ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО
ТРАВМАТИЗМА - КАК ЧАСТЬ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Непрерывное образование как модель преемственности
педагогических знаний по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма 9
1.2 Организация педагогического процесса в системе
Непрерывного образования (детский сад — школа) по формированию знаний Правил дорожного движения 19
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2 МАТРИАЛЫ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Комплексная региональная модель профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма 32
2.2 Организация и этапы исследования 42
2.3 Методические рекомендации для педагогических работников общеобразовательных учреждений по организации обучения детей
Правилам дорожного движения 52
ВЫВОДЫ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, стало проблемой, требующей не только изучения и специальных мероприятий со стороны организаторов движения, но и необходимых разносторонних знаний, психологической подготовки всех участников движения - пешеходов, водителей, пассажиров. Общество привыкло пассивно взирать на дорожные происшествия и их жертвы. Индивидуалистический подход к проблеме, согласно которому дорожно-транспортные происшествия являются результатом неспособности или недисциплинированности всех или части пользователей дороги, или организаторов движения и других официальных лиц, не предполагает разработки ни концептуальных решений, ни конструктивных мер.
Вместе с тем в настоящее время во всем мире дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной смертности и инвалидности людей в возрасте от 3-х до 35-ти лет, при этом особую тревогу вызывает уровень детского дорожно-транспортного травматизма.
В связи с этим традиционная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в условиях становления демократического общества, требует позитивного изменения с учетом требований социума.
Принимая во внимание, что основными социальными институтами, призванными обучать и воспитывать подрастающее поколение, являются дошкольные и общеобразовательные учреждения, следует вполне естественный вывод, что вопросы изучения организационно-педагогических условий профилактики детского дорожно-транспортного травматизма должны рассматриваться в числе наиболее актуальных, требующих обеспечения теоретических и научно-обоснованных исследований в данной области.
Один из педагогических аспектов актуализации исследуемой проблемы, рассмотрение которой ведется в рамках нашего исследования, связан с тем, что подготовке дисциплинированного участника дорожного движения из числа подрастающего поколения, воспитанию дисциплинированности и высокой культуры поведения на дорогах, улицах и транспорте до настоящего времени уделяется недостаточное внимание. В работах, касающихся этой проблемы (Афанасьев В.Б., Боровский Б.Е., Варламов В.А.), рассматриваются лишь отдельные ее стороны (это, в основном, изучение Правил дорожного движения, а не изучение правил безопасного поведения на дороге) и практически не раскрываются идеи системной организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Отсутствуют фундаментальные научные исследования, раскрывающие сущность отдельных сторон подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении, таких как: общие требования к подготовке педагогических кадров, системный подход к построению процесса непрерывного образования, моделирование организационно-педагогических условий и ситуаций, оптимизация форм и методов обучения и воспитания, социальная адаптация детей к условиям дорожной среды и ряд других.
Акцентируя внимание на практическом аспекте проблемы, A.M. Якупов справедливо отмечает, что он «определяется не только необходимостью обучения детей и взрослых правилам безопасного поведения на дорогах и улицах, но и практической их подготовки к безопасному участию в дорожном процессе». [45, с. 29-33]
Введение на территории России в 1994 г. в рамки школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», можно рассматривать лишь как попытку решения имеющейся проблемы, так как содержание учебного материала по Правилам дорожного движения не раскрывает тенденции развития дорожно-транспортной системы. Данный вывод нашел свое отражение в работах таких авторов как СВ. Белов, Е.М. Сосунов, М.Л. Форштат, К.В. Чернов и др.
Частично психологический аспект представлен в разделе транспортной психологии (Д. Клебельсберг, М.А. Котик, И.В. Дубровина, Н.П. Дубинин и др.) [22, 23,29, 33], однако даже эта отрасль науки не раскрывает всей сущности исследуемой проблемы, причем наименьшее внимание уделено вопросу психологических особенностей поведения детей в дорожной обстановке. Вместе с тем, как утверждает французский психолог Дюваль: «Дети - это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей». Данное определение возрастных особенностей детей весьма значимо в рамках рассматриваемой проблемы - дорожно-транспортная среда для ребенка, как правило, агрессивна, а следовательно и опасна.
