Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Здоровый образ жизни городской и сельской молодежи: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Работа №126933

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы103
Год сдачи2023
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования образа жизни 9
1.1 Образ жизни: сущность, свойства, структура 10
1.2 Условия формирования городского и сельского образа жизни 20
1.3 Механизмы, формы регулирования городским и сельским образом жизни 25
Глава 2. Изменение образа жизни молодежи под влиянием государственных программ и социальных служб 32
2.1 Трансформация образа жизни городской молодежи в условиях существующих программ и социальных служб 32
2.2. Изменение образа жизни сельской молодежи в современных социально-экономических условиях 39
2.3 Молодежная политика как важнейший инструмент совершенствования образа жизни молодого поколения. Зарубежный опыт 44
Глава 3. Исследование образа жизни сельской и городской молодежи в условиях трансформации общества (эмпирическое исследование) 52
3.1 Программа социологического исследования 52
3.2 Методический раздел 58
3.3 Результаты исследования 59
Заключение 75
Список литературы 79
Приложение 1. Инструментарий (анкета) 87
Приложение 2. Инструментарий (экспертное интервью) 91
Приложение 3. Транскрипт экспертного интервью 93

В Российской Федерации определена приоритетная концепция формирования мотивации у всех групп населения к оздоровлению, повышению уровня профилактической деятельности и выявлению признаков здорового образа жизни. Это можно увидеть в программах Путина В. В1, Скворцовой2 В. И, Баранова А. А. и Альбицкого В. Ю3. и других. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отметила необходимость формирования у человека ответственности и мотивации к сохранению здоровья, без чего усилия домашних медико-санитарных служб останутся недостаточно эффективными, как это отмечают: Лисицин Ю. П.4, Щепин В. О. и Хабриев5 Р. У
Значимость исследования данной темы проявляется в осознании того, как непрерывные процессы модернизации существенно изменили социальные условия, определяющие подготовку молодежи. Важно отметить, что поколение современных россиян было рождено в период глобальных структурных трансформаций, которые привели к значительному социальному расслоению в российском обществе. В такой сложной обстановке молодежь воспринимается как целостная социально-демографическая группа, но в то же время каждый молодой человек является уникальной индивидуальностью, сталкивающейся с собственными вызовами и возможностями. Актуальность подтверждается статистикой и увеличением процента заболеваний среди молодежи. Согласно статистике заболеваемости на официальном сайте Росстата, наиболее распространенными заболеваниями являются: болезни органов пищеварения, эндокринной системы, нарушения обмена веществ, болезни нервной системы, сердечно-сосудистые и инфекционные заболевания. Если в 2000 году количество пациентов с расстройством пищевого поведения было 1234 тыс. человек, то в 2019 году этот показатель составлял уже 2117 тыс. человек. Заболеваемость сахарным диабетом с 162 тыс. человек в 2000 году выросло до 410 тыс. человек в 2019 году. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением с 434 тыс.человек до 1727 тыс. человек. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) с 78 тыс. человек до 747 тыс.человек в 2019 году. Положительные тенденции по заболеваемости отмечаются в распространении алкоголизма и наркомании. Здесь, например, показатели заболеваемости наркоманией с 23 тыс. человек в 2000 году сократилось до 14 тыс. человек в 2019 году. Но все равно эти показатели остаются на высоком уровне. В основном снижение распространения этих показателей связано с ужесточением правовых рамок распространения наркотических веществ, а не с сознательным выбором граждан. Статистика свидетельствует о том, что распространение болезней напрямую зависит от образа жизни человека: питание, сон, активный образ жизни, отказ от вредных привычек влияют на развитие таких заболеваний, как сахарный диабет, заболевания системы эндокринной, сердечно-сосудистой и нервной системы6.
Привлекательность данной проблемы обусловлена тем, что данный аспект субъектов Российской Федерации недостаточно изучен в социальном плане с анализом условий, причин, изучением показателей риска, влияющих на основные особенности жизнедеятельности молодого человека, качество жизни, провоцирование информирования и мотивации молодежи к здоровьесберегающей деятельности и здоровому образу жизни. Тема образа жизни, занявшая достойное место в современной социологии, может рассматриваться как альтернатива обществу, структурированному на социальные классы, поскольку имеет более широкое поле для изучения социальных и культурных явлений, связанных с молодежью.
