Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы интерактивного обучения в условиях компетентностного подхода в образовании 8
1.1. Компетентностный подход в образовании 8
1.1.1 Профессиональные педагогические компетенции 13
1.1.2 Компетенции учителей иностранного языка 17
1.2 Интерактивные технологии обучения 18
1.2.1 Формы и методы интерактивного обучения 18
1.2.2 Интерактивные методы обучения на уроках английского языка 35
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению педагогических компетенций, предполагающих организацию интерактивного обучения на уроках английского языка 42
2.1 Организация и содержание обследования 42
2.2 Анализ результатов эмпирического обследования 44
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предполагает создание таких условий в образовательном пространстве, которые гарантируют повышение качества овладения разнообразными компетенциями. Сегодня при реализации ФГОС нового поколения высшее педагогическое образование ориентировано на подготовку личности, обладающей развитыми компетенциями, что позволяет существенно облегчить адаптацию выпускников в профессиональной среде, повысить ее успешность за счет проявления индивидуальных творческих способностей.
Творческое отношение преподавателя к своей работе очевидно важно при реализации интерактивных технологий. Интерактивное обучение основано на взаимоотношениях и взаимодействии педагога и обучаемых как субъектов деятельности, является сотрудничеством и сотворчеством учителя и учеников. Поэтому оно становится приоритетной стратегией и тактикой образования, эффективной для формирования и развития компетенций будущего выпускника. Технология интерактивного обучения представляет собой совокупность форм, методов, техник, также средств обучения и контроля, применяемых в процессе образовательной деятельности и направленных на формирование способов усвоения знаний, развитие умений и навыков обучающихся, творческого, продуктивного мышления, поведения, общения личности, повышения ее творческой активности.
Проектирование, организация и проведение интерактивного занятия на основе субъектно-ориентированного деятельностного подхода требуют от педагога дополнительных профессиональных компетенций, по сравнению с традиционным обучением, высокой творческой активности и связаны с постоянным совершенствованием и обновлением образовательного процесса. Именно профессионально компетентный учитель, реализуя собственные профессиональные возможности, оказывает позитивное влияние на формирование творческих способностей обучающихся и добивается лучших результатов в процессе учебно-воспитательной работы (Вербицкий, 2004).
В настоящее время недостаточно разработан инструментарий для измерения уровня развития соответствующих компетенций педагога, которые в последующем будут востребованы при проектировании и проведении интерактивных учебных занятий, способствующих повышению образовательных результатов обучающихся. Существует противоречие между необходимостью диагностировать компетенцию в единстве ее компонент и диагностическими средствами, которые зачастую выявляют уровень знаний, умений, навыков или только личностные характеристики (Латыпова, Дорофеев, 2014).
Диагностика является составной частью педагогической деятельности. Она определяет тенденции индивидуально-личностного развития субъектов взаимодействия, что направлено на управление качеством
образовательного процесса (Борытко, 2008). Педагогическая диагностика, становясь все более востребованной в сфере образования, призвана учитывать инновационные тенденции его развития.
Проблема исследования: каковы педагогические компетенции, а именно способности и готовность к самообразованию учителей английского языка, которые способствуют организации и проведению интерактивных уроков.
Гипотеза исследования: овладение компетенциями по организации и проведению интерактивных уроков английского языка предполагает профессионально-педагогическое саморазвитие учителя, а именно повышение готовности к самообразовательной деятельности.
Предмет исследования: способности и готовность к самообразованию учителей английского языка, характеризующие их направленность на подготовку и проведение интерактивных уроков.
Цель исследования: охарактеризовать и оценить способности к самообразованию учителей английского языка и их значение для организации интерактивных уроков.
Достижение цели осуществляется посредством решения следующих задач:
1) изучить специальную литературу по проблеме исследования;
2) выявить особенности педагогических компетенций по организации интерактивного обучения на уроках английского языка;
3) апробировать диагностическую систему оценки эффективности проведения интерактивного занятия с использованием индикаторов субъект- субъектного взаимодействия
4) провести анонимный опрос, направленный на выявление способностей к самообразованию учителей английского языка; проанализировать полученные результаты.
Эмпирическая база исследования. Экспериментальная работа проводилась в г.Казань, на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и переподготовки работников образования (ПМУПК и НПРО) и Института психологии и образования.