Проведенный аналитический обзор психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования показал, что на сегодняшний день отсутствует достаточно полный объем научных изысканий, касающихся построения учебно-воспитательного процесса в части обучения детей Правилам дорожного движения, практически отсутствуют какие-либо научные рекомендации об организации данного процесса во взаимодействии с системой внутренних дел (а именно государственной инспекцией безопасности дорожного движения). В связи с этим можно сделать вывод о наличии ряда противоречий:
- в рамках государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения - между требованиями государственной инспекции безопасности дорожного движения и построением профилактической работы в системе образования в целом;
- потребностью теоретического анализа организационно-
педагогических условий процесса обучения детей Правилам дорожного движения и недостаточностью изученности этого предмета;
- вариативностью программно-методического обеспечения содержания образования и необходимостью научной разработки «сквозного планирования» системе «детский сад - школа»;
- социально значимой, государственной необходимостью изучения Правил дорожного движения детьми и подростками и отсутствием единой методической системы обучения юного поколения навыкам безопасного дорожного движения;
- психолого-физиологическими особенностями детей и
неадаптированностью Правил дорожного движения к детскому восприятию;
- получением и закреплением теоретических знаний Правил дорожного движения детьми и практическим формированием и развитием умений и навыков безопасного поведения у детей в дорожно-транспортном движении;
- необходимостью более качественного обучения детей Правилам дорожного движения и отсутствием высококвалифицированных педагогов, педагогически совершенных учебно-методических пособий и методических рекомендаций.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость обозначенных выше вопросов позволяют сформулировать проблему исследования: каковы эффективные методы взаимодействия образовательных учреждений и управления внутренних дел по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма?
Объект исследования: процесс взаимодействия образовательных учреждений и госавтоинспекции (рассматривается как структурный элемент управления внутренних дел) в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, влияющие на качество подготовки детей к участию в дорожно-транспортном движении.
Цель исследования: разработка и обоснование организационно-педагогических условий профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Гипотеза исследования основана на том, что организация обучения детей Правилам дорожного движения и привития навыков безопасного поведения в качестве участников дорожного движения будет более эффективной при реализации следующих условий:
- создание организационно-педагогических условий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма во взаимодействии образова-тельных учреждений и управлений внутренних дел;
- методическое обеспечение обучения детей Правилам дорожного движения с учетом традиционных педагогических закономерностей, инновационных и традиционных принципов, форм и методов в организации учебно-воспитательного процесса.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
1. Определить степень изученности проблемы взаимодействия
образовательных учреждений и управления внутренних дел по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на региональном уровне.
2. Разработать педагогические условия, влияющие на эффективность
процесса взаимодействия образовательных учреждений и управления внутренних дел по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
3. Опытно-экспериментальным путем доказать возможность и необходимость использования методического материала, нормативно-правовой документальной базы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах и других учреждениях, входящих в систему образования Российской Федерации.
Методы исследования: На теоретическом уровне применялись методы анализа научной литературы, нормативно-правовых и программно-методических материалов, изучение и обобщение опыта деятельности образовательных учреждений, анализ продуктов деятельности детей и педагогов. Эмпирические данные накапливались с помощью опросно-диагностических методов, обеспечивающих прямое, косвенное и включенное наблюдение, опросы (анкетирование, тестирование, интервьюирование). В исследовании использовался метод системного анализа социальных, психолого-педагогических факторов, оказывающих влияние на эффективность профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, и причин, их обусловливающих.
База исследования. Базой исследования явились дошкольные и общеобразовательные учреждения г. Наб. Челны Республики Татарстан.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, могут быть основой методических пособий по данной тематике для сотрудников системы образования и государственной инспекции безопасности дорожного движения. Могут быть использованы при разработке спецкурсов, спецсеминаров, при чтении лекций, а также при проведении курсов повышения квалификации как в системе Министерства внутренних дел, так и работников образования.
Структура и объем ВКР. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Ключевым направлением в процессе формирования и функционирования воспитывающей образовательной среды выступает создание условий ее эффективного функционирования, позволяющих активизировать социально-педагогическое окружение ребенка.
Наибольшим воспитательно-образовательным потенциалом и возможностями в формировании оптимальной структуры воспитывающей образовательной среды обладают образовательные учреждения, семья, средства массовой информации, дорожно-транспортная среда. Каждый из этих технологических компонентов создает определенную воспитательно-образовательную среду, оказывающую воздействие на юного участника дорожного движения.
Поставленные на начальном этапе исследования задачи выполнены:
1. В данной работе были рассмотрены теоретическое положения правового образования в контексте проблемы обучения детей Правилам дорожного движения, изучены цели и структура. В первой главе также рассмотрены состояние и перспективы развития правового образования в общеобразовательных учреждениях.
2. Подобраны методы и методики для выявления уровня сформированности знаний детьми Правил дорожного движения: «Тематическое тестирование», «Педагогическая беседа», «Конкурсные мероприятия», «Метод анализа потенциально опасных ситуаций».
3. В целях подтверждения выдвинутой гипотезы проведен эксперимент на базе дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ г. Наб. Челны РТ. Общее количество респондентов составило 120 детей (экспериментальная и контрольная группы).
