Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЧНОСТИ

Работа №87415

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2013
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения ценностного отношения к личности у старшеклассников 8
1.1. Понятие ценностных ориентаций, ценностей личности и ценностных
отношений в психологических исследованиях 8
1.2. Особенности ценносто-мотивационной сферы личности в юношеском
возрасте 15
1.3. Формирование ценностного отношения к человеку у старшеклассников
Глава 2. Методические основы исследования 34
2.1. Характеристика диагностической программы 34
2.2. Характеристика программы формирующих занятий «Цени других, как самого себя» 36
3. Анализ результатов экспериментального исследования 39
3.1. Анализ результатов исследования 39
3.2. Рекомендации по формированию ценностного отношения
старшеклассника к личности 45
Заключение 51
Список использованной литературы 55
Приложение

Актуальность исследования. Старшие школьники представляют особую социальную группу, с одной стороны, открытую всем изменениям, новшествам, инновациям, с другой стороны, выступающую чутким индикатором разворачивающихся в социуме трансформаций и нововведений. Образуя собой потенциал развития общества, на который обращены многие надежды на лучшее, они находятся в зоне пристального внимания к себе со стороны психологов, социологов, педагогов, политиков. Вместе с тем, авторы Белинская Е.П. и Тихомандрицкая О.А. признают, что продолжающаяся по сей день переоценка ценностей, обусловленная кардинальной ломкой ранее казавшихся незыблемыми норм и традиций, не может не сказаться на состоянии сознания молодежи. На этом фоне проявляется особая уязвимость духовно-мировоззренческой сферы старших школьников. Старшие школьники, находясь на пороге взрослой самостоятельной жизни, все еще остаются мало защищенными от негативного влияния социума. Отсутствие жизненного опыта в сочетании со стремлением скорее вступить в пору самостоятельности обусловливает особую неразборчивость в выборе образцов для подражания, предлагаемых извне рекламой, СМИ и прочими агентами агрессивного влияния. Особенную актуальность данная проблема приобретает в старшем подростковом возрасте. В этот период происходит интенсивное становление личности, освоение социальных норм и ценностей, нравственных установок (Л.И. Божович, О.В.Дашкевич, А.К. Дусовицкий).
Именно в общении, в деловых и межличностных отношениях учебной и других видов общественно-значимой деятельности, находят выражение все нравственные ценности старшеклассника. При отсутствии целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности принимает стихийный характер.
Теоретическим основанием для исследования этой проблемы послужили работы: Ядова В.А. (Диспозиционная концепция регуляции социального поведения индивида), Л.И. Божович (теоретические разработки вопросов нравственности, общения и психической регуляции), Е.В. Алексеева, О.С. Баитингер, А.Г. Грецов, А.Л. Лихтарников, Л.А. Регуш (Исследования, направленные на изучение трудностей и проблем, с которыми сталкиваются современные старшеклассники); В.П. Тугаринов, А.Г. Здравомыслов, О.Г. Дробницкий, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган и др. (философская концепция ценностных ориентаций.); Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев и др. (психолого-педагогическая концепция целостного гармоничного развития личности человека). Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения.
Тем не менее, практических наработок мало, что обусловливает актуальность проблемы развития ценностно-личностного отношения старшеклассника к личности.
Проблема исследования: как формировать у старших школьников ценностное отношение к личности?
Цель исследования: выявить психологические особенности
формирования ценностного отношения к личности у старших школьников.
Объект исследования: психологические факторы личности.
Предмет исследования: психологические особенности формирования ценностного отношения к личности у старших школьников.
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к личности у старших школьников представляет собой процесс преобразования их внутренней позиции в сфере общения в сторону расширения ее осознанности, мотивационной привлекательности и активности. Специально организованное формирование ценностного отношения к личности у них будет протекать успешно в том случае, если оно будет:
- опираться на имеющиеся представления старших школьников о личности;
- ориентироваться на единство его когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов;
- учитывать индивидуально-психологические особенности школьников, значимые для формирования у них ценностного отношения к личности.
На базе обозначенных гипотез и цели исследования сформулированы его задачи:
- Осуществить анализ ключевых подходов к пониманию ценности и ценностных отношений человека, сложившиеся в научном психологическом знании.
- Установить содержательные и структурные особенности отношения к личности в системе ценностей человека.
