Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Работа №87412

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2013
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения причин неуспеваемости школьников 6
1.1 Понятие "школьной неуспеваемости", "отставания в обучении" и
"успешность в обучении" 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика неуспевающих школьников
старшего подросткового возраста 19
1.3 Причины возникновения трудностей у подростков в процессе
обучения 26
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Процесс предупреждения неуспеваемости подростков в образовательном процессе 37
2.1 Пути и средства преодоления трудностей подростков в
обучении 37
2.2 Опытно- экспериментальная работа по изучению влияния мотивации на успешность в учебной деятельности старших подростков учащихся
9 классов 46
2.3 Рекомендации для педагогов и родителей по преодолению
неуспеваемости подростков в образовательном процессе 62
Выводы по второй главе 66
Заключение 68
Список использованной литературы 71
Приложение 76


Проблема выявления причин и путей преодоления трудностей в обучении школьника является одной из самых важных проблем современной педагогики. Вопросы изучения неуспеваемости школьников всегда были актуальными. Неуспевающими могут быть дети разных школьных возрастов. Трудности в воспитании и обучении встречаются и в дошкольном возрасте. Однако наибольшее внимание к себе в нашей научной работе привлекла проблема отставания и неуспеваемости школьников старшего подросткового возраста.
Тема научного исследования выбрана нами неслучайно: во-первых, в настоящее время происходит усиление процессов активизации образования в формировании подрастающего поколения. В связи с этим наблюдается повышенный интерес и внимание к школе, отвечающей за качество и уровень обучения и воспитания школьников. Во-вторых, в деле школьного образования существует множество проблем, одной из которых является противоречие между темпом введения новых требований качеству знаний выпускника современной школы и снижением темпа познавательной деятельности учащихся, что приводит к нарастанию отставания и неуспеваемости в обучении [44].
В нашем исследовании мы опирались на труды и работы известных отечественных психологов и педагогов, которые рассматривали вопросы о проявлении личностных особенностей школьников (Е.С. Романова, О.Н. Усанова, О.Ф. Потемкина и др.), вопросы развивающего обучения (В.В. Давыдов), психологические трудности соблюдения школьных норм (В.С. Манова-Томова), индивидуальный подход к трудным школьникам (В.Г. Степанов), вопросы, касающиеся изучения причин неуспеваемости школьников (Ю.К. Бабанский, Ю.В. Микадзе) и др.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в средней образовательной школе.
Предмет исследования - предупреждение неуспеваемости старших подростков в образовательном процессе современной школы.
Цель работы - выявление психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность учебной деятельности старших подростков.
Гипотеза исследования - предупреждение неуспеваемости старших подростков осуществляется эффективно, если:
- изучить и учитывать индивидуально-личностные характеристики неуспевающих подростков;
- выявлять и учитывать трудности, возникающие при изучении предметов;
- выявлять и учитывать комплекс причин возникновения неуспеваемости подростков;
- формировать внутренние мотивы учебной деятельности;
- формировать общеучебные умения и навыки;
- привлекать к сотрудничеству родителей и школьного психолога.
Чтобы достичь данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий "неуспеваемость", "отставание",
"успешность" в обучении;
2. Рассмотреть причины возникновения у учащихся трудностей в обучении;
3. Выявить пути преодоления неуспеваемости и отставания подростков в обучении;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению взаимосвязи школьной мотивации и успешности учебной деятельности учащихся.
Методологической основой работы являются:
- важнейшие философские положения о причинности и обусловленности познавательных процессов и активности личности;
- комплексный подход к анализу проблем обучения и воспитания с позиций смежных наук.
Для решения поставленных задач и проведения исследования были использованы следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ научной литературы,
абстрагирование, сравнение, синтез, обобщение;
- эмпирические методы: анализ и обобщение передового педагогического опыта, беседа, анкетирование, изучение и анализ школьной документации.
Теоретическая значимость данного исследования - работа выступила дальнейшим шагом в исследовании особенностей школьников с низкой обучаемостью и в разработке рекомендаций для педагогов и родителей по преодолению трудностей подростков в обучении и повышению уровня их успеваемости.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы и практически применены учителями школ для реализации задач преодоления отставания и неуспеваемости учащихся.
Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Первая глава нашего исследования работы посвящена освещению и раскрытию понятий "школьной неуспеваемости", "отставания в обучении" и "успешность в обучении", рассмотрению этого вопроса в трудах отечественных психологов и педагогов, далее приводится характеристика подростка как субъекта учебной деятельности и ряд причин проявления отставания в обучении школьников.
С целью раскрытия данного вопроса был рассмотрен ряд научных работ по вопросам школьной неуспеваемости и её преодоления в контексте изменения общего представления о самой природе отставания школьника в обучении.
Так же была рассмотрена характеристика неуспевающих школьников старшего подросткового возраста и виды неуспеваемости. Выделяют:
1. Общее и глубокое отставание - по многим или всем учебным предметам длительное время;
2. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);
3. Неуспеваемость эпизодическая - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая.
Причины возникновения трудностей у подростков в процессе обучения подробно описаны Ю.К. Бабанским. К причинам внутреннего плана он относит дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков. К причинам внешнего порядка относятся, в первую очередь, педагогические:
а) недостатки дидактических и воспитательных воздействий;
б) недостатки организационно-педагогического характера (организация педагогического процесса в школе, материальная база);
в) недостатки учебных планов, программ, методических пособий, а также недостатки внешкольных влияний, включая и семью.
Во второй главе работы нами выявлены пути и средства преодоления отставания в обучении школьников в условиях совместной работы школьного психолога, учителей, родителей и самих обучаемых.
В эмпирической части нашего исследования нами изучена и проанализирована мотивация учащихся 9 классов СОШ № 10 города Елабуги.
В ходе исследовательской работы посредством использования методики "Диагностика школьной мотивации у старшеклассников", бесед со школьниками и учителем, было выявлено, какие мотивы учебной деятельности преобладают:
- в целом у учащихся 9-х классов;
- у слабоуспевающих учеников 9-х классов;
- у успешно учащихся подростков 9-х классов.
Результаты исследования показали, что успешность обучения у учащихся 9-х классов достигается благодаря внутренней мотивации (мотивация достижения, мотив самореализации и познавательный мотив) и внешними положительными мотивами (престижностью в классе и в семье). У слабоуспевающих учеников эти мотивы, как правило, имеют низкий рейтинг. У них ведущими мотивами являются мотивы: социального одобрения родителями, социального одобрения педагогами, что является показателем того, что неуспевающие подростки учатся без интереса, не для собственного развития. Таким образом, эффективность и успешность учебной деятельности напрямую зависит от качества мотивов обучения самих учеников.
Изученные нами теоретические аспекты проблемы и полученные эмпирическим путём результаты позволили сделать вывод о том, что деятельность по преодолению трудностей подростков в обучении и повышению уровня успешности их учебной деятельности становится более эффективной только при совместной целенаправленной работе всего педагогического коллектива, родителей отстающего ребенка и психолога.
Основной смысл подобной деятельности необходимо рассматривать в контексте определения специальных мероприятий с учетом конкретных причин отставания, а также их устранения путем создания необходимых условий психолого-педагогического характера таких как:
1) диагностика и ведение учета пробелов в знаниях, умениях и навыках;
2) выявление причин неуспеваемости и организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;
3) индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер школьника;
4) включение ученика в активную учебную деятельность;
5) преодоление негативной мотивации в обучении, формирование внутренних мотивов учебной деятельности;
6) проявление к детям уважения и доброжелательности, терпимости, несмотря на их поведение;
7) работа с родителями неуспевающего школьника, повышение их психолого-педагогической грамотности, культуры взаимоотношений в семье;
9) контроль режима дня школьника во внеучебное время.



1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей, М.: Просвещение, 1997. - 164с.
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки, М.: Просвещение,
2005. - С. 190.
3. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия, Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 512с.
4. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1972. - №1. - С.18.
5. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества, М.: Просвещение, 2005. - 521
6. Боденко Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения , М.:Просвещение, 1998. - 112с.
7. Барт К. Трудности в обучении: раннее предупреждение, М.: Издат. центр "Академия", 2006. - 142с.
8. Безруких М.М. Почему учиться трудно. - М.: Наука, 1995. - 162с.
