Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социологический анализ образов центра города Казани: «обывательский» и «сверхкритичный» взгляд

Работа №87307

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы62
Год сдачи2012
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические и методологические подходы в социологии к изучению образа города. 8
§ 1. Социологический анализ понятия образ города 8
§ 2. Применение методологии визуальной социологии к анализу образа города 19
Глава II. Образы центра города Казани 29
§ 1. «Обывательский» образ центра города Казани 29
§ 2. «Сверхкритичный» образ центра города Казани 39
§ 3. Сравнение «обывательского» и «сверхкритичного» образов центра города 51
Заключение 55
Список литературы 60
Приложения

Городское пространство несет в себе множество социальных смыслов. Созданное человеком, оно в то же время определяет человеческую деятельность. Постоянно взаимодействуя с окружающей средой, в сознании людей складывается более ли менее четкое представление об окружении, некий образ. Образ города, большого или малого, благополучного или небезопасного, красивого или посредственного, развитого или перспективного, определяет мироощущение горожан, удовлетворенность городской средой, ее благами. Помимо этого образ города является основой для групповой идентичности его жителей, выполняет функции социализации и интеграции.
Актуальность данного исследования состоит в том, что пространство центра города Казани за последнее десятилетие существенно преобразилось. Во время подготовки к празднованию тысячелетнего юбилея города, с одной стороны, было много сделано для обустройства и облагораживания городского центра, с другой стороны, многие исторически ценные памятники архитектуры, городские ландшафты были утрачены. Подобные процессы характерны и для нынешнего периода функционирования города. Масштабная подготовка к Универсиаде сопровождается появлением новой инфраструктуры, которая сильно изменяет облик города. Сегодня жители города являются свидетелями усиленного внимания (со стороны городских властей) к спортивным объектам и молчаливого разрушения старинных зданий.
Многие исторические объекты в центре города были разрушены еще в начале 2000-х годов, некоторые до сих пор находятся в плачевном состоянии. И хотя в официальной повестке дня стоит вопрос о сохранении и реставрации зданий, чаще всего эти заявления носят декларативный и демонстративный характер.
Происходящие процессы не могут оставлять горожан равнодушными. Данные общественных исследований свидетельствуют о том, что для Казанских жителей характерно повышенное внимание к проблеме сохранения культурного и исторического наследия. Среди общественности эта тема находит большой резонанс, активно обсуждается и освещается. Выходят критические статьи, проводятся экскурсии по историческим местам города, а совсем недавно силами активной общественности была проведена международная конференция, которая была призвана обратить внимание на проблему сохранения культурного наследия и разработку путей решения данной проблемы в Казани.
Такое повышенное внимание к сохранению исторического облика города со стороны общественных организаций не могло не найти отклика в обществе. Сохранение уникального облика центра города это проблема, которая затрагивает интересы разных слоев населения: самих жителей, предпринимателей, руководство города, экспертов. Поскольку исследований на данную тему в Казани не проводилось, меня заинтересовал вопрос восприятия центра города представителями разных общественных групп. Мною были исследованы жители города («обыватели») и представители общественного движения за сохранение исторического пространства центра города, носители «сверхкритического» взгляда.
В ходе подготовки к исследованию я изучила различную литературу, посвященную проблематике городского пространства. Ознакомилась с теориями классиков городской социологии М. Вебером, Г. Зиммелем, Р. Парком, Э. Берджесом, В. Беньямином; с работами отечественных исследователей А. Е. Карпова, JI. Б. Коган, С. В. Пирогова. Практически значимой для моего исследования стала работа К. Линча «Образ города», в которой подробно анализируется функциональное значение образа города в повседневных практиках горожан.
Стоит отметить, что в современной отечественной социологии городская проблематика, к сожалению, не является популярной по сравнению с другими направлениями. Мне удалось найти крайне мало исследований, посвященных анализу образа города. В связи с этим, я посчитала, что анализ образа города обогатит обращение к визуальной социологии. С этой целью были проанализированы исследования визуальной социологии, в которых акцент делается на анализе образов городского пространства, визуальной репрезентации общественных групп в городском пространстве, проявлении социальных конструктов.
