ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 9
1.1. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 11
1.2 СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 23
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 33
II.1. СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА 34
11.2 ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ И АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 44
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ СЕЛ АПАСТОВСКОГО РАЙОНА 56
III.1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ 57
111.2. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ АПАСТОВСКОГО
РАЙОНА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изучение вопросов социальной адаптации личности занимает значительное место, как в западной, так и в отечественной социологии. Актуальность и значимость ее научного осмысления исходит от классиков мировой социологии и существенно возрастает на современном этапе, и для российского общества, в частности.
В условиях трансформации современного российского общества, проблема социальной адаптации встала наиболее остро, и на сегодняшний день она затрагивает не только отдельные слои населения, а все общество в целом, включая молодежь, которая, в свою очередь, очень резко реагирует на различные процессы изменения. Да, безусловно, молодежь является той социальной группой, которая наиболее быстро и динамично приспосабливается к новым условиям жизни, но в силу своих социально-демографических особенностей, данная группа является менее защищенной от воздействия различных общественных дисфункций.
Что же касается студенческой молодежи, данной социальной группе приходится адаптироваться не только к социальным изменениям, происходящим в обществе, но и учиться приспосабливаться ко всему учебному процессу, который резко отличается от средней школы. Сложнее всего приходится, конечно, студентам из сельской местности. В первый же день нахождения в городе, данная группа студентов сталкивается с различного рода проблемами.
Во-первых, многие студенты, переезжая из села в город, вынуждены жить в общежитиях из-за недостатка материальных средств у родителей. Данная ситуация осложняет жизнь студента, потому что ему приходиться делить территорию с совершенно не знакомыми ему людьми и привыкать к его распорядку и образу жизни. Этот процесс во многих случаях создает эмоциональное напряжение, и отражается на процессе адаптации личности. Во-вторых, сам учебный процесс затягивает время адаптации, потому что студенты из села в нашей республике в большей части татароязычны и им приходится на месте пополнять недостатки своих знаний русского языка, потому что практически все занятия ведутся на русском языке. Так же важную роль играет уровень образования: студент из простой сельской школы, в большинстве случаев, чувствует себя ущемленным и необразованным рядом со своими одногруппниками, которые заканчивали гимназии и лицеи. Еще один сложный момент в учебном процессе заключается в том, что существующая бальнорейтинговая система требует жесткой конкуренции, к которой студенты из села не совсем готовы. В-третьих, заметно осложняет ситуацию социальной адаптации и отсутствие родственных связей, и новоиспеченный студент сталкивается с проблемами одиночества.
Из всего этого следует, что проблема социальной адаптации студентов из сельской местности стоит достаточно остро и ее необходимо решать по ряду нескольких причин: во-первых, студенчество, как известно, является интеллектуальным, физическим и культурным ресурсом современного государства. Во-вторых, социальная адаптация студенческой молодежи происходит именно в тот момент, когда формируются мировоззрение, ведущие направления его жизненных позиций, приобретается специальность, и наконец- то, утверждаются установки на будущее.
Степень разработанности проблемы.
Проблемы социальной адаптации сельской молодежи в студенческой среде носят комплексный, междисциплинарный характер, затрагивают пограничные аспекты различных отраслей обществознания.
Проблемам социальной адаптации посвящено большое количество научных трудов. Методологической опорой служат классические труды Вебера М., Гидденса. Э., Дарвина Ч., Дюркгейм Э., Ламарка Ж.Б., Ленина В.И.,
Парсонса Т., Сорокина П. и Смелзера Н . Исследование данной проблемы отражены в работах таких современных авторов, как Бестужев-Лада И.В., Бердяев Н. А., Добреньков В.И., Жуков В.И., Знанецкий Ф., Иванов В. Н., Корель Л. В:, Кравченко А.Н., Осадчая Г.И., Осипов, Г.В., Павленок П.Д., Гернер Дж.
Многочисленные исследования посвящены так же проблемам студенчества, которые являются одной из конкретных групп молодежи: Багаутдинов А.М., Говако Б.И., Дзугкова М.Г., Курлов А.Б., Хайруллин Ф.Г.
Некоторые традиции накоплены в отечественной социологии и в изучении молодежи, проживающей в сельской местности. Здесь необходимо отметить работы Грачева Г.В., Иваненкова С.П., Ильинского Н.М., Колтуновой Ю.И., Котова А.Б., Мурзина А.Э . и др.
