МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ИНФОРМАЦИЯ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ИНФОРМАЦИЯ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ 6
1.2. Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы 6
1.2 Анализ изложения темы «Информация. Системы счисления» в
различных школьных учебниках и учебных пособиях 9
1.3 Особенности преподавания темы «Информация. Системы счисления»
на профильном уровне 18
Выводы по Главе 1 39
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ПО ТЕМЕ «ИНФОРМАЦИЯ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» 40
2.1 Цель, задачи разрабатываемого ЦОР 40
2.2 Выбор средств реализации цифрового образовательного ресурса и его структура 43
Выводы по Главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ИНФОРМАЦИЯ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ 6
1.2. Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы 6
1.2 Анализ изложения темы «Информация. Системы счисления» в
различных школьных учебниках и учебных пособиях 9
1.3 Особенности преподавания темы «Информация. Системы счисления»
на профильном уровне 18
Выводы по Главе 1 39
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ПО ТЕМЕ «ИНФОРМАЦИЯ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» 40
2.1 Цель, задачи разрабатываемого ЦОР 40
2.2 Выбор средств реализации цифрового образовательного ресурса и его структура 43
Выводы по Главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность темы. Одним из важных направлений модернизации школьного образования является введение профильного обучения на старшей ступени школы. Введение профильного обучения требует разработки соответствующего учебно-методического материала. Это в полной мере касается профильного обучения информатике.
Одними из центральных терминов в курсе информатики, являются «информация» и «системы счисления». Это очевидно, хотя бы потому, что с термином «информация» связано название предмета, а понятие «системы счисления» ведет к пониманию принципов хранения информации в компьютере и является связующим звеном между двумя предметами: информатикой и математикой. Это одна из традиционных тем курса информатики или программирования. Являясь смежной с математикой, тема «Информация. Системы счисления» вносит вклад и в фундаментальное математическое школьное образование [18, с.146].
Тема «Информация. Системы счисления» не дается в полном объеме в базовом курсе информатики. Но для поступления в высшие учебные заведения знания предмета данной темы является необходимым. Поэтому обучение в профильном курсе информатики данной темы помогает выпускнику подготовиться к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.
Правильный подход к преподаванию темы «Информация. Системы счисления» позволит оказать существенное влияние на общее развитие и формирование мировоззрения учащихся, а также решить многие задачи в полном их объеме.
Решить эту проблему способна только методика, основанная на простом и понятном объяснении материала, решении задач разной сложности в профильном курсе информатики. Учитывая состояние теории и потребности практики в решении данной проблемы, а так же их возможности, которые имеются в педагогической науке, мы определили тему выпускной квалификационной работы «Методика преподавания раздела "Информация. Системы счисления" на профильном уровне».
Целью выпускной квалификационной работы является обоснование и разработка методики преподавания темы «Информация. Системы счисления» на профильном уровне.
Объектом исследования в работе выступает процесс обучения информатики в профильном курсе информатики.
Предметом исследования является методика обучения по теме «Информация. Системы счисления» на профильном уровне школьного курса информатики и ИКТ.
Для реализации поставленной цели определились следующие задачи:
1. Изучить научную, учебную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить и проанализировать учебные пособия по информатике с целью изучения, преподавания раздела "Информация. Системы счисления" на профильном уровне.
3. Описать теоретические аспекты методики преподавания раздела "Информация. Системы счисления".
4. Рассмотреть виды заданий раздела "Информация. Системы счисления".
5. Разработать Цифровой образовательный ресурс «Информатика. Система счисления» .
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• изучение и анализ научной, учебной литературы по проблеме исследования;
• изучение и анализ методики преподавания профильного курса информатики.
В соответствие с проблемой и целью была выдвинута следующая гипотеза исследования: методика преподавания темы направленная на разработку методов, позволяет учителю проводить обучение информатике на высоком уровне и достигать максимальной эффективности для достижения результата.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на Всероссийской студенческой научно-практической Интернет-конференции «Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики, экономики» 21-22 марта 2013 г. в ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск (заочное участие); межвузовской студенческой конференции 18 апреля 2013 г. в ЕИ К(П)ФУ, г. Елабуга.
Научная и практическая ценность работы. Разработанный цифровой образовательный ресурс можно порекомендовать учителям- предметникам для изучения раздела "Информация. Системы счисления".
Структура работы. Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. В первой главе раскрыты основные теоретические аспекты методики преподавания раздела «Информация. Системы счисления» на профильном уровне. Во второй главе показана методика преподавания раздела «Информация. Системы счисления» на профильном уровне, в том числе был разработан цифровой образовательный ресурс рекомендованный для преподавания раздела «Информация. Системы счисления» по учебнику Угриновича Н.Д. 10 класса профильного уровня, который включает в себя конспекты уроков и дидактические материалы используемые на уроках (презентации, контрольные и самостоятельные работы, опорные конспекты, тесты).
Одними из центральных терминов в курсе информатики, являются «информация» и «системы счисления». Это очевидно, хотя бы потому, что с термином «информация» связано название предмета, а понятие «системы счисления» ведет к пониманию принципов хранения информации в компьютере и является связующим звеном между двумя предметами: информатикой и математикой. Это одна из традиционных тем курса информатики или программирования. Являясь смежной с математикой, тема «Информация. Системы счисления» вносит вклад и в фундаментальное математическое школьное образование [18, с.146].
Тема «Информация. Системы счисления» не дается в полном объеме в базовом курсе информатики. Но для поступления в высшие учебные заведения знания предмета данной темы является необходимым. Поэтому обучение в профильном курсе информатики данной темы помогает выпускнику подготовиться к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.
Правильный подход к преподаванию темы «Информация. Системы счисления» позволит оказать существенное влияние на общее развитие и формирование мировоззрения учащихся, а также решить многие задачи в полном их объеме.
