Введение 3
Глава 1. Общая характеристика государственной службы Российской Федерации 7
1.1. Понятие, система и принципы государственной службы Российской Феде¬
рации 7
1.2. Виды государственных служащих 16
1.3. Законодательные основы государственной службы 24
Глава 2. Правовое положение государственных гражданских служащих 29
2.1. Прохождение государственной службы государственными служащими 29
2.2. Основные права и обязанности государственного гражданского служащего 38
2.3. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой 49
2.4. Ответственность государственных гражданских служащих 59
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы. Одним из условий построения в Российской Федерации правового демократического государства является наличие действенной
системы государственного управления. От того, как будет организовано управление важнейшими сферами общественной жизни, в немалой степени зависит
экономическое состояние государства и общее благосостояние населения. При
этом не подлежит сомнению, что результативность функционирования государственной власти определяется организацией государственного аппарата и,
прежде всего качеством составляющих его управленческих кадров - государственных гражданских служащих.
Представляется, что административное право как отрасль, регулирующая
преимущественно управленческие отношения, должна адекватно реагировать
на указанную зависимость и поэтому не может обойти своим вниманием полноценное изучение правовых основ организации государственной службы и,
прежде всего правового положения государственных гражданских служащих.
Обостряет необходимость административно-правовых исследований в
указанной области и то, что в теории административного права и в административном законодательстве имеется немало спорных вопросов, связанных с регламентацией административно-правового статуса государственного гражданского служащего. Прежде всего, следует отметить, что в отечественной юридической науке понятие государственного гражданского служащего преимущественно рассматривается с точки зрения отдельных отраслей права (конституционного, уголовного, трудового, муниципального и т.п.). Однако полноценного
общеюридического понятия государственного гражданского служащего наукой
до сих пор не выработано. Представляется, что такое понятие должно быть
сформулировано именно административным правом, поскольку основное
функциональное применение компетенция государственного гражданского
служащего находит именно в административных правоотношениях. Нельзя не
отметить и то обстоятельство, что среди ученых и практиков отсутствует единое понимание в определении круга субъектов, именуемых государственными
гражданскими служащими, - положения современной науки административного права позволяют включить в число должностных лиц, не только некоторые
категории государственных и муниципальных служащих, но и отдельные группы служащих негосударственных и международных организаций. Кроме того,
современной наукой административного права не выработано единых требований к объему функций и полномочий государственных гражданских служащих,
порядку привлечения их к дисциплинарной, а в некоторых случаях и к административной ответственности.
Актуальность темы исследования усиливает и тот факт, что в настоящее
время правовая регламентация отношений с участием государственных гражданских служащих заметно обновилась. В настоящее время ведется работа по
подготовке федеральной программы реформирования системы государственной
службы на последующие годы. Российская государственная служба должна
быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, активно взаимодействующей
с институтами гражданского общества. Достичь этой цели можно лишь при условии эффективного реформирования и развития всей системы государственной службы путем разработки и реализации мероприятий, направленных на совершенствование правового статуса служащего и модернизацию государственной службы, а также практического применения новых технологий государственного управления.
Правовое положение государственного служащего в системе государственной службы имеет большое значение. В этой связи совершенствование административно-правового статуса государственного служащего является первоочередной задачей модернизации публичного управления и реформы государственной службы вообще и государственной гражданской службы в частности.5
Несмотря на то, что проблемы правового статуса государственных гражданских служащих были предметом научного анализа, говорить о том, что в настоящее время в полной мере разработан эффективный административно-правовой механизм реализации правового статуса государственных гражданских служащих в сфере государственного управления, пока нет весомых оснований. Таким образом, как уже отмечалось, проведенное исследование носит
актуальный характер.
