ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЧНОСТИ
|
Ведение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения ценностного отношения к личности у старшеклассников 8
1.1. Понятие ценностных ориентаций, ценностей личности и ценностных
отношений в психологических исследованиях 8
1.2. Особенности ценносто-мотивационной сферы личности в юношеском
возрасте 15
1.3. Формирование ценностного отношения к человеку у старшеклассников
Глава 2. Методические основы исследования 34
2.1. Характеристика диагностической программы 34
2.2. Характеристика программы формирующих занятий «Цени других, как самого себя» 36
3. Анализ результатов экспериментального исследования 39
3.1. Анализ результатов исследования 39
3.2. Рекомендации по формированию ценностного отношения
старшеклассника к личности 45
Заключение 51
Список использованной литературы 55
Приложение
Глава 1. Теоретические основания изучения ценностного отношения к личности у старшеклассников 8
1.1. Понятие ценностных ориентаций, ценностей личности и ценностных
отношений в психологических исследованиях 8
1.2. Особенности ценносто-мотивационной сферы личности в юношеском
возрасте 15
1.3. Формирование ценностного отношения к человеку у старшеклассников
Глава 2. Методические основы исследования 34
2.1. Характеристика диагностической программы 34
2.2. Характеристика программы формирующих занятий «Цени других, как самого себя» 36
3. Анализ результатов экспериментального исследования 39
3.1. Анализ результатов исследования 39
3.2. Рекомендации по формированию ценностного отношения
старшеклассника к личности 45
Заключение 51
Список использованной литературы 55
Приложение
Актуальность исследования. Старшие школьники представляют особую социальную группу, с одной стороны, открытую всем изменениям, новшествам, инновациям, с другой стороны, выступающую чутким индикатором разворачивающихся в социуме трансформаций и нововведений. Образуя собой потенциал развития общества, на который обращены многие надежды на лучшее, они находятся в зоне пристального внимания к себе со стороны психологов, социологов, педагогов, политиков. Вместе с тем, авторы Белинская Е.П. и Тихомандрицкая О.А. признают, что продолжающаяся по сей день переоценка ценностей, обусловленная кардинальной ломкой ранее казавшихся незыблемыми норм и традиций, не может не сказаться на состоянии сознания молодежи. На этом фоне проявляется особая уязвимость духовно-мировоззренческой сферы старших школьников. Старшие школьники, находясь на пороге взрослой самостоятельной жизни, все еще остаются мало защищенными от негативного влияния социума. Отсутствие жизненного опыта в сочетании со стремлением скорее вступить в пору самостоятельности обусловливает особую неразборчивость в выборе образцов для подражания, предлагаемых извне рекламой, СМИ и прочими агентами агрессивного влияния. Особенную актуальность данная проблема приобретает в старшем подростковом возрасте. В этот период происходит интенсивное становление личности, освоение социальных норм и ценностей, нравственных установок (Л.И. Божович, О.В.Дашкевич, А.К. Дусовицкий).
Именно в общении, в деловых и межличностных отношениях учебной и других видов общественно-значимой деятельности, находят выражение все нравственные ценности старшеклассника. При отсутствии целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности принимает стихийный характер.
Теоретическим основанием для исследования этой проблемы послужили работы: Ядова В.А. (Диспозиционная концепция регуляции социального поведения индивида), Л.И. Божович (теоретические разработки вопросов нравственности, общения и психической регуляции), Е.В. Алексеева, О.С. Баитингер, А.Г. Грецов, А.Л. Лихтарников, Л.А. Регуш (Исследования, направленные на изучение трудностей и проблем, с которыми сталкиваются современные старшеклассники); В.П. Тугаринов, А.Г. Здравомыслов, О.Г. Дробницкий, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган и др. (философская концепция ценностных ориентаций.); Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев и др. (психолого-педагогическая концепция целостного гармоничного развития личности человека). Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения.
Тем не менее, практических наработок мало, что обусловливает актуальность проблемы развития ценностно-личностного отношения старшеклассника к личности.