Различным аспектам социальной адаптации молодежи к новым условиям жизнедеятельности в современной России посвящены работы Быкова С.М., Васильевой Э.П., Габиани А.А., Гилязетдинова Дж.М., Гришко А., Гулюкина H. А., Коробова JI.B., Попова В.Г.
Но, следует заметить, что специальных работ, посвященных процессу социальной адаптации студенческой молодежи из сельской местности в российской социологии практически нет. Менее всего изучен региональный аспект данной проблемы. Между тем, в условиях радикального преобразования общества, а следовательно - происходящих существенных изменений в социальных и мировоззренческих ориентаций молодежи, рассматриваемая проблема приобретает наибольшую актуальность, не только теоретическую, но и практико-прикладную значимость. Цель исследования - исследование социальной адаптации сельской молодежи Апастовского района в студенческой среде и выявление базовых тенденций этого процесса.
Поставленная цель требует решения следующего комплекса задач:
1. Разработка теоретических, методологических и методических основ исследования феномена социальной адаптации студентов из сельской местности.
2. Определение и исследование основных тенденций и противоречий процесса социальной адаптации студентов условиях реформирования российского общества.
3. Выявление и анализ основных закономерностей и специфических особенностей социальной адаптации сельских студентов Апастовского района в вузовской среде.
4. Определение круга проблем, с которыми сталкиваются студенты из сельской местности.
5. Выявление того, каким образом происходит социальная адаптация студенческой молодежи из сельской местности.
6. Разработка теоретических проблем и основных направлений по оптимизации процесса социальной адаптации современных студентов из села в вузовской среде. Объект исследовании — социальная группа студентов в городских ВУЗах, выходив: из сел Апастовского района.
Предмет исследования - социальные проблемы процесса адаптации сельской молодежи Апастовского района в студенческой среде.
Гипотезы:
1. Социальное происхождение студента из сельской местности препятствует успешной адаптации в студенческой среде.
2. «Земляческие» отношения играют важную роль в жизни студента из сельской местности.
3. Несмотря на сложности процессов адаптации, молодежь стремиться уехать из села в город для получения образования, и, впоследствии, остается там жить.
4. Лидерские качества, которые были получены при обучении в школе, способствуют успешной адаптации в студенческой группе.
Теоретико-методологической основой исследования послужили системный, структурный, диалектический и функциональный методы, используемые при анализе социальных процессов и явлений в обществе. Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Обобщены данные социологической, философской, правовой информации.
Опыт эмпирического исследования получен на примере Апастовского района Республики Татарстан.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что исследование процесса социальной адаптации вносит новые теоретические обобщения в социологические знания, в социологию социальной сферы. В современной сельской школе налицо имеется дисбаланс во внимании к интеллектуальному и личностному развитию школьника, при несомненном перевесе первого аспекта. Между тем школа, будучи начальным социальным институтом, должна готовить подрастающее поколение к жизни. Социализация не сводится лишь к передаче сведений об основах наук, но должна и обучать межличностному взаимодействию между подростком и взрослыми или сверстниками и предлагать подростку решать те задачи, которые являются условиями личностного развития, ориентации в жизненных ситуациях. Результаты дипломной работы могут быть использованы при составлении специальной программы районного масштаба, которая способствовала бы успешной социальной адаптации будущих студентов из сел Апастовского района.
В соответствии с целью, задачами, поставленными по исследуемой теме, представляется целесообразной следующая структура дипломного исследования: введение, три главы, заключение, приложение, список используемой литературы.
Город и деревня являются совершенно разными территориальными пространствами, между которыми во все времена существовали различия. Студент, приезжающий из села в город на учебу, в любом случае имеет определенные сложности из-за особенностей мировоззрения и воспитания. В первый же день своего нахождения в городе, студент-сельчанин сталкивается с другой, чуждой ему культурой, нормами, ценностями, представлениями, правилами, которыми необходимо будет овладеть в течение ближайшего времени для успешной жизнедеятельности. Переезжая учиться, студент из села должен коренным образом перестроить свое сознание и мировосприятие, потому что город предъявляет для своих жителей совершенно иные требования, чем село.