- Выявить основные предпосылки формирования ценностного отношения к личности в старшем школьном возрасте.
- Сформировать пакет исследовательских методов и методик для изучения психологических особенностей ценностного отношения старших школьников к личности.
- Построить экспериментальную программу изучения психологических особенностей ценностного отношения старших школьников к личности.
- Эмпирически выявить психологические особенности ценностного отношения старших школьников к личности.
- Описать особенности ценностного отношения к личности старших школьников с разными индивидуально-психологическими типами.
- Апробировать психолого-педагогическую программу формирования ценностного отношения старших школьников к личности.
Теоретическую основу исследования составляют теории и концепции, раскрывающие сущностную природу ценностей и ценностных ориентаций (Анисимов С.Ф., Василюк Ф.Е., Дильтей В., Каган М.С., Леонтьев Д.А., Панфилов О.М., Рубинштейн С.Л. и др.), связь ценностных отношений с другими психическими феноменами (Додонов Б.И., Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б.), их виды (Анисимов С.Ф., Фромм Э. и др.) и структура (Бондырева С.К., Колесов Д.В., Леонтьев Д.А., Сокольская М.В., Шемелина Е.С., Щуркова Н.Е., Ядов В.А., Rokeach M. и др.); особенности ценностного отношения к личности (Кабаева В.М., Марина И.В., Филатова Ю.В., Шмойлова Н.А.), в том числе и с точки зрения возрастных особенностей (Баль Л.В., Барканова С.В., Васильева О.С., Хозина Д.З., Плаксина О.А. и др.). Были рассмотрены также работы, раскрывающие предпосылки формирования ценностного отношения к личности в старшем школьном возрасте (Божович Л.И., Давыдов В.В., Дубровина И.В., Коломинский Я.Л., Кон И.С., Крутецкий В.А., Рубинштейн М.М., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б.и др.).
Методологическая основа исследования. Исследование базируется на идеях гуманистического (Берулава М.Н., Котова И.Б., Роджерс К., Маслоу А. и др.), системного (Афанасьев В.Г., Блауберг И.В., Ганзен В.А., Кузьмин В.П., Спирин Л.Ю. и др.), личностно-ориентированного (Абульханова- Славская К.А., Котова И.Б., Петровский В.А., Ситаров В.А., Ядов И.С. и другие).
Научная новизна исследования заключается в том, что: предложено определение ценностного отношения к личности старших школьников как осознанной потребности в построении проекта работы над собой в направлении восстановления, рассматривается в качестве сложного феномена, имеющего физиологическую, психическую и психологическую составляющие.
В работе дано содержательное осмысление формирования ценностного отношения к личности у старших школьников, которое включает психолого-педагогическую работу по позитивному преобразованию их внутренней позиции к личности, осознанию его ценности, развитию позитивного отношения к ней.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- показана ведущая роль ценностного отношения к личности в развитии личности старшего школьника;
- уточнены особенности содержательного наполнения ценностного отношения к личности у старших школьников;
- показано, что содержание ценностного отношения старших школьников к личности включает когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты;
- выявлены содержательные корреляты, характеризующие состояние ценностного отношения старших школьников к личности;
- на эмпирической основе выявлена связь ценностного отношения старших школьников к личности с комплексом их индивидуальных характеристик, включающих готовность к самоактуализации, личностную готовность и профессиональные склонности;
- предложена теоретическая модель формирования у старших школьников ценностного отношения к личности.
Практическая значимость проведенного исследования:
- разработан и апробирован пакет исследовательских методов и методик, применение которых позволяет выявить особенности ценностного отношения старших школьников к личности;
- получены эмпирические материалы, иллюстрирующие содержательные особенности формирования ценностного отношения старших школьников к личности;
- выявлена и изучена структурная организация ценностного отношения старших школьников к личности;
- получены эмпирические материалы, иллюстрирующие содержательные особенности формирования ценностного отношения старших школьников к личности, способные выступить сравнительно-сопоставительным материалом для проведения подобных измерений;
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Педагогической наукой конкретизировано современное понимание задач духовно-нравственного обучения, которые сводятся к развитию в человеке свободы. Нравственное воспитание завершается формированием личности, развитием индивидуальности человека.