Степень разработанности темы. Проблема административно-правового
статуса государственных гражданских служащих, ранее исследовались в научной литературе по административному праву. В частности, этому вопросу были
посвящены работы: Г.В. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, А.И. Елистратова, А.П. Коренева, В.А, Koзбaнeнкo, М.В. Костенникова, А.Н. Костюкова, А.В. Куракина,
Ю.М. Козлова, Б.М. Лазарева, В.М. Манохина, А.Ф. Ноздрачева, Г.Е. Петухова,
Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова, М.С. Студеникиной, В.А. Юсупова, Ц.А.
Ямпольской и др. Обозначенные авторы создали добротную теоретическую основу исследования обозначенной проблемы, которая с успехом была использована в ходе подготовке представленной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации административно-правового статуса государственных гражданских служащих.
Предметом исследования является комплекс проблем научного и прикладного характера, связанных с реализацией государственным гражданским
служащим своего правового положения в сфере государственного управления.
Целью выпускной квалификационной работы является раскрытие содержания и механизма реализации административно-правового статуса государственных гражданских служащих.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи работы:
1) раскрыть понятие, систему и принципы государственной службы Российской Федерации;6
2) охарактеризовать виды государственных служащих;
3) изучить законодательные основы государственной службы;
4) рассмотреть прохождение государственной службы государственными
служащими;
5) проанализировать основные права и обязанности государственного
гражданского служащего;
6) охарактеризовать ограничения и запреты, связанные с государственной
гражданской службой;
7) обобщить проблемные аспекты привлечения к ответственности государственных гражданских служащих.
Методологическая основа исследования. С целью получения максимально объективных данных об исследуемом предмете мы базировали свое исследование на общенаучных методах, таких как индукция, дедукция, анализ, синтез. Кроме того, применялись сравнительно-правовой, историко-правовой,
формально-логический, комплексный, диалектический, системного анализа,
метод правового моделирования и другие методы.
Структура работы построена с учетом характера темы, а также степени
научной разработанности затрагиваемых в ней проблем. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе дана общая характеристика
государственной службы Российской Федерации. Во второй главе раскрыто
правовое положение государственных гражданских служащих.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Государственная гражданская служба - это профессиональная деятельность аппарата гражданских служащих по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации; государственный гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную
деятельность на должности гражданской службы по прохождению гражданской
службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным
контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального
бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Правовой статус государственного гражданского служащего является производным от самой государственной службы как правового института.
Под административно-правовым статусом государственного гражданского служащего следует понимать урегулированное нормами административного
права положение государственного гражданского служащего в системе субъектов административного права. К элементам административно-правового статуса государственного гражданского служащего относятся функции, полномочия
(права и обязанности), нормативно закрепленные структурно-функциональные
связи и ответственность.
По наличию полномочий по совершению действий, вызывающих определенные юридические последствия, публичные государственные служащие целесообразно подразделять на должностных лиц (в том числе представителей
власти) и оперативный (основной) состав.
Любой государственный гражданский служащий обладает рядом присущих только ему признаков. К таким признакам относятся следующие: а) состоит на публичной службе; б) занимает должность на основании общих или специальных нормативных актов; в) имеет специальные властные (распорядительные) полномочия, выражающиеся в обладании правом совершать действия, непосредственно вызывающие определенные юридические последствия; г) наделен правом по занимаемой должности выполнять организационно-распорядительные функции по реализации компетенции государственного органа; д) несет юридическую ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Под функциями государственного гражданского служащего понимаются
такие составные части содержания его деятельности, которые отражены в закрепленных в его правовом статусе задачах по обеспечению жизненно важных
потребностей управляемого объекта и осуществляются как самим должностным лицом, так и подчиненными ему структурными подразделениями (должностными лицами) путем реализации возложенных на них полномочий.
Возможно выделить четыре важнейшие функции государственного гражданского служащего: функцию планирования; функцию организации; функцию
контроля и функцию представительства.
