Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Идеи о физическом воспитании в России до начала XX века

Работа №87334

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2013
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Физическое воспитание в Древней Руси 5
1.1 Физические упражнения и у восточных славян 5
1.2. Физическое воспитание в Киевской Руси 10
1.3 Физическое воспитание в период феодальной раздробленности (ХП-XIV вв.) и в Русском централизованном государстве (XV—XVII вв.) 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2.Физическая культура и спорт в Российской империи с начала XVIII до второй половины XIX в 29
2.1. Особенности реформирования в области физической культуры в
эпоху правления Петра 1 29
2.2. Физическая культура и спорт во второй половине XIX - начале XX
в 47
2.3 Жизнь и деятельность П. Ф. Лесгафта, его система физического
образования 57
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья молодёжи и значительное сокращение количества граждан, годных к военной службе. Очевидно, необходимо реформирование предмета «Физическая культура» как дисциплины, направленной на поддержание здоровья учащихся. Но такое реформирование не возможно без осмысления опыта наработанного нашими предшественниками в прежние периоды развития нашего государства.
Изучение опыта становления физической культуры в России до 1917 года дает возможность определить пути и перспективы развития физической культуры в образовательных учреждениях на современном этапе, с учетом выявленных особенностей. Исходя из этого, мы сформулировали тему нашего исследования: «Идеи о физическом воспитании в России до начала XX века»
Хронологические рамки исследования охватывают период с момента формирования русского государства и до 1917 гг. Это объясняется тем, что в этот период наблюдаются существенные изменения в состоянии физического воспитания в общеобразовательных учреждениях России. 1917 г. хронологически завершил время целого периода в истории российского образования.
Вопросы истории физического воспитания в России стали предметом изучения в различные периоды истории.
Объект исследования — процесс развития физического воспитания в России.
Предмет исследования - процесс становления теории и практики физического воспитания в России, с момента становления государства и до 1917г.
Цель исследования - рассмотреть процесс становления теории и практики физического воспитания в России, с момента становления государства и до 1917г и обобщить положительный историко-педагогический опыт, который может быть использован в современной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности физического воспитания в Древней Руси;
2. Изучить развитие физического воспитания в период феодальной раздробленности (ХП-XIV вв.) и в Русском централизованном государстве (XV—XVII вв.);
3. Выявить особенности физической культуры и спорта в Российской империи с начала XVIII до начала XX в.;
Методы исследования:
В исследовании используется комплекс общетеоретических методов (анализ, синтез, актуализация, систематизация) и сравнительно-сопоставительный — анализ процесса развития теории, методики и практики физической культуры на различных исторических этапах, раскрытие их специфики.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы студентами факультетов физической культуры изучающие курсы «Истории образования и педагогической мысли» и « Истории физической культуры и спорта»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