Личность как понятие сложное характеризуется наличием позитивных социокультурных, духовно-нравственных, исторических и религиозных представлений, сформировавшихся в структуре национальной традиции. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. Гуманисты - педагоги и психологи указывают на то, что личность является ценностью, ради которой осуществляется развитие общества. «Потребности, интересы и мотивы, - пишет В.А. Мижериков, - обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки человека».
Личность - не только слаженный синтез и результат воздействия на человека социальных условий определённого времени, но одновременно и результат осознания себя в диалоге. Личность - это сформировавшаяся цельность духовной иерархии, возникшей на национально-государственной почве (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Личностью мы можем назвать того, кто ощущает своё подлинно человеческое духовное достоинство и осознаёт глубокую причастность к людям и Отечеству. Истинная личность - тот, в ком мощно выражены гуманные качества совести, чести, воли, стремления к самосовершенствованию. Следует отметить, что сильная, волевая натура не всегда признается в науке личностью. Личность - это тот, кто в человеческих формах отстаивает своё право на уважение к своей самостоятельности, свою духовную свободу и вместе с тем видит себя частью более высокого, значительного. Воспринимая личность как социально-историческую данность, что само по себе справедливо, учитель усваивает ориентир на актуально значимое осмысление духовной стороны бытия. Истинная личность так или иначе, отражает историческое восприятие мира, иерархию духовных ценностей национального самосознания. В укладе жизни личности проявляется духовное отношение к миру - от самобытных ощущений материальной реальности и переживания исторического времени до национального образа мыслей, чувства благоговения, проистекающего из духовного самосознания.
Формирование системы ценностного отношения к личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований зрелой личности, именно в них сходятся ее различные психологические характеристики.
Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности [12, с.48].
Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.
Ценности - это обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы.
Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостное структурное сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое, самостоятельное структурное психологическое образование могут формировать ценностные ориентации лишь на довольно позднем этапе возрастного развития - в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе в формирование личности несовершеннолетнего, появления таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.
Формирование системы ценностных отношений к личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований зрелой личности, именно в них сходятся ее различные психологические характеристики.
Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности [66, с.52].
Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.


1. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. - СПб.: Речь, 2000. - 240 с.
2. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] / В.Г. Алексеева // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Университетское, 1990. -212 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 457 с.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]. М.: Аспект Пресс, 2006. 376 с.
6. Анциферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в науке. М.: Академический проект, 2000. С. 27—42.
7. Безумова Л.Г. Социально-психологические факторы
соотношения и изменения личностных ценностей и потребностей студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2009.
8. Богуславский М. В. Аксиологические приоритеты культурно- антропологической парадигмы в отечественной педагогике первой трети XIX века: материалы III Международной научно-практической конференции (18—20 октября 2006 года, СГПИ) / под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова. — Ставрополь : СГПИ; Сервисшкола, 2006. — 520 с.
9. Бодалев А. А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 336-344.
10. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь. Теория и практика. - М.: Институт психотерапии, 2000. - 368 с.
11. Братусь Б. С. Аномалии личности [Текст]. М.: Мысль, 1988. 301
с.
12. Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. 1999. № 5. С. 38-44.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2006. 386 с.
14. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1995. № 6. С. 61-73.
15. Глушков В.Ф. Ценностно-ориентационные аспекты
формирования личности / В. Ф. Глушков; М-во путей сообщ. ... — М., 2000.¬17 с
16. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Сацыяльна-педагапчная работа. - 2009. - № 4. - С. 53-57.
17. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М.: Изд-во
трансперсонального института, 1994. - 339 с.
18. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социа-листическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. С. 102-109.
19. Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педаго-гика. 1974. № 5. С. 67-76.
20. Дружинин В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН, 2000. 135 с.
21. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
22. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2002.
23. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнае выхаванне. - 2007. - № 9. - С. 23-27.
24. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006.
25. Зауторова Э.В. Искусство и формирование нравственно¬ценностных ориентаций личности // Искусство и образование. - 2008. - № 2. - С. 68-73.
26. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 221 с.
27. Зеленов Е.В. Педагогические условия становления ценностно¬
смысловых ориентаций старшеклассников как организованного процесса реализации потенциала художественно-эстетической деятельности.
Монография. М.: Университет РАО, 2012. 8,75 п.л.
