Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственно-частное партнерство - перспективный инструмент реализации проектов в социальной сфере в РФ (на примере Томской области)

Работа №8724

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы137стр.
Год сдачи2017
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1072
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 14
1 Государственно-частное партнерство - механизм взаимодействия государства
и частного сектора 17
1.1 Сущность понятия государственно-частное партнерство 17
1.2 Анализ теоретических аспектов ГЧП: формы, модели, методы 24
1.3 Механизм распределения правомочий собственности между государством и
частным бизнесом в рамках ГЧП 30
2 Современные тенденции на рынке проектов ГЧП 40
2.1 Направления реализации проектов ГЧП: мировой опыт 40
2.2 Стратегия внедрения и управление проектами ГЧП в РФ 48
2.3 Рынок проектов государственно-частного партнерства в Российской
Федерации 57
3 Концепция реализации проектов ГЧП в социальной сфере 66
3.1 Актуальность применения механизмов ГЧП в социальной сфере 66
3.2 Практики реализации проектов государственно-частного партнерства в
социальной сфере в РФ 73
3.3 Анализ и перспективы развития государственно-частного партнерства в
Томской области 79
4 Социальная ответственность 91
Заключение 98
Список публикаций студента 101
Список использованных источников 103
Приложение А Организационно-правовые формы ГЧП 113
Приложение Б Типовая матрица рисков по проекту ГЧП 114
Приложение В Отличие ГЧП от других форм взаимодействия государства и
бизнеса 116
Приложение Г Основные преимущества и недостатки использования механизма ГЧП в социальной сфере 117
Введение 14
1 Г осударственно-частное партнерство - механизм взаимодействия государства
и частного сектора 17
1.1 Сущность понятия государственно-частное партнерство 17
1.2 Анализ теоретических аспектов ГЧП: формы, модели, методы 24
1.3 Механизм распределения правомочий собственности между государством и
частным бизнесом в рамках ГЧП 30
2 Современные тенденции на рынке проектов ГЧП 40
2.1 Направления реализации проектов ГЧП: мировой опыт 40
2.2 Стратегия внедрения и управление проектами ГЧП в РФ 48
2.3 Рынок проектов государственно-частного партнерства в Российской
Федерации 57
3 Концепция реализации проектов ГЧП в социальной сфере 66
3.1 Актуальность применения механизмов ГЧП в социальной сфере 66
3.2 Практики реализации проектов государственно-частного партнерства в
социальной сфере в РФ 73
3.3 Анализ и перспективы развития государственно-частного партнерства в
Томской области 79
4 Социальная ответственность 91
Заключение 98
Список публикаций студента 101
Список использованных источников 103
Приложение А Организационно-правовые формы ГЧП 113
Приложение Б Типовая матрица рисков по проекту ГЧП 114
Приложение В Отличие ГЧП от других форм взаимодействия государства и
бизнеса 116
Приложение Г Основные преимущества и недостатки использования механизма ГЧП в социальной сфере 117
Приложение Д Опросный лист для выставления экспертных оценок 119
Приложение Е Пояснения к анализу целесообразности реализации проекта ГЧП
«Детские сады Томской области» 120
Приложение Ж Public-private partnership as a mechanism for interaction between the
State and the Business 122


РЕФЕРАТ
Выпускная квалификационная работа 137с., 20 рис., 24 табл., 71 источник, 7 прил.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, социальная сфера, регионы РФ, качество жизни, образование, здравоохранение, целесообразность.
Объектом исследования является институт государственно-частного партнерства.
Цель работы - анализ целесообразности реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере с разработкой рекомендаций для использования механизмов ГЧП в перспективе.
В процессе исследования была проанализирована этимология понятия государственночастное партнерство, проведен анализ реализации проектов ГЧП в мире, в России, а также в Томской области. Были выдвинуты аргументы в пользу реализации проектов ГЧП в социальной сфере.