Проблема исследования: как формировать у старших школьников ценностное отношение к личности?
Цель исследования: выявить психологические особенности
формирования ценностного отношения к личности у старших школьников.
Объект исследования: психологические факторы личности.
Предмет исследования: психологические особенности формирования ценностного отношения к личности у старших школьников.
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к личности у старших школьников представляет собой процесс преобразования их внутренней позиции в сфере общения в сторону расширения ее осознанности, мотивационной привлекательности и активности. Специально организованное формирование ценностного отношения к личности у них будет протекать успешно в том случае, если оно будет:
- опираться на имеющиеся представления старших школьников о личности;
- ориентироваться на единство его когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов;
- учитывать индивидуально-психологические особенности школьников, значимые для формирования у них ценностного отношения к личности.
На базе обозначенных гипотез и цели исследования сформулированы его задачи:
- Осуществить анализ ключевых подходов к пониманию ценности и ценностных отношений человека, сложившиеся в научном психологическом знании.
- Установить содержательные и структурные особенности отношения к личности в системе ценностей человека.
- Выявить основные предпосылки формирования ценностного отношения к личности в старшем школьном возрасте.
- Сформировать пакет исследовательских методов и методик для изучения психологических особенностей ценностного отношения старших школьников к личности.
- Построить экспериментальную программу изучения психологических особенностей ценностного отношения старших школьников к личности.
- Эмпирически выявить психологические особенности ценностного отношения старших школьников к личности.
- Описать особенности ценностного отношения к личности старших школьников с разными индивидуально-психологическими типами.
- Апробировать психолого-педагогическую программу формирования ценностного отношения старших школьников к личности.
Теоретическую основу исследования составляют теории и концепции, раскрывающие сущностную природу ценностей и ценностных ориентаций (Анисимов С.Ф., Василюк Ф.Е., Дильтей В., Каган М.С., Леонтьев Д.А., Панфилов О.М., Рубинштейн С.Л. и др.), связь ценностных отношений с другими психическими феноменами (Додонов Б.И., Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б.), их виды (Анисимов С.Ф., Фромм Э. и др.) и структура (Бондырева С.К., Колесов Д.В., Леонтьев Д.А., Сокольская М.В., Шемелина Е.С., Щуркова Н.Е., Ядов В.А., Rokeach M. и др.); особенности ценностного отношения к личности (Кабаева В.М., Марина И.В., Филатова Ю.В., Шмойлова Н.А.), в том числе и с точки зрения возрастных особенностей (Баль Л.В., Барканова С.В., Васильева О.С., Хозина Д.З., Плаксина О.А. и др.). Были рассмотрены также работы, раскрывающие предпосылки формирования ценностного отношения к личности в старшем школьном возрасте (Божович Л.И., Давыдов В.В., Дубровина И.В., Коломинский Я.Л., Кон И.С., Крутецкий В.А., Рубинштейн М.М., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б.и др.).
Методологическая основа исследования. Исследование базируется на идеях гуманистического (Берулава М.Н., Котова И.Б., Роджерс К., Маслоу А. и др.), системного (Афанасьев В.Г., Блауберг И.В., Ганзен В.А., Кузьмин В.П., Спирин Л.Ю. и др.), личностно-ориентированного (Абульханова- Славская К.А., Котова И.Б., Петровский В.А., Ситаров В.А., Ядов И.С. и другие).
Научная новизна исследования заключается в том, что: предложено определение ценностного отношения к личности старших школьников как осознанной потребности в построении проекта работы над собой в направлении восстановления, рассматривается в качестве сложного феномена, имеющего физиологическую, психическую и психологическую составляющие.