Ежегодно 1/3 часть выпускников сельских школ Апастовского района приезжают на учебу в город Казань. Популярность этого города можно объяснить тем, во-первых, географической близостью Апастовского района и Казани, время в пути не превышает двух часов; во-вторых, удобство транспортной развязки и наличие большого
количества попутных маршрутов; в-третьих, конечно же, популярность и престижность вузов Казани.
Проведенное исследование в селах Апастовского района студентов казанских вузов позволило выявить общие для этой социальной группы закономерности, механизмы и модели социальной адаптации. С одной стороны, это те проблемы, которые являются общими мигрантов из провинциальных районов: отсутствие жилья, привыкание к городской инфраструктуре, преодоление боязни толпы и др. С другой стороны, это специфические проблемы, присущие только определенной категории лиц: несовершенство знания русского языка, отсутствие коммуникативных навыков, организация учебного процесса и много другое.
Каждый студент, приезжающий из сел Апастовского района в город Казань, проходит определенный путь адаптации: обустройство жилья — знакомство с соседями (если это общежитие) - знакомство с учебной группой - вливание в учебный коллектив путем различных совместный действий - изучение городского пространства - период, когда начинает тянуть домой к родителям - вливание в учебный процесс - освоение учебной программы - сдача первой сессии - фаза полной социальной адаптированности.
На уровне Апастовского района рекомендуется составление программы «Социальная адаптация будущего студента из села в условиях мегаполиса», которая ускорит процесс адаптации и поможет решить многие возникающие вопросы.
Проблемы, с которыми сталкивается студент-сельчанин.
Опрос показал, что самая большая проблема, решение которой начинается еще во время нахождения дома, является вопрос с жильем. Безусловно, за каждым университетом закреплено свое общежитие, но, несмотря на это, родители, с попыткой защиты от воздействия негативных факторов на своего ребенка, иногда принимают решения устроить его у близких родственников, или, если позволяет финансовое положение, приобрести квартиру, или арендовать жилье.
Далее, остро встает такая проблема, как языковой барьер, который появляется у многих выпускников сельских татароязычных школ из-за специфики нашего региона. Сюда же следует отнести отсутствие навыков общения, сложность восприятия получаемой информации.
Социальная разнородность учебной группы, ущемленность интересов студента сельчанина.
Несоответствие ожидаемого и реального в отношении тесноты социального взаимодействия.
Мы считаем, что студентов следует готовить к будущей студенческой жизни уже в рамках школы. Такая подготовка должна вестись в рамках определенной программы, в составлении которой рекомендуется затронуть следующие пункты.
- информирование школьников о проблемах, с которыми они могут столкнуться в городской среде и способы решения этих проблем;
- введение занятий, которые будут посвящены конфликтным ситуациям и их решению;
- введение занятий ораторского мастерства, которые в будущем помогут студентам приспособиться в учебной группе и влиться в учебный процесс.
- введение занятий, на которых будут обучать работе с большим потоком и большим количеством информации
Зависимость социальной адаптации от лидерских качеств и организаторских способностей.
В ходе интервью выяснилось, что успешность адаптации в условиях высшего учебного заведения полностью зависит от лидерских качеств студента. Если студент в школе занимался определенным видом деятельности, то в вузе он ее продолжает и развивает.
В рамках программы рекомендуется проводить индивидуальные и групповые занятия со старшеклассниками, позволяющие проявить их индивидуальность, выявить творческие, спортивные способности. Во время школьных мероприятий максимально задействовать всех обучающихся, с целью повышения уровня уверенности в себе, что так е позволит ускорить процесс в учебной среде.
Итак, мы считаем, что подготовка будущего студента-сельчанина не только в умственном, но и в физическом, и в моральном плане должна осуществляться именно в условиях средней школы. Безусловно, в этом большую роль играют и родители и университетский коллектив, но именно в школьных стенах должна закладываться та основа, которая будет способствовать успешной социальной адаптации не только в городских условиях, но и в условиях самого учебного заведения. Любому, кто приезжает из маленького села в большой город, приходится привыкать к определенным обстоятельствам. Несмотря на то, что современная молодежь, в том числе и сельская, является довольно гибкой, т.е. умеет быстро подстраиваться под определенные ситуации, необходимо предварительно вести подготовку и обучать быстрому решению тех или иных проблем, с целью ускорения процесса социальной адаптации в университете.