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы был определен среднестатистический уровень знаний Правил дорожного движения детей, соответствующий критерию базового уровня знаний. Полученный результат позволяет сделать вывод, что основное количество детей, обучающихся в образовательных учреждениях не в полной мере (соответственно возрастным психофизиологическим особенностям) обладают необходимыми навыками безопасного поведения в дорожных ситуациях, а также достаточно четко осознают необходимость соблюдения таковых. При организации учебно-воспитательной работы необходимо особое внимание уделять вопросу формирования у детей внутреннего осознания необходимости и значимости соблюдения дорожно-транспортной культуры — как гарантии сохранения жизни и здоровья, а также признания себя как законопослушного члена общества.
Результаты, полученные в ходе эксперимента, позволяют утверждать, что выдвинутые гипотезой предположения о положительном влиянии на качество знаний детей создания организационно-педагогических условий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма нашли свое подтверждение. Достигнута и цель исследования - подобраны и обоснованы организационно- педагогические условия профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в основу которых положено взаимодействие образовательных учреждений и Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Проведенная исследовательская работа показала, что организацию обучения и воспитания детей в ходе профилактики детского дорожно - транспортного травматизма целесообразно проводить по следующим направлениям: изучение основ правил безопасности дорожного движения (ДОУ, младший школьный возраст); воспитание дисциплинированного пешехода, пассажира (старшие группы ДОУ, младший и средний школьный возраст); воспитание дисциплинированного пешехода, пассажира, велосипедиста (младший и средний школьный возраст) и формирование основ водительского мастерства, обучение на права водителя категории «А», «В» (старший школьный возраст). Сегодня в рамках этих направлений в Республике Татарстан:
■ развивается сеть карт-клубов, в которых создаются все условия для самопроявления и самоутверждения подростка в коллективе сверстников и старших товариш; ей, подростки в процессе занятий могут всесторонне оценить свои возможности, проверить обоснованность проявления поведенческих рисков в дорожном движении;
■ в средствах массовой информации регулярно освещаются дорожно-транспортные происшествия, причинами которых стали необоснованные поведенческие риски в поведении участников дорожного движения. В школах силами сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения и педагогических коллективов проводятся беседы, тематические пропагандистско-воспитательные мероприятия по проблеме обеспечения безопасности участников дорожного движения;
■ ведется активный поиск и экспериментальная проверка новых форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в детских садах и школах, работы с родителями и другими заинтересованными организациями и ведомствами
Завершение этого исследования не закрывает рассматриваемую тему. В ходе работы определились новые задачи, которые могут рассматриваться как объект последующих решений (разработка дидактической модели обучения безопасному поведению в дорожно-транспортной среде детей, проживающих в различных административно-территориальных населенных пунктах (город, село), разработка дидактической модели по обучению студентов высших (средних) педагогических учебных учреждений методике преподавания Правил дорожного движения и т.п.).
1. Агафонова, К.В. Дети и дорожное движение / К.В.Агафонова. -Л.: Просвещение, 1978. - 84 с.
2. Аграновская, Е.В. Личность и правовая культура /Е.Аграновская. - М.: Просвещение, 1981. — 80 с.
3. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека /А.Я.Азаров, Т.В.Болорина. - М.: АРГОС, 1994. - 120 с.
4. Айзенберг, А. М. Задачи нравственного воспитания /А.М.Айзенберг. - М.: Просвещение, 2002. — 160 с.
5. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества /В.И.Андреев.— Казань: КГУ, 1988.—238с.
6. Антонов, В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека /В.В.Антонов. -М.: Изд.МГУ, 1995. - 54 с.
7. Ахметшина, Л.Г. Региональная система профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма в республике Татарстан
/Л.Г.Ахметшина. — Казань: Изд. КГУ, 2003. — 159 с.
8. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса
/Ю.К.Бабанский.-М.: Просвещение, 1982 —192 с.
9. Батышев, С.Я, Научная организация учебно-воспитательного процесса /С.Я.Батышев. - М.: Педагогика, 1975. —326 с.
10. Безопасность пешеходов в дорожном движении: Обзорная
информация. Выпуск 12. — М.: НИЦ ГИБДД МВД России. — 28 с.
11. Безопасность дорожного движения - объект социально¬экономического управления. Учебное пособие (Екатеринбургская ВШ МВД России). —Челябинск: Транспорт, 1995.—187 с.
12. Болотов, В.А. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования /В.А.Болотов. - М.: Дрофа, 2002. — 146 с.
13. Гальперин, П.Л. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в современной психологии /П.Л.Гальперин. - М.: Наука, 1966. — С.26-29.
14. Голубева, Г.А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания /Г.А.Голубева. - М.: Наука, 1989.- 56 с.
15. Государственный доклад по безопасности дорожного движения.—М.: Дрофа, 2001. — 23 с.
16. Давыдов, В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении /В.В.Давыдов. — Томск: Пелинг, 1992.—112 с.
17. Давыдов, Г.П. Правовое воспитание в системе работы школы /Г.П.Давыдов. — М.: Просвещение, 1976. -78 с.