В работе дано содержательное осмысление формирования ценностного отношения к личности у старших школьников, которое включает психолого-педагогическую работу по позитивному преобразованию их внутренней позиции к личности, осознанию его ценности, развитию позитивного отношения к ней.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- показана ведущая роль ценностного отношения к личности в развитии личности старшего школьника;
- уточнены особенности содержательного наполнения ценностного отношения к личности у старших школьников;
- показано, что содержание ценностного отношения старших школьников к личности включает когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты;
- выявлены содержательные корреляты, характеризующие состояние ценностного отношения старших школьников к личности;
- на эмпирической основе выявлена связь ценностного отношения старших школьников к личности с комплексом их индивидуальных характеристик, включающих готовность к самоактуализации, личностную готовность и профессиональные склонности;
- предложена теоретическая модель формирования у старших школьников ценностного отношения к личности.
Практическая значимость проведенного исследования:
- разработан и апробирован пакет исследовательских методов и методик, применение которых позволяет выявить особенности ценностного отношения старших школьников к личности;
- получены эмпирические материалы, иллюстрирующие содержательные особенности формирования ценностного отношения старших школьников к личности;
- выявлена и изучена структурная организация ценностного отношения старших школьников к личности;
- получены эмпирические материалы, иллюстрирующие содержательные особенности формирования ценностного отношения старших школьников к личности, способные выступить сравнительно-сопоставительным материалом для проведения подобных измерений;
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Именно в общении, в деловых и межличностных отношениях учебной и других видов общественно-значимой деятельности, находят выражение все нравственные ценности старшеклассника. При отсутствии целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности принимает стихийный характер.
Теоретическим основанием для исследования этой проблемы послужили работы: Ядова В.А. (Диспозиционная концепция регуляции социального поведения индивида), Л.И. Божович (теоретические разработки вопросов нравственности, общения и психической регуляции), Е.В. Алексеева, О.С. Баитингер, А.Г. Грецов, А.Л. Лихтарников, Л.А. Регуш (Исследования, направленные на изучение трудностей и проблем, с которыми сталкиваются современные старшеклассники); В.П. Тугаринов, А.Г. Здравомыслов, О.Г. Дробницкий, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган и др. (философская концепция ценностных ориентаций.); Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев и др. (психолого-педагогическая концепция целостного гармоничного развития личности человека). Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения.
Тем не менее, практических наработок мало, что обусловливает актуальность проблемы развития ценностно-личностного отношения старшеклассника к личности.
Проблема исследования: как формировать у старших школьников ценностное отношение к личности?
Цель исследования: выявить психологические особенности
формирования ценностного отношения к личности у старших школьников.
Объект исследования: психологические факторы личности.
Предмет исследования: психологические особенности формирования ценностного отношения к личности у старших школьников.
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к личности у старших школьников представляет собой процесс преобразования их внутренней позиции в сфере общения в сторону расширения ее осознанности, мотивационной привлекательности и активности. Специально организованное формирование ценностного отношения к личности у них будет протекать успешно в том случае, если оно будет:
- опираться на имеющиеся представления старших школьников о личности;
- ориентироваться на единство его когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов;
- учитывать индивидуально-психологические особенности школьников, значимые для формирования у них ценностного отношения к личности.
На базе обозначенных гипотез и цели исследования сформулированы его задачи:
- Осуществить анализ ключевых подходов к пониманию ценности и ценностных отношений человека, сложившиеся в научном психологическом знании.
- Установить содержательные и структурные особенности отношения к личности в системе ценностей человека.
- Выявить основные предпосылки формирования ценностного отношения к личности в старшем школьном возрасте.
- Сформировать пакет исследовательских методов и методик для изучения психологических особенностей ценностного отношения старших школьников к личности.
- Построить экспериментальную программу изучения психологических особенностей ценностного отношения старших школьников к личности.
- Эмпирически выявить психологические особенности ценностного отношения старших школьников к личности.
- Описать особенности ценностного отношения к личности старших школьников с разными индивидуально-психологическими типами.
- Апробировать психолого-педагогическую программу формирования ценностного отношения старших школьников к личности.