В результате исследования был проведен анализ целесообразности реализации проекта государственно-частного партнерства «Детские сады Томской области», посредством которого было выдвинуто утверждение о перспективности реализации проектов ГЧП в социальной сфере в РФ, и Томской области, а также были выявлены ограничения, тормозящие развитие данного инфраструктурного инструмента.
Основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики:
Магистерская диссертация состоит из трех глав. В первой главе проанализированы теоретические аспекты государственно-частного партнерства: формы, модели, методы, а также платежные механизмы и схемы распределения рисков. Во второй главе проведен статистический анализ направлений реализации проектов ГЧП как в мире, так и в РФ. В третьей главе изучено понятие социальной сферы, а также ее связь с социальной политикой, проведен анализ целесообразности реализации проектов ГЧП в Томской области, а также даны рекомендации для успешного функционирования данного механизма.
Степень внедрения: Основные результаты исследования докладывались на таких конференциях, как «Экономические науки и прикладные исследования: фундаментальные проблемы модернизации экономики России» (18-22 ноября 2014 г.), XII Международная научно-практическая конференция «Экономические науки и прикладные исследования» (17-21 ноября 2015 г.), Международная научная конференция «Поколение будущего: Взгляд молодых ученых» (10-11 ноября 2016 года). Основные положения и выводы настоящей работы были приняты к рассмотрению в Департаменте экономики Администрации Томской области.
Область применения: результаты исследования могут быть использованы специалистами в сфере государственно-частного партнерства, государственными структурами в процессе разработки и внедрения проектов ГЧП, а также при формировании государственной политики сфере реализации проектов ГЧП на региональном уровне.
Экономическая эффективность/значимость работы заключается в выявлении основополагающих проблем, возникающих при реализации проектов ГЧП, а также разработке рекомендаций по преодолению выявленных проблем функционирования проектов ГЧП в социальной сфере с целью повышения качества жизни населения Российской Федерации.
В будущем планируется дальнейшее изучение проблемы реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере, а также совершенствование методики по оценке эффективности проектов ГЧП в социальной сфере.

На сегодняшний день как в зарубежной, так и в отечественной хозяйственной практике понятие государственно-частное партнерство (ГЧП) завоевывает все большую распространенность и огласку. Данный инструмент выступает в качестве одной из форм эффективного взаимодействия публичного партнера и частных инвесторов с целью решения различных инфраструктурных и социальных проблем. ГЧП представляет собой процесс формирования и привлечения в экономику как экономических, финансовых, так и
интеллектуальных ресурсов. Такое явление как ГЧП рассматривается в качестве фактора, имеющего большой потенциал развития на территории РФ и
способного благоприятно повлиять на становление современной, инновационной, а самое важное социально-ориентированной экономики.
Сегодня перед государством стоит множество злободневных
инфраструктурных задач, остро стоящих вопросов, требующих скорейшего
разрешения. Данная ситуация характерна и в социальной сфере, управляя
которой государство выстраивает социальную политику. Эта сфера, являясь
преимущественно объектом прямого государственного управления и
финансирования, испытывает значительные потребности в ресурсах, внедрении
современных методов управления, передовых технологий оказания услуг и
обслуживания. Бюджетные средства не позволяют полностью и в короткий
период решить эти задачи, поэтому становится необходимым прямое
привлечение компетенций и инвестиций частного сектора. Центральное место
среди отраслей социальной сферы занимают образование и здравоохранение. В
целом, актуальность государственно-частного партнерства в социальной сфере
обусловлена тем, что за относительно небольшой период времени возможно
устранить пробелы в социальной инфраструктуре, посредством объединения
усилий, средств, рисков двух субъектов - государства и бизнеса. Реализация
проектов ГЧП по региональным нормативно-правовым актам дала свои
положительные результаты - субъекты РФ стали заимствовать и транслировать
14
опыт друг у друга. Тем не менее, для унификации системы реализации проектов ГЧП требовалось введение законодательства на федеральном уровне. Все это способствовало выходу в 2015 году Федерального закона №224-ФЗ, который, с одной стороны, привел систему ГЧП к единообразию, а с другой стороны, ввел новые ограничения на реализацию проектов. Соответственно, для успешной дальнейшей реализации проектов ГЧП необходимо разработать комплекс рекомендаций по их устранению.