Контингент респондентов представлен учителями иностранного языка разных возрастных категорий, общее количество 40 человек.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
1 этап (июнь-август 2014 г.) - изучение и анализ литературы по теме исследования, разработка программы эмпирического исследования;
2 этап (сентябрь 2014 г. - апрель 2015 г.) - проведение эмпирической части исследования;
3 этап (апрель- май 2015 г.) - анализ и обобщение полученных в ходе обследования данных, написание выпускной квалификационной работы.
Методологической базой исследования послужили следующие труды: теоретические положения компетентностного подхода (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, П.Г. Щедровицкий, В.В. Краевский, В.А. Болотов, М.А. Чошанов, Ю.Г. Татур, И.Д .Фрумин, А.Г. Каспржак, Л.Ф. Иванова), психолого-педагогические основы формирования компетенций (В.А. Сластенин, Н.М. Борытко, О.А. Соломенникова, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, А.И. Мищенко), теория педагогических систем (В.П, Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин и другие), теории и технологии интерактивного обучения (В.С. Дьяченко).
Научная новизна исследования:
- впервые проанализированы способности к самообразованию учителей английского языка в связи с организацией и проведением интерактивных уроков;
-обнаружена положительная взаимосвязь между развитием организационного компонента, направленного на формирование готовности учителя к саморазвитию, и уровнем организации проведения интерактивного занятия.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования); эмпирические (опросные); аналитический (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования: полученные данные расширяют представление о педагогических компетенциях, предполагающих наличие способностей и готовности к организации и проведению интерактивного обучения на уроках английского языка.
Практическая значимость исследования состоит в апробации диагностики эффективности интерактивного занятия с использованием индикаторов субъект-субъектного взаимодействия. Результаты исследования свидетельствуют, что организация и проведение интерактивных уроков английского языка в наибольшей степени определяется развитием организационного компонента готовности к самообразовательной деятельности, а именно умениями планировать работу, перестраивать систему деятельности, владением различными педагогическими приемами.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Первая глава рассматривает научно-теоретические аспекты изучения компетентностного подхода в образовании. Вторая глава содержит эмпирические данные обследования и их анализ. Список литературы содержит 55 источников. В приложении представлены бланки, опросные листы, критерии диагностических методик.
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
Проектирование, организация и проведение интерактивного занятия на основе субъектно-ориентированного деятельностного подхода требуют от педагога дополнительных профессиональных компетенций, по сравнению с традиционным обучением, высокой творческой активности и связаны с постоянным совершенствованием и обновлением образовательного процесса. Именно профессионально компетентный учитель, реализуя собственные профессиональные возможности, оказывает позитивное влияние на формирование творческих способностей обучающихся и добивается лучших результатов в процессе учебно-воспитательной работы (Вербицкий, 2004).
Профессионально-педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.
Мы предположили, что профессионально-педагогическое саморазвитие учителя, а именно повышение готовности к самообразовательной деятельности, будет способствовать овладению умениями и развитию способностей по организации и проведению интерактивных уроков. Поэтому в данном исследовании предстояло охарактеризовать и оценить способности к самообразованию учителей английского языка и их значение для организации интерактивных уроков.
Практическая составляющая исследования состояла из 2-х частей: 1 - обследование эффективности интерактивного занятия по предложенным индикаторам, показателям и критериям (Голованова и др., 2014), 2 -
диагностика уровня профессионально-педагогического саморазвития учителя («Карта самооценки готовности к самообразовательной деятельности», Фетискин др., 2002).
Установлена взаимозависимость, указывающая на то, что учителя, характеризующие свои занятия высокой интерактивностью, имеют большие (на 25-27%) значения (в баллах) индикаторов эффективности этих уроков. В дальнейшем это позволило выделить нам две группы респондентов (учителей английского языка с высоким и средним уровнем организации и проведения интерактивных уроков) для оценки способностей и готовности их к самообразовательной деятельности. Показано, что учителя этих двух групп имеют одинаковую степень выраженности способности к самоуправлению и коммуникативных способностей, а также мотивационного, когнитивного, нравственно-волевого компонентов готовности к самообразовательной деятельности, свидетельствующих о направленности на профессионально-педагогическое саморазвитие (ИПС). У учителей с высоким уровнем индикаторов, указывающих на проведение интерактивных уроков, наблюдается лишь тенденция повышения гибкости, оперативности мышления, креативности в педагогической деятельности, развития способности анализировать педагогическую деятельность и отказываться от устоявшихся идей, что характеризует гностический компонент ППС. Достоверные различия между учителями двух групп обнаружены по организационному компоненту ППС. Учителя с высоким уровнем организации и проведения интерактивных занятий имеют более высокую (на 10%) сумму баллов по этому компоненту (t = 2,21, Р<0,05).