История прошлого, как и историческое осмысление современности, имеет громадное познавательное, воспитательное, теоретическое и практическое значение. Труды, раскрывающие содержание самобытной физической культуры народов России как составной части общей культуры, играют важную роль в опровержении инсинуаций фальсификаторов истории, утверждающих, будто народам нашей страны извечно была присуща отсталость, будто роль России в мировом культурном процессе была незначительной, второстепенной.
Изучение истории физической культуры прошлых эпох важно еще и потому, что в народных формах физического воспитания находят отражение этический и эстетический идеалы народа - творца истории, всей культуры человеческого общества.
Вместе с тем ряд источников (летописи, литературные произведения, фресковая и иная живопись) еще не освоен в полной мере историками физической культуры. Это относится, в частности, к фрескам одного из древнейших русских храмов - Софийского собора в Киеве (Софии Киевской).
Вершины своего могущества и расцвета древнерусское государство достигло в период княжения Владимира и его сына Ярослава Мудрого. В Киеве этого времени имелись школы, строились церкви, создавались библиотеки, получила развитие церковная живопись. Столица древнерусского государства была одним из мировых культурных центров.
Подъему культуры Древней Руси способствовало введение христианства как государственной религии в 988 г., т. е. 1000 лет назад новое развитие получили литература, живопись, архитектура, музыка.
Одной из важнейших предпосылок возникновения олимпийского движения является определенный уровень развития спорта. Между тем известно, что современный, академический спорт возник на основе народной физической культуры, спортивных традиций того или иного государства, народа.
В народных формах физического воспитания находят отражение этический и эстетический идеалы народа, творца истории, всей культуры человечества. В этой связи заслуживает внимания вывод, сделанный столетие назад исследователем народных игр и физических упражнений, видным деятелем физического воспитания России доктором Е. А. Покровским.
«... В песнях и хороводах этих, - отмечал он, - большей частью вспоминаются времена давно прошедшие или настоящие; в играх же нередко передается содержание драматической жизни народа, и, таким образом, последняя как бы исторически и в народной опере отражается в этих хороводах, песнях, играх».
Олимпийская идея со временем проникает в нашу научную литературу. Сподвижник Петра I В. Н. Татищев рассказывает об Олимпийских играх в одном из своих трудов, великий М. В. Ломоносов , как показывают архивные данные, планировал написание статьи о, как тогда говорили, «олимпических» играх.
С научным анализом физической культуры Древней Греции, включая Олимпийские игры, выступил П. Ф. Лесгафт в «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» (1888 г.).
Во 2-й половине XIX в., после отмены крепостного права, формируется спортивно-гимнастическое движение. Повсеместно возникали клубы по различным видам спорта (гимнастика, легкая атлетика, велоспорт, борьба, тяжелая атлетика, фехтование, лыжный и конькобежный спорт и др.), создавались спортивные общества, лиги, проводились всероссийские чемпионаты; русские спортсмены участвовали в международных соревнованиях и нередко одерживали на них победы (конькобежный спорт, фигурное катание на коньках, борьба, тяжелая атлетика, велосипедный спорт, шахматы). По инициативе П. Ф. Лесгафта и других передовых ученых создавались общества физического развития учащейся молодежи.
Значительные успехи были достигнуты русской научной мыслью второй половины XIX века. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов своими трудами закладывали основы философских, педагогических и естественнонаучных знаний в сфере физической культуры. П. Ф. Лесгафт создал одну из первых в мире научно обоснованных систем физического воспитания, многие положения которой сохранили свою актуальность до наших дней. Крупный вклад в теорию и практику физического воспитания внесли А. Д. Бутовский, В. В. Гориневский, Е. М. Дементьев, Е. А. Покровский и другие.