Актуальность данной работы связана с детальным исследованием такого инфраструктурного инструмента, как государственно-частное партнерство, посредством которого возможна реализация проектов, в частности в социальной сфере с целью развития социальной инфраструктуры, а в перспективе и воздействия на качество жизни населения РФ.
Таким образом, поднимается вопрос, можно ли считать государственночастное партнерство перспективным инструментом реализации проектов в социальной сфере в России?
Целью работы является анализ целесообразности реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере, а также выработка рекомендаций, способствующих осуществлению данной деятельности.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучена этимология понятия ГЧП, рассмотрены основные модели, механизмы и формы его функционирования.
2. Рассмотрен мировой опыт применения механизмов государственно - частного партнерства в различных отраслях экономик западных стран.
3. Определены ключевые особенности функционирования механизмов ГЧП и алгоритм управления проектами ГЧП.
4. Выведены основополагающие преимущества и недостатки как для государственной стороны, так и для частного партнера при реализации проектов ГЧП в социальной сфере.
5. Проведен анализ целесообразности реализации проектов ГЧП в социальной сфере (на примере проекта «Детские сады Томской области»).
6. Предложены рекомендации для дальнейшей реализации проектов ГЧП в РФ и Томской области.
Объектом исследования является такой институт как государственночастное партнерство, а предметом являются отношения между государственными структурами и частным сектором по поводу реализации проектов ГЧП в социальной сфере в РФ.
Во время написания выпускной квалификационной работы большое внимание было уделено трудам таких исследователей, как Айрапетян М.С., Дерябина М.С., Варнавский В. Г., Резниченко Н.В., Левин И. Практическая база работы опирается на материалы Центра развития государственно-частного партнерства, отчеты о деятельности исполнительных органов власти, Федеральной службы государственной статистики, а также другие отечественные и зарубежные статистические данные. Приведены определения термина ГЧП, используемые такими международными организациями, как Всемирный банк и Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана. Современные направления реализации проектов ГЧП в западных странах были изучены на основе статистического материала Европейского инвестиционного банка.
При написании ВКР были использованы разнообразные методы, такие как анализ, синтез, сравнения, аналогия, системный подход, а также метод экспертных оценок.
Научная новизна исследования состоит в попытке оценить целесообразность реализации проектов ГЧП в социальной сфере, а также разработке комплекса рекомендаций, способствующих успешной реализации проектов ГЧП в РФ.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день в Российской Федерации на различных стадиях реализуется большое количество проектов в форме государственно-частного партнерства, в том числе и в отраслях социальной сферы. Особое влияние уделено социальной сфере в связи с тем, что она непосредственным образом влияет и определяет образ жизни, качество (субъективная составляющая) и уровень (материальная составляющая) жизни населения РФ. В Конституции Российская Федерация провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [33]. Поэтому возникающие проблемы в социальной сфере общества, связанные в том числе и с объектами социальной инфраструктуры, должны быть решены в первую очередь. А такой механизм, как ГЧП/МЧП, в связи с ограниченным бюджетом и целевым финансированием государства, а также необходимостью в короткие сроки решить остро стоящую социальную проблему, является перспективным инструментом реализации проектов в социальной сфере.
В ходе проведенного исследования, детально проанализировав такой инфраструктурный инструмент, как государственно-частное партнерство, а также актуальность его применения в рамках реализации проектов в социальной сфере, можно сделать следующие выводы.
В первой главе была проанализирована этимология понятия государственно-частное партнерство. Было заключено, что в Российскую Федерацию данный термин внедрился за счет перевода понятия «Public-Private Partnership», и что само понятие партнерства в значении равенства сторон наблюдается лишь в странах с «истинным» экономическим либерализмом. Были рассмотрены теоретические аспекты понятия государственно-частного партнерства: модели, механизмы, платежные механизмы и формы
взаимодействия государства и частного сектора.