Под полномочием государственного гражданского служащего следует
понимать определенные властвующие возможности и обязанности государственного гражданского служащего в отношении сфер общественной жизни и государственного устройства, составляющих его функции и задачи. Полномочия
государственного гражданского служащего определяют границы (объем) осуществления его функций. Представляется необходимым выделить следующие
общие полномочия государственных гражданских служащих: а) подписание
документов, создающих определенные юридические последствия; б) издание
приказов и распоряжений, обязательных для исполнения лицами, к которым
они обращены; в) применение мер административной ответственности в отношении неподчиненных нарушителей; г) осуществление контроля в порядке
служебной подчиненности; д) наложение дисциплинарных взысканий в порядке служебной подчиненности.
Важным элементом правового статуса государственного гражданского
служащего являются структурно-функциональные связи. Благодаря им непосредственно реализуются полномочия государственного гражданского служащего, поскольку именно они отвечают за все взаимодействия должностных лиц.
В связи с этим необходима подробная правовая регламентация структурно-функциональных связей каждого конкретного государственного гражданского
служащего в его должностных инструкциях.
В отличие от должностных лиц негосударственных организаций для государственных гражданских служащих структурно-функциональные связи предопределяются интересами управляемых субъектов, так как их деятельность
направлена на достижение общеполезных целей, «общественного блага». Это
способствует выделению особого вида структурно-функциональных связей государственных гражданских служащих: связей типа «интерес-функция», для
которых характерна, прежде всего, внешневластная направленность.
Необходимым условием эффективной и стабильной работы государственного аппарата является надлежащая дисциплина в деятельности государственных гражданских служащих. Режим дисциплины предполагает, что каждое
должностное лицо в системе государственной службы неукоснительно соблюдает правила поведения, установленные в государственном органе, своевременно и четко выполняет данные ему вышестоящим руководителем законные
поручения. Особенностью дисциплинарной ответственности государственного
гражданского служащего в современной России является то, что пока имеет место явно недостаточная регламентация дисциплинарного производства на государственной гражданской службе. В государственно-служебных отношениях
дисциплинарная ответственность должна выполнять публично-правовые функции, поскольку дисциплинарный проступок прямо или косвенно затрагивают
интересы всей государственной службы в целом.
Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно сделать вывод,
что правовой статус государственного служащего нуждается в некоторой корректировке, связанной в первую очередь к повышению прозрачности его деятельности со стороны общества, а также к повышению ответственности государственных гражданских служащих за свои действия.72
Сформулированное в юридической науке понятие правового статуса (положения) государственного служащего требует уточнения. Его необходимо дополнить таким элементом, как государственные социальные гарантии, предоставляемые государственному служащему. Будучи неотъемлемым элементом
правового статуса государственного служащего независимо от вида государственной службы, вместе с тем в рамках этого статуса гарантии имеют некоторую
автономию.
Необходимо сформулировать понятие «государственные гарантии государственных служащих», например, следующим образом: «Государственные
гарантии государственных служащих - это прямые денежные выплаты или
иные материальные блага, предоставляемые государственным служащим независимо от вида государственной службы федеральными законами либо изданными во исполнение этих федеральных законов, открытыми для доступа неограниченному кругу лиц указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации для обеспечения их правовой и социальной защищенности, повышения мотивации эффективного исполнения ими
своих должностных обязанностей, укрепления стабильности кадров государственной службы, а также компенсации налагаемых федеральными законами ограничений». Данное определение является общим и может быть в равной мере
применимо ко всем предусмотренным законом видам государственной службы,
в том числе к службе гражданской. На основе данного определения может быть
сформулирована и де-юре закреплена соответствующая дефиниция в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации»,
который является своеобразным юридическим «несущим каркасом» отечественной государственной службы.
I. Законодательство и иные нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. - 1993. - №237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 7 февраля 2017 г.) // Собра-ние законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 ию¬ня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 7 марта 2017 г.) // Собрание законодатель¬ства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 7 марта 2017 г.) // Российская газета. - 2001. - №2868.
5. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государст-венной службы Российской Федерации» (с изм. от 23 мая 2016 г.) // Соб-рание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
6. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. от 3 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
7. Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвен-ции ООН против коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 12. - Ст. 1231.
8. Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Кон-венции об уголовной ответственности за коррупцию» // Собрание законо-дательства РФ. - 2006. - № 31 - Ст. 3424.
9. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных дан-ных» (с изм. от 22 февраля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3451.
10. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изм. от 3 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (часть I). - Ст. 6228.
11. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации пре-доставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. от 28 де-кабря 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №31. - Ст. 4179.
12. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соот-ветствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (с изм. от 3 ноября 2015 г.) // Собрание законода-тельства Российской Федерации. - 2012. - № 50 (часть IV). - Ст. 6953.
13. Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увели-чения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» // Россий-ская газета. - 2016. - №6979 (111).
14. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттеста-ции государственных гражданских служащих РФ» (с изм. от 28 августа 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 6. - Ст. 437.
15. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замеще-ние вакантной должности государственной гражданской службы Россий-ской Федерации» (с изм. от 18 декабря 2016 г.) // Собрание законодатель-ства Российской Федерации. - 2005. - № 6. - Ст. 439
16. Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание законодатель-ства Российской Федерации. - 2005. - №8. - Ст. 629.
17. Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюде-нию требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (с изм. от 22 декабря 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 27. - Ст. 3446.
18. Указ Президента РФ от 9 февраля 2013 г. № 126 «О Комиссии при Прези-денте Российской Федерации по вопросам государственной службы и ре-зерва управленческих кадров» (с изм. от 12 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 6. - Ст. 500.
19. Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 г. № 80-ЗРТ (с изм. от 27 апреля 2017 г.) // Республика Татарстан. - 2006. - № 256.
II. Специальная литература:
1. Агапов А. Б. Административное право: учеб. для бакалавров. 9-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Эксмо, 2014. - 595 с.
2. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова. - М.: Юрид. лит., 1968. - 446 с.
3. Андреев Ю.Н. Ограничения в гражданском праве России. - СПб.: Юриди-ческий центр «Пресс», 2011. - 264 с.
4. Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: История, теория, за-кон, практика / Г.В. Атаманчук. - М.: РАГС, 2013. - 420 с.
5. Басова Т.Б. Ответственность за служебный подлог по уголовному праву России: Учебное пособие / Под ред. А.И. Коробеева. Владивосток, 2012. - 288 с.
6. Бахрах, Д.Н., Российский, Б.В., Старилов, Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. - М.: Статут, 2014. - 531 с.
7. Беломестных Л.Л. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: теоретический аспект: Автореф. дис. ... к.ю.н. - М., 2003. - 42 с.
8. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление / И.А. Василенко. - М.: Брайт, 2014. - 471 с.
9. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 258 с.
10. Волкова, В.В. Правовое регулирование государственной гражданской службы / В.В. Волкова. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 3 (4). - C. 53-56.
11. Габричидзе, Б.Н., Чернявский, А.Г. Служебное право: учеб / Б.Н. Габри- чидзе и др. - М.: Юрайт, 2012. - 438 с.
12. Гойтман В.И. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. - 2014. - № 7. - С.26-31.
13. Государственная служба / Под ред. А.В. Оболонского. - М.: Юрлитин- форм, 2015. - 415 с.
14. Граждан, В.Д. Государственная гражданская служба: Учебное пособие / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2012. - 381 с.
15. Груздев В.С. Правовой статус государственных служащих Российской Федерации и организационно-правовые основы функционирования сис-темы подготовки, переподготовки и повышения их квалификации: Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. - 41 с.
16. Денисенко В.В. Теория административно-деликтных отношений: Дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2002. - 43 с.
17. Добробаба М.Б. Концептуальные основы служебно-деликтного права // Русский закон. - 2014. - № 2. - С. 35-27.
18. Кандрина Н.А. Дисциплинарная и административная ответственность го-сударственных гражданских служащих: проблемы определения правовой природы // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2014.
- № 2. - С. 145-149.
19. Квитко А.Ф. Конституционно-правовые основы ограничения прав и сво-бод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - 44 с.
20. Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муни-ципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. - 2012. - № 1. - С.14-17.