Под образом города в данной работе я понимаю совокупность различных характеристик городской среды, отраженных в сознании людей, и наделенных определенным символическим и ценностным значением. Если говорить конкретнее об образе города Казань, а точнее его центра, который я исследую, то здесь меня, с одной стороны, интересуют визуальные репрезентации образа центра города, которыми оперируют жители, то есть совокупность объектов и явлений, которые являются значимыми в восприятии горожан. С другой стороны, мне также интересны те смыслы, которыми наделяется пространство центра города людьми, поскольку образ
центра города составляет одну из ключевых характеристик образа города в целом.
Сам по себе любой образ является результатом, как чувственного восприятия, так и рационального мышления, которое представляет собой логическую систему понятий. При этом в реальном познании эти две особенности восприятия неотделимы друг от друга, то есть их необходимо анализировать в комплексе. Я считаю, что отдельные черты образа города можно зафиксировать в фотографиях, которые как раз таки являются проявлением чувственно-рационального восприятия города, поскольку на них запечатлен личный опыт освоения человеком городской среды и определенные смыслы, которые автор закладывает в каждый снимок.
С помощью анализа фотографий города, мы можем воссоздать визуальную часть его образа, определить те внешне наблюдаемые объекты городского пространства, которые являются ценностно значимыми для горожан и которые делают образ города «вообразимым».
Перейдем к определению основных программных положений данной работы. Объектом дипломной работы является городское пространство. Предметом:
восприятие городского пространства жителями города.
Основная цель: определить особенности восприятия города жителями на основе анализа составляющих образа города.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
■ Выявить специфику социологического подхода к изучению образа города;
■ Определить возможности применения методики визуальной социологии к анализу образа города;
■ Выявить особенности образа центра города Казани, сформированного в представлении обывателя;
■ Выявить особенности образа центра города Казани, характерные для «сверхкритичной» позиции;
■ Сравнить «обывательский» и «сверхкритичный» образы центра города
Казани.
Основные гипотезы исследования:
- Для обывателя свойственно позитивное восприятие и отношение к пространству центра города;
- Представители общественных групп по защите исторических памятников воспринимают центр города как пространство, которое находится в критическом состоянии, их оценки носят резко негативную окраску;
- Трансляция «сверхкритичного» образа центра города приводит к трансформации «обывательского» образа, восприятие обывателя также становится критичным, среди жителей распространяется осознание важности сохранения исторического наследия городской среды.
Дипломная работа состоит из двух глав, введения и заключения. Первая глава посвящена анализу теории и методологии изучения образа города и состоит из двух параграфов. В первом параграфе рассматривается подход социологии города, во втором параграфе дается описание методологии визуальной социологии, обзор визуальных исследований городских образов. Вторая глава заключает в себе результаты исследования образов центра города Казань. Глава состоит из трех параграфов. Первые два параграфа посвящены анализу «обывательского» и «сверхкритичного» образов центра города Казани. Третий параграф содержит сравнительный анализ этих образов. В конце работы размещены приложения: гайд интервью, сравнительные таблицы, использованные материалы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В контексте данной работы под образом города понимается совокупность различных характеристик городской среды, отраженных в сознании людей, и наделенных определенным символическим и ценностным значением. Образ города не является строго однородным, он может включать в себя несколько альтернативных образов, которые отражают определенное представление о городе различными общественными группами и структурами. Эти образы влияют друг на друга и дополняют друг друга.
• Характерные свойства образа города это историчность, изменчивость, но при этом относительная устойчивость, комплексность, так как все составляющие образа города взаимосвязаны, а также плюрализм точек зрения в отношении определения образа города. Образ города имеет важное функциональное значение в осмыслении информации и в общем руководстве действием. Посредством определенного воспринятого образа города строятся различные виды коммуникации, образ среды играет важную роль в мировоззрении человека, определяет его личностные установки, а также гражданскую позицию. Адекватный образ города позволяет человеку лучше ориентироваться в городском пространстве.
Социологическая интерпретация образа города носит комплексный характер, образ города представляет собой широкое понятие, состоящее из множества взаимосвязанных элементов. Проанализировать все составляющие образа города в данной работе было довольно сложно. Я остановила свое внимание на особенностях восприятия центра города разными группами жителей, сфокусировавшись на анализе основных смыслов и образов, которыми наделяется это пространство людьми в их деятельности, в том числе в практиках фотографирования.
В контексте визуальной социологии фотографию можно рассматривать как средство презентации образа города и как способ сохранения образа города в его историческом контексте. Совокупность фотографий создают определенный конструкт образа города, запечатленные на них объекты, становятся своего рода особыми городскими символами, которые и составляют определенное представление, образ города.
