Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социокультурный анализ студенческой семьи в современном российском обществе (на примере КФУ)

Работа №87287

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы57
Год сдачи2013
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Институт семьи и брака в российском обществе: тенденции развития
современных семейно-брачных отношений 8
Глава 2. Сущность и особенности современной студенческой семьи: ценности
современной молодежи в семейно-брачных отношениях (обобщение
исследовательского опыта) 20
Глава 3. Исследование особенностей функционирования современной
студенческой семьи 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования объясняется тем, что семья принадлежит к числу таких явлений, интерес к которым всегда носит устойчивый характер. Она является одной из приоритетных ценностей современного общества, поскольку положение семьи, тенденции, характер, ее состояние является своего рода социальным индикатором, показывающим общее положение дел в стране, раскрывающим перспективы развития данного общества.
Студенческие годы - это не только время для получения высшего профессионального образования, но и благоприятная пора для создания семьи по ряду причин. Это широкие возможности выбора брачного партнера, общность многих жизненных целей, интересов, схожесть ценностных ориентаций, оптимальный возраст для рождения детей - все эти факторы способствуют образованию потенциально устойчивых и перспективных семей. Студенческая семья - это семья, в которой оба супруга - студенты дневного отделения вуза.
Противоречия современного общества отражаются на социальном состоянии и студенческой семьи, ее функциях, она переживает разнообразные социально-экономические потрясения, среди которых низкая материальная обеспеченность,
Введение
безработица, межэтнические и политические конфликты, снижение духовных ценностей, либерализация половой морали. Кроме того, по мнению исследователей в 2010-2015 годах Россию ожидает перемена поколений, и чтобы обеспечить экономический и социальный прогресс, нужно опереться на общество. Поэтому актуальными становятся проблемы семейной политики, теоретические основы необходимости и возможности устранения неравномерного положения семьи среди социальных институтов, игнорирование интересов семьи в сфере производства и потребления, недостаточность интереса общества и
государства к современной студенческой семье и проблемам ее функционирования.
Сущность исследуемой проблемы заключается в том, что сегодня наблюдается снижение исследовательского интереса к особенностям создания, функционирования современной студенческой семьи. Разрабатывая тему исследования мы проанализировали литературу, посвященную изучению феномена студенческой семьи и отметили, что исследования в основном относятся к первой половине первого десятилетия XXI в. Тема, на первый взгляд, кажется досконально изученной, однако с 2008 г. наша страна переживает значительные изменения в социальном и экономическом отношении. В связи с этим на наш взгляд необходимо постоянный социологический анализ процессов связанных с функционированием студенческой семьи.
Степень разработанности темы исследования:
Проблема семьи и семейных отношений всегда была в центре внимания отечественной и зарубежной философской, социологической, педагогической, социально-психологической наук. Теоретико-методологическая основа данной проблемы была заложена в трудах известных классиков социологии и социальной психологии, среди которых, в первую очередь, следует назвать Г. Алмонда, Р. Арона, М. Вебера, М. Дюверже, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, П. Сорокина и др. Интерес представляют работы И.В. Бестужева-Лады, С.И. Голода, В.Т. Лисовского, М.М. Малышевой, В.И. Переведенцева в которых исследовались особенности молодой семьи и непосредственно студенческой семьи.
Обзор научной литературы: Изученную научную литературу можно распределить по блокам.
Сначала мы изучили феномен студенческой семьи как институт современного общества. Исследованиям студенческих семей, направленным на изучение особенностей осознания студентами ценностей семейной жизни, содержания представлений о семейной жизни, вопросов профессиональной самореализации молодых супругов, проблем и сложностей в студенческой семье и
путей их решения, посвящены труды В.А. Балцевич, С.Н. Буровой, Ю.Р. Вишневского, А.К. Водневой.
Второе направление теоретического анализа проблемы - изучение современных тенденций в институте семьи. Так, современные тенденции развития семьи представлены в исследовании Б. М. Бим-Бад и С.Н. Гаврова «Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ», а также в статье Т.М. Виноградской «Тенденции в развитии брачно-семейных отношений», в исследовании О. Г. Ксенда «Характеристика основных тенденций развития семьи в современном обществе».