Во второй главе были проанализированы статистические данные реализации проектов ГЧП в России и в мире. Следует отметить тенденцию роста количества проектов в социальной сфере как в России, так и за рубежом при одновременном снижении количества проектов ГЧП в «родоначальной» отрасли - транспортной инфраструктуре. Наибольшее влияние уделено анализу современной ситуации на рынке ГЧП в РФ, а также, в особенности реализации проектов ГЧП в социальной сфере. В ходе написания диссертации было установлено, что наиболее распространенной формой ГЧП в социальной сфере, в частности таких отраслях как здравоохранение и образование, на сегодняшний день является концессия. Тем не менее, одной из перспективных форм является соглашение о ГЧП/МЧП.
В третьей главе были приведены аргументы в пользу актуальности реализации проектов ГЧП в социальной сфере, одними из которых являются снижение реальных совокупных государственных расходов на объекты социальной инфраструктуры, увеличение нагрузки на региональный и муниципальный бюджет, посредством реализации социальной политики, а также увеличивающая продолжительность жизни населения - все это свидетельствует о необходимости привлечения частных инвесторов в социальную сферу. Так как данный вид взаимодействия подразумевает взаимовыгодное сотрудничество двух субъектов - государства и бизнеса, автором были выведены основополагающие преимущества и недостатки, как для государства, так и для частного сектора, реализации проектов в рамках ГЧП в социальной сфере. Согласно этим данным сотрудничество посредством ГЧП в социальной сфере является наиболее оптимальным и выгодным для взаимодействующих сторон.
Отдельной составляющей является попытка проведения анализа целесообразности реализации проектов ГЧП в социальной сфере в Томской области на основе рейтинговой (балльной) оценки. Главным объектом исследования был выбран проект ГЧП «Детские сады Томской области», в связи с тем, что он находится на стадии реализации. На основе экспертного мнения были отобраны критерии целесообразности, а в ходе субъективного анализа важности данных критериев им были присвоены веса. Коэффициент целесообразности был найден посредством частного от присвоенных баллов проекту ГЧП и максимально возможным результатом. В ходе проведенного анализа, было отмечено, что полученный коэффициент целесообразности реализации проекта ГЧП «Детские сады Томской области» равен 88%, что, в свою очередь, свидетельствует о целесообразности реализации данного проекта ГЧП и в целом о перспективности реализации проектов ГЧП в социальной сфере.
В заключение следует отметить, в ходе проведенного исследования было установлено, что механизм государственно-частного партнерства является перспективной формой взаимодействия публичного сектора и частных инвесторов в социальной сфере. На сегодняшний день в условиях недоинвестирования данный механизм может стать ключевым инструментом развития социальной инфраструктуры как в масштабах страны, так и отдельных регионов, в том числе муниципалитетов. Но важным фактом является приведение в соответствие с Федеральным законом региональных нормативно - правовых актов, а также непременным условием является редакция Федерального закона в соответствии с предложенным комплексом рекомендаций, с целью дальнейшей успешной реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере.


1. Варнавский В.Г. Управление государственно-частными партнерствами за рубежом // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С.134-147.
2. Дабагян Е.К. Развитие государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2015. Том 16. № 4. C.611-622.
3. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственночастное партнерство: теория и практика: учеб. пособие. М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 287 с.
4. Резниченко Н. В. Модели государственно-частного партнерства // Вестник С.-Петерб. ун-та. сер. Менеджмент. 2010. № 4. С. 58-83.
5. Термин государственно-частное партнерство [Электронный ресурс]
// Министерство экономического развития РФ. 2014. URL:
http: //www.economy. gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/pri vgovpartnerdev/index (дата обращения: 01.02.2017).