21. Конин, Н.М. Административное право России / Н.М. Конин. - М.: Статут, 2015. - 530 с.
22. Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы административ-ного права. - М.: Юрлитинформ, 2013. - 492 с.
23. Манохин, В.М. Служба и служащие в Российской Федерации: правовое регулирование / В.М. Манохин. - М.: Проспект, 2014. - 366 с.
24. Марьян А.В. Административно-правовой статус государственных граж-данских служащих в Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, 2014. - 421 с.
25. Милушева Т.В. К вопросу о социально-правовых ограничениях государ-ства // Юридический мир. - 2012. - № 10. - С.38-43.
26. Миннигулова Д. Б. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих и проблемы его реализации: автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. - М., 2013. - 42 с.
27. Несмеянова С.Э. Понятие и структура конституционно-правового статуса органа государственной власти (на примере Конституционного Суда РФ) // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - №7. - С.5-9.
28. Ноздрачев, А.Ф. Государственная служба: учебник для подготовки госу-дарственных служащих / А.Ф. Ноздрачев. - М.: Инфра-М, 2013. - 573 с.
29. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. - 2013. - № 9. - С.7-12.
30. Рассолова Е.Ш. Ограничения прав и свобод человека и гражданина в Рос-сийской Федерации: конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009. - 41 с.
31. Сергеев А.Г. Конституционное право на жилище. Теоретико-правовой аспект // Юридический мир. - 2015. - № 10. - С.22-26.
32. Снежко О.А. Пределы законодательных ограничений социальных прав // Сравнительное конституционное обозрение. - 2014. - № 2. - С.36-39.
33. Старилов, Ю.Н. Государственная служба и государственные служащие / Ю.Н. Старилов. - М.: Эксмо, 2014. - 551 с.
34. Старилов Ю.Н. Профессиональное «чиновничество» и служебное право в России: была ли реформа государственной службы и основательны ли сомнения в существовании служебного права // Административное право и процесс. - 2014. - № 7. - С.53-58.
35. Сурманидзе И.Н. Должности и должностные лица государственной граж-данской службы // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014.- № 5. - С.18-23.
36. Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Ти-хомиров. - М.: Проспект, 2015. - 604 с.
37. Туганов Ю.Н. Обеспечение права военнослужащего на защиту по делам об административных правонарушениях (по материалам судебной прак-тики) // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 5. - С.63-66.
38. Усольцев А.Т. Должностное лицо в советском государственном управле-нии // Правоведение. - 1987. - № 2. - С. 19-22.
39. Федорова М.Ю. Ограничение прав граждан в системе социального обес-печения // Российский ежегодник трудового права. - 2014. - № 3. - С.52¬56.
40. Феркалюк Ю.И. Представитель власти как субъект должностных престу-плений // Российский следователь. - 2013. - № 12. - С.25-28.
41. Хатюшенко О.М. Административно-правовой статус государственного служащего Российской Федерации. - М.: ЮрИнфоР, 2012. - 394 с.
42. Черепанова И.В. Служебно-деликтное право: история и современность // Вестник Омского университета. - 2011. - № 2 (3). - С. 87-91.
43. Щербак А.И. Социальный механизм юридической ответственности долж-ностных лиц. - М.: Спарк, 2011. - 351 с.
44. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. - М.: Волтерс Клувер, 2012. - 325 с.
III. Материалы судебной практики:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2001 г. № 45-О [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. № 134-О [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
3. Определение Конституционного Суда РФ от 3 октября 2002 г. № 233 -О [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. № 472-О-О [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 19 января 2011 г. № 48-О-О [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
6. Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными слу-жащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) [электрон-ный ресурс]. - Доступ: http://www.vsrf.ru.
7. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 87-КГ15-10 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
8. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 26 сентября 2012 года по делу № 33-2933/2012 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
9. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 04.06.2013 по делу № 33-2112/2013 [электронный ресурс]. - Доступ: http: //www. consultant.ru.
10. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 2015 г. № 16-КГ15-17 [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.