Третье направление заключается в обобщении исследовательского опыта по проблеме. Мы изучили результаты эмпирических исследований Г.Ю.Лизуновой и Ю.В. Шевченко, рассмотренных в статье «Представления современных молодых людей о семье и браке», А.П. Лопатовой и И.Н. Туренковой опубликованных в статье «Брак и семья глазами студенческой молодежи: социологический мониторинг», интересны также результаты исследования Е.В. Кривцова и Т.Н. Мартыновой представленных в работе «Семья глазами студенческой молодежи».
Объект исследования - студенческие супружеские пары.
Предмет исследования - особенности функционирования студенческой семьи в современной России.
Цель исследования: Социокультурный анализ особенностей студенческой семьи в современном российском обществе.
Задачами исследования было поставлено:
рассмотреть особенности института семьи и брака в современном российском обществе;
проанализировать понятие «современная студенческая семья»; выявить внутренние тенденции развития студенческой семьи;
обобщить исследовательский опыт изучения особенностей ценностных взглядов студенческой семьи в России.
исследовать и проанализировать брачно-семейные ориентации и репродуктивные установки студенческой молодежи;
Гипотеза исследования заключается в том, что социокультурные особенности современной российской студенческой семьи обусловлены схожестью социального положения молодых людей, ценностно-целевыми установками супругов и проявляются в определяющей роли духовной составляющей мотивов вступления в брак, таких как любовь, идеализация партнера и другие. При этом постоянно у каждого члена семьи сохраняется конфликт как объекта обучения и супруга как субъекта семейной жизни.
Базой исследования стал Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Исследовательскую выборку составили 60 студентов дневного отделения, обучающихся на различных факультетах университета.
Методы исследования:
В исследовании использованы структурно-функциональный и конкретно-исторический методы, конструктивистский подход, другие методы анализа, дающие возможность определить роль и место студенческой семьи в российском обществе с учетом историко-культурных реалий семейных отношений российского социума. Методологическую составляющую работы образуют анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы.
Основным методом сбора данных является анкетный опрос. Кроме того, были использованы тест супружеской совместимости «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волковой и тест удовлетворенности браком Ю.Е. Алешиной.
Эмпирическую основу исследования составляют результаты социологических исследований, опубликованные в научной периодике и монографиях за 2008-2013 гг.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех разделов и заключения.
Во введении обозначена актуальность темы исследования, поставлены цель и задачи, гипотеза, проведен анализ разработанности темы и дан обзор использованной в работе литературы.
В первом разделе рассматриваются особенности института семьи и брака в современном российском обществе, проанализированы тенденции изменения форм брака. Второй раздел посвящен изучению феномена студенческой семьи. Здесь рассмотрено понятие «студенческая семья» и ее особенности. Кроме того, проанализирован исследовательский опыт по изучению ценностей современной молодежи в семейно-брачных отношениях.
Третий раздел посвящен социологическому исследованию особенностей функционирования студенческой семьи в современных социально-экономических условиях. В разделе приведены условия проведения исследования, обоснованы выбранные методики, представлены результаты исследования и их обсуждение.
В заключении подведены итоги всего исследования.
Также к работе прилагаются список использованной литературы и бланки, использовавшихся в исследовании методик.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Аргентова Л.В., Лидовская Н.Н. Сравнительное исследование проблем во взаимоотношениях супругов с зарегистрированными и незарегистрированными брачными отношениями // Сибирский психологический журнал. 2007. №. 25. С. 132¬136.
2. Багаутдинов А.М., Сафина Л.З. Современная студенческая семья как объекст социологического исследования // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №4.
3. Бауман 3. Текучая современность / Пер. с англ. С. Комарова под ред. Ю. Асочакова. 2008СП6.: Питер.
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем.