Полученные в работе данные расширяют представление о педагогических компетенциях, предполагающих наличие способностей и готовности к организации и проведению интерактивного обучения на уроках английского языка. Значение проведенной работы состоит также в апробации диагностики эффективности интерактивного занятия (на основе самооценки) с использованием индикаторов субъект-субъектного взаимодействия. Результаты исследования свидетельствуют, что организация и проведение интерактивных уроков английского языка в наибольшей степени определяется развитием организационного компонента готовности к самообразовательной деятельности, а именно умениями планировать работу, перестраивать систему деятельности, владением различными педагогическими приемами.
1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2.
2. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. - М.: Просвещение, 1991,-159с.
3. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. - 2005. - №4. -С.19-27.
4. Асафова Е.В., Голованова И.И. Индикаторы эффективности интерактивного учебного занятия // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. Образовательный процесс в вузе в условиях внедрения образовательных и профессиональных стандартов. Сб.статей по материалам всероссийской научной конференции с международным участием, 25 марта 2015 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2015.С.128-134.
5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение, 2003г.
6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 2006г.
7. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: 2005г.
8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 2006г.
9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.:
Академия, 2002. - 320с.
10. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб.пособие для студ. высш. уч. завед. / под ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой. М., 2008. 288с.
11. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009.
12. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦПКПС, 2004. - 84с
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- М.:Педагогика, 1983. - т.4ю - 358с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - С.-Пб.: Союз, 2002.
15. Голованова И.И., Асафова Е.В., Телегина Н.В. Практики интерактивного обучения: метод.пособие. Казань: Казан. ун-т, 2014. - 288с.
16. Горлова Л.А. Нетрадиционный урок - урок творчества: из опыта работы школы-гимназии № 12 г. Талдыкоргана. Предлагаются схемы, выводы по итогам / Л.А. Горлова // Открытая школа (РК).- 2005. - № 3. - С. 18-19.
17. Гришина И.В. Профессиональная компетенция руководителя школы как объект исследования [Текст]: Монография - СПб.: СПбГУПМ,2002.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика,
1986.- 230с.
19. Дополнительное образование: Словарь-справочник /Д.Е. Яковлев. - М.: АРКТИ, 2002.
20. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000.
21. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: ВЛАДОС, 2002.
22. Закон РК "Об образовании" от 27 июля 2007 года № 319-III
23. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990.
24. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Знание, 1960г. 162с.
25. Зверев А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта Знание - сила - 1997г. №4
26. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. 2003, № 5.
27. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С.34-42.
28. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия развития, 2004..
29. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций для студентов [Текст] / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение,1984.-480 с.
30. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. - М., 2002.
31. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. - М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.
32. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под
ред. А.В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК»,2007.
33. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. - М., 2002.
34. Лапина О.А. Педагогика: общие основы теории обучения [Текст]: учеб.пособие. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ,2003.-160с.
35. Латыпова А.Ф., Дорофеев А.В. Теоретические аспекты многомерной диагностики в высшем профессиональном образовании // Фундаментальные исследования. 2014. №11-4. С.899-903.
36. Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
37. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. - 2004. - №3. - С. 95-100.
38. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. 2004, №5.
39. Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и принципы обучения. М., 1957.
40. Моляко В.А. Психологические проблемы творческой
одаренности.//Киев. Знамя. 1995.
41. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров - М.: Издательский центр "Академия", 2004
42. Психология: словарь [Текст]: А.В. Петровский. - М.: Просвещение,
1984. - 212с.
43. Подласый И.П. Педагогика [Текст] / учебник для высших пед. учеб.заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 2005. - 245с.
44. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/Пер. с анг. - М.::Когито-Центр, 2002.
45. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. - 2005г.
46. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М.,2001.
47. Сухомлинский В.А. О воспитании - М.: Просвещение, 1975г.
48. Ушинский К.Д. О наглядном обучении. - И Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика, - 1998г. №1 с12.
49. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-
психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490с.
50. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2. -С.58-64.
51. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты
// Интернет-журнал "Эйдос". 2002, 23 апреля.
http://eidos.ru/joumal/2002/0423.htm
52. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 2007г.-160с.
53. Шилов И.И. Литература для учителя // Казахстан 2003г. №9 стр.57-59
54. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость. // Мир образования - образование в мире. 2001, №
4.
55. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.:
Знание, 1974. -230с.