Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия государственного управления и местного самоуправления 6
1.1 Этапы развития государственного управления и муниципального
самоуправления в России 6
1.2 Сущность и содержание государственного управления и местного
самоуправления 16
Глава 2. Актуальная характеристика системы местного самоуправления и государственной власти Российской Федерации 27
2.1. Анализ соотношения государства и местного самоуправления 27
2.2 Конституционные и законодательные основы взаимодействия органов
государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации 37
2.3 Взаимодействие органов государственной власти и органов местного
самоуправления в сфере безопасности и его нормативное правовое регулирование (на примере Республики Татарстан) 45
Глава 3. Пути законодательного усовершенствования системы государственного и муниципального управления 50
3.1 Проблема взаимодействия органов государственной власти и органов
местного самоуправления в России 50
3.2 Направления совершенствования взаимодействия органов
государственной и местной власти 57
Заключение 65
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования «Местное самоуправление и государственная власть», определена тем, что необходимость
государственного управления в российском обществе и муниципального управления в локальном общественном коллективе порождена теми же причинами, которые породили само государство и основание органов муниципального управления. Более общая причина возникновения государственного, и муниципального управления - это необходимость регулирования взаимоотношений в социуме: выполнение «общих дел» и преодоление возникающих конфликтов. В целях решения этих задач стала необходима определенная организация, выделение уровней организации власти и создание специальной нормативной базы для регулирования коллективных взаимоотношений.
Объект исследования: система государственной и муниципальной власти в Российской Федерации.
Предмет исследования: законодательное взаимодействие государственной и муниципальной власти в регулировании общественных отношении в России.
Цель исследования: проанализировать правовую сущность и роль государственной власти и муниципального управления в регулировании общественных отношений в России.
Задачами исследования являются:
- описать периоды развития государственного управления и муниципального самоуправления в России;
- раскрыть сущность и содержание государственного управления и местного самоуправления;
- рассмотреть соотношения государства и местного
самоуправления;
- изучить конституционные и законодательные основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации;
- проанализировать взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере безопасности и его нормативное правовое регулирование;
- выявить проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в России;
- разработать рекомендации по совершенствованию
взаимодействия органов государственной и местной власти.
Методическая база исследования. Данный вопрос изучали следующие ученые историки и правоведы - Абрамов В.Ф., Барабашев Г.В., Васильев В.И., Гельман В.Я., Гильченко Л.В., Ефремова Н.Н., Лаптева Л.Е., Рыбаков Б.А., Нерсесянц В. С., Краснов М.А., Ковлер А.И., Уткин Э.А., Пешин Н.Л. и др. Сформулированы многие принципиальные правовые положения о демократическом и авторитарном управлении, о функциях и методах управления, о соотношении убеждения и принуждения в управлении, об аппарате управления, о роли законодательной, исполнительной, судебной власти в управлении. Управление бывает эффективным только в том случае, когда оно опирается на научно проработанную законодательную базу. Конечно, можно добиться какой-то промежуточной цели и не опираясь на науку и даже вопреки ей, но долговременный эффект дает только научный подход к решению вопросов управленческих задач.
Практическая значимость исследования. В современных условиях необходимость в государственном и муниципальном управлении не только сохраняется, без этого невозможно современное общество. В связи с усложнением проблем общественной жизни, разрастанием сферы «общих дел» роль законодательного регулирования возрастает, его специализация становится разностороннее, часто публичное управление проникает и в те сферы, которые прежде считались исключительно частным делом. Государственный и муниципальный аппарат увеличивается, он приумножается в пропорции к количеству населения, занятого другой деятельностью.
На основе анализа исследования вопросов местного и государственного управления можно выделить наиболее важные выводы и предложения.
Рассмотрев существующие в научной литературе теорий и понятий местного самоуправления, в выпускной квалификационной работе предлагается видение сущности местного самоуправления - как одна из основ конституционного строя и форма народовластия, как право граждан на реализацию местного самоуправления и независимая деятельность местного сообщества по урегулированию вопросов муниципального значения. Подобным образом имеется возможность определить местное самоуправление как сравнительно самостоятельный институт гражданского общества, занимающий особенное место и осуществляющий свою персональную роль в государственно-правовой структуре российского общества.
Выявляя соотношение понятий «общество», «государство», «местное самоуправление», автор представляет роль и значение местного самоуправления как связующего элемента между обществом и государством, важнейшее назначение которого содержится в обеспечении удовлетворения нужд и потребностей человека, его общественных и личных прав и свобод как главного субъекта местного сообщества.
Анализ вопроса регулирования самоуправления, его организации и практической деятельности в дореволюционный период российской истории дозволил выработать выводы, которые остаются существенными и жизненными для современного периода муниципального строительства. В их числе: деление местного самоуправления на два типа — городское и земское; существование разнообразных видов самоуправления; функционирование самоуправленческих структур на общероссийском уровне; существование ступенчатых структур организации органов местного самоуправления; взаимосвязь реформ государственного управления с проведением земских и городских реформ.
Текущее положение законодательного регулирования местного самоуправления свидетельствует о множестве нерешенных проблемных вопросов. Автор выпускной квалификационной работы основывается на том, что дальнейшее реформирование законодательного регулирования взаимосвязи государственной власти и местного самоуправления является объективно назревшей необходимостью и связано с выработкой новой модели российского самоуправления и разработкой его нормативно-правовой базы, регулирующей виды, типологию, уровни самоуправления, усиление гарантий и защиты местных сообществ, а также повышением ответственности органов местного самоуправления за состояние текущих дел на территории муниципальных образований.