Жизнедеятельность человека охватывает множество аспектов, таких как социально-экономическая, политическая, духовная и природная среда, а также занятия, связанные с материальными и духовными интересами, трудовая и общественная деятельность, коммуникативные и интеллектуальные виды активности. При формировании здорового образа жизни у молодого поколения существенную роль играют субъективные факторы. В данном исследовании оцениваются эффективность формирования здорового образа жизни у молодежи, а также предлагаются практические рекомендации, основанные на наблюдениях в различных регионах. Они включают развитие здорового образа жизни молодежи через организацию клубов по интересам и вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность с поддержкой государственных и волонтерских программ в образовательных учреждениях.
В данном контексте главной задачей перед обществом и индивидуумом стоит разработка и внедрение целенаправленной молодежной политики, основанной на научных исследованиях, с целью использования возможностей для социальной самореализации молодежи и развития городов. Такая политика должна помочь молодежи определить и осуществить свои социальные интересы, потребности и жизненные перспективы. Важным аспектом является учет анализа образа жизни городского населения и роста молодежи в новых социокультурных условиях, что делает данную тему особенно актуальной. Таким образом, актуальность темы и недостаточная разработанность в теоретическом и практическом плане стали основой для определения объекта, предмета, целей и задач данного исследования. Основной целью данного исследования является изучение и сравнение практик здорового образа жизни у молодежи в сельской и городской среде.
Цель: изучение и сравнение практик здорового образа жизни сельской и городской молодежи.
Задачи:
1. Осуществить анализ основных теоретических подходов к исследованию образа жизни
2. Выявить основные условия формирования городского и сельского образа жизни
3. Определить основные механизмы, формы регулирования городским и сельским образом жизни молодежи
4. Раскрыть особенности изменения образа жизни городской и сельской молодежи в современных социально-экономических условиях
5. Разработать рекомендации по увеличению позитивной роли социализирующих агентов в процессе формирования здорового образа жизни молодежи
Объектом исследования является современная городская и сельская молодежь, как социальная группа.
Предметом исследования выступает процесс изменения образа жизни городской и сельской молодежи в условиях трансформации общества.
Рассматривая степень научной разработанности проблемы формирования здорового образа жизни молодежи, можно обратиться к различным наукам. Понимание образа жизни различных социальных групп заложили представители философской науки, начиная с античного периода Аристотель, Демокрит, Пифагор, Сократ, Платон и др. и развивая идеи, связанные со способами жизнедеятельности. Человек, его сущность и стремление к поиску смысла жизни, взаимосвязь духовного и физического, баланс между наслаждением и аскетизмом, область потребления и обладания, пропорции между разумным и неразумным, рациональным и иррациональным, влияние окружающей среды на человека, а также стремление к само сохранению и достижению счастья - все эти аспекты формируют образ жизни. Философы, такие как Ф. Бекон, Ф. Спиноза, Ж. Ламетри, П.Ж. Кабанис, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев и другие, посвятили свои исследования формированию здорового образа жизни. Для изучения проблем молодежи и их образа жизни используются надежные теоретические и эмпирические данные, созданные отечественными и зарубежными учеными. Вклад в развитие этой проблемы внесли исследования о динамике социального здоровья в обществе и роли государства в укреплении общественного и личного здоровья, проведенные отечественными и зарубежными социологами конца XIX - начала XX века, такими как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Парсонс и другие. Определения и содержание категории "образ жизни" были исследованы в работах Е. Ануфриева, И.В. Бестужева-Лады, А.И. Бутенко, А. Ципко. Понятия "уровень жизни", "качество жизни" и "способ жизнедеятельности" получили внимание Ф. Конверса, У Роджерса, С. Нортхауса и других исследователей. Таким образом, изучение образа жизни и проблематики здорового образа жизни молодежи основывается на многочисленных исследованиях и различных подходах, включая философию, социологию и другие области научного знания. С. Райт, И.И., Б.М. Фирсов, А.В. Якимова Е. В анализирует представление о специфике осмысления отечественными социологами феномена здорового образа жизни. В социологической науки рассматриваются различные аспекты социальной адаптации молодежи, включая вопросы, связанные с укреплением здоровья, предотвращением наркомании, алкоголизма и других вредных привычек. Также они исследуют влияние медиа на формирование мировоззрения молодежи и их отношение к здоровому образу жизни. В работах, посвященных социализации молодежи, также отмечается значимость просветительской работы населения в сфере здорового образа жизни, проведения профилактических мероприятий и поддержания здоровья, а также создания благоприятных условий для деятельности, направленной на сохранение здоровья, на уровне государственной политики. Вопросы, связанные с этими аспектами, были исследованы такими учеными, как И.Б. Орлов, В.Д. Патрушев, В.Т. Лисовский, В.Г. Попов, В.А. Ядов и другими.