6. Государственно-частное партнерство в России [Электронный
ресурс] // Информационно-аналитический портал. 2014. URL:
http://www.pppinrussia.ru/main/ppp_in_russia/faq (дата обращения: 01.02.2017).
7. Государственно-частное партнерство как экономическая концепция [Электронный ресурс] // Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». 2010. URL:http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/ppp/actions/20091201/c0912_kaba shkin1.pdf (дата обращения: 05.02.2017).
8. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 №391-ФЗ, от 03.07.2016
№360-ФЗ, 03.07.2016 №361-ФЗ) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». 2017. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения:
01.03.2017) .
9. The concept of public-private partnership [Electronic resource] // The
World Bank 2016. URL:
http://www.worldbank.org/en/topic/publicprivatepartnerships (access date:
05.02.2017) .
10. The term of PPPs [Electronic resource] // Economic and social Commission of the United Nations for Asia and the Pacific. 2013. URL: http: //www. cbs. dk/files/cbs. dk/public-
private_partnerships_an_international_analysis_from_a_legal_and_economic_perspe ctive_0.pdf (access date: 08.02.2017).
11. Термин государственно-частное партнерство [Электронный ресурс]: Европейская экономическая комиссия «Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере ГЧП» / Организация Объединенных наций.
2008. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/ceci/publications/ppp_r.pdf (дата обращения: 08.02.2016).
12. Public Private Partnership in Education // A report by Education International. Brussels, September 2009. p. 184.
13. ГЧП-закон: что в имени тебе моем? // Информационные материалы консалтингового агентства «Vegas Lex». Июль, 2015. URL: http://www.vegaslex.ru/upload/iblock/2a5/ 07.2015.pdf (дата обращения:
08.02.2017) .
14. Понятие партнерства [Электронный ресурс] // Экономический словарь терминов. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/18915 (дата обращения: 08.02.2017).
15. Закон о государственно-частном партнерстве: руководство по применению [Электронный ресурс] // Центр развития ГЧП. URL: http://pppcenter.ru/assets/docs/Zakon-Block_28-09-2015_v01.pdf (дата обращения:
08.02.2017) .
16. Gerrard M.B. What are public-private partnerships, and how do they work? // Finance & Development, 2008. №3. 17-21.
17. Айрапетян М. С. Зарубежный опыт использования государственночастного партнерства [Электронный ресурс] // Портал Г осударственно-частное партнерство в России. 2009. URL: http://www.ppp-russia.ru/analitica/item-1.html (дата обращения: 08.02.2017).
18. Коновалова М. Е. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики России [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики, 2010. № 2 (34). URL: http://www.m- economy.ru/art.php?nArtId=3082 (дата обращения: 08.02.2017).
19. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 63.
20. Бруссер П.А. Финансовые модели и основные финансовые инструменты ГЧП [Электронный ресурс] // Презентация ОАО Газпромбанк. 08.2014. URL: http://www.mgimo.ru/files/238488/presentation.pdf (дата обращения:
10.02.2017) .
21. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного
партнерства в Субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Центр развития государственно-частного партнерства. Москва, 2013. URL: http://pppcenter.ru/assets/files/presentations/GChP-Recommend_web.pdf (дата
обращения: 08.03.2017).
22. Справка об основных изменениях в Федеральный закон «О
концессионных соглашениях» [Электронный ресурс] // Г осударственно-частное партнерство в России. 25.04.2012. URL:
http://www.pppinrussia.ru/userfiles/upload/files/artikles/koncessia.pdf (дата
обращения: 08.02.2017).
23. Панкратов О. Риски уходят в сторону [Электронный ресурс] // Российская газета. 22.04.2014. URL: http://www.rg.ru/2014/04/22/riski.html (дата обращения: 08.02.2017).
24. Климов П.Е. Распределение рисков в проектах государственно - частного партнерства [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал: Управление экономическими системами. 27.08.2012. URL: http://uecs.ru/uecs44- 442012/item/1510-2012-08-27-06-32-50 (дата обращения: 08.02.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