Теоретическую основу исследования составляют теории и концепции, раскрывающие сущностную природу ценностей и ценностных ориентаций (Анисимов С.Ф., Василюк Ф.Е., Дильтей В., Каган М.С., Леонтьев Д.А., Панфилов О.М., Рубинштейн С.Л. и др.), связь ценностных отношений с другими психическими феноменами (Додонов Б.И., Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б.), их виды (Анисимов С.Ф., Фромм Э. и др.) и структура (Бондырева С.К., Колесов Д.В., Леонтьев Д.А., Сокольская М.В., Шемелина Е.С., Щуркова Н.Е., Ядов В.А., Rokeach M. и др.); особенности ценностного отношения к личности (Кабаева В.М., Марина И.В., Филатова Ю.В., Шмойлова Н.А.), в том числе и с точки зрения возрастных особенностей (Баль Л.В., Барканова С.В., Васильева О.С., Хозина Д.З., Плаксина О.А. и др.). Были рассмотрены также работы, раскрывающие предпосылки формирования ценностного отношения к личности в старшем школьном возрасте (Божович Л.И., Давыдов В.В., Дубровина И.В., Коломинский Я.Л., Кон И.С., Крутецкий В.А., Рубинштейн М.М., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б.и др.).
Методологическая основа исследования. Исследование базируется на идеях гуманистического (Берулава М.Н., Котова И.Б., Роджерс К., Маслоу А. и др.), системного (Афанасьев В.Г., Блауберг И.В., Ганзен В.А., Кузьмин В.П., Спирин Л.Ю. и др.), личностно-ориентированного (Абульханова- Славская К.А., Котова И.Б., Петровский В.А., Ситаров В.А., Ядов И.С. и другие).
Научная новизна исследования заключается в том, что: предложено определение ценностного отношения к личности старших школьников как осознанной потребности в построении проекта работы над собой в направлении восстановления, рассматривается в качестве сложного феномена, имеющего физиологическую, психическую и психологическую составляющие.
В работе дано содержательное осмысление формирования ценностного отношения к личности у старших школьников, которое включает психолого-педагогическую работу по позитивному преобразованию их внутренней позиции к личности, осознанию его ценности, развитию позитивного отношения к ней.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- показана ведущая роль ценностного отношения к личности в развитии личности старшего школьника;
- уточнены особенности содержательного наполнения ценностного отношения к личности у старших школьников;
- показано, что содержание ценностного отношения старших школьников к личности включает когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты;
- выявлены содержательные корреляты, характеризующие состояние ценностного отношения старших школьников к личности;
- на эмпирической основе выявлена связь ценностного отношения старших школьников к личности с комплексом их индивидуальных характеристик, включающих готовность к самоактуализации, личностную готовность и профессиональные склонности;
- предложена теоретическая модель формирования у старших школьников ценностного отношения к личности.
Практическая значимость проведенного исследования:
- разработан и апробирован пакет исследовательских методов и методик, применение которых позволяет выявить особенности ценностного отношения старших школьников к личности;
- получены эмпирические материалы, иллюстрирующие содержательные особенности формирования ценностного отношения старших школьников к личности;
- выявлена и изучена структурная организация ценностного отношения старших школьников к личности;
- получены эмпирические материалы, иллюстрирующие содержательные особенности формирования ценностного отношения старших школьников к личности, способные выступить сравнительно-сопоставительным материалом для проведения подобных измерений;
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Педагогической наукой конкретизировано современное понимание задач духовно-нравственного обучения, которые сводятся к развитию в человеке свободы. Нравственное воспитание завершается формированием личности, развитием индивидуальности человека.
Личность как понятие сложное характеризуется наличием позитивных социокультурных, духовно-нравственных, исторических и религиозных представлений, сформировавшихся в структуре национальной традиции. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. Гуманисты - педагоги и психологи указывают на то, что личность является ценностью, ради которой осуществляется развитие общества. «Потребности, интересы и мотивы, - пишет В.А. Мижериков, - обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки человека».