Состояние духовно-культурной сферы молодежи анализируется в работах известных ученых, включая А.С. Запесоцкого, А.Г. Здравомыслова, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовского, Л.Ф. Новицкой, Ю.Левады. Общие проблемы социализации, ее сущность и содержание исследуются в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Здравомыслова, С.П. Иваненкова, В.Т. Лисовского, С.В. Полутина, Г.А. Чередниченко.
Таким образом, исследования и концепции, разработанные в области социализации и молодежи, существенно способствуют пониманию проблем здорового образа жизни и духовно-культурной сферы молодежи.7.
К настоящему времени развернутые концепции молодежи сформировались в отечественной социологии на базе ИСПИ РАН - концепции социального развития молодежи и молодежи в обществе риска: В. И. Чупров, Ю. А. Зубок8, Т. И. Яковук, в Санкт-Петербурге - концепция ювенологии Е. Г. Слуцкого.
В психологии также рассматриваются возможности и проблемы ведения здорового образа жизни, психологические аспекты в данном понятии. В статье Петраш уделяется внимание теоретическому осмыслению понятия «здоровый образ жизни» в психологических исследованиях. Проведен анализ дефиниций понятия «здоровый образ жизни» в научной литературе9. Осипова А. А. в статье «Молодежь и здоровье: одним из факторов, препятствующих формированию и реализации позитивных установок по отношению к здоровью, рассматривается психологический барьер10. Б.Г. Ананьев одним из первых психологов отметил роль барьеров как психологических образований, которые отвечают за безволие11.
В медицине и диетологии этой проблеме уделяется очень большое внимание. Профилактика важна, поэтому ВОЗ в 1986 году был введен термин «укрепление (продвижение) здоровья» (health promotion) как совокупность различных аспектов жизнедеятельности человека12. Укрепление здоровья невозможно без изменения образа жизни. Являясь основным фактором, влияющим на здоровье, образ жизни обеспечивает его состояние более чем на 50%. Есть внедрения инновационных механизмов повышения эффективности профессионального образования.
Формирование здорового образа жизни рассматривается и с точки зрения социальной работы. Рассматривается проблема здорового образа жизни в комплексе междисциплинарных основ социальной работы, анализ причин, которые мешают формированию здоровых привычек.
Гипотезы:
1) Современная городская и сельская молодежь, являясь условной макрогруппой, различается (или дифференцируется) по образу жизни, который в современном российском обществе не приобрели стратифицирующего значения, а детерминированы иными социальными факторами.
2) В исследуемой теме изучен значительный аналитический материал, вместе с тем, слабо изученными являются вопросы формулирования здорового поведения молодых россиян, особенности детерминирования данного феномена, путь оптимизации государственной политики в области формирования ЗОЖ в современной России.
Методы: в рамках исследования были применены методы анализа документов, анкетирования и метод включенного наблюдения для получения необходимой информации, а также методы структурно-функционального и системного анализа, широкий набор общеизвестных методов, таких как анализ, синтез, индукция, дедукция и социологические методы.
Эмпирической базой исследования послужили: Комитет по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга, — Государственное бюджетное учреждение центр "КОНТАКТ", РОО "Питер без наркотиков", администрация Ганьковского сельского поселения, администрация д. Бор, Дома культуры в д. Ганьково и д. Шугозеро. Выборка исследования является молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, проживающая в городе Санкт-Петербург и деревнях Ленинградской области, всего было собрано 206 анкет, из которых 102 человек с сельской местности и 104 человека с городской; а также 8 интервью со специалистами по работе в молодежью в разных местностях.
Апробация результатов исследования. Положения и выводы выпускной квалификационной работы нашли свое отражение в выступлениях автора на различных конференциях: XIV Ковалевские чтения 2021, XV Ковалевские чтения. Социолог: образование и профессиональные траектории 2021 г., Ноябрьские социологические чтения «Язык социальной науки» 2022 г.
Структура и объем ВКР. ВКР состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения, библиографического списка, образованного из 75 наименований. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 89 страниц, материалы отображены на 2 таблицах и 11 рисунках.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования по теме "Здоровый образ жизни городской и сельской молодежи: сравнительный анализ" были поставлены и решены следующие задачи:
1. Осуществить анализ основных теоретических подходов к исследованию образа жизни.