Современная молодежь является динамично развивающейся социально-демографической группой, которая нацелена на достижение своих целей и приоритетов. Темп жизни сегодняшней молодежи значительно выше, чем у старшего поколения, и в силу этого, молодым людям в современном обществе все время приходится приспосабливаться к новым условиям. На наш взгляд, одним из решающих моментов в успешности будущей жизнедеятельности молодого человека на сегодняшний день является студенческая пора, когда он осваивает свою будущую профессию и нарабатывает жизненный опыт. Студенческая молодежь является самой прогрессивной социальной группой в современном обществе и обеспечивает кадровое обновление государства. Численность студентов высших учебных заведений растет с каждым годом, потому что наличие высшее образование на сегодня считается источником высокого статуса и началом успешной карьеры. Учеба в вузе является переломным моментом для каждого студента, так как она связана и с перестройкой сознания и с привыканием к новым требованиям. В таких условиях особенно сложно приходится студентам из сельской местности, которые должны одновременно осваивать и учебный материал, и привыкать к условиям, к культуре, к распорядку города. Таким образом, социальная адаптация молодежи из сельской местности в студенческой среде проходит намного сложнее в силу нескольких причин: во-первых, существует резкий социально-ареальный контраст между современным городом и селом; во- вторых, отсутствие прочных родственных или дружеских связей (рядом нет родителей, близких друзей); в-третьих, низкий социальный статус, по сравнению с городскими сверстниками; в-четвертых, заниженная самооценка студента сельчанина и др.
В рамках дипломной работы был проанализирован большой теоретический материал, на основе которого было проведено собственное эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение процессов социальной адаптации сельской молодежи в студенческой среде, так же был составлен социальный портрет современного сельского подростка. Следует отметить, что был рассмотрен региональный аспект, т.е. эмпирический материал собирался на основе студентов из сел Апастовского района Республики Татарстан. В ходе написания дипломной работы были решены все поставленные задачи и достигнута первоначальная цель.
В результате исследования мы пришли к таким выводам: современный сельский подросток является достаточно активным, нацеленным на получение высшего образования (85% сельских школьников изъявили желание учиться в вузе), на карьерный рост, с помощью которого возможно улучшение жизни и получение материальных благ. Следует заметить, что молодой сельчанин Апастовского района, не сильно отличается от своего городского сверстника, так как так же активно пользуется сетями интернет и смотрит те же передачи и фильмы, однако у него отсутствует безграничный доступ в различные досуговые учреждения, в которых можно культурно развиваться и повышать свои знания. Это, т.е. отсутствие учреждений досуга, по нашим выводам, является одним из отрицательных сторон сельской жизни и является одной из основных причин миграции молодого поколения в город. Да, безусловно, городские условия предоставляют большие возможности для самореализации и самовыражения, но так же они являются источником проблем для тех, кто приезжает из села в город не только жить, но и учиться.
Переходя к результатам исследования социальной адаптации сельской молодежи в студенческой среде, которые были получены путем глубинного неформализованного интервью с 21 студентам из сел Апастовского района, следует сделать такие выводы:
1. существует определенный круг проблем и препятствий успешной ускоренной адаптации, через которые приходится проходить студенту сельчанину:
- первой проблемой является, конечно же, жилищный вопрос: где жить? с кем жить? как платить за жилье, если она является съемной? По результатам исследования, студенты, приезжающие из села чаще выбирают общежития, из- за отсутствия достаточного количества материальных средств на обеспечение съемного жилья или покупки собственной квартиры.
- вторая проблема связана с освоением городского пространства, но это, как показали результаты, дело времени, так как многие студенты в течение первого месяца приспосабливаются к городским условиям и городской инфраструктуре и начинают ей активно пользоваться.
- третья проблема связна с отсутствием коммуникативных навыков, что осложняет процесс вхождения в учебный коллектив, сюда же можно отнести отсутствие опыта общения на неродном языке, что так же порождает затрудненность изложения своих мыслей.
- к четвертой проблеме можно отнести процесс преодоления ситуации, заключающийся в понятиях «свои», «чужие». Городские ребята на начальном этапе обучения ставят себя выше и считают себя умнее, чем их сельские сверстники, и данная ситуация очень сильно влияет на психику студента из села.
2. В ходе нашего исследования подтвердилось предположение о том, что лидерские качества, приобретенные в школе, ускоряют процесс адаптации в студенческой группе, а так же положительно влияют на весь учебный период.