18. Дети и дорога. 4.2. Младший школьник на улице. //Методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений.-М.: ИНФОРМАТИК,1994.—72 с.
19. Дорога и дети (из опыта работы детсадов) ГАИ УВД г. Ростов н/Д: Феникс, 1996.-18 с.
20. Дорожную азбуку — детям (из опыта работы дошкольных образовательных учреждений края по обучению детей Правилам дорожного движения). — ГАИ УВД Ставропольского края. Ставрополь: Изд. Университет, 1994.- 22с.
21. Дошкольник на улице. 4.1. /Методический комплект для воспитателей детских садов. - М.: «ИНФОРМАТИК», 1994. - 72с.
22. Дубинин, Н.П. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека /Н.П.Дубинин. - М.: Наука, 1976.-24 с.
23. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей /И.В.Дубровина. АПН СССР. М., 1982. - 84 с.
24. Жульнев, Н.Я. Правила безопасного дорожного движения для 1-4 кл. /Н.Я.Жульнев. — М.: Ливр, 1997.-62 с.
25. Закон «О безопасности дорожного движения», № 196 — ФЗ от
10.12.05г., статья 29.- С.6.
26. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь // Избранные педагогические труды /Л.В.Занков.- М.: Педагогик», 1990. —424 с.
27. Захараш, Т.Б. Педагогичесое единство индивидуального и коллективного опыта в преемственности поколений /Т.Б.Захараш. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 137 с.
28. Каминская, В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры //Правовая культура и вопросы правового воспитания /В.И.Каминская, А.Р.Ратинов. М.: Наука, 1974.- 114 с.
29. Клебельсберг, Д. Транспортная психология/ Под ред. В.Б.Мазуркевича /Д.Клебельсберг. - М.: Транспорт, 1989 —260 с.
30. Клочанов, Н.И. Дорога, ребенок, безопасность. Методическое
пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы /Н.И.Клочанов. - Ростов н/Д: Феникс,2004.-152с.
31. Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации и Основы положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения /Под общ. ред. В.А.Федорова.—М.: Изд. За рулем, 1996.—230 с.
32. Концепция безопасности дорожного движения в России на 1999 - 2010г.г.(проект).- М.: Минтранс РФ, 1999-25 с.
33. Котик, М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения /М.А.Котик.—М.: Транспорт, 1987. —188 с.
34. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной
игры //Психологическая наука и образование /А.Н.Леонтьев.- 1996.-№ 3.- С.10 - 14
35. Лихачев Б.Т. Педагогика /Б.Т.Лихачёв.- М.: Просвещение, 1993.- 216 с.
36. Материалы о преподавании Основ безопасности и жизнедеятельности в
общеобразовательных учреждениях Ставропольского края. -
Ставрополь: СКИПКРО, 2004. - 37 с.
37. Методическое пособие по Правилам дорожного движения. СПб.: Просвещение, 2004. -78 с.
38. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. — М.: Транспорт, 2000.- 45 с.
39. Методические рекомендации. Вопросы организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма подразделениями госавтоинспекции. МВД России -НИЦ ГАИ. М.,1992. - 54 с.
40. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих /А.В.Мудрик. - Омск: Академия, 1995. — 63с.
41. Обучаем правилам дорожного движения: Сборник курсовых работ слушателей МИПК. - Казань: Изд-во Школа, 2011. - 67 с.
42. Программа и методические рекомендации по обучению детей Правилам дорожного движения в дошкольном учреждении. /Методическое пособие.— Ставрополь: СКИПКРО, 2003. - 95 с.
43. Сахаров А.Н. Проектирование содержания современного учебника «Правила безопасного поведения на дорогах» для младших школьников /А.Н.Сахаров. — Казань: Школа, 2009. —139 с.
44. Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня /Е.Соловьёва. //Дошкольное воспитание — 1995., № 8. - С. 17-19.
45. Состояние аварийности и программы обеспечения безопасности дорожного движения: Обзорная информация. Зарубежный опыт. Вып. 9. — М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 2009. - 32 с.
46. Социокинетика Детское движение: Стратегия и тактика нового века. - М.: Мысль, 2003. - 512 с.
47. Усова А.В. Психолого - дидактические основы формирования у учащихся научных понятий /А.В.Усова. — М.: Просвещение, 1998. - 94 с.
48. Форштат М.Л. Дети на дорогах /М.Л.Форштат //Обеспечение безопасности жизнедеятельности.- М., 2004, № 6. - С. 43-44.
49. Юный пешеход: Сто вопросов по дорожной безопасности. - Воронеж: Изд-во МВД.- 2010. - 213 с.
50. Якупов A.M. Окружающая среда и индивидуальность ее восприятия участниками дорожного движения //Основы безопасности жизнедеятельности /А.М.Якупов. —1999., № 9. - С. 29-33