Личность - не только слаженный синтез и результат воздействия на человека социальных условий определённого времени, но одновременно и результат осознания себя в диалоге. Личность - это сформировавшаяся цельность духовной иерархии, возникшей на национально-государственной почве (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Личностью мы можем назвать того, кто ощущает своё подлинно человеческое духовное достоинство и осознаёт глубокую причастность к людям и Отечеству. Истинная личность - тот, в ком мощно выражены гуманные качества совести, чести, воли, стремления к самосовершенствованию. Следует отметить, что сильная, волевая натура не всегда признается в науке личностью. Личность - это тот, кто в человеческих формах отстаивает своё право на уважение к своей самостоятельности, свою духовную свободу и вместе с тем видит себя частью более высокого, значительного. Воспринимая личность как социально-историческую данность, что само по себе справедливо, учитель усваивает ориентир на актуально значимое осмысление духовной стороны бытия. Истинная личность так или иначе, отражает историческое восприятие мира, иерархию духовных ценностей национального самосознания. В укладе жизни личности проявляется духовное отношение к миру - от самобытных ощущений материальной реальности и переживания исторического времени до национального образа мыслей, чувства благоговения, проистекающего из духовного самосознания.
Формирование системы ценностного отношения к личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований зрелой личности, именно в них сходятся ее различные психологические характеристики.
Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности [12, с.48].
Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.
Ценности - это обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы.
Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостное структурное сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое, самостоятельное структурное психологическое образование могут формировать ценностные ориентации лишь на довольно позднем этапе возрастного развития - в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе в формирование личности несовершеннолетнего, появления таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.
Формирование системы ценностных отношений к личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований зрелой личности, именно в них сходятся ее различные психологические характеристики.
Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности [66, с.52].
Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.
Личность как понятие сложное характеризуется наличием позитивных социокультурных, духовно-нравственных, исторических и религиозных представлений, сформировавшихся в структуре национальной традиции. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. Гуманисты - педагоги и психологи указывают на то, что личность является ценностью, ради которой осуществляется развитие общества. «Потребности, интересы и мотивы, - пишет В.А. Мижериков, - обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки человека».
Личность - не только слаженный синтез и результат воздействия на человека социальных условий определённого времени, но одновременно и результат осознания себя в диалоге. Личность - это сформировавшаяся цельность духовной иерархии, возникшей на национально-государственной почве (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Личностью мы можем назвать того, кто ощущает своё подлинно человеческое духовное достоинство и осознаёт глубокую причастность к людям и Отечеству. Истинная личность - тот, в ком мощно выражены гуманные качества совести, чести, воли, стремления к самосовершенствованию. Следует отметить, что сильная, волевая натура не всегда признается в науке личностью. Личность - это тот, кто в человеческих формах отстаивает своё право на уважение к своей самостоятельности, свою духовную свободу и вместе с тем видит себя частью более высокого, значительного. Воспринимая личность как социально-историческую данность, что само по себе справедливо, учитель усваивает ориентир на актуально значимое осмысление духовной стороны бытия. Истинная личность так или иначе, отражает историческое восприятие мира, иерархию духовных ценностей национального самосознания. В укладе жизни личности проявляется духовное отношение к миру - от самобытных ощущений материальной реальности и переживания исторического времени до национального образа мыслей, чувства благоговения, проистекающего из духовного самосознания.
Формирование системы ценностного отношения к личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований зрелой личности, именно в них сходятся ее различные психологические характеристики.
Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности [12, с.48].
Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.
Ценности - это обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы.
Таким образом, ценностные ориентации представляют собой целостное структурное сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое, самостоятельное структурное психологическое образование могут формировать ценностные ориентации лишь на довольно позднем этапе возрастного развития - в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе в формирование личности несовершеннолетнего, появления таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.
Формирование системы ценностных отношений к личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований зрелой личности, именно в них сходятся ее различные психологические характеристики.
Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности [66, с.52].
Несмотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВЕННЫМ КУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ В ОБУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИТАГЕННОГО ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ И СЕМЬЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание у младших школьников ответственного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Актуализация витагенного жизненного опыта семьи в воспитании у старшеклассников ценностного отношения к браку и семье
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С
ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021



