Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №87423

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2013
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Феномен лидерства как социально-психологическая и педагогическая
проблема 6
1.2 Личностные характеристики лидера 10
1.3 Образовательное пространство как основа развития лидерских качеств школьников 18
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1 Цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы по
развитию лидерских качеств старшеклассников 23
2.2 Разработка программы занятий по развитию лидерских качеств
старшеклассников 25
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию лидерских
качеств старшеклассников 37
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного (в зависимости от сложившейся ситуации). Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах. Вопрос о реализации активности личности поднимался в работах Л.И. Божович, Л.И. Анцыферовой, Н.Ф. Добрынина, В.Л. Хайкина и др. Ученые утверждали, что личность сама должна активно участвовать в деятельности, чтобы достичь высоких результатов, эффективно овладеть нужными знаниями, умениями, развить как можно полно свои способности и личностные свойства и качества, в том числе и лидерские.
В настоящее время подростку необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять жизненную позицию, но и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности.
Подростковый возраст (отрочество) - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», обретения новой социальной позиции.
Теоретическая и практическая значимость исследования связана с тем, что изучение данной проблемы поможет сформировать некое представление о личности лидера, о его влиянии на окружающих и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером.
Цель исследования: выявление наиболее эффективных способов развития лидерских качеств и разработка методической системы, направленной на развитие лидерских качеств школьников в образовательной среде.
Объект исследования - образовательный процесс школы.
Предмет - развитие лидерских качеств в образовательном процессе школы.
Гипотеза исследования: лидерство, как один из способов дифференциации классного коллектива, возникает в результате общения и взаимодействия учащихся в составе класса и становится сложным феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития. Тем самым в специально- моделируемых ситуациях опыт лидерского поведения можно формировать, развивая соответствующие лидерские качества, актуальные в современных условиях.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены задачи исследования:
1. Рассмотреть феномен лидерства как социально-психологическую и педагогическую проблему;
2. Раскрыть личностные характеристики лидера;
3. Изучить образовательное пространство как основу развития лидерских качеств школьников;
4. Экспериментально доказать эффективность способов развития лидерских качеств и разработать методическую систему, направленную на развитие лидерских качеств школьников в образовательной среде.
Цель, гипотеза, задачи исследования определили выбор комплекса методов исследования:
теоретические методы - изучение и анализ научно-методической литературы;
эмпирические методы, включающие тестирование, педагогический эксперимент, методы обработки данных: количественный анализ и качественный анализ результатов исследования.
Методологические и теоретические аспекты интересующей проблемы рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов: К. Бэрда, В.И. Зацепина, Ф. Карделла, Р.Л. Кричевского, К.Левина, Б.Д. Парыгина, Р. Стогдилла, и других. Большой интерес представляют работы, посвященные различным аспектам лидерства, теории и практике выявления лидеров, и реализации ими организаторских и лидерских функций А.Н. Лутошкина, Л.И.Новиковой, А.В. Петровского, Л.И. Уманского и др.
База исследования: общеобразовательное учреждение - «СОШ № 11» г. Лениногорск Республики Татарстан.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и выводы данного исследования могут найти применение в образовательном процессе школы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное в данной работе исследование было посвящено формированию лидерских качеств школьников. Поставленная в работе цель достигнута и решены основные задачи исследования. Это позволило нам сделать следующие выводы.
Развитие лидерских качеств, организаторских умений - это актуальная социальная, психологическая и педагогическая задача современности. Будущее - за компетентным человеком, не столько обладающим конкретным предметным знанием, сколько умеющим организовать работу по добыванию этого знания: личную и коллективную.
Российское общество нуждается в деловых личностях, которые могут и должны организовать людей на решение возникших социальных, экономических и политических проблем. Нужны лидеры. Но лидерами не рождаются, их необходимо растить. Становление лидера - процесс длительный и сложный. Чем раньше начнется формирование и развитие лидерских качеств, тем раньше личность будет способна к ответственной деятельности. Учитывая, что склонность к лидерству ярко проявляется в подростковом и юношеском возрасте, представляет интерес изучение феномена лидерства именно в школьных коллективах.
Исходя из анализа философской, психологической, педагогической литературы мы пришли к выводу, что феномен лидерства в школьном коллективе мало изучен. Проблема создания педагогических условий для эффективного развития лидерских качеств учащихся не рассматривалась как отдельная теоретическая и практическая проблема. Это послужило основанием для определения темы нашего исследования.
Анализ теоретических источников, посвященных проблеме лидерства, позволил провести терминологические уточнения ключевых понятий, введенных в научный оборот исследования. Основой развития лидерских качеств является образовательное пространство. Нами уточнено содержание данного понятия и сформулировано определение образовательного пространства как существующей в социуме среды, где субъективно задаются множества отношений и связей и интегрируются усилия различных систем (государственных, общественных, смешанных) по развитию личности ребенка и его социализации. Лидерство рассматривается нами как степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи.
Одним из условий развития лидерского потенциала подростков является подготовленность педагогов к работе с лидерами. Знания педагогов об особенностях работы с лидерами, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность педагога. В курсах педагогики и психологии педагогических институтов и университетов этим вопросам отводится мало места, не учитываются новые политические и социально-экономические условия, оказывающие мощное воздействие на общее состояние воспитательной системы и на лидерство в ученических группах в частности. Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога конструировать мотивообразующие социальные условия развития личности воспитанника, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера.