9. Бендас Т. Гендерная психология. Учебник для вузов,
СПб.: Питер, 2005.
10. Белкин М.В. Трудности в обучении подростков, М.: Издат. центр "Академия", 2010. - 256с.
11. Берк Л. Развитие ребенка. 6-е изд, СПб.: Питер, 2006. - 368 с.
12. Блонский П.П. Школьная успеваемость, М.: Просвещение,
2006. - 423с.
13. Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления , Якутск: Учеба, 1980. - 400с.
14. Буря Р.С. Готовим детей к школе М.: Просвещение, 2006. - 93с.
15. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте Л. С. Выготский. Педагогическая, М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 448с.
16. Гарольд Б. Леви. Квадратные колышки к круглым отверстиям, СПб.: Нева, 1995. - 48с.
17. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления, М.: Просвещение, 2005. -326 с.
18. Генина Н.А. Возрастная психология. Методические рекомендации по курсу, М.: Просвещение, 2004. - 268 с.
19. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2000. - 288с.
20. Данилов М.А., Раннее предупреждение неуспеваемости, М.: Издат. центр "Академия", 2006. - 142с.
21. Дубровина И.В. Дидактические основы развития одаренности учащихся,М.: Российское педагогическое агенство, 1998. - 210с.
22. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача / С.П. Ефимова. - М., 2002 -16 с.
23. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики, М.: Педагогическая психология, 2008. - 257 с.
24.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д.. 1997. - 319с. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А.
Зимняя. - М.: Логос, 1999. - С.165.
25. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М., 2003.
26. Кулачина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулачина. - М., 2001.
27. Кумарина, Г.Ф. Коррекционная педагогика / Г.Ф. Кумарина. - М., 2001.
28. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов - М.: Просвещение, 1999. - 318с.
29. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320с.
30. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. - М., 2003. - 278 с.
31. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. - М., 2002.
32. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды / Н.А. Менчинская. - М.: Педагогика, 1989. - 224с.
33. Мудрик А.В. Педагогам о психологии / А.В. Мудрик // Педагогика. - 1998. - №2. - С. 106-107.
34. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н.И. Мурачковский - Мн.: Выш. шк., 1977. - 274с.
35. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М., 2005.
36. Немов Р.С. Психология. Кн.3 / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им.А.С. Грибоедова, 2002. - 557 с.
37. Немов Р.С. Психология: В 2т. - М.: Просвещение, 1994. - Т.1. - 522с.
38. Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями. Теоретические основы и практический опыт / Под ред. К. Грюневальд. - СПб.: Питер, 2003.
39. Новикова С.С. Педагогика: методы стимулирования учащихся - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 464 с. [ Электоронный ресурс]. Систем требования: Архиватор RAR. - URL:http://ihtik.lib.ru.21 sept 2012. //21 sept 2012_685rar (дата обращения 31.05.2013).
40. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. - М., Российское педагогическое агентство, 2002. - 374 с.
41.Оконь В. Основы промлемного обучения. [ Электоронный ресурс].
Систем требования: Архиватор RAR. - URL: http://www.twirpx.com/file/166580/(дата обращения 30.04.2013).
42.Ожегов С.И. Толковый словарь, М.: ЯРУС, 2010-856 с.
43. Пасторова, А.Ю. Психофизиологические и психологические особенности адаптации старших дошкольников с обычным развитием в группах интеграции / А.Ю. Пасторова. - СПб.: Питер, 2006 - 368 с.
44. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов / под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1979. - 398с.
45. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 432с.
46. Подвласный И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подвласный. - М., 2003. - 576 с.
47. Славина С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам / С.С. Славина - М.: Просвещение, 1986.- 217с.
48. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин - М.: Академия, 2007. - 576с.
49. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Н.Ф. Талызина - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 288с.
50. Тутушкина М.К. Практическая психология для педагогов и родителей / М.К. Тутушкина - СПб.: Дидактика Плюс, 2000. - 352с.
51. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. - М.: Педагогика, 1977. - 243с.
52. Хухлаева О.М. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися - 4-е изд., М.: Генезис, 2010. - 463 с.
53. Якунин В.А. Образование как фактор экономического развития, М.: Научный эксперт, 2008. - 104 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