B. Седельника и Н. Федоровой. 2000. М.: Прогресс-традиция.
5. Виноградская Т.М. Тенденции в развитии брачно-семейных отношений
// Семья и здоровье: материалы III Междунар. конгресса «Российская семья», Москва, 13-14 аир. 2006г. М.: Изд-во РГСУ, 2006. С.47- 50.
6. Вовк Е. А. Незарегистрированные отношения: разновидности брака или альтернатива ему? // Человек, сообщество, управление. 2005. №2.
C. 67-90.
7. Вовк Е. А. Практика сожительства в России: распространенность, смыслы, интерпретации // Социальная реальность. 2006 № 4. С. 46-60.
8. Гидденс Э. Социология. 1999. М.: Едиториал УРСС.
9. Голод С. И. Современная семья: Плюрализм моделей // СоцИс. 1996. № 3, 4. С. 65-69.
10. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб., 1996.
11. Гольцова Н. В. Семья и гражданский брак: «за» и «против» // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции, г. Ярославль, 19-21 мая 2011 г. В 3 ч . Ч. II Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2011. С. 214-217.
12. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье// СОЦИС. 2001. №11.
13. Денисенко М.Б. Сексуальное поведение российской молодежи // СОЦИС. 2001. №2.
14. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Минск,1981. 319 с.
15. Егорова Н. Ю. Институциализация отношений сожительства. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Н. Новгород, 2004.
16. Зацепин В.И. Молодая семья. Киев, 1991.
17. Карабанова О. А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
18. Клецин А.А. Распределение домашних обязанностей между супругами: факты, проблемы, интерпретации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Том VI. № 2.
19. Ковалева А.В. «Гражданский брак» в современном российском обществе //
Современная наука. 2010. № 2(2). С. 118-122.
20. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. 178 с.
21. Ксенда О. Г. Характеристика основных тенденций развития семьи в современном обществе // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции, г. Ярославль, 19-21 мая 2011 г. В 3 ч . Ч. II Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2011. С. 221-224.
22. Лагойда Н.Г. Современная студенческая семья: особенности и проблемы функционирования // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. №5.
23. Липай Т. П. Социализация в процессе стигматизации в обществе //Гуманитарно-экономический вести. 2006. № 1.
24. Липай Т.П. Генденые аспекты семейных
ценностей белорусской молодежи // Гендерная политика: стратегии и технологии. Минск. 2009.
25. Лопатова А.П., Туренкова И.Н. Брак и семья глазами
студенческой молодежи: социологический мониторинг // Материалы
Всероссийской научнопрактической конференции, г. Ярославль, 19-21 мая 2011 г. В 3 ч . Ч. II Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2011. С. 232-235.
26. Марковский М.С. Ценность семьи в сознании различных слоев населения // Семья в представлениях современного человека. М.: Ис РАН, 1990.
27. Пезишкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт.М.: Смысл, 1993. 332 с.
28. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
29. Русанова А.А. Семья как ценность и институт социального самоопределения студенческой молодежи // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №4(12), 2012
30. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: ООО «ВИТРЭМ»,2001.
31. Смакотина Н. JI. Российская молодежь в условиях кризиса // Тезисы докладов I Всероссийской научно-практической конференции «Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития». Чита, 2009. 145 с.
32. Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс, 1977.
33. Спирина В.А., Калясина Н.А. РПЦ о феномене гражданского брака // Международный журнал экспериментального образования. 2011. №8.С. 168.
34. Фатенкова Т. А. Социологический анализ концептуальных составляющих модели семейной идентификации // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».Н. Новгород. 2009. №3 (78) С.14-25.
35. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М.: Статистика, 1978.
36. Хохлов А.Ф. Нижегородское студенчество на рубеже веков (по материалам социологического исследования). Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2001.
37. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia, 2008. 415 с.
38. Шингаркина Д.А. Изучение представлений современной студенческой молодежи о браке// Вектор науки ТГУ. № 2 (20), 2012.
39. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель- Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512с.
40. Щадилова К. Современная семья // Узы брака, узы свободы М.: Мол. гвардия, 1990. - 222 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