По нашему мнению, одним из перспективных направлений, является постепенное внедрение положений Европейской Хартии регионального самоуправления на субъекты Российской Федерации, что позволит зарубежным самоуправленческим основам в большой степени проникать в российский государственный организм.
Спорной и не решенной наукой проблемой является установление места и роли местного самоуправления в государственно-правовой структуре российского общества. Отделение органов местного самоуправления от системы органов государственной власти является, с нашей точки зрения, результатом победы приверженцев коллективной теории самоуправления и не соответствует нынешним реалиям, сформировавшимся в нашем государстве и обществе. В связи с этим, отталкиваясь от государственно¬общественной концепции местного самоуправления, предлагается закрепление местного самоуправления в качестве самостоятельного института гражданского общества, который собственными средствами и методами разрешает вопросы локального значения, обеспечивает участие жителей в государственном и муниципальном строительстве.
Основываясь на близкой взаимосвязи таких категорий, как «государственность» и «самоуправление», считаем, что процесс реформирования самоуправленческих структур, существующих в российском обществе, должен проводиться в цельности с государственным развитием и соответствовать государственной модернизации проводимой в настоящее время в нашей стране. На основе проведенного анализа местного самоуправления и государственной власти делается вывод о необходимости их трансформации и выработке новых подходов к организации власти на различных уровнях.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - N 4. - Ст. 445
2. Европейская Хартия местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 20. - Ст. 2143.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31.
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ. //
Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст.3822.
5. Указ Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» 1993г. // Собрание законодательства РФ,1993,№35
6. Постановление Правительства РФ от 16 февр. 2008 г. №86 «О штабах по обеспечению безопасности электроснабжения» (в ред. от 5 дек. 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 8. - Ст. 743.
7. Устав Липецкой области от 9 апреля 2003 г. №46-ОЗ (принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 27 марта 2003 г. № 222-пс). Справочная система «Гарант».
8. Устав (Основной Закон) Саратовской области от 2 июня 2005 г. № 46-ЗСО. Справочная система «Гарант».
9. Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации (принят Тамбовской областной Думой 30 ноября 1994 г.№ -84). Справочная система «Гарант».
10. Устав Ивановской области от 18 февраля 2009 г. № 20-ОЗ (принят
Ивановской областной Думой 29 января 2009 г.). Справочная система
«Гарант».
11. Закон Республики Татарстан от 15 ноября 2013 года №92-ЗРТ «О взаимодействии органов государственной власти Республики Татарстан с Советом муниципальных образований Республики Татарстан» // Республика Татарстан. - 2013. - № 328.
12. Закон РТ от 8 дек. 2004 г. №62-ЗРТ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций» (ред. от 3 марта 2012 г.) //
Республика Татарстан. - 2004. - № 248.
13. Закон НАО от 17.02.2010 № 8-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов организации местного самоуправления на территории Ненецкого автономного округа» (принят Собранием депутатов НАО 16.02.2010) «Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа», N 1, 18.02.2010. // Справочная система «Гарант».
14. Закон Республики Калмыкия от 23.11.2011 № 308-1У-З «О
некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Калмыкия» (принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) РК от 22.11.2011 N 648-IV). // Справочная система «Гарант».
15. Указ Президента РТ от 8 сент. 2007 г. № УП-511 «О мерах по организации и координации государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Республике Татарстан» // Ведомости Государственного Совета Татарстана. - 2007. - № 9.
16. Постановление КМ РТ от 23 дек. 2008 г. № 915 «Об утверждении Республиканской целевой программы «Пожарная безопасность на 2009-2011 годы» // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2009. - № 3-4. - Ст. 0097.
17. Постановление КМ РТ от 4 марта 2000 г. №138 (ред. от 1 апр. 2010 г.) «О создании Научного центра безопасности жизнедеятельности детей» // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2000. - № 22.
II. Специальная литература
18. Абрамов В.Ф. Государственное и местное самоуправление: идея и опыт // СОЦИС. 2007. - №1. - С. 120-125.
19. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М., МГУ. 2008.
20. Бондарь К.Л. За муниципалитетами должны быть закреплены постоянные налоговые источники.//Закон. 2009.№4. С.14-18
21. Васильев В.И. Местное самоуправление и государственная власть // Вестник государственной службы. 2006. № 11. С. 14-19.
22. Гельман В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть. - М., 2007. - №9. - С. 73-80.
23. Гильченко Л.В. Новый этап реформы местного самоуправления // Власть. М., 2007. -№3. - С. 19-22.
24. Ефремова Н.Н., Лаптева Л.Е. История земств и перспективы развития местного самоуправления // Государство и право. - М., 2009. - № 11. - С. 180-193.
25. Рыбаков Б.А. Происхождение Руси и становление ее государственности. М.: Академический проект. С. 143.
26. Исаева М. К вопросу о природе муниципальной власти // Право и жизнь. - М., 2011. - №9. - С. 33-38.
27. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. - М., 2011.- 285
28. Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М., 2009.
29. Кирпичников В. А. О российской действительности и местном самоуправлении // Местное самоуправление: проблемы и решения: Материалы междунар. симп. М., 2006. С. 35.
30. Ковлер А.И. Кризис демократии. Демократия на рубеже XIX века. - М., 2010. - 90 с.
31. Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление.- М.: Норма, 2011.- 155 с.
32. Пылин В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления // Государство и право. - 2009. - № 9.
33. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. 2007
34. Муниципальные реформы и самоуправление: теория, опыт, история. М., 2012. С.3.
35. Институты самоуправления: историко-правовое исследование / Отв. ред. Л.С. Мамут. М., 2012. С. 52
36. Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.:Юрид. лит., 2011, - 699с.