Решить эту проблему способна только методика, основанная на простом и понятном объяснении материала, решении задач разной сложности в профильном курсе информатики. Учитывая состояние теории и потребности практики в решении данной проблемы, а так же их возможности, которые имеются в педагогической науке, мы определили тему выпускной квалификационной работы «Методика преподавания раздела "Информация. Системы счисления" на профильном уровне».
Целью выпускной квалификационной работы является обоснование и разработка методики преподавания темы «Информация. Системы счисления» на профильном уровне.
Объектом исследования в работе выступает процесс обучения информатики в профильном курсе информатики.
Предметом исследования является методика обучения по теме «Информация. Системы счисления» на профильном уровне школьного курса информатики и ИКТ.
Для реализации поставленной цели определились следующие задачи:
1. Изучить научную, учебную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить и проанализировать учебные пособия по информатике с целью изучения, преподавания раздела "Информация. Системы счисления" на профильном уровне.
3. Описать теоретические аспекты методики преподавания раздела "Информация. Системы счисления".
4. Рассмотреть виды заданий раздела "Информация. Системы счисления".
5. Разработать Цифровой образовательный ресурс «Информатика. Система счисления» .
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• изучение и анализ научной, учебной литературы по проблеме исследования;
• изучение и анализ методики преподавания профильного курса информатики.
В соответствие с проблемой и целью была выдвинута следующая гипотеза исследования: методика преподавания темы направленная на разработку методов, позволяет учителю проводить обучение информатике на высоком уровне и достигать максимальной эффективности для достижения результата.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на Всероссийской студенческой научно-практической Интернет-конференции «Актуальные проблемы теории и методики информатики, математики, экономики» 21-22 марта 2013 г. в ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск (заочное участие); межвузовской студенческой конференции 18 апреля 2013 г. в ЕИ К(П)ФУ, г. Елабуга.
Научная и практическая ценность работы. Разработанный цифровой образовательный ресурс можно порекомендовать учителям- предметникам для изучения раздела "Информация. Системы счисления".
Структура работы. Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. В первой главе раскрыты основные теоретические аспекты методики преподавания раздела «Информация. Системы счисления» на профильном уровне. Во второй главе показана методика преподавания раздела «Информация. Системы счисления» на профильном уровне, в том числе был разработан цифровой образовательный ресурс рекомендованный для преподавания раздела «Информация. Системы счисления» по учебнику Угриновича Н.Д. 10 класса профильного уровня, который включает в себя конспекты уроков и дидактические материалы используемые на уроках (презентации, контрольные и самостоятельные работы, опорные конспекты, тесты).
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы был разработан цифровой образовательный ресурс на тему «Информация. Системы счисления», который включает нормативный, теоретический, практический, диагностический блоки.
Была достигнута цель: обоснование и разработка методики преподавания темы «Информация. Системы счисления» на профильном уровне и реализованы следующие задачи:
1. Изучить научную, учебную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить и проанализировать учебные пособия по информатике с целью изучения, преподавания раздела "Информация. Системы счисления" на профильном уровне.
3. Описать теоретические аспекты методики преподавания раздела "Информация. Системы счисления".
4. Рассмотреть виды заданий раздела "Информация. Системы счисления".
5. Разработать цифровой образовательный ресурс «Информатика. Системы счисления».
Разработанный нами цифровой образовательный ресурс, можно порекомендовать учителям-предметникам в качестве методического обеспечения темы "Информация. Системы счисления". Отличительной чертой цифрового образовательного ресурса является наличие конспектов уроков, опорных конспектов на каждую тему, презентаций, практических заданий, контрольных и самостоятельных работ и тестов для проверки полученных знаний.
Созданный нами цифровой образовательный ресурс позволит сформировать единую информационную систему всех учебно-методических материалов по теме «Информация. Системы счисления».
Правильный подход и методика, использование современных информационных технологий могут облегчить учителю преподавание даже такой сложной и объемной темы, как «Информация. Системы счисления», а учащимся быстро и легко усвоить материал.
Была достигнута цель: обоснование и разработка методики преподавания темы «Информация. Системы счисления» на профильном уровне и реализованы следующие задачи:
1. Изучить научную, учебную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить и проанализировать учебные пособия по информатике с целью изучения, преподавания раздела "Информация. Системы счисления" на профильном уровне.
3. Описать теоретические аспекты методики преподавания раздела "Информация. Системы счисления".
4. Рассмотреть виды заданий раздела "Информация. Системы счисления".
5. Разработать цифровой образовательный ресурс «Информатика. Системы счисления».
Разработанный нами цифровой образовательный ресурс, можно порекомендовать учителям-предметникам в качестве методического обеспечения темы "Информация. Системы счисления". Отличительной чертой цифрового образовательного ресурса является наличие конспектов уроков, опорных конспектов на каждую тему, презентаций, практических заданий, контрольных и самостоятельных работ и тестов для проверки полученных знаний.
Созданный нами цифровой образовательный ресурс позволит сформировать единую информационную систему всех учебно-методических материалов по теме «Информация. Системы счисления».
Правильный подход и методика, использование современных информационных технологий могут облегчить учителю преподавание даже такой сложной и объемной темы, как «Информация. Системы счисления», а учащимся быстро и легко усвоить материал.
Подобные работы
- Системы счисления в школьном курсе информатики (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЦЕПНЫЕ ДРОБИ» В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Развитие алгоритмического мышления учащихся 6 классов при обучении математике посредством коллективных форм работы (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Проектирование мегауроков для образовательного кластера северных и арктических школ по теме «Кодирование числовой информации»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Проектирование мегауроков для образовательного кластера северных и арктических школ по теме «Кодирование числовой информации»
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016