3. Наличие определенных интересов в спорте, культуре или науке так же положительно влияет на адаптационный процесс студента из села, помогает влиться в группу и стать «своим».
На основе исследования рекомендуется на районном уровне создать программу «Социальная адаптация будущего студента из села в условиях мегаполиса», с помощью реализации которой можно будет готовить школьников из села к будущей студенческой жизни. Мы рекомендуем затронуть в программе такие аспекты, как:
- информирование школьников о проблемах, с которыми они могут столкнуться в городской среде и способы решения этих проблем;
- введение занятий, посвященых конфликтным ситуациям и их решению;
- введение занятий ораторского мастерства, которые в будущем помогут студентам приспособиться в учебной группе и влиться в учебный процесс;
- введение занятий, обучающих работе с большим потоком и большим количеством информации.
Так же в рамках программы рекомендуется проводить индивидуальные и групповые занятия со старшеклассниками, позволяющие проявить их индивидуальность, выявить творческие, спортивные способности. Во время школьных мероприятий максимально задействовать всех обучающихся, с целью повышения уровня уверенности в себе, что так же позволит ускорить процесс адаптации в учебной среде.
Итак, мы считаем, что подготовка будущего студента-сельчанина не только в умственном, но и в физическом, и в моральном плане должна осуществляться именно в условиях средней школы. Безусловно, в этом большую роль играют и родители и университетский коллектив, но именно в школьных стенах должна закладываться та основа, которая будет способствовать успешной социальной адаптации не только в городских условиях, но и в условиях самого учебного заведения. Любому, кто приезжает из маленького села в большой город, приходится привыкать к определенным обстоятельствам. Несмотря на то, что современная молодежь, в том числе и сельская, является довольно гибкой, т.е. умеет быстро подстраиваться под определенные ситуации, необходимо предварительно вести подготовку и обучать быстрому решению тех или иных проблем, с целью ускорения процесса социальной адаптации в университете.
1. Агапова, А.Н. Выпускник на рынке труда [электронный ресурс].
Режим доступа:йЦр ://www.volgaastraldian.ru/index.php3?act=article&a=8933 (Дата
обращения 24.04.2012)
2. Афонина Е.В. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов в техническом вузе [электронный ресурс]. Режим доступа: http: //wwww.tu- bryansk.ru/netcat files/391 214.pdf(Дата обращения 21.04.2012)
3. Бабахан, Ю.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности//Психологический журнал. - 2003. - №6. - С.21-25.
4. Бабосов, Е.М. Социология: энциклопедический словарь / Е. М. Бабосов; предисл. акад. РАН Е. В. Осипова. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 480 с.
5. Балл, F.A. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопросы психологии. - 1999. -№ 1. - С. 92-100.
6. Большая Советская Энциклопедия [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // bse.scilib.com/articlel2870Q.html (Дата обращения 25.04 2012)
7. Верещагин, В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека / В. Ю. Верещагин. - Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 1988. - 165с.
8. Вишневский, Ю.Р. и др. Практикум по социологии молодежи / Ю.Р. Вишневский, Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. - М.: Наука, 2000. 265 с.
9. Еоскомстат России [электронный ресурс]. Режим доступа: http:
//www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/(Дата обращения 25.04 2012)
10. Еришанов, А.К. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе//Психологический журнал. - 2009. - № 9. - С. 34-41
11. Еросс, А. Б. Профессиональная социализация студента в условиях современной России // Инновации в образовании. - 2004. - №4. - С. 24-34.
12. Девятко, И.Ф. Мертоновский корректив к парсоновской версии структурного функционализма/Ючерки по истории теоретической социологии XX столетия. - М., 1994.
13. Делов В.В. Роль молодежи в глобализирующемся мире // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. - 641 с.
14. Духина, Т.Н. Социальная адаптация и социологический дискурс//Социально- гуманитарные знания. - 2005. - №1. - С. 297-306.
15. Зборовский, Г.Е. Профессиональное образование и рынок труда//Социология образования. - 2003. - №4. - С.99-106.
16. Знанецкий, Ф. Исходные данные социологии / Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: МГУ, 1996. - 496с.
17. Ильясов, Е.Г. Трудоустройство выпускников — задача учреждений профессионального образования // Высшее образование в России. - 2004. - №2. -С. 84¬93.