Образ города представляет собой семантическую конструкцию, которая складывается из смысловых и визуальных составляющих. Посредством анализа фотографий города, мы можем воссоздать визуальную часть его образа, определить те внешне наблюдаемые объекты городского пространства, которые являются символически значимыми для горожан и которые, собственно, и делают образ города вообразимым.
Я считаю, что образ центра города выступает основанием для интерпретации образа города в целом. Поэтому центр города является тем символически значимым пространством для городского сообщества, которое определяет идентичность его жителей, интеграцию их в единое городское сообщество. Освоение центра города становится актуальным на определенном этапе социализации индивида, его культурного развития.
Центр города представляет собой специфическое социокультурное пространство, обладающее рядом особых характеристик. Наиболее характерные черты центра города это его уникальность и историчность. Именно в центре расположены основные культурные объекты, представляющие самобытность города, его историю. Сохранение этих объектов является приоритетной задачей, как городской администрации, так и самих жителей. Центр города воспринимается сквозь призму различных историй и легенд, передающихся из поколения в поколение. В этом пространстве располагаются различные обозначения, отсылающие нас в прошлое: мемориальные таблички, рассказывающие о жизни выдающихся людей прошлого, о значимых периодах в истории города.
В данной работе были проанализированы образы центра города, складывающиеся в восприятии молодых жителей города Казани. Под «обывательским» образом я понимаю совокупность представлений о городе, складывающихся у его жителей, не являющихся специалистами в сфере градостроения, городского управления или краеведения. Это образ, складывающийся у горожанина в результате личного опыта освоения городского пространства, а также под воздействием официальной политики формирования имиджа города и общественного мнения. Носителями «сверхкритичного» образа центра города в контексте данной работы выступают активная молодежная общественная группа «Красный щит», для которых характерны представления о пространстве городского центра, противоречащие официально декларируемому образу центра города.
Актуальность изучения случая молодежной группы «Красный щит» связана с усилением внимания общественности Казани к проблеме сохранности исторической среды. Активисты этого движения пытаются привлечь внимание молодежи к данной проблеме. Деятельность «Красного щита» имеет различную направленность: воспитательную, просветительскую, охранную. Они занимаются популяризацией идей сохранения объектов культурного наследия, разрабатывают концепции развития городской среды.
Обычная казанская молодежь и представители движения «Красный щит» по- разному воспринимают центр города. В определении «обывательского» образа центра города доминируют положительные характеристики. Центр города определяется как интересный, дружелюбный, красивый, яркий, неповторимый, притягательный, оживленный, впечатляющий. Для активистов «Красного щита» характерно более пессимистичное восприятие пространства центра города. Отмечалось, что центр города «пустой», «разрозненный», «пестрый», «труднопроходимый», «неоцененный».
Основные объекты, которые обыватели включают в образ центра города, отражают стандартное представление об основных городских достопримечательностях. Это, прежде всего, Кремль, примыкающие к нему центральные улицы и достопримечательности, находящиеся в этом пространстве.
Обыватели воспринимают центр города как пространство для туристов и в своих фотографиях запечатлевают различные достопримечательности: красивые старинные здания, церкви и мечети, памятники, скульптуры, фонтаны и пр. В данном контексте, восприятие горожанином центра города представляется довольно стереотипным.
Помимо стандартных образов центра города жители фотографируют старые, полуразрушенные здания, скопления мусора, убогие дворы. Внимание горожан приковывает контрастность пространства: с одной стороны, вычищенные, благоустроенные центральные улицы, красивые фасады зданий, с другой стороны, гораздо более унылый, заброшенный вид этих зданий со стороны дворов. Для жителя характерно восприятие города, как пространства, которое сочетает в себе природные и урбанизированные зоны, пространства, где соседствует старинное и современное.
Активисты «Красного щита» рассматривают пространство центра города с позиции его историчности и приписывают многим объектам несколько иные значения, чем жители. Так, помимо Кремля, центральных улиц, большое значение придается историческим слободам: Старо-татарской, Суконной, Адмиралтейской. С точки зрения «Красного щита» существующий образ центра города ограничивается пристальным вниманием и охраной исторического ансамбля Кремля и в восприятии людей центр это Кремль и прилегающие к нему центральные улицы. Группа Красный щит стремится расширить восприятие центра города, сделать так, чтобы другие исторические зоны центра стали такими же значимыми, как и Кремль. Кроме того для этой группы, в отличие от молодых казанцев, является значимым образ утраченной Казани.