Результаты, полученные в процессе исследования, в целом подтвердили нашу гипотезу. В процессе исследования были решены поставленные задачи. Это позволило достичь цели исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий, обеспечивающих формирование и развитие лидерских качеств учащихся. Организованная опытно - экспериментальная работа по развитию лидерских качеств учащихся в школе подтвердила основные положения, выдвинутые в теоретической части.



1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс,
2002. - 324с.
2. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - с. 90-98.
3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. Хрестоматия / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандридцкая. - М.: Аспект Пресс,
2003 - 475 с.
4. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства: Монография. - Оренбург: ОГУ, 2000. - 220 с.
5. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
6. Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова. - М.: Издательство РИОР, 2006. - 440 с.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
8. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2011. - 320 с.
9. Грудзинская Е.Ю. Эффективное лидерство в управлении человеческими ресурсами. - Нижний Новгород, 2008. - 123 с.
10. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: Теория и практика / О.В. Евтихов. - СПб: Речь, 2010. - 320 с.
11. Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера / М. Емельянова // Воспитание школьников. - 2006. - №5. - с. 23-25.
12. Ермакова Ж.А. Лидерство как социально-психологический
феномен. - М.: Академия, 2006. -189 с.
13. Дубов И. Г. Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. - Даугавпилс, 1988. - С. 8-23.
14. Жеребова Н. С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологических исследований.. - Л., 1973. - 400 с.
15. Зайцева Е.М. Эталонные характеристики лидерства. Социально-психологические проблемы первичного коллектива. - Ярославль, 1982.-500 с.
16. Залужный А.С. Учение о коллективе. Методология. Детский коллектив.- : Работник просвещения, 1930. - 300с.
17. Занковский А.Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме / А.Н. Занковский. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 296 с.
18. Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала // Педагогическая наука и образование. - 2007. - № 2. - с. 53¬57.
19. Иванова Н. Изучение проблем школьника: основные методы психолого -педагогической диагностики / Н. Иванова // Директор школы.- 2000. - № 7. - С. 97 - 126.
20. Карделл Ф.Д. Психотерапия и лидерство / Ф.Д. Карделл. - СПб.: Речь, 2000. - 234 с.
21. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - 2-е изд. — М.: Политиздат, 1978. — 279 с.
22. Ковалев А.Г. Возрастная психология: Учебник / А.Г. Ковалева. - М.: Наука, 2000. - 316 с.
23. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
24. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск: Тетра Системе, 2000. - 350 с.
25. Кретов Б.И. Типология лидерства // Социально-гуманистические знания. - 2000.- № 3. - с. 73-78.
26. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий / С.В. Кульневич.- Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2001. - 160 с.
27. Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство // Образование. - 2008.
- № 4. - с. 89-99.
28. Лазарева М.В. Лидерство в школе: как противостоять
огрупплению мышления / М.В. Лазарева // Директор школы.-2000.-№ 9.- С.46-48.
29. Лансберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия. - М., 2000.
30. Мельников О.Н. Подходы к изучению лидерства и лидерских качеств //Российское предпринимательство. - 2006. - № 5(17). - с. 6- 14.
31. Мокшанцев Р. Социальная психология. - М. : Сибирское соглашение, Инфра-М, 2007. - 340 с.
32. Молл Е. Г. Менеджмент: Организационное поведение. - М. : Финансы и статистика, 1998. - 133 с.
33. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение / Е.Г. Молл. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 160 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
35. Мурашов А. Как выделить лидера в ученическом коллективе / А. Мурашов // Народное образование.- 2001.-№ 8.-С.151-159.
36. Ольшанский Д.В. Политическая психология, М. 2002 г.
37. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.
38. Петровский А.В. Психологическая характеристика лидера // Теоретическая психология. - 2001. - №6. -с. 267-281.
39. Пугачёв В.П. Руководство персоналом организации.- М., 2002. - С. 540.
40. Руднев Е.А. Лидер и его команда / Е.А. Руднев // Директор школы.-2006.-№ 5.- С.15-22.
41. Сивашинский Е.Ф. Педагогика современной школы: Учебное пособие / Е.Ф. Сивашинский. - Экоперспектива, 2009. - 212 с.
42. Смекалова Е.М. Школа лидерства. Педагогический опыт по развитию лидерских качеств учащихся: Методические рекомендации. - М.: СФЕРА, 2006. - 94 с.
43. Социальная психология: Учебное пособие / Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева.- М.: Инфра-М, 2001. - 408 с.
44. Старожук Е.В. О возможности приобретения учителем лидерской позиции // Народное образование. - 2008. - № 6. - с. 17-21.
45. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003 - 544 с.- (Высшее образование).
46. Тажутдинова, Г. Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка: автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.01.-М., 2001 . - 16 с.
47. Уманский Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. - 208 с..
48. Шалагинова Л. В. Психология лидерства. - СПб. : Речь, 2007.
49. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе / М.В. Шакурова. - М.: Софа, 2004. - 272 с.
50. Peter, F. Drucker, The practice of Management [Тех!] / New York: Harper & Row, 1954. - pp. 159-160.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