В ходе анализа теоретических подходов к изучению образа жизни были выявлены ключевые аспекты, такие как физическое здоровье, питание, активность, социальное окружение и культурные особенности. Эти аспекты играют важную роль в формировании образа жизни молодежи как в городских, так и в сельских условиях.
2. Выявить основные условия формирования городского и сельского образа жизни.
Проведен анализ государственных программ и социальных служб в городе и сельской местности. Было обнаружено, что городская молодежь сталкивается с такими условиями, как высокий уровень доступности развлечений, быстрый ритм жизни и сильное влияние социальных сетей. Сельская молодежь, в свою очередь, ограничена в доступе к культурным и спортивным мероприятиям, имеет ограниченные возможности для самореализации и сталкивается с отсутствием современной инфраструктуры, а также недостатком высококвалифицированных специалистов.
3. Определить основные механизмы, формы регулирования городским и сельским образом жизни молодежи.
Для регулирования образа жизни молодежи в городах и селах используются различные механизмы. В городах широко применяются информационные кампании, организация спортивных и культурных мероприятий, создание специализированных спортивных и фитнес-центров. В сельской местности еще очень мало государственных программ, способных предпринять попытки восстановления культурно-досуговой, спортивной села части здорового образа жизни населения.
4. Раскрыть особенности изменения образа жизни городской и сельской молодежи в современных социально-экономических условиях.
Современные социально-экономические условия оказывают существенное влияние на образ жизни городской и сельской молодежи. Развитие информационных технологий, увеличение доступности и влияние социальных сетей, изменение экономической ситуации и трансформация социокультурных ценностей - все это вносит свои особенности и вызывает изменения в образе жизни молодежи.
5. Разработать рекомендации по увеличению позитивной роли социализирующих агентов в процессе формирования здорового образа жизни молодежи.
Для увеличения позитивной роли социализирующих агентов в формировании здорового образа жизни молодежи рекомендуется усиление работы семьи, образовательных учреждений, молодежных организаций и специализированных общественных организаций. Важно создать условия для активного участия молодежи в спортивных и культурных мероприятиях, организации здорового питания и доступа к медицинским услугам.
В заключение следует отметить, что данная работа позволила более глубоко изучить проблему здорового образа жизни городской и сельской молодежи. Были достигнуты поставленные задачи, а именно проанализированы теоретические подходы, выявлены условия формирования образа жизни, определены механизмы регулирования, раскрыты особенности изменения образа жизни и разработаны рекомендации для повышения позитивной роли социализирующих агентов. Эта работа имеет важное значение для понимания и совершенствования работы по формированию здорового образа жизни молодежи, что в свою очередь способствует развитию общества и повышению качества жизни его граждан. Но при всем этом, важна работа государства, органов местного самоуправления и общественных организаций. Это должен быть непрерывный процесс формирования здоровых привычек, стремление населения к занятиям физическими упражнениями, рациональному питанию, духовному, психическому развитию.
Таким образом, применяя весь комплекс инструментов и достигая поставленных задач, цель данной выпускной квалификационной работы, которая заключалась в изучение и сравнение практик здорового образа жизни сельской и городской молодежи достигнута.


1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации "О молодежи" от 29 декабря 2006 года № 193-ФЗ.
3. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N° 489-Ф3 "О молодежной политике в Российской Федерации"
4. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 15 декабря 2016 года № 2747-р.
5. Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. № 3581-р Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г.
6. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2010 г. N 1873-р Об утверждении Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2025 г.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 23 февраля 2018 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
9. Федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек», М.: 2020, стр. 144-165
10. Абушинова Д.В., Разумная С.Е., Таран К.П Влияние состояния экологии на здоровье человека // ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра общей биологии, фармакогнозии и ботаники, Саратов, 2016, С. 671
11. Алмагамбетова Д. Т., Гарипова А. З. Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительная деятельность в общественной жизни студентов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4, С.18-24
12. Альбицкий В. Ю., Баранов А. А., Состояния здоровья детей России, приоритеты его сохранения и укрепления// Казанский медицинский журнал, 2018, С. 698-705
13. Амлаев К. Р., Табакокурение: эпидемиология, клиника, лечение, профилактика и нормативное регулирование // Медицинский вестник Северного Кавказа ж., 2017 г., С. 213-217
14. Антропова М.В. Общая и личная гигиена студента. - Уральский Государственный Лесотехнический Университет, 2019. - С. 235
15. Бабкин В. В., Колмогоров Н. В, под общ редакцией., Спорт - в село: актуальные направления развития физической культуры и спорта на сельских территориях: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (26-28 июля 2022 года),С. 17-42
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