Выдвинутые во Введении гипотезы подтвердились. Жители в целом воспринимают центр города положительно, для них это место, связанное с яркими впечатлениями, развлечениями и праздником. В то же время все более характерной для казанцев становится озабоченность проблемой сохранения исторического облика города. В повседневной жизни, посредством практик фотографирования они подмечают контрастность городского пространства, пустоту и разруху исторического центра. Сильные эмоции, приятные воспоминания, которые связываются с образом центра города, в то же время перекликаются с возмущением, недовольством, сожалением о состоянии многих некогда разрушенных и ныне погибающих архитектурных памятниках.
Сопоставление результатов эмпирического исследования дипломной работы и данных ВООПИиК позволило доказать, что повышенное внимание казанской молодежи к проблеме сохранения исторического наследия города связано с активностью общественных организаций и освещением их деятельности в СМИ. Таким образом, трансляция «сверхкритичного» образа центра города приводит к трансформации «обывательского» образа, восприятие обывателя также становится критичным, среди жителей распространяется осознание важности сохранения исторического наследия городской среды. Деятельность общественных организаций, среди которых активную роль играет движение «Красный щит» как рупор молодежи, позволяет достичь повышенного внимания к пространству центра города, как со стороны общества, так и со стороны городской администрации. Будем, надеяться, что совместные действия позволят сохранить историческую уникальность города, поддерживать комфортную среду для жизни горожан и передать наследие будущим поколениям.



1-. Барт, P. Camera lucida. Комментарии к фотографии - М.: Ad Marginem, 1997.-224 с.
2. Бойцова О. Структура фотографического сообщения (на примере любительской фотографии) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kogni.narod.ru/boitsova.htm(дата обращения: 3.09.11)
3. Вебер М. Город - Петроград: Наука и школа, 1923. - 136с.
4. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст. / Под ред. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, В.Л. Круткина. - Саратов: Научная книга, 2007. 528 с.
5. Визуальные аспекты культуры - 2006: Сб. науч. ст. / Под ред. В.Л. Круткина, Т.
А. Власовой. ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» Ижевск,
2006. - 326 с.
6. ВОО «ВООПИиК» Изучение мнения граждан исторических городов в
отношении историко-культурного наследия: степень
информированности, консолидированности и готовности к активным действиям в решении проблем сохранения и современного использования объектов культурного наследия - М.: 2011
7. Желнина, А. Малая Садовая улица в Санкт-Петербурге: опыт становления публичного пространства// Communitas/ Сообщество. 2006. №1. С. 53-71.
8. Захарова Н.Ю. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.jourssa.rU/2008/l/10 Zaharova.pdf(дата обращения: 2.09.11)
9. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь// Логос. №3-4, 2002.
I. 0.Карпов А. Е. «Различение: пространство в городе». [Электронный ресурс] Режим доступа:http://sociologica.hse.ru/data/2011/03/30/1211856531/1 2_4.pdf (дата обращения: 18.03.12)
II. Коган JI. Б. Быть горожанами - Москва: Мысль, 1990.—205 с.
12. Линч К. Образ города [Электронный ресурс] Режим доступа: http://glazychev.ru/books/translations/Linch/Linch l.htm (дата обращения: 5.02.12)
13. Маслова А. Н. Социологический анализ образа г. Нижнего Новгорода. Магистерская диссертация [Электронный ресурс] Режим доступа:
.http://www. skyscrapercity. com/archive/index.php/t-1190821.html (дата обращения: 13.03.12)
14. Парк, Р. Город как социальная лаборатория // “Социологическое обозрение” Том 2. № 3. 2002, пер. С.П. Баньковской.
15. Парк Р. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социологическое обозрение. Том 5. № 1. 2006.
16. Пирогов С.В. Социология города: Учебное пособие - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. - 208 с.
17. Российское городское пространство: попытка осмысления/
. Моск.обществ.науч.фонд .— М., 2000 .— 165 с.
18. Семина М.В.,. Ганжа А.О Визуальная социология и развитие социологического .
воображения. Социологическое образование [Электронный ресурс]
Режим доступа:
http://www.jourssa.rU/2008/2/12Semina Ganj.pdf(дата обращения: 3.09.11)
19. Штомпка П. Визуальная социология: Фотография как метод
исследования - М.: Логос-М. - 2007 250 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