18. Ищенко Т.В. Студенчество - резерв интеллигенции // Базовые ценности россиян. Сб. статей / Под ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеевой. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. - 448с.
19. Карпухин, О.И. Молодежь России: особенности социализации и
самоопределения // СоцИс. - 2003. -№3. - С. 124-128.
20. Кинелев, С.В. Адаптация личности как социальное явление. Дис. ... канд. филос. наук. Л., 1978.
21. Кузнецов, П.С. Методика измерения социальной адаптации // Социология. - 1997. - №9. - С. 146-162.
22. Кулешова, И.Н. Социально-психологические особенности политического мировоззрения студенческой молодёжи (на примере провинциальных ВУЗов центра России). Дис. ... канд. филос. наук. Иваново, 2006.
23. Леныпин, В.П. Методологические подходы к исследованию молодежи // Философия и общество. - 2004. - №3. - С.80-91.
24. Лоншакова, Н.А. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации // СоцИс. - 2003. - №2. - С.68-72.
25. Мертон, Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. - М.: МГУ, 1996. - 496с.
26. Милославова, И.А. Понятие и структура социальной адаптации. Дис. ... канд. филос. наук. Л., 1974.
27. Нечаева О.М. Адаптация первокурсников к условиям обучения в Академии. Социально-психологический аспект // СоцИс. - 2011. - №4. - С. 23¬
28.
28. Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / Вопросы теорий и методы социологических исследований. - М.: Наука, 1980. - 306с.
29. Ольшанский, Д.В. Адаптация социальная / Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2003. - 576 с.
30. Парыгин, Б.Д. Социальная психология как наука / Б. Д. Парыгин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Лениздат, 1967. - 264 с.
31. Петров, О.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // СоцИс. - 2008. - №2. - С. 15.
32. Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука, 2002. - 275 с.
33. Росляков А.Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза [электронный ресурс]. Режим доступа: http: //drupal.psychosfera.ru/VqAnode/012(15.04.2012)
34. Рубин, Б. и др. Студент глазами социолога / Б. Рубин, Ю. Колесников. - Ростов н/Д.: 2003. - 213 с.
35. Рубчевский, К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. - 2003. - №3. - С. 148-149.
36. Сапелкин, Е.П. Социальный статус молодежи. - Минск, 2002. - 362с.
37. Свиридов, Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи: (дальневосточная ситуация) // СоцИс. - 2002. - №1. - С.90-95.
38. Семашко, А.Н. Ценностные ориентации студенческой молодёжи // Базовые ценности россиян. Сб. статей / Под ред. А.В. Рябова, Е.Ш. Курбангалеевой. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. - 448с.
39. Сиомичев, А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе. Дис. ... канд. филос. наук. Л., 1985.
40. Скутнева, С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // СоцИс. - 2003. -№11.- С.73-77.
41. Спенсер, Г. Недостаточность естественного подбора [электронный
ресурс]. Режим доступа: http: //gendocs.ru/v6748/?cc=l&viewdivu(Дата
обращения 24.03.2012)
42. Республика Татарстан в цифрах [электронный ресурс]. Режим доступа: httpi //www.tatstat.ru/digital/regionl/default.aspx(Дата обращения 29.04.2012)
43. Урманцев, Ю.А. Природа адаптации // Вопросы философии. - 2008. - №12. - С.20¬26.
44. Федеральная целевая программа «Молодежь России» [электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www. depmolpol. ru/press_centr/anonse/index.php?
ELEMENT_ID=525 (Дата обращения 1.05.2012)
45. Филоненко В.И. Современное российское студенчество: парадоксы и проблемы социализации. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. - 41 с.
46. Фромм, Э. Бегство от свободы: человек для себя / Пер. с англ. - Минск: Харвест, 2005. - 256с.
47. Царегородцев, Г.И. Философские проблемы теории адаптации / Г.И. Царегородцев. - М.: Наука, 1975. - 285с.
48. Чупров, В.И. и др. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю.А. Зубок, К.М. Уильямс. - 2-е изд. - М.: Наука, 2007. - 161с.
49. Шибутани, Т. Социальная психология / Пер. с англ. - Ростов н/д.: Феникс, 1999.¬544с.
50. Щенина, О.Г. Молодежь в современной России. - М.: РАН, 2005. - 95.