28. Зинченко, В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии Текст. / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов; М.: Тривола, 1994.303 с.
29. Злобин Ю.Д. Психологическая коррекция личности: задачи, подходы, приемы: Учебное пособие.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - Ч. I. - 27 с.
30. Ихсанова Д.Т. Проблема формирования ценностных ориентаций// Социально-психологические проблемы современного общества: Материалы республиканской научно-практической конференции.- Алматы, 30-31 октября 2007. - С. 57-58.
31. Ихсанова Д.Т. Развитие ценностных ориентаций студентов в процессе адаптации к обучению в высшем учебном заведении // Автореферат дисс. к.п.н. - Алматы, 2010
32. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст]: / А. Карелин. М.: Эксмо, 2007. 416 с.
33. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей российской молодежи. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009.
34. Климов Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога- профессиоведа // Психол. журн. 1993. Т. 14. № 4. С. 130-136.
35. Корявая С.М. Ценностные предпочтения молодежи // Адукацыя i выхаванне. - 2006. - № 10. - С. 49-54.
36. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 36—42.
37. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретичекие проблемы психологии [Текст]. М.: Наука, 1984. 446 с.
38. Мадди С. Теории личности : Сравнительный анализ. - СП б: Изд-во «Речь», 2003.
39. Мотков О.И., Огнева Т.А. Методика «Ценностные ориентации», вар. 2. М., 2008.
40. Немов Р. С. Психология [Текст]: В 2 т. М., 1994. Т. 1. 576 с.
41. Петрошевский А. В., Ярошевский М.Т. Психология. Учебник для высш. Пед. Ун. -2-е изд.-М.: - Издательский центр «Академия», 2000. -512с.
42. Пособие для школьных психологов и педагогов. М., 2000.
43. Психология личности: Под. Ред. Ю.Б. Гиппеннрейтер. - М :, 1985
44. Рабочая книга практического психолога / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева, - М.: издательство института психотерапии, 2002 год.- 640с.
45. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Учеб. пособие.: Самара, 2001.
46. Рахковская Е.М. Психологические особенности влияния семьи на развитие ценностных отношений подростка. Москва-2007.
47. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Михайлов В.А., 1999.
48. Рокич М. Природа человеческих ценностей. М.; Нью-Йорк, 1973.276 с.
49. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Мир, 1998. 438 с.
50. Русаков А.А., Богатырева Ю.И. Методы математической статистики и анализ данных на персональном компьютере. - Учебно¬методическое пособие для студентов, аспирантов и соискателей. - Тула: изд- во ТГПУ, 2005.
51. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. М., 2008.
52. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. - 2007.- № 4. - С. 37-43.
53. Сизанов А.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций и состояния здоровья студентов педагогических специальностей // ПсххалоНя. - 2008. - № 3. - С. 36-40.
54. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Вопросы психологии. 1988. N 6. С. 94-100.
55. Слободчиков В.И, Исаев Е.И Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000.
56. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2003.
57. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихонандрицкая [Текст]. М.: Аспект Пресс, 2000. 343 с.
58. Социология молодежи: Учеб. пособ. / Под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. - 576 с.
59. Ткаченко Н.С. Профессиональное становление студентов в начальный период вузовского обучения: на материале технических специальностей: дис. ... канд. психол. наук. Бишкек, 2007.
60. Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. 413 с
61. Федосова И.В., Проблема ценностных ориентаций в научной литературе - Ценности и смыслы, 2009, № 2
62. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М.: Российский открытый университет, 1994. - Вып.4. - 67 с.
63. Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Кн. 1: Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг. М.: Генезис , 2008.
64. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
65. Фридман Л. М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., Просвещение, 2004.
66. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: Апрель-пресс; ЭКСМО- пресс, 1999. - 592 с.
67. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СП б.: Питер Пресс, 1997
68. Шариков А. В., Баранова Э. А. О связи ценностных и массово-коммуникационных ориентаций // Психол. журн. 1999. Т. 20. № 3. С. 28-47.
69. Широких О. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - С. 23-27.
70. Шнуренко, Т.И. Ценностные ориентации студенческой
молодежи как результат межпоколенной преемственности / Автореф. ... дис. к-та псих. наук. - Курск, 2009. - 27 с.
71. Ядов В. Л. Социальная идентичность личности. М., 1994.
72. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст]. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