1. Алешинцев И. А. История гимназического образования в России (XVIII — XIX вв.) - СПб.: 1992.-340 с.
2. Андреева Е. А. Епархиальные женские училища//Педагогика. - 1999. - № 3. -С. 85-91.
3. Белоконь М. Кадетские корпуса в России до 1917 года. // История. Приложение к газете Первое сентября. — 1998. - №36. - С. 12-13.
4. Бердников И. Г., Маглеваный А. В., Максимова В. Н. Массовая физическая культура в вузе: Учеб, пособие / под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова. - М.: Высш, шк, 1991.-240 с.
5. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века. -М.: изд-во УРАО, 1998.- 114 с.
6. Богословский В. П. Сборник инструктивно — методических материалов по физическому воспитанию: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984. - 79 с.
7. Богуславский М. В. Ценностные ориентации личности в современной отечественной философии образования /под. ред. М. В. Богуславского, Т. Б. Игнатьевой. - М., 2007. С. 4-33
8. Волков В. Ю., Загоруйко В. И. Физическая культура / под общей ред. В. Ю. Волкова, В. И. Загоруйко. - СПб.: Нестер. 1999. - 160 с.
9. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб.: СПб. —университет,
1996. - 152 с.
Ю.Гессен С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа - пресс, 1995 -448 с.
11 .Джуринский А. Н. История педагогики. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-432 с.
12. Днепров Э. Д. Социально - экономические тупики образовательной политики. - М, 1999. - 88 с. 
13. Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в.. -М.: Педагогика, 1987. - 152 с.
14. Евсеев Ю. И. Физическая культура. - Ростов на дону: Феникс, 2005.-382 с.
15. История педагогики: В 2 ч. - Ч. 2 / Под ред. А. И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 1997.-304 с.
16. Каиров И. А., Петров Ф.Н. Пед. энциклопедия. / гл. ред.И. А. Каиров, Ф. Н. Петров - М.: Советская энциклопедия, 1966. — С. 486-505.
17. Карпушко Н. А. Физическое воспитание в передовых опытных школах России в конце 19 - начале 20 века // Теория и практика физической культуры.-1991.-№ 11.-С. 13-14
18. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
19. Коджаспиров А. Ю. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь . -М.: Академия, 2000. - 175 с.
20. Кондаков М. И., Ивонин В. А. Энциклопедический словарь юного спортсмена - М.: Педагогика, 1979. - 410 с.
21 .Кондратьева М. А. Отечественная гимназия: исторический опыт и современные проблемы. - Глазов, 2002. - 156 с.
22. Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николенко И. Г. Физическое воспитание. - М.: Высш, шк., 1984. - 336 с.
23. Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики: Учебное пособие. — М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. — 140 с.
24. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. - М.: РАО ИТПИ МИО, 1994. - 256 с.
25. Кузин В. В., Никитюк Б. А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. - М.: Фон, 1995. - 174 с.
26. Кузьмак Б. С, Осинцев А. А. Социально - экономические проблемы физической культуры и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1981 - 280 с.
27. Кулинко Н. Ф. История и организация физической культуры: Учеб, пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №1910 «Физ воспитание». -М.: Просвещение, 1982. - 223 с.
28. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и сорта / под общ. ред. В.
В. Столбова. - М.: Радуга, 1982. - 400 с.
29. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX века): Учебное пособие. — М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998.- 584 с.
30. Лубышева Л. И., Бальсевич В. К. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ИФК, 1992. - 120 с.
31. Матвеев Л. П. Введение в теорию ФК: Учеб, пособие для ин-тов физ. культ. / под ред. Л. П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983. — 128 с.
32. Мишин Б. И. Настольная книга учителя физкультуры: справ. - метод, пособие / сост. Б. И. Мишин. - М.: Астрель, 2003. - 526 с.
33. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века:. - СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998.- 217 с.
34. Помелов В. Б. Российские педагоги второй половины XIX — начала XX вв. . - Киров: ВГПУ, 2000 — 220 с.
35. Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры и спорта - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 287 с.
36. Поплутина Н. Н. Подготовка педагогических кадров по физическому воспитанию в дореволюционной России. — СПб: 1996.-224с.
37. Пряникова В. Г., Равкин 3. И. История образования и педагогической мысли - М.: Новая школа, 1994. - 96 с.
38. Равкин 3. И., Пряникова В. Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии - М.: ИТОП РАО, 1996.-295 с.
39. Решетников H. В., Кислицын Ю. Л. Физическая культура: учеб, пособие для студ. сред. проф. учеб, заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2000 -152 с. 179.
40. Рубчевский К. В. Школьная физическая культура и социализация
подрастающего поколения //ФК в школе. - 2003. - №4. С. 37-38.
41. Сальников А. Н. Физическая культура: Конспект лекций. -М.: Приор- издат, 2005. - 304 с.
42. Столбов В. В. История физической культуры: Учеб, для ин-тов физ. культ./ под ред. В. В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 359 с.
43. Столяров В. И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 67 с.
44. Стоюнин В. Я. Мысли о наших гимназиях. // Избр. пед. соч. АПН СССР. - М.: Педагогика, 1991. - С. 32-67
45. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Том 8. - М.: АПН РСФСР, 1951.-312 с.
46. Юдина Н. П. Отечественная педагогика рубежа XIX — XX веков через призму гуманистической традиции: статика и динамика // Вестник ОГУ. -
2004. -№12.-С. 28-33


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